Оберегающая заповедь

В конце главы Шлах, сразу же после истории с человеком, вышедшим собирать дрова в Шабат, Тора рассказывает о заповеди цицит. Эта заповедь—одна из важнейших. Мы читаем ее два раза в день, утром и вечером, как третью часть Шма.

Мудрецы говорили (Тана дбей Элияhу): Моше сокрушался и жаловался Вс-вышнему, что нарушение Шабата (сбор дров) произошло по «забывчивости». Нечему было напомнить в Шабат о запрете работать. В будние дни, надевая тфилин, евреи вспоминают заповеди и не грешат. Но в Шабат тфилин не надевают, а значит, как могут помнить?

И тогда Вс-вышний ответил: «Вот у них есть цицит, о котором сказано в Торе: человек будет видеть его на себе и вспоминать все заповеди Творца».

В Талмуде (Трактат Менахот, 43.6) сказано: тот факт, что нас окружают постоянные заповеди, - тфилин на голове и руке, цицит в одежде и мезуза на двери, - показывает большую любовь Вс-вышнего к избранному им народу. И, более того: эти три заповеди охраняют человека от греха.

Что касается заповеди тфилин и мезузы, то мы действительно читаем о них в первой и второй частях Шма. Нам заповедано: эти слова из Торы, написанные на пергаменте, нужно повязать на голову и на руку, а также прикрепить к дверному косяку. Заповеди тфилин и мезузы явно связаны друг с другом. ТА в том, и в другом случаях слова Шма пишутся и используются как предмет мицвы.

Но как цицит, у которого нет такой святости, приравнивается к тфилину и мезузе?

В Талмуде сказано, что цицит приобретают за небольшие деньги, но выполняют, благодаря ему, особо важную мицву. Нужно всего лишь прикрепить несколько ниток к одежде. Интересно то, как именно выполняется эта заповедь. Ведь она связана с одеждой, которая по-хорошему не нужна (нееврею цицит представляется чем-то немыслимым, непонятным, необъяснимым).

Строго говоря, одежда не была предусмотрена изначально. Она появилась в результате грехопадения первого человека. В изменившемся из-за ошибки Адама мире у одежды появился ряд важных функций. Чтобы понять это наилучшим образом, обратимся к тому месту Торы, где говорится оо особо важных заповедях, связанных с одеждой священнослужителей. Не случайно здесь так подробно и во всех деталях указано, во что должен быть облачен копен во время служения в Храме. Важно понимать, что человек, занимающийся в материальном мире делом, связанным со много оолее высокими уровнями и мирами, не касающимися нашего мира, естественно должен стесняться такого положения. Укрывая себя подобающей одеждой, человек показывает свою скромность по отношению ко Вс-вышнему и демонстрирует уважение к возложенной на него миссии и правильное понимание своей роли.

Именно из заповеди одежды коhенов в Храме Талмуд делает выводы, связанные с шабатной одеждой. Любой еврей, встречая Шабат, должен осознавать, что в данный момент он как бы прикасается к своему статусу в будущем мире, и что это много выше того статуса, в котором он находится в материальном мире. Чтобы подчеркнуть это понимание, нужно особым образом переодеться.

Но вернемся к заповеди цицит. Именно она придает особый смысл той одежде, которая используется человеком. После грехопадения, в результате которого появилось злое начало, заповедь цицит помогает избавляться от его влияния. Она напоминает нам о том, что ецер hapa идет не изнутри. Несмотря на то, что мы ощущаем действие ецер hapa, как свои желания, это вне нас. Действие злого начала всегда и обязательно начинается извне. Цицит помогает это понять. Он показывает: тело —вещь, которую можно укрыть. Кроме того, внешний вид цицит напоминает нам о мицвот.

Тфилин влияет на мысли, сердце и внутренние силы человека. Для такого влияния нужен фрагмент Свитка Торы. Но цицит влияет на внешние мицвот, он охраняет от внешних факторов, побуждающих нарушить запреты.

В Шабат, когда внутренний уровень еврея действительно высок, тфилин не нужен. Но без цицит не обойтись никогда. Охрана от дурных влияний, действующих извне, нужна человеку каждый день. Не будем забывать, что змей сумел втереться в доверие и напакостить Адаму и Хаве даже в райском саду.

р. Акива Йосович - по материалам вестника "Кol Уaakov"