Аннуляция проклятия

В самом начале нашей недельной главы Создатель говорит: «Пинхас, сын Эльазара, сына Аhарона Коhена, отвратил гнев Мой от сынов Израиля, возревновав за меня среди них, и не истребил Я сынов Израиля в ревности моей» (Пинхас 25:11).

Известно, что самым страшным грехом в глазах Вс-вышнего является разврат. А тут Зимри, сын Салу, вождь колена Шимона, на глазах у Моше и всего общества привел мидьянитянку Козби и вошел с ней в Шатер Откровения, чтобы предаться разврату. Старейшины плакали. В народе начался мор. Погибло 24 тысячи евреев. Если бы не Пинхас, погибли бы все.

Святой Ор hа-Хаим задает вопрос: почему, говоря о Пинхасе, Тора указывает, что он сын Эльазара, сына Аhарона? Неужели не достаточно того, что это — сын Эльазара? И отвечает: из-за содействия Аhарона созданию золотого тельца, умерло множество евреев. Пинхас своим поступком спас весь народ и компенсировал то, что было допущено его дедом.

Но как получилось, что Пинхасу никто не помешал (с точки зрения закона, он был не вправе этого делать)? Ведь в тот момент рядом находились Моше, Эльазар и другие уважаемые люди (семьдесят старейшин!).

Постараемся разобраться. Б прошлой недельной главе Балак нанял Билама проклясть сынов Израиля. Ор hа-Хаим пишет, что невозможно проклясть человека, если Вс-вышний не желает, чтобы он был проклят. К этому же выводу приходит и сам Билам:  «Как проклинать мне того, кого Вс-сильный не проклинает?..» (Балак 23:8)

Если Билам знал, что сие невозможно, то почему не отказался от контракта? Надеялся, что евреи согрешат, и ситуация изменится?

Когда человек совершает грех, за этим, по идее, должно следовать немедленное наказание, кара Б-га. Но одно из тринадцати качеств Вс-вышнего — терпение. Грех не прощается, но расплата откладывается. Гаранты того, что она совершится, - те негативные духовные сущности, которые порождаются грехом. Они существуют вплоть до расплаты за грех (которая его аннулирует) или Тшувы. На протяжении всего времени, пока живы эти «духовные вредители» (или злые ангелы), Вс-вышний их «кормит». Получается, из-за наших дурных поступков Вс-вышний вынужден заботиться еще и об этой братии.

Но вот, человека проклинают. Проклятие работает как клич, побуждающий к действию злые духовные силы. Они спускаются в этот мир и наказывают того, кто их породил. Так что действует не проклятие, а собственные грехи.

Билам надеялся и очень старался найти изъяны и грехи в народе Израиля, но не нашел. Надежда не оправдалась. Он не смог выполнить заказ Балака и был с позором изгнан. Однако успел дать совет: чтобы справиться с евреями, соблазните их, их грех сам их и уничтожит. Пинхас знал это. И понимал, что грех разврата может убить весь Израиль разом. Нужно немедленно остановить духовное падение и тем спасти народ. Удалось!

Есть известная история, подходящая к нашей теме.

К Рабби Ханине бен Доса пришли люди с жалобами на чудовище, помесь змеи и черепахи, которое их убивает. «Ведите меня к его логову!» - велел им Рабби Ханина. Пришли. Мудрец сунул в нору босую ногу, змей укусил и подох. Кусая, эта тварь теряла силы, а чтобы восстановить их, должна была нырнуть в реку. Как только она оказывалась в воде, ее яд начинал действовать на укушенного, он погибал. Но если укушенный добирался до воды раньше змея, яд тут же терял действенность, и погибал змей.

Как только Рабби Ханина дал себя ужалить, рядом с ним возникла река. Он остался невредим, погибло чудовище. Тем, кто привел его к логову, он сказал: «Змей никогда не убивает просто так. И не нападает первым. Его нападению обязательно предшествуют грехи. Они-то и убивают».

Это правило общее: нет грехов - нет и тех «исполнителей», которые осуществляют расплату.

р.Арье Аминов - по материалам вестника "Кol Уaakov"