Вопреки катастрофе

Траурные дни Омера включают в себя обычай не устраивать свадеб и не стричься. Ведь во время любого траура это запрещено!

Как говорит Талмуд (трактат Йевамот), в дни между Песахом и Шавуотом в страшной эпидемии погибли все 24 тысячи учеников рабби Акивы. Мор сразил их из-за неуважения друг к другу.

Итак, страшный период обозначен. Что касается того, в какие конкретно дни случилась катастрофа, существуют разные мнения. Однако все сходятся на том, что общая длительность наказания не превышала тридцати трех дней.

Одни считают, что это было от Песаха и до 33-го дня Омера, другие - что умирали в отдельные дни на протяжении всего обозначенного периода. Поэтому траур мы соблюдаем 33 дня, несмотря на то, что согласно обычаям разных общин, дни траура могут не совпадать. Однако практически нет разногласий в том, что 33-й день Омера - Праздник. (правда, согласно обычаю ряда общин, запрет на стрижку и свадьбы действует до 34-го дня Омера).

Стоп! А праздник откуда? Посреди траура?!

Одни комментаторы считают, что в этот день ученики раби Акивы перестали умирать. Другие говорят, что, возможно, они умирали и дальше, но наступил явный перелом, стал виден конец катастрофы.

И, все же, непонятно: если умерли 24 тысячи знатоков Торы, конец такой эпидемии — странный повод для праздника!

В комментарии «При Хадаш» говорится: повод для радости безусловно есть, ведь рабби Акива успел восстановить Тору, сохранить ее, передав через четверых новых учеников.

А почему именно этот день?

Как только эпидемия пошла на спад, рабби Акива с четверкой энтузиастов сразу же взялись за огромную работу по восстановлению изучения Торы. Несмотря на безмерное и страшное горе, постигшее наш народ, они не прерывали своего главного занятия. Они не возводили памятников погибшим, не создавали музеи и мемориалы. Они занимались самой важной: изучали Тору, резкий переход от дней траура к празднику, как и то, что праздник находится внутри траура, - означает необычайную силу Торы в эти дни.

Сегодня мы живем во время во многом похожее на период, наступивший после той катастрофы. Свежи в памяти Холокост, уничтоживший многие центры изучения Торы вместе с их учениками, трагедия массового отхода от Торы в Западной Европе, в Советском Союзе и США. Возрождение центров изучения Торы одновременно во многих точках мира и понимание, формирующееся у современных евреев, что главное наше дело - изучение Торы, - стали возможными благодаря огромной работе мудрецов Торы наших дней.

И это сегодняшний Лаг ба-Омер для нас.

р. Акива Йосович  - по материалам вестника "Кol Уaakov"