Октябрь 2018 / Хешван 5779

Шрайбер Н. «Сынок, женись на еврейке»

В повествовании, построенным по принципу диалога с сыном, автор приводит житейские истории, доказательства из еврейских книг и просто логические доводы в пользу того, что стоит сочетаться браком только с представительницами своего вероисповедания.

Бройде С.-З. «Дом учения Мусар в Кельме»

Эта публикация - небольшие выдержки из книги, которая готовится к печати равом Хаимом Бурштейном. Публикуется биография рава Симхи Зисселя Бройде (Сабы из Кельма) - основателя Дома учения в Кельме, а также вступление книги.

Бурштейн Х. «Книга Иегошуа»

Книга пророка Иегошуа является первой книгой Танаха и повествует о вступлении еврейского народа в Землю Израиля и завоевании Эрец Исраэль от семи канаанских народов. Весь Израиль оказался свидетелем великих чудес и откровений во время войны с народами, населявшими Эрец Канаан, когда наш народ находился в таком духовном состоянии, что был достоин чуда. Начался долгий и непростой период перехода Земли Канаанской в состояние Земли Израиля, куда после египетского изгнания возвратился народ, видящий своё предназначение в служении единому Б-гу. Земля Израиля начинает процесс приобретения гармонии и связи со своим народом и Творцом.

Бурштейн Х. «Книга Судей»

Период Судей продолжался примерно 400 лет. Тринадцать судей правили и возглавляли еврейский народ в течение этого времени. Тринадцать исторических эпох с их особенными испытаниями, трудностями и подчинением народам мира пришлось пройти нашему народу. Суть проблемы сводилась к тому, что народ разбрелся по Земле Израиля, поделив ее между коленами. Пропало то состояние ясного видения Б-га, как это было при исходе из Египта и во время пути в пустыне. Великие учителя, которые были в те времена, не могли охватить все просторы Святой Земли, чтобы передать знания и свет Торы ее жителям. Начинаются духовные сбои. В каждом поколении суть этих сбоев и посланных в связи с этим испытаний была своя. В своем милосердии Всевышний посылает народу Израиля тринадцать судей для их обучения и возвращения к свету Торы.

Бурштейн Х. «Книга пророка Ирмиягу»

Пророк Ирмиягу – великий пророк периода правления пяти последних царей Иудеи, потомков царя Давида. Ирмиягу удостоился стать великим пророком Израиля в заслугу праотцов. Его отец, Хилкиягу, был пророком и первосвященником Иерусалимского Храма во время жизни праведного царя Иошиягу. Ирмиягу стал пророком в 3124 г. от сотворения мира (626 г. до н. э.) и пророчествовал именем Б-га 40 лет вплоть до разрушения Иерусалима и Первого Иерусалимского Храма, после чего пропал дар пророчества в Израиле и мир погрузился во тьму. Пророк указывал на грех и духовный сбой глубоко поразивший сердце и душу человека. Он предвидел в своих пророчествах, что это приведет к разрушению Иерусалима и Божественного Храма, а еврейский народ будет уведен в вавилонское изгнание. Пророк призывал евреев к тшуве (раскаянию) и возвращению к надлежащей духовной форме человека, и это цель, которой мы не достигли до сего дня. Пророк Ирмиягу обращается к Израилю со словами убеждения, увещевания, произносит свои пророчества возле ворот Храма, возле царского дворца, плачет о будущем разрушении священного города Иерусалима и Божественного Храма.

Бурштейн Х. «Книга пророка Йехезкеля»

Пророк Йехезкель бен Бузи был Главой поколения Вавилонского пленения. Он был изгнан из Иерусалима Невухаднецаром – царем Вавилона за одиннадцать лет до разрушения Храма вместе с царем Йехинией и духовными руководителями народа Израиля. Пророк Йехезкель начал свою книгу за семь лет до разрушения Храма в Иерусалиме, когда увидел как над рекой Квар пронеслась Б-жественная Колесница – Престол Правления для того, чтобы забрать Шехину (Б-жественное присутствие) из Иерусалима и бросить на священный город угли будущего пожара. Его пророчества не были обращены к жителям Иерусалима. Главой поколения на Святой Земле в те времена был пророк Ирмеягу, который пытался увещевать уцелевших в Сионе оставить пути греха и спасти от уничтожения великий город и Б-жественный Храм. Поколение вавилонского изгнания, Главой которого был пророк Йехезкель, смогло исполнить свою задачу – «вернуть былую красоту» – связь между Б-гом и человеком и удостоилось основания Второго Храма.

Бурштейн Х. «Книга Даниэля»

Повествование Книги Даниэля начинается с того, что Невухаднецар, царь Вавилонии, повелел разыскать среди изгнанников юношей смышленых во всякой мудрости, обладающих знанием и понятливых в науке, из потомков царя Иудеи – царя Хизкиягу, об особом величии которого знал Невухаднецар, чтобы избрать из их числа советников царя Вавилонии. Невухаднецар пожелал использовать интеллектуальный, духовный и религиозный потенциал царства Израиля в интересах народов мира. Впервые в истории святость Израиля начинает питать "оболочки" народов мира. Книга Даниэля повествует о четырех царствах – четырех изгнаниях, через которые должен был пройти еврейский народ для завершения испытания и исправления на пути к дереву жизни, – приходу Машиаха.

Бурштейн Х. «Последние пророки Иудеи»

Последние пророки Иудеи: Хагай, Зехария, Малахи жили в одно и то же время, написали очень короткие, но необычайно емкие книги пророчества. Пророк Хагай заложил духовную основу для строительства II Храма, пророк Зехария предупреждал, что II Храм будет разрушен и лишь III Храм приведет мир к Дням Машиаха. Пророк Малахи во мраке вавилонского изгнания раскрыл нам далекое будущее III Храма. И в этих пророчествах суть и смысл нашего существования и бессмертия наших душ.

Бурштейн Х. «Книга пророка Иешаягу»

"Хазон Иешаягу" – видение исторического процесса 4 изгнаний Израиля, которые завершатся приходом Машиаха и воцарением Всевышнего в сотворенном Им мире, который у Него украли люди... У пророка Иешаягу были две основные последовательные задачи. Привести мир к Концу Дней – помазанию на вечное царство царя Хизкиягу, чтобы нашествие царя Ассирии Санхерива стало последней войной в истории человеческого общества – Санхерив стал Гогом, царем Магога, а царь Хизкиягу – Машиахом, помазанником на царство Всевышнего на земле. Когда этого не получилось, у пророка осталась одна задача: утешение Израиля на многие поколения изгнания и пленения в четырех царствах.

Бурштейн Х. «Еврейский взгляд на мир»

Цель этого цикла лекций – показать слушателям тайны Торы и то, каким образом достаточно сложные на первый взгляд и неясные тексты обогащают нас ясным и конкретным знанием о Б-ге. Те, кто ожидают от Танаха описания общей картины мира - географии, истории, этнографии в стиле западной культуры, могут разочароваться. Священное Писание вообще не предназначено для этих целей. Наши мудрецы сказали: "Если бы евреи не грешили, то Всевышний дал бы нам только Тору и книгу Иегошуа, раскрывающую святость и особенность Земли Израиля". Это означает, что Книги Пророков предназначены спасти Израиль от греха, показав истинную картину мира и Творца, скрывающегося за занавесом постоянства законов природы.

Бурштейн Х. «Цари Израиля I»

Книга пророка Шмуэля охватывает исторический период конца эпохи Судей и начала царства Израиля - перехода от старейшин к пророкам. После исхода из Египта, перехода по расступившемуся морю и явных чудес, которые сопровождали наш народ во время сорокалетнего странствия по Синайской пустыне, после завоевания и разделения земли Израиля между коленами Израилевыми начинается период Судей. Пророк Шмуэль написал книгу, изучению которой и посвящены 20 лекций этого труда. Я рекомендую сначала внимательно прочитать книгу пророка Шмуэля, а затем слушать лекции по порядку, ибо без предыдущей лекции будет трудно понять следующую.

Бурштейн Х. «Цари Израиля II»

Книга Царей охватывает исторический период царства Иудеи и Израиля, начиная с царя Шломо, который построил Иерусалимский Храм, и заканчивая царем Цидкиягу, в дни которого за наши грехи Храм был разрушен и еврейский народ изгнан в Вавилон. Цари Иудеи в своем большинстве были праведными, и каждый из них внес особый, неповторимый вклад в нашу историю. Иначе сложилась судьба 10 колен Северного царства Израиля, во главе которого, за исключением царя Егу, стояли нечестивые цари. Они привели народ Израиля к изгнанию в Ассирию в дни царя Гошеа и полному исчезновению до собрания изгнанных в период Машиаха. Пророк Ирмиягу записал Книгу Царей, изучению которой и посвящены 25 лекций этого труда, цель которого раскрыть великие образы Танаха и научить слушателя глубокому и рациональному подходу к изучению Священного Писания. Я рекомендую сначала внимательно прочитать Книгу Царей, а затем слушать лекции по порядку, ибо без предыдущей лекции будет трудно понять следующую.

Дайгин Ю. (пер., лит. обр.) «Необычные еврейские сказки»

Сборник представляет собой семь мистических сказок XI-XVII веков, переведённые на русский язык, в литературной обработке и снабжённые замечательными иллюстрациями

Ратнер Д. «Мы выбираем судьбу или судьба выбирает нас»

Исторический роман писательницы Дины Ратнер о жизни Шломо ибн Гвироля

Горловиц Й.Ю. «Уровень человека II»

Зачастую Мусар переводят на другие языки словом «этика». Но это неясное, размытое понятие. «Мусар» происходит от слова «Мосарот» — вожжи. Каждый из нас имеет в себе свою лошадку или порой — другую зверушку. Дикий конь рвется вперед и не хочет подчиниться никакому управлению и ограничению. Но где нам взять силы, чтобы воцарить духовность над нашим животным началом? В Мусаре...

Горловиц Й.Ю. «Уровень человека I»

Раби Йосеф-Юзл бар Шломо-Залман Горовиц (Саба из Новардока; ок.5608-5680 (ок.1848-1920 гг.) — выдающийся мыслитель и педагог, один из духовных лидеров движения Мусар. Занимаясь мусаром с учениками, р. Йосеф-Юзл разработал систему психотехнических упражнений, способствующих духовному росту и преодолению негативных качеств характера.

Виленский Гаон «Совершенная мера»

Книга "Совершенная мера" посвящена мзучению тайны человека, его духовных сил, сокровищ души и служению человека Творцу мира, чтобы привести его в духовное состояние, которое Б-г хочет видеть в человеке, сотворив его по своему образу и подобию.

Ратнер Д. «Опыт одиночества»

Новая книга израильской и российской писательницы, доктора философии Дины Ратнер об опыте одиноче-ства, дающим силы быть самим собой. О поисках чело-веком себя, каким смыслом мы наполняем свою жизнь, тем и живем. Об исторической памяти и надежде вос-становить свой дом, в котором мудрец станет цениться выше богача, а праведник выше вельможи. Сюжеты произведений основаны на реальных событи-ях, подлинных человеческих страстях и раздумьях.

Эрез О. «Из глубин (извлечения)»

Из глубин

Как достойно выстоять в повседневных жизненных испытаниях

Советы, основанные на учении
раби Нахмана из Бреслева

Рав Офер Эрез


הרב עופר ארז "ממעמקים"
תורגם לרוסית

ספרים אחרים של המחבר
קול התור
הר המור
ועוד
יכולים לראות את ספריו של המחבר באתר

Шальман А. «Как надо учить в начальных классах и... получать удовольствие»

Автор этой книги Ави Шальман - один из ведущих участников всех программ еврейского образования. Он начал свою просветительскую деятельность с преподавания в первых классах и вскоре достиг высот педагогического мастерства. Тридцать лет назад он написал эту книгу в помощь своим коллегам, а спустя некоторое время стал "учителем учителей" и возглавил программу повышения квалификации.

«Тора в зоопарке»

“Тора в зоопарке” – это новая увлекательная образовательная программа, использующая удивительный мир дикой природы для ознакомления с еврейской традицией. Она переносит нас в Библейский зоопарк Иерусалима, а также в другие зоопарки и парки-сафари в различных точках планеты.

«Мишна Трактат Мегила»

Подробному разбору законов о чтении Мегилы в праздник Пурим посвящен этот трактат Мишны. Кроме того, он рассматривает тему о чтении Торы и гафтары в субботы, праздники и прочие времена. Законам о чтении Торы и гафтары посвящены главы 3-4 этого трактата Мишны, а в качестве введения к ним сообщаются также законы о святости синагоги и о различных принадлежностях Б-гослужения.

Орловек Н. «Мой сын - мой ученик»

“Дисциплина”, которая держится на запугивании, испарится, как только ученика освободят - или он сам себя освободит - от страха. Тогда выходят наружу неприязнь и желание бунтовать, и "ученик" начинает противиться самым простым и оправданным просьбам.
Также и Раши объясняет, что воздействовать на человека нужно не устрашением и насилием. В Торе сказано “взял” человека (как Авраам взял жену с ее родины в другую страну), и речь здесь идет не о насилии, которое в этой ситуации запрещено, а о том, что он убедил ее “красивыми словами”!

Орловек Н. «Мой ученик - мой сын»

Каждый класс уникален. То есть каждый класс приносит свои волнения и проблемы. Рав Гершель Машинский, который в течение сорока пяти лет преподавал в ешиве Спринг Вэлли (и пусть он продолжает это до ста двадцати лет), сказал мне, что за всю жизнь еще не видел двух одинаковых классов. Он считает, что каждый класс и каждый ученик заслуживают особого, позитивного обращения.

Бахья бен Йосеф бен Пакуда «Обязанности сердца (Ховот а-Левавот)»

Рабейну, наш учитель и наставник, посвятил этот труд объяснению четырех из тринадцати основ веры: Провидение, Награда и Наказание, Приход Машиаха и Воскрешение мёртвых. Именно эти основы нуждаются в глубоком и подробном объяснении, поскольку события, происходящие в мире, на первый взгляд демонстрируют отсутствие всякого провидения, и трудно проследить, к чему всё движется, чего хочет Творец от созданного Им мира, к чему Он его ведёт и что произойдет в будущем.

Хефец Хаим «Краткая книга заповедений»

В Танахе сказано: "Счастлив человек, боящийся Всевышнего и страстно любящий Его заповеди" (Теилим 112:1). Слова "боящийся Всевышнего" относятся к запрещающим заповедям Торы, в то время как слова "страстно любящий Его заповеди" относятся к заповедям повелительным. Автор книги - рабби Исраэль Меир Акоэн, более известный по названию его главной книги - Хефец Хаим.

Казаченко Б.Н. «Крымчаки»

Книга «Расстрелянный народ» содержит безмолвные свидетельства трагической гибели целого (древнего и однокоренного с названием полуострова Крым) народа – крымчаков; народа, уничтоженного фашистами лишь за то, что те, являясь потомками хазар, придерживались иудейского вероисповедания. Издание этой Книги является логическим продолжением серии научной литературы о Холокосте в Крыму. Книга содержит краткие биографические сведения обо всех крымчаках, в жизнь и судьбы которых вмешалась война.

Биргер Т., Грин Д. «Завтра не наступит никогда»

Эта книга — рассказ о трагической судьбе еврейской девочки, пережившей во время войны все ужасы Ковенского гетто, подневольного труда и нацистского лагеря смерти Штуттгоф.

Таубер Э. «Тьма перед рассветом: Катастрофа и возвышение через страдание»

Поколение, живущее после Катастрофы, по праву называют осиротевшим. Катастрофа уничтожила не только шесть миллионов еврейских жизней, но и несчетное количество мудрецов Торы, которые были глазами народа. Это заставляет нас, слепых, наощупь искать ответы на множество вопросов.

Гольдинг С. «Опровержение христианских учений»

В данной брошюре рассмотрены основные тексты из еврейской Библии, которые христианские фундаменталисты считают относящимися подтверждающими христианский канон. Основное внимание автор уделяет текстологическому анализу источников. Все русские переводы приводятся по Синодальному изданию, в необходимых случаях, с необходимыми поправками и изменениями в соответствии с еврейским оригиналом.