Июнь 2016 / Сиван 5776

Труд и отдых

“Сочетание изучения Торы с занятием каким-либо ремеслом – вещь замечательная.” (Поучения отцов)

Евреи считают, что человек приходит в мир, чтобы служить Б-гу. Иудаизм утверждает, что для правильного выполнения этой задачи, человек должен работать. Работа важна не только потому, что дает возможность зарабатывать на жизнь, но и как соедство развития личности.

 

РАБОТА И ЧЕЛОВЕК

По мнению иудаизма, важно, чтобы человек занимался профессиональной деятельностью. “Безделие ведет к безнравственности”, - говорит один из мудрецов в Мишне ; “Оно ведет к мрачному состоянию духа”, - говорит другой. Гармоничный человек – это тот, кто работая, отводит определенное время занятиям Торой. Все мудрецы, упоминаемые в Талмуде, занимались каким-либо ремеслом, среди самых выдающихся мудрецов того времени были кузнец, сапожник, крестьянин, каменщик, ткач и купец.

Труд возвышает человека над животным. Талмуд рассказывает о том, как Б-г изгнал Адама из рая (Бытие 3:17-19). Когда Б-г сказал ему, что из земли будут произрастать колючки и чертополох, Адам с ужасом подумал, что ему придется “пастись” в поисках пищи также, как делают это животные. Но тут Б-г сказал ему: “В поте лица своего будешь ты есть свой хлеб.” Услышав это, Адам вздохнул с облегчением. Он понял, что сможет сам зарабатывать свой хлеб. Быть человеком – значит трудиться, осваивать природу и нести за нее ответственность.

По мнению евреев, работа также необходима для выполнения воли Б-га. В иудаизме нет понятия отшельник – человек, удалившийся от мира труда и человеческих отношений, чтобы проводить все время в поисках духовного. Это значит, что человек должен служить Б-гу, активно функционируя в этом мире и внося Его волю во все сферы деятельности.

“Труд прекрасен. Присутствие Б-га было в народе Израиля, когда они занялись полезным трудом.” (Мидраш)

 

РАБОТА И ОБЩИНА

Труд также важен для здоровья общины. Человеку необходимо чувство своей полезности обществу..Талмуд оассказывает имторию о старике, сажавшем дерево. Проходивший мимо римлянин спросил его, зачем он так тяжело трудится, если очевидно, что ему не дожить до того, как дерево будет плодоносить. Старик ответил: “Как мой отец сажал для меня, так я сажаю для детей своих.”

В здоровом обществе каждый вносит свою долю в общее благо. Безработица опасна для общества, так как в некоторых случаях создает почву для преступления. “Научи сына ремеслу, - говорит Талмуд, - иначе ты научишь его стать разбойником.” Евреям разрешается заниматься любой профессией, кроме тех, что чреваты опасностью для людей – физической (например, торговля наркотиками) или нравственной (как торговля порнографической литературой). На самом деле, в соответствии с еврейским вероучением, это также запрещено и неевреям.

 

ДЕЛОВАЯ ЭТИКА

Очень часто этичное поведение в деловой сфере выгодно. Например, торговец, имеющий репутацию честного человека, привлечет больше клиентов, чем тот, чья репутация сомнительна. Другими словами, быть честным выгодно.

В соответствии с еврейским взглядом на вещи, такой подход далек от нравственного., потому что не принимает во внимание намерение человека. Бизнесмен с легкостью может дать клиенту недобросовестный совет или скрыть информацию, сохраняя при этом свою хорошую репутацию. У евреев деловая деятельность основана на выполнении воли Б-га как в намерении, так и в поступке.По этой причине почти всякий раз, когда Тора устанавливает правило ведения дел, она добавляет “И ты должен бояться Б-га твоего”. Б-г знает, каковы были истинные намерения человека.

Мидраш рассказывает историю о человеке, который подошел к мудрецу, когда тот молился, желая что-то купить у него. Мудрец не хотел прерывать молитву, и потому не ответил ему. Покупатель решил, что мудрец хочет получить за свой товар более высокую цену, и предложил больше. Ответа вновь не последовало. Человек снова поднял цену. В этот момент мудрец закончил молитву и сказал: “Сын мой, как только ты ко мне подошел, я сразу решил продать тебе то, что ты хочешь купить, а затем перестал думать об этом, чтобы сосредоточиться на молитве. Поскольку я принял твое первое предложение, я продам тебе товар по той цене.”

113.jpg (18048 bytes)
Еврейский летний лагерь: дневная молитва на открытом воздухе

 

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

За много веков до появления профсоюзов галаха определила основы производственных отношений. По еврейскому закону, отношения между работодателем и работником рассматриваются как контракт. Нарушить такой контракт – значит совершить грех. По этой причине работодатель обязан выплачивать заработную плату вовремя, не сделать этого равносильно грабежу.

С другой стороны, работнику запрещено использовать рабочее время для посторонних занятий. Это также равносильно грабежу. Закон даже разрешает работнику произносить некоторые из молитв, оставаясь на дереве или на строительных лесах, а также ограничиться краткой формой благодарственной молитвы после еды , с тем чтобы он не “обкрадывал” работодателя.

...Работодатель, со своей стороны, не может заставить работника трудиться больше времени, чем оговорено в контракте. Он также обязан уважать местные обычаи. Например, там, где принято, чтобы хозяин кормил работников обедом, это вменяется ему в обязанность.

 

ОТДЫХ

Евреи, как и все люди, отдыхают по-разному. Некоторые любят развлечения, другие предпочитают активный отдых, третьи посвящают свободное время своим увлечениям. Существуют, однако, некоторые ограничения. Во-первых, евреям запрещено подвергать себя ненужной опасности. Это означает, что они не могут заниматься такими вещами, как, например, планерный спорт или мотогонки. Во-вторых, виды развлечений, несовместимые с еврейским стандартом скромности (например, стриптиз), также запрещены для евреев.

Общий принцип, определяющий формы отдыха у евреев, – это возможность осуществлять повседневную практику еврейской жизни. Многие евреи проводят отпуск только там, где есть гарантированная возможность молиться в миньяне и получать кашерную пищу. В еврейских летних лагерях организуются регулярные занятия. Они обычно довольно короткие, поскольку их главная цель – дать евреям возможность не прожить ни одного дня без занятия Торой.

 

ЗАДАНИЯ

  • Что, по-вашему, имели ввиду мудрецы, говоря, (а) что безделие ведет к мрачному состоянию духа; (б) научи своего сына ремеслу, иначе ты научишь его стать разбойником?
  • Какие виды деятельности запрещены евреям? Приведите примеры (в дополнение к приведенным выше).
  • Что скрывается за термином “деловая этика”? В чем основной принцип еврейской деловой этики?
  • Расскажите о взгляде евреев на отношения работодателя и работника. Какие постановления мудрецов позволяют людям выполнять свои религиозные обязанности, находясь на работе?
  • Вы организуете лагеро отдыха для религиозных евреев. Что вы включите в программу, а что нет? Объясните свой ответ.
Вопросы сексаПрава человека