Декабрь 2024 / Кислев 5785

«Опоры» для Торы

Из недельной главы Пкудей мы во всех подробностях знаем о том. сколько и каких материалов пошло на постройку Мишкана. Дается информация по золоту, серебру, меди, драгоценным камням и т.д., и т.п.

Мне бы хотелось обратить внимание читателя на серебряные приношения, из которых Вс-вышний приказал сделать подножия шатра. В главе 38, в стихах 25-2/ сказано: «Серебра же от общественного исчисления 100 талантов и 1775 шекелей. И пошло 100 талантов серебра на отливку подножия опор святилища и подножий завесы». Святой Хофец Хаим, светлой памяти праведника, говорит: участие своими приношениями в изготовлении подножий храмовых столбов, обеспечивало каждому еврею его личную долю в "Храме. Он проводит аналогию: есть те, кто учит Тору, и те, кто их поддерживает. Сам Шатер Откровения символизирует тех, кто учится. Подножие — это благотворители, спонсоры, поддерживающие первых материально.

Увы, не все так гладко в нашем мире. Есть йецер ара, и он старается разрушить гармонию. Изо всех сил он пытается не дать студентам учиться. Не выходит. (Прошу учесть: это написано около 100 лет назад). Йецеру не остается ничего другого, как активно мешать тем, чей удел поддерживать изучающих Тору. К сожалению, здесь он гораздо легче добивается успехов, поскольку состоятельные евреи зачастую не понимают важности изучения Торы.

От себя добавлю: сегодня в мире много богатых евреев (слава Б-гу). По официальным данным, в США 2% евреев, и среди самых богатых людей США—23 % евреев. Нельзя сказать, что они скупы. Многие из них дают большие пожертвования. Но только 20% этих пожертвований имеют «еврейский вектор» - идут на поддержку еврейских организаций и Израиля. Остальное —на галереи, музеи и прочие вещи, ничего общего не имеющие с еврейством. Но и 20% с «еврейским вектором», не идут на поддержку Торы. Статистических данных на этот счет нет, но каждый руководитель Йешивы знает, как трудно сегодня обеспечивать ее нормальную жизнедеятельность. Хофец Хаим, ссылаясь на книгу «Зоhар», говорит: не случайно ангел Эйсава, терпя поражение в поединке с Яаковом, понимая, что победы ему не добиться, т.е. не отвратить Яакова от изучения Торы, предпринимает последнее, что можно еще сделать— наносит увечье бедренному суставу своего противника, выводит из строя опору. В этом намек на меценатов, поддерживающих изучение Торы. В этом проблема, которая будет иметь место на протяжении всей последующей истории. С материальной поддержкой изучения Торы всегда сопряжены большие трудности.

Однажды некий богатый человек оправдывался перед Хофец Хаимом за то, что мало жертвует на Йешиву. Он давал всего 12 рублей в год и сетовал, что никак не может выкроить больше. Хофец Хаим, выслушав богача, спросил: «Сколько стоит комплект шелковых занавесок для каждого из окон, получивших «обнову»?» Тот сказал: «25 рублей». Хофец Хаим не успокаивался: «На скольких окнах ты поменял шторы?» Богач ответил, что на шести. И тогда Хофец Хаим сказал ему: «Подумай сам. На такую не очень важную вещь ты потратил 150 рублей! А чтобы поддержать славу Вс-вышнего в мире—всего 12 рублей! Я удивляюсь тебе».

Один из учеников Хофец Хаима женился, и получив за невестой огромное приданое, разбогател. «Когда я был беден, - признался он своему учителю, - мечтал давать большую цдоку и помогать людям. А теперь, разбогатев, испытываю трудность в том, чтобы оторвать от себя даже копейку! Почему так?»

Учитель сказал: «Всякий, кто поднимается и дробно, и материально, кто становится выше других, получает больший йецер ара. Казалось бы, разбогатев, человек должен давать больше. Но йецер вырос вместе с ним и мешает расстаться даже с теми копейками, которые человек давал будучи бедным». «Что же делать?» - спросил ученик. «Давать, не раздумывая. Как человек, собравшийся опуститься в холодную микву. Нужно сразу в нее прыгнуть, а не думать и взвешивать перед тем, как войти».

Мы сейчас в последнем изгнании. Множество страданий выпало на нашу долю за эти 2000 лет. И конца им не видно. Почти каждый день случаются страшные беды со многими и многими людьми. Не считаю возможным «иллюстрировать» это утверждение. Да оно и не нуждается ни в каких иллюстрациях. Имеющий уши—да услышит. Имеющий глаза—да увидит. Скажу честно: мне страшно. Мне становится плохо, если я раскрываю газету или включаю радио. Послушав или почитав новости, не могу ни молиться, ни учиться.

Мой учитель рав Цви Вассерман, долгих лет ему жизни, поставил меня на ноги в начале моего возвращения к Торе. Он и теперь является моим духовным наставником. На вопрос, «что будет дальше?», подразумевающий, что хуже быть не может, он неизменно отвечает: «До прихода Машиаха будет еще хуже!»

Что остается делать? Естественно, прикладывать все силы, чтобы прекратился этот галут. Это в наших интересах.

Знаменитый комментатор Торы, святой Ор hа-Хаим, пишет:    «Наше окончательное избавление произойдет благодаря нашему учителю Моше, светлой памяти. Главной миссией его жизни была Тора, и он не хочет избавлять людей, отлынивающих от ее изучения». Комментарии излишни. Давайте сделаем максимальные усилия. Пусть каждый из нас внесет свой вклад в то, чтобы быстрее пришло избавление.

р.Шломо Шапиро