Никто не застрахован

Хочу привести статью из сборника «Ор Яhель», составленного равом Шоломом Швадроном из лекций рава Иеhуды Лейба Хасмана, главы Раввинского Суда в городе Сточин, а в последствии машгиаха Иешивы «Хеврон». Рав Хасман был замечательным оратором, что видно буквально из каждого произнесенного им слова. Книга «Ор Яhель» отличается красивым языком, изобилует длинными цитатами, трудно поддающимися переводу. Однако, тексты ее так интересны и значительны, что стоит попытаться.

Рав Хасман приводит Мидраш из Ялкут Шимони на посук в Шир hа Ширим (7): «Вернись, вернись Шуламит, вернись к нам». Как объясняют Мудрецы, это призыв народов мира, обращенный к еврейскому народу. Неевреи пытаются уговорить нас остаться среди них и с ними, обещают за это посты, чины и всяческие блага. Еврейский народ отвечает (ответ — в продолжении этого посука): «Что предлагаете вы Шуламит? Подобно ли оно кругу, которым стоим мы в лагере?»

Как объясняют Мудрецы, нет ничего для евреев лучше, чем форма лагеря, окружающего Мишкан в пустыне, - где каждое колено занимает свое место и снабжено своим флагом.

Действительно, из этих слов мы видим, как ценны для евреев были их флаги и тот порядок, согласно которому они располагались вокруг Мишкана. Мудрецы говорят: когда Вс-вышний раскрылся евреям на горе Синай, чтобы передать им Тору, с Ним пришли 22000 армий ангелов, каждая их которых имела свой флаг. Увидев это, евреи возжелали того же. «Как хорошо было бы такое для нас!» - попросили они Вс-вышнего. Вс-вышний пообещал и велел Моше сделать каждому из колен его флаг, с его символикой. «И так пусть они живут вокруг Мишкана».

Как говорит рав Лейб Хасман, мы, наверное, никогда не сумеем понять, что же это было такое и почему евреи так сильно этого захотели. Вообще, разве мы способны представить, как выглядит хотя бы один ангел? Тем непостижимее способность видеть 22000 армий ангелов и осознавать, в чем суть их флагов, символов и порядка! Ведь не увидев и не осознав, наши предки не смогли бы захотеть того же и для себя! Нам достаточно принять тот факт, что евреи это увидели, и согласиться с тем, что это свидетельствует об их высочайшем уровне и их способности построить себя таким же образом. А то, что они на свой счет не ошибались, подтверждается согласием Творца. Он повелевает Моше, чтобы для народа было сделано нечто подобное.

(И действительно, евреи, получив флаги и порядок, испытали настолько сильное и радостное чувство духовного подъема, что через долгие годы и даже столетия оно продолжает работать. Память о нем не ослабевает и отвращает от всех благ, предлагаемых другими народами).

Но, что интересно. В Мидраше Раба на нашу недельную главу разбирается посук, в котором приведены слова Творца: «Каждый со своим флагом и символом — /так/ будет жить еврейский народ по семьям их отцов». Как говорится в Мидраше, эти слова свидетельствуют, что порядок расстановки колен сохранился у евреев как традиция, пришедшая от отцов. Именно так двенадцать братьев несли гроб Яакова из Еигипта, чтобы похоронить его в Израиле, и это в точности совпадало с порядком, указанным Б-гом Моше. Как объясняет Мидраш, ссылка на «семьи отцов», используется Торцом не случайно. Он успокаивает Моше, когда тот сомневается, что народ будет послушен: «Если я назову им их соседей и укажу расположение их шатров, они могут заартачиться и заявить, что хотят быть в соседстве с другими коленами, или стоять в другом месте». Говоря о «семьях отцов», Б-г напоминает Моше, что этот порядок для евреев не внове, он уже известен.

Но вообще-то, сомнения Моше кажутся странными. Люди на таком уровне! Просят Вс-вышнего дать им флаги, как у ангелов... Неужели они могут начать капризничать, как в детском саду? Так хотят они получить то, что им так понравилось, или не хотят? Эти сомнения и колебания, говорит нам рав Хасман, показывают, что даже ясное понимание того, какой выбор правилен, где правда, а где ложь, еще не является достаточным основанием, чтобы человек действовал наилучшим образом (даже согласно собственному знанию и пониманию!). Нередко бывает, что от правильных действий его уводит нехватка комфорта и уважительности, иногда мнимая, но все равно оказывающая сильнейшее влияние. Из-за этой «нехватки» человек будет поступать вопреки собственному знанию и пониманию, - лишь бы добиться почета и максимума удобств. Влияние йецер ара настолько сильно, стремление к удобствам и почестям, так неудержимо, что человек способен пожертвовать даже очень значимым духовным подарком, который Б-г уже согласился ему вручить (будь то флаг, как у ангелов, или порядок в стане евреев).

Рав Хасман не дает определенного ответа на поставленный вопрос, он только показывает, что несмотря на непостижимость действий наших предков, на совершенную невозможность для нас осознать их уровень, нам, тем не менее (а может быть, и тем более), важно из слов Моше сделать полезный вывод: даже самый умный и высокодуховный человек не застрахован от глупых решений в сферах, где хозяйничает йецер, опирающийся на самоуважение и самолюбие.

р. Акива Йосович - по материалам вестника "Кol Уaakov"