Как мертвому припарки

"Сказал рабби Ами: "Почему смерть Мирьям соседствует в Торе с законами красной коровы? Чтобы сообщить нам, что как красная корова искупает, так и смерть праведников искупает” " (Моэд Катан 28а).

"Сказал рабби Эльазар:  "Почему смерть Аhарона соседствует в Торе с упоминанием одежд коhена? Чтобы сообщить нам, что как одежды коhена искупают, так и смерть праведников искупает" " (там же).

Итак, в нашей недельной главе весьма подробно описано искупление, которое приносит смерть праведника. Мы видим целых два сравнения, призванных объяснить нам этот весьма не очевидный способ. И если с одеждами коhена более или менее ясно, то с красной коровой явно что-то не так. Вспомним: пепел красной коровы нужен, чтобы очистить человека или вещи от нечистоты, источником которой является мёртвое тело. Причём здесь искупление? И вообще, зачем одну и ту же мысль формулировать дважды?

Что касается коровы, то здесь нужно вспомнить, что наши Мудрецы говорят о причинах, по которым" Вс-вышний выбрал для очищения именно её. Говорит Мидраш Танхума (Хукат, конец главы 8; Раши в начале нашей недельной главы): "Говорит рабби Айбу: "На что это похоже? На сына рабыни, который, пардон, нагадил в царском дворце (из песни слов не выкинешь). ,Сказал царь - пусть придёт мать и подотрёт за сыном. Так же сказал Вс-вышний - придёт корова и искупит грех золотого тельца" ". То же самое здесь. Праведники в определённой степени являются родителями всего поколения - во вся ком случае, способны влиять на окружающих и, соответственно, несут за них ответственность. То есть аналогия между смертью праведников и использованием пепла красной коровы - в причине, по которой такое искупление вообще возможно! С одеждами коhена ситуация другая. Здесь подобие в разнообразии. Вспомним: каждая из 8 одежд искупает свою категорию нарушений. Так вот, смерть праведников тоже "универсальное лекарство". Собственно, поэтому, Тора дважды говорит об искупающих, свойствах смерти праведников - один раз объясняется причина, а второй - спектр действия.

Остался невыясненным еще один вопрос: а как вообще работает это искупление? Ответ находим в той же Гемаре, приведённый выше. Итак, наши Мудрецы, благословенна их память, говорят (Моэд Катан 25а)׳: "Каждому, кто скорбит о смерти кошерного человека, прощаются все грехи, благодаря почёту; который таким образом оказывается покойному." Иначе говоря, смерть праведника - это не панацея, а средство. Нам даётся возможность организовать для себя персональный Йом Кипур, и наше дело - эту возможность не упустить. Кстати, с теми, кто пренебрёг открывшейся перспективой, Творец поступает более чем круто. Там же говорился: "Из-за чего умирают дети? Из-за. того, что родители не оплакивали смерть кошерного человека - теперь же, когда ребёнок умер без греха, они волей-неволей его оплачут".

Как видим, праведник даже своей смертью открывает перед нами дорогу для приближения ко Вс-вышнему. Но, поскольку приносимая таким образом жертва огромна, пренебречь её результатами попросту опасно.

Умерший праведник попадает в Истинный Мир, где занимает подобающее ему место. Что это означает на практике, мы понять не в состоянии - в нашем .языке нет соответствующих понятий. Поэтому ясно: праведники не нуждаются в сочувствии. Вместо этого давайте постараемся попасть в их число, чтобы и наша жизнь (а на каком-то этапе и смерть) тоже помогла кому-то стать ближе к Творцу!

р. Шимон Анетдинов - по книгам «Бен Йеояда» и «Тойро Тмимо»