Размышления по поводу одной незадавшейся судьбы

В начале нашей недельной главы моавский царь Балак, узнав о приближении евреев, опасается за судьбу своей страны и собирается предпринять необходимые меры. Свои опасения Балак выражает весьма «поэтично»: «Сейчас вылижет народ (евреи) всю нашу округу, как вылизывает бык траву» (Бемидбар 22.4). Возникают вопросы. Во-первых, зачем Тора так тщательно передает образность речи Балака? Во-вторых, Раши в своем комментарии к предыдущей главе (на посук 13, 21-й главы) пишет, что евреи просили у Моава разрешения пройти по этой территории и, получив отказ, пошли другим путем. Так чего же испугался Балак?

На самом деле, образ быка, поедающего траву, использован не для красного словца. Съедая мясо животного, питавшегося травой, человек как бы употребляет в пищу и эту траву (пусть не прямо, косвенно, но это так). Балак боится, что евреи завоюют Моав не напрямую, а через кого-то другого. Б-г запретил евреям^ воевать с Моавом и захватывать его территории, но воевать с другими народами не запретил. Что помешает этим евреям пойти войной на какой-то другой народ после того, как" тот захватит территории Моава, победить его и, таким образом, воцариться здесь?! Построив цепь логических рассуждений и ужаснувшись, Балак решает применить уже использованное и проверенное в боях оружие — Билама. Он намерен просить этого колдуна проклясть евреев и посылает к нему делегацию со следующей вестью: «Знаю я, что тот, кого ты благословишь —  благословен, а тот, кого проклянешь, проклят будет!» (Бемидбар, 22,6).

Но почему Балаку так необходимо проклясть евреев?

Разве нельзя было с тем же успехом попросить у Билама благословения для своих войск!?

На самом деле, Билам не тот человек, который способен благословлять. Если даже попытается, благословение застрянет у него в горле! Почему? Да потому, что написано: щедрый да благословит. А Билам отличался жадностью. Те же случаи, когда Билам давал благословение, и оно исполнялось, объясняются следующим образом. Тот, кто получил благословение Билама, уже был благословлен. Но вот проклятия Билама действуют безотказно. Это и имеет в виду Балак, говоря Биламу: тот, кого ты благословляешь, уже благословлен. Твое благословение не поможет, поэтому прокляни евреев.

Посланцы Балака приходят к Биламу, и он говорит им, что должен спросить разрешения у Вс-вышнего. Б-г открывается Биламу ночью. Билам сообщает Ему: «Этих людей послал ко мне Балак, царь Моава». Согласно Раши, Билам демонстрирует совершенно определенную позу: «Ты пренебрегаешь мной, а цари, и даже такой могущественный, как Балак, наоборот, уважают!» Б-г запрещает Биламу идти с посланцами Балака. Билам сообщает им об этом: «Б-г запретил мне идти с такими низкими по рангу людьми. Он хочет, чтобы за мной пришли более важные вельможи».

Не будь Билам злодеем, его можно было бы пожалеть, - несчастный, запутавшийся человек. Настолько жаждет почета, что постоянно говорит только об этом, - Б-гу хвастает уважением Балака, Балаку сообщает об уважении Вс-вышнего.

Далее — по тексту.

Билам получает разрешение Вс-вышнего идти со вторыми посланцами. Оседлав ослицу, он отправляется в путь. По дороге ослица, увидев ангела (заметьте, Билам, пророк, похваляющийся способностью проклясть целый народ, ангела не видит!), сначала сворачивает с пути, потом прижимается к забору и, наконец, ложится и отказывается сделать хотя бы одни шаг. Билам бьет ее палкой, и тут происходит чудо. Животное говорит человеческим голосом: «Почему ты бьешь меня?» Какова реакция Билама? Удивление? Обморок? Нет! Билам ей отвечает: «Сама виновата!»

Как-то в США по телевидению показывали юмористическую передачу. Один из фрагментов был таким. К телефонной будке, где стоял увлеченный разговором человек, подводили слона, включали магнитофон, и человек слышал: «Уважаемый, сколько можно болтать?» Он оборачивался, и... Реакция людей снималась скрытой камерой. Кто-то падал в обморок, кто-то с диким криком бежал из будки. Обладавшие крепкими нервами и хорошим чувством юмора, смеялись. Но никто не сказал: «Мистер слон, будьте добры, спокойно ждите своей очереди!» Нормальный человек, видя или слыша что-то необычное, обращает на это внимание и делает какие-то выводы. Билам же был настолько погружен в достижение «великих целей», что и на явное чудо, явный намек с Небес, не обратил внимания.

Порой и мы ведем себя так же. Настолько затянуты рутиной, замучены бегом жизни, что Дай Б-г нам вдуматься в отрицательный пример, поданный Биламом, и понять, что должны делать мы!

по лекции рава Шломо Левинштейна