Истинность наших намерений

Написано в Талмуде: «Кто тот, постоянно дающий цдоку ? Он тот, кто всегда обеспечивает свою жену и детей».

И еще одна цитата: «Шесть дней ты должен работать», - так сказано в Торе.

Как благородно стремление человека выполнить эти заповеди! Цдока, трудолюбие и забота о близких делает ему честь. Однако ровно до той поры, пока он не впадает в крайность и не посвящает всю свою жизнь погоне за заработком, заработком и заработком. Тогда усердие его на трудовом поприще становится беспредельным и он, увы, уже не задумывается, о том, что на самом деле избрал себе жизнь раба.

Пока Адам был в раю, его опекали ангелы. Они отвечали за полное обеспечение его нужд. А он лишь сидел над Торой. После грехопадения, Вс-вышний проклял человека, а вместе с ним весь его род, и сделал так, чтобы хлеб свой он зарабатывал потом. Нельзя забывать, что стараясь больше и больше заработать, мы множим это проклятие.

Хочу привести слова из книги «Пути праведников» (глава 21): «Полагаться на Вс-вышнего — это на 100% верить, что Он назначил для каждого его заработок. От Рош hа-Шана и до Рош hа-Шапа, не зависимо от степени рвения. А также верить, что никто кроме Б-га не может отнять назначенное». Получается, конкуренции нет.

(Конечно, работодателям ни в коем случае нельзя прикрываться этим принципом, задерживая выплату заработка своим работникам!  Упомянутый принцип касается только нашей внутренней веры, направленной исключительно на себя.)

На протяжении всей своей жизни мы постоянно сталкиваемся с вопросом заработка. Например, я много и честно работал, я себя обеспечил. Имею, все, что мне необходимо. Мой доход постоянен и позволяет особо не беспокоиться. Казалось бы, наконец-то, я могу больше времени посвящать Торе, повышать свой духовный уровень, интенсивно расти. Но нет, у меня появились идеи, как еще заработать. Больше! Больше!!! И я с головой ухожу в дела, мотивируя тем, что выполняю желание Б-га.

Так человек забывает свою истинную цель.

В недельной главе Шлах евреи вместе с Моше Рабейну отсылают разведчиков в Эрец Исраэль. Зачем? Ведь всем известно, что Вс-вышний пообещал им страну, текущую молоком и медом. Ни у кого нет ни тени сомнений. Мы не можем даже на минуту предположить, что евреи вдруг утратили веру.

Давайте посмотрим, что говорит по этому поводу Мидраш «Ялкут Шимони». «И пришли евреи к Моше и попросили послать разведчиков. Моше спросил:

«Зачем? Разве мы не верим, что Б-г уготовил для нас прекрасную землю?!» Тогда евреи ответили: «А как же с богатством? Создатель пообещал нам, что в Земле Обетованной, нас ждет большое богатство. Но тамошние народы, услышав о нашем приходе, по понятным причинам все ценности свои спрячут. Так пошлем же разведчиков, чтобы разведали, где эти клады. И выполним повеление Б-га! Да будет во славу Его!» Моше Рабейну счел это разумным и согласился.

Но что побуждало евреев на самом деле? Они не заметили, как чересчур сосредоточились на материальном. В этом была их ошибка. Под красивым лозунгом оказались не правильные намерения.

Любая ситуация в жизни, не проанализированная честно, приводит к плачевным итогам. Например, кто-то хочет помочь беднякам и открывает благотворительный фонд. Но при этом он крайне озабочен положенными ему десятью процентами, - ведь он Руководит Фондом! С его точки зрения, он делает большую мицву, но с точки зрения Б-га, это просто такая работа.

Или еще пример, Шауль и Давид. Когда Шауль узнал, что Давид взойдет на престол, он не смог с этим смириться. Но взять и убить соперника ни с того ни с сего он не мог. Значит, нужно было дождаться, пока Давид первый бросит вызов, - а по закону мятежнику положена смерть (Рамбам). И если б спросили Шауля, зачем ему смерть Давида, он бы ответил, что тот пошел против царя. На самом деле, Шауль был весь во власти зависти. А ей оправдания нет.

Мы не цари. И даже не евреи пустыни. Но каждый из нас перед тем, как сделать хорошее дело, должен подумать: «Что меня побуждает?»

р. Арье Аминов - по материалам вестника "Кol Уaakov"