«Поцелуй Вс-вышнего»

В недельной главе Хукат история евреев в пустыне делает резкий скачок и переносит нас в конец сорокалетнего периода. Середина главы рассказывает о смерти Аhарона.

Вс-вышний повелевает Моше (20, 25-26):    «Возьми Аhарона и сына его Эльазара и возведи их на гору Гор. И сними с Аhарона одежды его, и облачи в них Эльазара, сына его. А Аhарон умрет там».

Раши и другие комментаторы говорят, что под одеждами подразумевается облачение Первосвященника.

Рамбан считает, что описанный эпизод происходит, скорее всего, утром, когда Аhарон только что закончил ежедневную утреннюю службу. Он уже совершил жертвоприношение, воскурил ароматную смесь и зажег огонь в Меноре. Он еще облачен в одежды Первосвященника, когда его приглашают взойти на гору, чтобы умереть.

Как говорит Мидраш, на горе его ожидает приготовленная пещера, в которой есть ложе и горит свеча. Моше снимает с Аhарона одежды и тут же надевает их на Эльазара, Аhарон ложится, закрывает глаза и умирает.

Мидраш сообщает, что во время этого действия, происходит что-то невероятное, чудесное. Так же, как почти сорок лет назад, когда Моше, надевая на брата облачение Первосвященника, начал с нижних одежд, а затем перешел к верхним, так и теперь он снимает с него вначале нижние одежды(!), чтобы тут же надеть их на Эльазара, и только затем уже — верхние.

В них Моше облачит Эльазара поверх уже надетых нижних одеяний.

Этими действиями полномочия Первосвященника передаются от Аhарона к его сыну.

Что же это за чудо такое, с невероятным порядком раздевания-одевания, и зачем оно было необходимо?

Тот, кто внимательно прочитал, что облачение Эльазара началось с нижних одежд и шло по мере раздевая Аhарона, может сказать, что, не сними Моше с брата нижние одежды, такое было бы невозможно. Допустим так. Но тогда возникает другой вопрос. Если Вс-вышний смог приготовить для Аhарона пещеру, ложе и горящую свечку, то, почему Он не смог бы поставить в пещере и стул, на который бы временно были сложены верхние одежды, снятые с Аhарона, пока Эльазар облачится в нижние.

Ибн Эзра пишет: из этого посука следует, что сразу после снятия всех одеяний Первосвященник Аhарон должен был прекратить свое физическое существование в этом мире, то есть — умереть. Значит, если бы с Аhарона сняли бы все разом, и Эльазар начал бы одеваться только после этого, Аhарон не смог бы увидеть, как его сын вступает в должность Первосвященника. Но именно для того, чтобы отец увидел своего сына в этой роли, Вс-вышний велел Эльазару подняться на гору Гор и присутствовать при кончине отца.

Итак, благодаря Ибн Эзре, все более или менее понятно. Но все-таки остается чувство, что это чудо имеет и другие, более глубокие причины.

Обычно передача поста или должности преемнику проводится решением сверху и совершается во имя наилучшего продолжения той же самой деятельности, которая осуществлялась предшественником. Чаще всего, к этому моменту заместитель важного лица имеет уже достаточно опыта и знаний, чтобы занять освобождающийся пост. Таким образом, в момент вхождения преемника в новую должность для него ничего существенно не меняется — не сегодня он сделался умным и опытным. В данный момент он всего лишь «меняет рабочую форму».

Когда по окончании строительства Мишкана Аhарон становится Первосвященником, происходит нечто совсем иное. По повелению Вс-вышнего, первые восемь дней эту роль исполнял Моше. К окончанию предписанного Б-гом периода он уже владеет опытом и обладает качествами, необходимыми Первосвященнику. Теперь он должен передать их Аhарону — буквально. Моше облачает Аhарона в одеяния, и этим действием передает своему преемнику все необходимые ему качества. Процесс идет изнутри — нижняя одежда символизирует внутренние качества. Следом — верхняя одежда, символизирующая внешние качества — готовность к Службе. В конце жизни Аhарона опять же Моше снимает с него одежды. Аhарон перестает быть Первосвященником, поскольку Вс-вышний повелел, чтобы Моше передал эти качества Эльазару. И Аhарон оставляет свой пост не из-за внешних причин — таких, как возраст, болезнь, физическая слабость... Причины внутренние, духовные...

И поэтому процесс передачи одежды начинается изнутри.

На самом деле, смерть каждого праведника тоже внутренний процесс. В течение жизни его душа успевает «снять» привязанности тела и освободиться от материальных потребностей. Смерть для него — не болезненный физиологический процесс, но завершение земного пути, проделанного душой, стремящейся к высшей жизни. Чем меньше человек привязан к физическому миру и его удовольствиям, тем безболезненнее происходит у него отделение души от тела.

Аhарон hа-Коhен своей «прекрасной» смертью, которую Мудрецы называют «поцелуем Вс-вышнего», преподносит нам высочайший образец того, как из этого мира уходит праведник.

р. Акива Йосович - по материалам вестника "Кol Уaakov"