Шабат Тшува


 О чём говорить с детьми за шабатним столом? Этот вопрос занимает многих. В серии этих статей, мы попытаемся приводить простые притчи и рассказы, связаные с недельной главой Торы или с текущими праздниками. Мы надеемся, что сможем помочь родителям донести до детей и до своего собственного сердца смысл еврейского образа жизни.

Как правильно прожить жизнь?

 

(К шабату “раскаяния” который приходится между Рош Ашана и Йом Кипур.)

Притча, которую мы сейчас расскажем, написана в книге - “Акедат Ицхак”.
У великого царя одного государства было 3 сына. Когда мальчики подросли, царь позвал их и сказал им- “Дорогие сыновья! Я бы хотел назначить вас на самые важные должности в своём государстве. Но по закону, министром может стать только человек, который особенно отличился в чём то. Поэтому я вам предоставлю корабль и пошлю вас в путешествие, на какое то время, а вы постарайтесь отличится там своим умом и благородным поведением.”
Сыновья поблагодарили отца и отправились в путь. Они плыли несколько дней или недель и причалили к берегу, рядом с прекрасным садом. Этот сад был огорожен высоким забором, но даже через него было видно, что этот сад полон прекрасных деревьев, цветов и птиц.
Три принца подошли к воротам и увидели троих сторожей. Первый был глубоким старцем, второй больной, покрытый проказой, а третий мудрец со светящимися глазами.
Каждый из страж обратился к ним с наставлением. Первый сказал - “Заходите, дети мои в сад, но помните, что в какой-то момент вы будете обязаны покинуть его!” Второй сказал - “Вы можете кушать плоды сада, и получать удовольствие от всего его содержимого, но знайте, что нет разрешения ничего выносить из сада!”
Третий сказал - “Остерегайтесь пользоваться плодами сада с умом и не ешьте ядовитых плодов.”
Сыновья внимательно выслушали сторожей, и зашли в сад. Перед ними открылся необычайной красоты пейзаж. Прекрасные, благоухающие цветы, растущие у подножья плодовых деревьев, поющие птицы и цветущие кустарники. Все растения были рассажены с умом и росли в прекрасной гармонии. Когда сыновья углубились внутрь сада, они обнаружили ручейки и фонтаны, необыкновенной красоты озёра по которым плавали лебеди, а по берегам, которых росли диковинные растения. Во всём была видна непостижимая мудрость архитектора сада. К тому же по всем углам сада были разбросаны драгоценные камни, жемчуг и золото, которые переливались при солнечном свете.
В первые дни пребывания братьев в саду, они ходили вместе. Но через какое-то время их пути расстались и каждый нашёл себе занятие, которое привлекало его. Один из них увлёкся великолепными по вкусу плодами сада, и все дни был поглощен в еду и питьё.
Второй сын работал над тем чтобы победить страсть к плодам, так-как по его мнению было намного более важное занятие, чем обжорство. Он начал собирать драгоценности, а когда в его карманах и сумке, уже не было места, он превратил свой плащ в мешок и начал заполнять его. И так он был всё время занят погоней за золотом и алмазами, и не щадя себя пытался найти всё новые способы набрать как можно больше добра. О своём здоровье он не как не заботился, не ел и не пил, и выглядел просто страшно.
Третьему сыну не нравилось поведение братьев и он решил пойти другим путём. Он погрузился в изучение архитектуры и построения сада. Он проверил как устроены водопады и ручьи и каким образом, построено орошение сада. Он следил за природой животных и растений сада. Чем больше он углублялся в своём изучение, тем больше понимал с какой великой мудростью был создан сад. Его любознательность привела его к открытию книг, которые были написаны создателем сада, и мальчик принялся добросовестно изучать их, черпая оттуда глубокие знания. Между делом, он пробовал от плодов сада, и пил чистую воду из ручейков. И несколько драгоценных камней, он тоже собрал и положил в карман.

В одни прекрасный день, в сад пришёл посланник царя, позвал братьев и сообщил им что пришло их время возвращаться во дворец.
Когда сыновья услышали это сообщение, они поспешили к выходу, для того чтобы вернуться домой.
Первый сын, выйдя из сада, не как не мог привыкнуть к жизни без постоянного обжорства, он заболел и умер. Второй сын подошёл к выходу, еле тяня ноги, он был нагружен мешками с драгоценностями. Но сторожи, отняли у него всё и ещё и побили в добавок, за то что пытался вынести имущество сада. Его тяжёлый образ жизни, полностью изменили его внешность, он уже не был похож на принца, а на какого-то ободранного скитальца. И так измученный и расстроенный он продолжил свой путь к царю.
Третий сын очень обрадовался, когда услышал приказ царя. “На конец то я смогу поделится с папой, всей той мудростью, которую я выучил тут.” подумал он.
Проходя мима сторожей он показал им горсть драгоценностей которые он между прочим собрал и так как он не был загружен ими, ему разрешили их взять с собой.
Когда два брата пришли к воротам дворца, один подрос и окреп и выглядел приятно и опрятно, а второй был побитый и раненый. Слуги царя сразу узнали в первом сына царя и с почестями повели его во дворец. А второго никто не узнал. Они приняли его за какого то бродягу и прогнали из дворца.
Умный сын пришёл к отцу и рассказал ему о мудрости, которой он научился. Обрадовался царь и сказал- “Теперь я вижу кто на самом деле достоин быть министром в моём государстве!” И царь назначил сына на важную должность.



(Можно спросить детей- о ком они думают намекает каждый из героев притчи? И в чём заключается мораль сказки.)
Три сына это все люди которых создал Творец мира, и послал их в этот мир для того чтобы отличится в нём своим поведением и удостоится доли в грядущем мире, в мире душ.
Ведь человек создан из души и тела. Тело это временная оболочка, которая после смерти возвращается в прах, а душа возвращается к Творцу, чтобы отчитаться о проделанной работе.
Когда душа опускается в этот мир, она получает три наставления. Первое ей говорит первый человек, который передаёт то - о чём ему было сказано - “Так как из праха ты и в прах вернешься” - твой пребывание в этом мире временное!
Второе ей говорит Иов который сказал во время своих страшных страданий- “нагой я вышел из живота своей матери и нагой я вернусь туда”, знай что не чего из земных благ ты не возьмешь с собой после смерти!
И третье наставление от Моше рабейну - “Выбери жизнь!” Веди себя по Торе чтобы потом удостоится вечной жизни в грядущем мире.

Мораль притчи заключается в том, что все удовольствия этого мира, лживы и не постоянны. Поведение братьев и их судьбы это урок для нас. Каждый еврей должен проверить свои поступки и побуждения. Правильно ли он понимает смысл своей жизни? И особенно сейчас в десять дней раскаяния, когда есть особая заповедь о “тшуве”.