Ноябрь 2017 / Кислев 5778

Рав Звулун Шварцман посетил московский колель "Биркас Ицхак"

Рав Звулун Шварцман посетил московский колель "Биркас Ицхак"

Рав дал урок по теме законов Шабата, когда делается некое запрещенное алахой действие, которое человек не намеревался делать. Например если идти по улице, на которой установлены датчики движения и включаются камеры безопасности или дополнительное освещение. Также была рассмотрена ситуация с холодильником, открытие дверцы в котором приводит к тому что включается его мотор. 

Причем во-первых следует отметить что на сегодня по всем мнениям алаха считает что замыкание и размыкание электрических цепей в Шабат является запретом из Торы. Поэтому весь вопрос сводится к тому, как расценивать те или иные действия - являются ли они непосредственным построением электрической цепи, или же нет. Приведем такой пример: вы открыли дверцу холодильника чтобы достать оттуда салат и поставить на стол. При этом в холодильник попал теплый воздух, и термостат холодильника включил систему охлаждения, чтобы вернуть температуру до необходимого уровня. Как нам расценить это действие: как непосредственное включение мотора, или же как "грама" - лишь опосредованное действие, вероятность происхождения которого совсем не 100%?

Для примера еще приведем другую ситуацию. Человек закрывает баночку с вареньем, в которую возможно что залетела оса или пчела (Если они там точно находятся - то это похоже на запрещенное в шабат действие охоты). Рашба приводит другой случай. Допустим, в дом забежал олень (в Израиле например и сегодня можно встретить небольшого оленя на окраине Иерусалима!), а хозяин дома хочет уйти по делам. Пишет Рашба, что если он сейчас закроет дверь только для того чтобы поймать оленя - это будет запрещено (Тора запрещает евреям охотиться и ловить животных в шабат). Но разрешено закрыть дом, чтобы не зашли воры. И хотя олень при этом тоже окажется пойманным. 

Общее правило в разрешении Рашба таково: когда выполняется одно действие, у которого есть несколько значений, и одно из этих значений разрешено - разрешено и само действие. Чтобы поймать оленя (нельзя в шабат) - надо закрыть дверь. И чтобы закрыть дом от воров (можно в шабат) - надо закрыть дверь.

Правда ситуация Рашба не очень похожа на ситуацию с дверцей холодильника, поскольку никто не включает мотор холодильника открытием двери на длительное время - для этого есть совсем другие инструменты.

Что же касается конкретной алахи, то по поводу прохода в зоне видимости видеокамер наблюдения еврейский закон разрешает не обращать на них внимания. А в отношении холодильника принято открывать дверцу когда мотор уже работает (и конечно же любой религиозный еврей знает что еще до шабата надо выкрутить лампочку или заклеить датчик открытия двери).

11 тевета 5769