О пользе ремесел, или изучая «Пиркей авот»

Сказал Шмая: «Люби труд, ненавидь высокие должности, и держись подальше от власть имущих».

Автор комментария «Тиферес Исроэль», разбирая эту Мишну, говорит: человек может зарабатывать на жизнь тремя способами — физически (что-то делать руками, т.е. быть рабочим или ремесленником), своими деньгами (покупать, продавать, вкладывать средства в бизнес, т.е. быть финансистом), или своим умом (передавать мудрость другим, - быть учителем).

Автор Мишны советует: каждому стоит обучиться какому-то производительному ремеслу - чтобы зарабатывать им на хлеб и любить это дело. Пока человек любит свое занятие, он стремится делать все в совершенстве и, несмотря на тяжесть труда, дается ему это с большой легкостью. Те, кто каждый день заняты таким трудом, например, моряки, грузчики, напевают во время работы, и это облегчает ее. Но зарабатывать на своей мудрости тана не советует. Много боли сердцу приносит такой род деятельности. Никогда учитель не бывает вполне доволен проведенным уроком и тем, как его восприняли ученики... И на купле-продаже, считает тана, не стоит зарабатывать, говорит, пусть будет такая работа противна. Ведь в этой сфере немало обманщиков.

Комментатор приведенной Мишны, Меам Лоэз, рассказывает такую историю.

У царя был единственный сын. Пришла пора его женить. Стал самодержец искать невесту среди царских дочерей, однако сын наотрез отказался: «Хочу простую женщину, чтоб умела ценить мужа».

Сказал, как отрезал. Царь велит своим слугам: «Ищите среди бедных простолюдинок, да смотрите, чтоб хороша была, скромна, умна и так далее...» Долго искали и нашли дочь пастуха, скромную и добрую... «Отдавай, - говорят, - пастух, нам твою дочку, мы ее во дворец отвезем, за царского сына замуж отдадим, станет она царевной, а как царь-батюшка помрет, так и царицей настоящей!»

Пастух внимательно выслушал и отвечает: «Предложение заманчивое, но давайте сначала спросим у дочери!» Девушку позвали, достоинства царевича, как могли, расписали. Другая бы на ее месте ни секунды б не колебалась, а эта капризничает, свои условия ставит: «Соглашусь, если он овладеет каким-нибудь ремеслом, не нужен мне муж-белоручка!»

Поскакали придворные во дворец, а сами обмирают со страху: как такое известие будет воспринято?! Это ж невиданное дело, чтоб простолюдинка носом крутила, как какая-нибудь заморская принцесса! Пришли к царю, говорят, так и так, а сами головы в плечи втягивают, уже представляют себя на плахе. Царь сурово выслушал, и говорит: «Позовем царевича, пусть решает». И, вот уж никто бы не подумал, но тот соглашается!

Три года у лучших мастеров учится он ковроткачеству, и, наконец, посылает невесте подарок - сделанный собственными руками ковер. А она смотрит, глаз отвести не может: и цвет, и узор, и нитка к нитке ложится, будто трава молодая нежная по лугу стелется, а ласковый ветерок ее приглаживает. Словом, выходит дочь пастуха за царевича замуж и живут они счастливо. Царевич, между прочим, ремесла своего не бросает, полюбилось оно ему. Но и царские дела совсем в сторону не отставляет, - а как же, положение обязывает!.. Приемы, балы, дипломатия, благотворительность, охота... Все, как у всех царевичей в мире.

И вот, как-то раз во время царской охоты отдалился царевич от свиты, сбился с дороги, заблудился в лесной чаще и попал в лапы разбойников. Не признали они в нем высокую особу, притащили в свое логово, на соломенную подстилку бросили и принялись обсуждать: «Ну и как нам этого малого продать повыгодней?» «Ишь, ручки белые, изнеженные, ни пользы, ни толку. Ты хоть что-нибудь делать умеешь?» - главарь жертву нагло разглядывает, и никак сообразить не может, сколько будет стоить такой пленник. «Продайте меня царю, - говорит царевич, - я умею ткать ковры, каких никто в королевстве не ткет, и за меня вам много заплатят. Не буду хвалиться попусту, но я действительно хороший мастер. Хотите — проверьте». А действительно, зачем верить на слово, лучше испытать - с перепугу-то каждый вранья с три короба наплетет! Послали человека на базар, чтобы купил ниток, дали царевичу, и он выткал дивной красоты ковер. А в ковре том зашифровал послание, и сделал это сверх хитроумно. Особым подбором цветов и плетеньем узоров встроил он в ковер рассказ о своем несчастье, да так тонко, что никто чужой ни за что не догадается. А разбойникам посоветовал: «Снесите это во дворец, покажите царю, но цену сразу не назначайте, подождите, пока он свою назовет. А тогда уж запросите вдвое и скажите, что продаете ковер вместе с мастером в придачу». Так разбойники и поступили.

Невестка царя взглянула и тотчас все поняла. Царевича вызволили. И все в государстве увидели, что царевна мудра, царевна — спасительница. Ну что ж с того, что родом из самой простой семьи?! Однако ж уберегла царевича от неминуемой гибели своим «капризом»!

Из этого мы делаем вывод: не следует гнушаться никаким простым трудом. Всегда полезно выучиться хотя бы одному ремеслу. Как там сложится жизнь, знает только Б-г, а ремесло в любом случае пригодится.

р Леви-Ицхак Шпендик  - по материалам вестника "Кol Уaakov"