Когда наступает Шабат...

Строительству Переносного Храма были посвящены две предыдущие главы. В начале недельной главы Ки Тиса говорится о завершении всех работ, и сразу же после этого Вс-вышний велит евреям соблюдать Шабат. Получается, что даже сооружение Храма должно прекращаться на время Шабата. Таково самое простое объяснение.

Но ведь Храм — то место, где присутствие Б-га, Шхина, ощущается во все дни так же реально, как и тогда, когда наступает время Шабата! Те, кто был занят постройкой Мишкана, могли бы счесть это достаточно убедительным аргументом, чтобы работы не прекращались и в Субботу. Без особого запрета, переданного Моше Б-гом, возможно так бы и было. Когда строительство завершится, и Служение в Храме будет идти ежедневно, в том числе в праздники и Шабаты, несмотря на «нарушение» их законов. (Например, забой и сожжение животных. Потому, что Шхина в Храме всегда, независимо от соблюдения законов Шабата).

Так почему же такое важное дело, нацеленное на создание места, где будет Шхина, Творец повелел прекращать на Субботу?!

Потому что строительство Храма, хоть и большая мицва, но не имеет статуса Служения.

Из данного места в Торе Мудрецы учат законы Шабата со всеми деталями и подробностями, и выводят 39 видов запрещенных работ.

Строительство Храма включает в себя весь спектр созидательных действий человека. А все, что мы делаем в этом мире, нацелено на обеспечение Шабата, то есть на создание условий для Шхины. Следовательно, эти работы завершают перед наступлением Шабата, и не продолжают в Шабат.

Мидраш Танхума приводит странный разговор между римским правителем Турнусруфусом и Рабби Акивой. Первый имел склонность спорить о Торе, приводя многочисленные аргументы в пользу ее полного неприятия. И, несмотря на то, что Рабби Акива всегда разбивал его доводы в пух и прах, он ничуть не уставал от бесконечных дискуссий и всегда был готов затеять новый спор. Вообще, Турнусруфус - личность известная. Он вошел в историю как тот самый злодей, который сжигал Свитки Торы 17-го Тамуза.

Как-то, встретив Рабби Акиву в Шабат, он спросил:    «Интересно, как этот день отличается от других дней?» «Как ты отличаешься от других людей», - сказал Рабби Акива. Турнусруфуса это не удовлетворило: «А как ты понял мой вопрос? И что имеешь в виду, отвечая? Что до меня, то Б-г пожелал, чтоб я стал правителем, и потому выделил меня и наделил властью надо всеми». «Так же Он пожелал, чтоб все видели, что Он — Царь Царей, и потому Он выделил Шабат из других дней». «Почему же тогда Он делает работу в Шабат?- спросил Турнусруфус. - Переносит ветры и облака и дожди из одного владения в другое?» «Ты же неплохо осведомлен в наших законах. Если два еврея живут в одном дворе и не сделали эрув, им нельзя переносить как из частного владении в общее, так и в самом дворе. Но если хозяин один, если весь двор принадлежит ему, то даже будь двор огромным, превышающим размеры Римской столицы Антухии, нет никакого запрета переносить во всех его пределах. Поскольку Вс-вышний — единственный Хозяин всего мира, Он, перенося, не нарушает никаких законов Шабата!»

Как всегда, история, приведенная в Мидраше, несет в себе глубокий смысл, замаскированный под простой «оберткой». Турнусруфус считает, что еврейский народ, в том угнетенном и подавленном состоянии, в котором он пребывает сейчас, уже не может считаться избранным народом. Тогда каким образом евреи чувствуют присутствие Творца в своей жизни? И по какому праву соблюдают День Отдыха, установленный Б-гом, в то время, как их хозяева должны работать? Рабби Акива отвечает: какое право имеешь ты, смертный, считать себя властелином над людьми? Ведь все они родились похожими на тебя! А Турнусруфус говорит, что сам факт непревзойденной римской власти есть проявление воли Б-га, -раз уж у этой власти такой успех. Рабби Акива возражает: Б-г, наделивший смертного римлянина властью, Сам повелел евреям уважать Себя напрямую, соблюдая Его Шабат, - соблюдая всегда, даже под гнетом римских (и прочих) властителей. Но Турнусруфус возражает: даже Б-г разрешает в Шабат работы, необходимые для поддержания существования Его творения. Ветры и дожди, - работа, которой Творец занимается и в Шабат. Значит, и вам, евреям, положено работать — чтобы поддерживать римскую империю. Ведь по Его воле она создана. И Рабби Акива приводит в пример перенесение в эрувной зоне: Вс-вышний здесь — единственный хозяин. Мы в сравнении с Ним — никто. И чья-то власть ничего не значит.

Есть и более глубокие объяснения данного Мидраша. Ограничимся пока лишь этим.

р. Акива Йосович