«Необъяснимое» влияние

Как-то в Израиле, в одном из только что построенных районов Иерусалима, муниципальные власти готовили к открытию детский сад. И тут между религиозными и нерелигиозными семьями возник конфликт. Родители малышей никак не могли достичь единого мнения по самым разным вопросам: питание (какой экшер), будущие воспитатели (обязательна ли их религиозность), учебные программы, оформление стен, какие должны быть игрушки и книжки... Вообще, это можно было понять. Религиозным родителям не хотелось, чтобы на их детей оказывала влияние нерелигиозная среда. А нерелигиозные мамы и папы боялись, что их чада начнут задавать различные ненужные вопросы. Ну, например. «Почему папа Шифры ходит в синагогу, а наш папа - нет? Или, почему мама Рози носит головной убор и длинную юбку, а наша мама не носит, и даже ходит с открытыми руками?»

Спор получился таким горячим и так затянулся, что районная управа была вынуждена выдвинуть ультиматум: либо все родители приходят к немедленному соглашению, либо... Вплоть до перепрофилирования объекта.

Оказавшись в столь жестких рамках, религиозная группа родителей решила обратиться к Главе поколения Стайплеру, благословенной памяти. Пришли к нему делегацией. Всех волновало, можно ли пойти на уступки. И, если да, то в чем? Раввин сказал, что на уступки пойти можно. Пусть педагогов и образовательные программы утверждает нерелигиозная сторона. А вот оформление помещений детского сада должны, — обязаны(!) - взять на себя религиозные родители. Стены нужно украсить портретами выдающихся раввинов, больших праведников, а если в игровых комнатах будут висеть картинки с животными, то пусть это будут только кошерные животные — коровки, овечки, курочки... Прошло много лет. Один из родителей, участвовавших в упомянутом споре, решил проверить, что мы имеем «в сухом остатке».

Он подробно исследовал вопрос и в результате получил ошеломляющий ответ: все дети из нерелигиозных семей, посещавшие тот самый сад, так или иначе стали соблюдающими евреями. А дети, чьи родители были религиозными, в большинстве своем - знатоки Торы. Многие из них преподают в йешивах и коллелях.

И этот человек решает снова пойти к Стайплеру, чтобы спросить, на чем он основывал свое предвидение. А Стайплер ответил, что все это вытекает из главы Вайеце (см. прошлую недельную главу).

Вспомните действия Яакова, после того, как он понял, что от Лавана ему честности не дождаться. Он приводил стада на водопой и перед разгорячающимися животными втыкал в землю специальным образом обструганные прутики — крапчатые, полосатые и т.п. И приплод получался соответствующий — крапчатый, полосатый...

«Те образы, которые нас окружают, - сказал Стайплер, - очень влияют на нас. И особенно в раннем возрасте!

Маленькие дети в религиозных и нерелигиозных семьях обычно не очень отличаются друг от друга. И те и другие любят пошуметь, поозорничать, примерить на себя разные роли, как плохие, так и хорошие...

Они любят сладости, сказки, родительскую ласку, новые игрушки... Что-то существенно меняется только после Бар-мицвы. Мальчик из религиозной семьи надевает шляпу, идет учиться в иешиву и становится серьезным. В то же время у нерелигиозного подростка начинается переходный возраст: возникают разнообразные комплексы, ему теперь сложно ладить и со сверстниками, и с родителями. Образование, любые обязанности становятся второстепенными, третьестепенными, на первое место выдвигаются всевозможные «соревнования»: с родителями - «чье слово последнее», со сверстниками — у кого папа богаче, кто в наименьшей степени маменькин сынок, кто не боится опасностей... Ясно, что подобный соревновательный дух влечет за собой разнообразные риски, и может привести к физической или духовной гибели ребенка».

Итак, как в религиозной, так и в нерелигиозной семье, детей не узнать. Но по-разному. В чем же дело?! А вот в чём. Пока дитя мало, йецер кара не имеет силы, ведь ребенок еще ничего никому не должен. Злое начало до поры до времени спит, но - с открытыми глазами. Все видит, примечает и «мотает на ус». После Бар-мицвы йецер ара поднимается в полный рост (ведь ребенок уже должен соблюдать заповеди!). Теперь йецер вооружен всем, что усвоил, пока дремал. У того ребенка, в жизнь которого вошли субботний стол и рассказы о праведниках, одна ситуация... У того, кто воспитан телевизором, рекламой, и «стрелялками» — другая.. С кем поведешься...

Как думаете, стоит воспользоваться этим опытом во имя наших же детей?!

Должны победить и этого!

В нашей, недельной главе описана борьба между ангелом Эйсава и Яаковом.

У каждого народа есть свой ангел, но ангел потомков Эйсава — Сатан, он же йецер ара.

Мидраш говорит, что в ту ночь он предстал в трех ипостасях: в виде разбойника, мудреца и пастуха.

На протяжении всей истории существования еврейского народа Сатан стремился нас одолеть разными путями. Первый из них — физичecкoe уничтожение, вреев пытались уничтожить римляне, инквизиция, фашисты... Эту форму борьбы символизирует именно «разбойник». Второй путь — интеллектуальный. К нему можно отнести средневековые диспуты, аскалу (движение поборников просвещения), навязывание иной культуры и иных традиций (например, греческих). Здесь за дело берется «мудрец», которому чужда грубая физическая сила, претит все, что связано с насилием и кровопролитием. Он пытается победить эрудицией, логикой и «духовностью».

Третий — путь «пастуха». Но кто такой пастух? Вспомните, какую работу выбирали наши праотцы. Работу пастуха, поскольку она оставляет много свободного времени, и его можно посвятить изучению Торы, молитве, размышлениям. Но чем заполняли свое свободное время пастухи неевреи? Хорошо, если игрой на дудочке. Чаше они предавались болтовне, лени, праздности.

Сейчас нас не уничтожают массово, слава Б-гу. Убедить нас поменять веру, тоже особо не пытаются. Однако, злое начало в облике пастуха идет с нами рука об руку. И это — проблема. Нам лень... Мы не можем собраться, не можем сосредоточиться. Не любим напрягаться. А это самое опасное. «Пастух» пришел к Яакову последним. То есть это «последний патрон», на который надеется зло. Так давайте же постараемся совладать с ним, как мы совладали с первыми двумя ипостасями йецер ара.

р.Леви-Ицхак Шпендик по материалам вестника "Кol Уaakov"