Октябрь 2024 / Тишрей 5785

Недельная глава — Толдот

Недельная глава — Толдот

В нашей недельной главе рассказывается о двух братьях-близнецах — Иакове и Исаве, которые росли вместе в возвышенном доме праотца Ицхака, — и, вплоть до 13 лет, не было различий между ними. Но после этого их пути резко разошлись.
Как Тора объясняет возникшую между ними разницу? Когда мы хотим описать человека, чаще всего мы будем говорить о его хороших или плохих делах. Но Тора говорит о каждом из них несколько слов. И в этих словах раскрывается вся их сущность.

 

Тора говорит: “И стал Исав человеком, сведущим в улове, человеком полевым; а Яаков - человеком бесхитростным, пребывающим в шатрах”.

 

Пребывающий в шатрах — ищущий ВсевышнегоЙонатан бен Узиэль интерпретирует фразу «пребывающий в шатрах», как «ищущий Всевышнего».
Раби Ерухам Лайбович, машгиах ешивы Мир, объясняет, что это великое достоинство быть человеком, ищущим близости Творца. И тот, кто обладает этим достоинством, достигнет больших успехов в своём духовном росте, потому что все его силы и мысли направлены на достижения одной цели – на исполнение воли Всевышнего. Этот человек преуспеет и в изучение Торы и в работе над собой. Он будет желанным и в глазах Творца и в глазах людей. Поэтому, вся сущность и будущее праотца Иакова заложены в словах “пребывающий в шатрах”.

Пребывающий в шатрах — ищущий Всевышнего

И то, что сказано про Исава тоже объясняет нам его сущность. Раши (Раби Шломо Ицхаки) объясняет слова “человек полевой”, как “человек бездельник”.
Из этого мы получаем важную мораль: все плохие поступки Исава, всё его отрицательное будущее, было следствием того, что он был бездельником.
Говорят мудрецы талмуда: “безделие приводит к скуке, а скука приводит к греху”.
Исав стал символом греха.
Из этого каждый должен понять, насколько важно воспитать себя и идти по прямому пути, ведущему к близости Творца.

 

Рав Хаим Шмулевич рассказывал своим ученикам, что когда он учился в ешиве, он однажды поехал на отдых с ешивой его дяди, Рава Авраама Япана. Один раз он подошёл к дяде и попросил его показать самого избранного ученика ешивы. Рав Япан показал на одного из учеников и сказал: «Этот ученик обладает самым острым умом. А тот, сказал глава ешивы, показывая на другого, самый усердный. И так Рав перечислил несколько учеников, указывая на достоинства каждого. Но Раби Хаим продолжал допрашивать – а кто же самый избранный из всех? Тогда Рав Япан отвел его в сторонку и, показывая на одного юношу, сказал вот этот ученик - самый избранный из всех.

 

Раби Хаим удивился, ведь когда Рав Япан перечислял достоинства своих учеников, он даже не упомянул этого юношу. Тогда Рав Япан объяснил: достоинство этого ученика, не похоже на достоинство остальных учеников. Этот ученик “ищущий близости Творца”.
Тот ищущий юноша, продолжал учиться день и ночь, и в течение долгих лет искал самый верный путь в жизни, пока не удостоился стать одним из глав поколения, он – это Рав Яаков Каневский, да будет благословенна память о праведнике.