Вопреки рациональному

Написано в Теhилим : «Хвалите Г-спода, все народы, славьте Его, все племена; потому что велика милость Его к нам...» (псалом 117). Однажды царский министр Столыпин спросил у реб Ицеле из Воложина: «Не понимаю, почему за милость к евреям хвалить Г-спода должны все народы и племена? Пусть евреи сами хвалят Б-га" за милость к ним, а мы будем хвалить Его за милость к нам!» «Этот стих, по всей вероятности, говорит о милости к евреям, про которую только неевреи и знают. Нам разве могут быть известны злодейские планы против нас, вынашивающиеся, например, в Петербурге? Слава Б-ту, их авторам не все удается претворить в жизнь! Вот почему за милость к евреям только вы и можете возносить восхваления Творцу», - ответил реб Ицеле.

Таким же образом рав Ицхак Зеев из Бриска объясняет ту особую благодарность К Б-гу, которую возносит Итро. «И сказал Итро: Благословен Г-сподь, который избавил вас от руки египтян... поскольку то, что они злоумышляли против вас, они получили в наказание» (Шмот 18,10-11). «Только Итро, - говорит рав из Бриска, - в прошлом один из трех советников Паро, мог знать, насколько страшны были планы, вынашиваемые фараоном в отношении евреев. Только Итро мог высказать такое восхваление Вс-вышнему, увидев еврейский народ «спасенным и готовым получить Тору».

В Талмуде приводится спор о том, в какой момент пришел Итро: до или после дарования Торы. Нет и единого мнения по поводу его отъезда из стана Моше: уехал ли насовсем? Однако, все согласны, что прибыв в пустыню, Итро принял гиюр. На самом деле, Итро демонстрирует хорошие человеческие качества задолго до момента, описанного в нашей главе. Он, прямой потомок Мицраима, сына Хама, прародителя египтян, узнав о намерениях фараона в отношении евреев, бежит из Египта и укрывается в Мидьяне. Там процветает идолопоклонство, и многие идолы встречаются Йитро впервые, их не было в Египте. Казалось бы, он, жрец-идолопоклонник со стажем, должен прийти в восторг. Но нет! Он решает проверить, истинна ли каждая из известных служб. В итоге, отказывается от всего этого «великолепия» и принимает Единого Б-га.

Знакомство с Моше еще в Мидьяне также оказывает сильное влияние на миро

воззрение Итро. Тем не менее, окончательный и решительный шаг предпринимается не сразу. Только увидев благополучный финал, он присоединяется к еврейскому народу целиком и полностью. Сочувствия евреям, веры в то, что они избранный народ, неприятия египетской идеологии, оказалось для Итро недостаточно. Он нуждался в реальном подтверждении того, что евреи находятся под защитой Вс-вышнего, и только получив его, присоединился полностью. Да, Итро "считался самым" умным среди народов и царей, да, он своим путем пришел К истине, но он все-таки не был готов принять на себя бремя, которое нес избранный народ в египетском изгнании.

На самом деле, рациональность, присущая Итро, его стремление идти по возможности наиболее легким путем, находят свое отражение в том совете, который он дает Моше в нашей недельной главе. Увидев, как зять лично передает Тору всему народу, Итро говорит, что это неправильно, неэффективно, так как приводит к усталости и учителя, и учеников.

С разрешения. Вс-вышнего, Моше использует совет тестя и возлагает определенные обязанности на лидеров колен.

Не смотря на все уважение, которое Моше выказывает тестю, он вскоре «отпускает его домой». Это место в Торе не следует понимать буквально. Имеется в виду, что советы Итро больше Моше не нужны. Рациональный и практический подход, очень ценный для той среды, в которой Итро жил прежде, не вполне подходит лидерам еврейского народа в их служении Творцу. «Если бы ты опирался только на свой рационализм, то, скорее всего, был бы еще дома», - говорит Моше тестю. Однако, нельзя забывать, что Итро, движимый побуждением послужить Б-гу и истине, снискал к себе заслуженное уважение. И оно навечно записано в Торе. Мудрецы, считающие, что Итро все-таки уехал в Мидьян, говорят что в конце концов он не смог полностью оторваться от прежней жизни. Главным фактором, влекшим его обратно, были финансовые перспективы, му было сложно как оставаться в пустыне, в ожидании хлеба с Небес, так и идти долгим путем к неизвестной земле. Ведь в Мидьяне у него остались владения и богатства.

Но даже если Итро действительно простился с Моше и его семьей, влияние его личности сказалось на будущих поколениях сыновей Моше. Среди них рождались и те, кто приходил к идолопоклонству. То есть, несмотря на то, что дети Моше были полными праведниками, годы детства, проведенные с дедом в Мидьяне, повлияли на их потомков. Может быть; еще и поэтому Моше действительно не хотел, чтобы тесть надолго оставался в пустыне. А увидев, что даже после гиюра, в его советах отражается его натура, Моше утвердился в своей позиции. -Рациональный подход к Торе требуется для материального обеспечения исполнения заповедей. Но в идеологии евреев отражается полная вера в Тору и Вс-вышнего, даже, когда кажется, что все нереально.

Именно при получении Торы евреи сказали «наасе ве-нишма» - «будем исполнять и узнавать».

«Как вы могли пообещать соблюдать Тору, пока еще не изучили ее?» - спросил один нееврей у Мудреца. Ответ он не получил. Для человека, не живущего Торой, не принявшего на себя ее заповеди, это действительно непонятно и невозможно.

Опыт еврейского народа, на протяжении многих поколений, доказывает, что решение «принять» было правильным. Мы верим, что вскоре, в наши дни, все народы увидят, насколько оно было удачным.

р. Акива Йосович - по материалам вестника "Кol Уaakov"