Такой короткий праздник

В этом году праздник Шавуот начнется во вторник вечером и продолжится до выхода звезд в четверг.

Согласно закону Торы, Шавуот — это один день. Но вне Израиля, по традиции, из-за того, что возможна задержка информации из Иерусалима о наступлении нового месяца, праздничные дни удваиваются. Из трех праздников, указанных в Торе, этот — самый короткий. Правда, ученики Байтуса, настаивали на двухдневном праздновании Шавуот. Они объясняли: счет Омера следует начинать не со второго дня Песаха, как сказано в Торе, а в первую после Песаха субботу, вечером, и тогда Шавуот всегда будет приходиться на воскресенье. И праздник получится лучше, если евреи будут два дня отдыхать.

На самом деле, не лишне разобраться, почему действительно этот праздник столь короток, в отличие от других праздников. Я хочу предложить несколько ответов, которые, надеюсь, помогут понять сущность праздника и разрешить поставленный вопрос.

1. В первую очередь, приведу комментарий Рамбана на посуки Торы в главе Эмор. Он не дает прямого ответа на наш вопрос, но говорит, что Шавуот — это, по сути, продолжение и завершение Песаха. Ведь не случайно мы между ними ведем счет дней. Точно так же во время выхода из Египта дарование Торы явилось прямым продолжением чуда Исхода. Оно было целью Исхода.

Как говорит Рамбан, дни между праздниками Песах и Шавуот похожи на длинные холь-hа моэд. Б этот период мы празднуем путь — физический и, что еще более важно, духовный, - проделанный нашими предками. Путь преодоления дистанции от статуса рабов в Египте до избранных, получающих Тору у горы Синай. Значит, по Рамбану, у нас не должно быть вопроса, связанного с краткостью праздника Шавуот, поскольку этот праздник — последний день самого длинного из наших праздников.

Действительно, комментарий Рамбана по-новому раскрывает место Шавуот в общем ряду наших праздников.

2. На самом деле, у этого праздника есть парный праздник, самостоятельность которого менее заметна. Речь идет о 8-м дне после семи дней Суккота, о Шмини Ацерет. Хотя Шмини Ацерет не стоит сам по себе, неотрывно следуя за длинным Суккотом, он считается отдельным праздником, и жертвоприношения этого праздника специальные, не связанные ни с суккой, ни с лулавом. Есть много общего между Шмини Ацерет и Шавуот. Не случайно Мудрецы называют Шавуот также и Ацерет. Тора не занимается раскрытием главной идеи этих двух праздников, но мы знаем, что и Шавуот, и Шмини Ацерет являются днями особой близости еврейского народа ко Вс-вышнему. Мидраш дает красивую аллегорию, объясняя суть праздника Шмини Ацерет. Отвечая на вопрос, почему в этот день в жертву приносят всего одного быка и одного козла, в отличие от большего числа животных, приносимых в каждый день Суккот, Мидраш говорит, что Суккот — праздник, в котором участвуют все народы мира. А по завершении «общего банкета» Вс-вышний, как Царь царевичу, предлагает евреям попировать наедине. То же и с праздником Шавуот: дарование Торы — это исключительно интимная акция между Б-гом и еврейским народом. Вс-вышний один в этом мире, и еврейский народ — Его единственный избранный народ. Многодневные праздники не вполне соответствуют таким отношениям.

3. День дарования Торы подобен дню свадьбы еврейского народа и Вс-вышнего. Свадьба — общий праздник, устраивающийся для родственников, друзей и т.д. Бывает, что и молодожены получают удовольствие от своей свадьбы, но затевается она не только для них. Им конечно приятно, когда приходит много гостей, чтобы их поздравить, разделить их радость, но они ждут, чтобы все поскорее закончилось и можно было бы остаться наедине. Свадьба не должна быть слишком длинной. Она — только красивое начало, а настоящая совместная жизнь наступает после.

Так же и Шавуот. Он не должен быть слишком длинным. Наоборот, то что он длится всего один день, показывает: евреям и Вс-вышнему предстоит продолжительная и плодотворная совместная жизнь.

Строго говоря, между праздником Шавуот и свадьбой нет полного сходства. Ведь участниками этого праздника являются исключительно двое — еврейский народ и Вс-вышний. Чужие отсутствуют. И все же есть различие между праздником, в котором участвует весь народ, и тем ежедневным единением с Творцом, которое достигается каждым евреем лично, каждым в отдельности, путем занятий Торой.

4. Еще один важный смысловой момент заключается в том, что праздник Шавуот связан с самым большим за всю историю человечества подарком.

Вообще, дарение значительных подарков, когда даритель и одариваемый относятся друг к другу с уважением, обычно сопровождается торжественной церемонией. Если речь идет о вручении символического подарка (ценного, но не представляющего практической пользы), очень важно, чтобы церемония была как можно более пышной, даже грандиозной. Но когда подарок скорее полезен, чем символичен, и его предстоит использовать постоянно и с удовольствием, пышность церемонии ни к чему. Наоборот! Если церемония все-таки пышная, это свидетельствует, что одариваемый не видит в подарке практической пользы, относится к нему как к символу, и не собирается использовать. Наилучшая благодарность за полезный подарок — немедленное его использование. И когда речь идет о даровании Торы, удлинение праздника ни к чему. Больше того, в самой Торе есть правило, согласно которому нельзя откладывать мицвот, так как они могут прокиснуть. Когда у еврея есть возможность выполнить мицву, но он этого не делает немедленно, вкус мицвы портится. Ведь нельзя оставлять нетронутым красивый торт, чтобы получать удовольствие, только любуясь, — не съешь сразу, потом выкинешь.

5. Праздники Песах и Суккот празднуются из-за событий в пустыне, которые происходили в течение протяженного времени. Все чудеса, сопряженные с выходом из Египта, не случились в один день. И то, что пережили евреи в пустыне, когда Вс-вышний укрывал их облаками славы, тоже продолжалось 40 лет.

Но дарование Торы происходит один раз и за один день.

Вот те различия между праздниками, суть которых лежит на поверхности и ее несложно понять. Но, если копнуть поглубже, обнаруживается, что различия эти более принципиальны. Комментаторы говорят, что праздники и особые даты еврейского календаря носят циклический характер. Из года в год, в те же самые дни, в которые когда-то происходили выдающиеся события, возникает та же сила, та же энергия, которая позволила этим событиям совершиться. Каждый год мы вновь получаем такую же возможность. Это правило в точности относится и к Песах, и к Суккот. А вот к Шавуот как раз не относится. Кроме того, что Шавуот не имеет закрепленной календарной даты, дарование Торы произошло один раз. После этого, по словам Мудрецов, Б-г не дает новой информации. Ее следует извлекать из уже полученной Торы. В Талмуде есть примеры того, когда мнение Мудрецов и мнение Б-га по поводу того или иного закона не совпадает. Но после дарования Торы законы определяется мнением Мудрецов. Вс-вышний их больше не устанавливает. Это значит, что продвижение в изучении Торы должно идти только от нас самих. Семидневные праздники показывают, что это цикличная система, повторяющаяся из года в год во всех поколениях. Однодневные - что событие было разовым, а дальнейшее зависит исключительно от нашей работы.

р. Акива Йосович - по материалам вестника "Кol Уaakov"