Лилипуты в стране гулливеров

Основная тема текущей недельной главы — рассказ о разведчиках, отправленных евреями в страну Кнаан. Как известно, по возвращении, из 12 «бойцов разведотряда» только двое, Калев и Йеhошуа, настаивали на том, что страна прекрасна и нужно не медля войти в нее. Остальные же десять были преисполнены страха и так убедительно живописали те ужасы, которые ждут евреев, вздумай они двигаться, согласно заключенной с Б-гом договоренности, что без особого труда убедили многих. Представляете: работы нет, теракты, жара... Ну это так, к слову.

Среди неприятных впечатлений, оставленных разведывательной акцией, было и такое... «И там мы видели великанов... стали мы в глазах своих как саранча, и такими были в их глазах» (Бемидбар 13,33). Раши пишет:    «...мы (разведчики) слышали, что они (великаны) говорят друг другу: смотри, муравьи  в винограднике — похожи на людей!»

В тексте Торы речь идет о саранче. Откуда же взялись муравьи?

В Трактате Талмуда Сота (35а), где затрагивается, в том числе, и тема разведчиков, сказано: великаны говорили друг другу о человечках величиной с саранчу. Это вынуждает одного из комментаторов, рабейну Элияhу Мизрахи, считать слово «муравьи» опечаткой, или, скорее, опиской переписчика.  

Есть и другой подход: слово «муравьи» уместно. (Возможно, Раши приводит не вышеупомянутый отрывок из Талмуда, а известный только ему Мидраш). Видимое расхождение между текстом Торы и комментарием Раши автор «Кли Якир» объясняет так. Разведчики, сравнив свои размеры с великаньими, подумали, что должны казаться этим громадинам маленькими, как саранча. Но издалека (свысока), все кажется еще мельче; чем на самом деле. Вот великаны и «обозвали» разведчиков муравьями. Маhараль из Праги идет по тому же пути. Он считает, что разведчики указали правильные пропорции. Великаны же воспользовались словом «муравьи» для обозначения чего-то очень маленького и незначительного. Как бы то ни было, бойцы «разведотряда» показались себе ничтожными по сравнению с «коренными» жителями страны. И кнаанейцы согласились с такой оценкой.

Отсюда делаем вывод: как человек сам себя воспринимает, так его воспринимают и другие. В книге «Минха Хадаша» эта идея выражена поговоркой: ведущий себя подобйо овце будет съеден волком.

Рабейну Овадья из Бартенуры, опираясь на вышеприведенный комментарий Раши, идет еще дальше. Он говорит: «Тот, кому кажется, что он, по сравнению с другими, подобен саранче, в чужих глазах окажется еще мельче, и будет муравьем!» Конечно же, не следует впадать в ,другую крайность и предаваться гордыне. Человек должен стараться правильно себя оценивать, уважать свои таланты и умения, даже если они меньше, чем у других, или не так востребованы. Творец дал каждому его индивидуальные способности, которыми он может и должен пользоваться для Служения. Написано: «кинат софрим тарбе хохма»    - «зависть книжников увеличивает мудрость». Когда кто-то видит, как учит Тору и выполняет заповеди его сосед, естественно у него возникает желание быть не хуже. Это желание должно помочь человеку укрепиться в Торе, продвинуться еще дальше.

В Израиле, где почти каждый. религиозный еврей с. детства идет по. накатанному пути - хедер, йешива, коллель, - с «завистью книжников» проблем, как правило, не возникает. Тем более, что в молодости ей сопутствует задор и энтузиазм.

Тот, кто приходит к Торе в зрелом возрасте, знакомится с иудаизмоммна семинаре и продолжает это знакомство эпизодически, рискует, затормозиться в.росте. Разумеется, для кого-то и это уйсе высший уровень, и,. Ане всякого сомнения,- за достижение любого уровня положена награда. Но иногда приходит самоуспокоение: мол, куда мне продвигаться, большим раввином уже все всегда. Кто-то может «найти, себя» в тонкостях 11־алахи, кто-то в Талмуде, кто-то в обсуждении этических проблем, для кого-томоткроется волшебный мир молитвы. И человек почувствует, что он не просто один из членов общины, но ощутит себя личностью, способцой делать открытия в Торе, ставить уместные вопросы и находить уверенные ответы.

В заключение две истории.

Будущий рав Мордехай Гифтер, он же будущий руководитель Йешивы «Тельз», в юном возрасте над своей кроватью повесил фотопортреты больших раввйнов, оставив в центре пустое место.

«А это для кого?» - поинтересовалась мать.

«Для меня!» - ответил, ребенок.  

Некий хасидский ребе однажды спросил своего ученика:  «Кем ты стремишься стать?»

Тот скромно ответил: «...простым евреем!»

Ребе недовольно покачал головой: «Когда я был молодым хасидом, я хотел быть таким же, как Бааль Шем-Тов. И кем стал? Простым евреем! Если сознательно не завысить планку, кем вообще можно стать?!»

р.Шломо Залман Кренцель - по материалам вестника "Кol Уaakov"