Дарование Торы

 

Недельная глава Итро, получение Торы

 

Недельная глава Итро, получение ТорыНедельная глава Итро повествует о том, как Творец дал Тору еврейскому народы. Мудрецы рассказывают, что даже горы начали спорить между собой, на какой из них произойдёт это важное событие.

И воскликнула гора Кармель:

- Я такая красивая и большая. Конечно же Творец даст Тору на моей вершине!

- О чём ты говоришь! Я ведь выше тебя! Не на тебе, а на мне евреи получат Тору! - отозвалась гора Табор.

- Я выше вас и красивей! Посмотрите разве есть ещё где то такая красивая гора как я! - вмешалась гора Башан.

Горы продолжали спор. И только гора Синай молчала: «Я такая низкая и не приглядная,- думала она,- Понятно что я не достойна того чтобы меня Творец избрал местом для вручения святой Торы.»

Когда Творец услышал их спор, Он сказал:

«О чём спорите вы, горделивые горы? Не на тебе гора Башан! Не на тебе гора Кармель! И не на тебе гора Табор! А только на скромной горе Синай, я дам Тору своему народу!» И Творец украсил гору Синай, и в один миг на ней выросли прекрасные цветы и зелёная трава в Честь Дарования Торы.

Чему нас учит этот рассказ? В святых писаниях сказано: «Близок Творец к тем у кого приниженное сердце». Он близок к людям скромным, потому что именно такие люди ближе других к истине. Только они согласятся слушать мораль и улучшать себя, а горделивые люди, полны  чувства собственного величия, и слушать не захотят о том что им есть куда расти.

Это ещё одна причина, по которой Творец выбрал еврейский народ среди прочих, и не дал Свою Тору другим народам. Ведь на тот момент евреи были самым приниженным народом в мире, вчерашними рабами. Египтяне же напротив, считали себя властелинами всего мира -  людьми с «синей кровью», особенными и возвышенными, почти равными Б-гу.

Тора рассказывает о том, как евреи пришли к горе Синай такими словами: « …и пришли в пустыню Синайскую… и расположился там Исраэйль против горы». Почему Тора пишет о евреях в единственном числе? Потому что для получения Торы евреи должны были пребывать в полном единстве. И об этом этот стих. Весь еврейский народ был на тот момент настолько един и сплочён, что Тора говорит о евреях как об одном человеке.

Праотец Яаков перед смертью хотел научить своих сыновей важности единства. Он приказал каждому сыну принести тонкую тростинку. Сыновья исполнили эту просьбу. После этого Яаков попросил крепко связать все тростинки вместе, а потом позвал самого сильного из сыновей и попросил его попробовать сломать связанный сноп. Но сколько силач не старался, у него так и не получилось. Потом Яаков взял связку и развязал её, и, беря каждую тростинку по отдельности, с легкость сломал их все.

- Посмотрите что произошло, - сказал Яаков сыновьям, - пока они были вместе, их было невозможно сломать, но как только их разъединили, это стало очень просто.

- Так и вы, - продолжал Яаков, - Пока вы дружны и едины, не один враг не сможет навредить вам. Но если вы, не дай Б-г поссоритесь, то любой победит вас по одному.

В месяц Сиван, третий еврейский месяц, евреи дошли до горы Синай. В первый день месяца они остановились возле горы, а на второй день облако Славы покрыло её. Моше поднялся на гору для того чтобы услышать указания Творца. И Творец попросил его спуститься к евреям и объяснить им, что такое Тора, которую Он хочет им дать. Моше должен был подробно объяснить евреям о наличии многочисленных запретов и обязательств, которые наложит на них Тора. Кроме этого, великий Пророк должен был предупредить их и о тяжёлых наказаниях, которые грозят тем, кто нарушит эти законы. Но если, не смотря на это, евреи согласятся принять на себя заповеди Торы, они станут избранным и святым народом Творца.

Моше вернулся к евреям, которые с нетерпением ждали его, и хотел начать рассказ о запретах Торы. Но все евреи, от детей и до старцев, не дослушав, в один голос сказали: «Всё что скажет Творец, выполним и будем слушать». Евреи пообещали – вначале выполним; даже если не поймём смысла всех заповедей, всё равно будем преданно выполнять законы Творца. И будем учить Тору, стараясь понять смысл заповедей, но понимание не будет условием для исполнения. Услышав ответ евреев, Моше поспешил вновь подняться на гору и передать их ответ Творцу. Хотя Моше и понимал, что Творец всё знает, он хотел научить нас правильному поведению. Ведь посланец должен выполнить своё задание в точности и до конца.

В тот момент Творец вылечил всех евреев. Ведь после жестокого египетского рабства среди них было много калек. Теперь среди евреев не осталось, ни слепых, ни глухих, ни хромых. Все выздоровели. Когда евреи сказали «выполним и поймём» с неба спустилось 60 тысяч ангелов, и они одели на каждого еврея по две короны. Одну за то что сказали «выполним», а вторую за то что сказали «поймём».

Услышав ответ евреев, Творец удивился: «Кто рассказал этот секрет моему народу? Ведь эти слова говорят ангелы!» Евреям ни кто не рассказывал какие точно слова Творец хотел бы от них услышать. Так как же они догадались? Когда мы любим кого-то, мы знаем как его порадовать. А евреи были переполнены любовью к Создателю, который вывел их из Египта и сотворил для них множество чудес в пустыне, поэтому они знали как правильно выполнить волю Творца.

Наступило утро шестого сивана. И Творец спустился в Облаке Славы на гору Синай. Загрохотал гром который слышали во всех концах света, и засверкали молнии. Облако Славы опустилось на гору и протрубил сильнейший звук шофара. Евреи проснулись. Творец специально так разбудил евреев, чтобы показать свою любовь к ним всем народам. Творец хотел своим примером научить всех будущих царей еврейского народа, чтобы они пробуждали евреев к исполнению законов Торы так же, как Он пробудил их в день дарования Торы.

В тот момент содрагался весь мир. Другие народы пришли к своему пророку Биламу и со страхом спросили: «Неужто, Творец решил истребить весь мир?» Ответил Билам: «Нет! Творец даёт Тору народу Израиля».

Евреи собрались вокруг горы. И тут наступила полная тишина. Больше не гремел гром, не трубил шофар, и даже птицы во всём мире не пели. Все животные во всём мире замерли, и даже ангелы прекратили свои песнопения. Б-жественный огонь спустился на гору. И тут весь народ Израиля услышал голос Творца:

- Я, Всевышний, твой Б-г, Который вывел тебя из земли Египта, из дома рабства.

Евреи не только слышали голос Творца но и видели его. И это было большим чудом. Творец хотел, чтобы заповеди произвели на евреев большое впечатление, поэтому они и видели и слышали их. Смысл первой заповеди, заключается в том что надо знать о том что Творец един, что Он создал мир и управляет им. Это должны знать как евреи так и остальные народы мира.

После того как евреи услышали голос Творца, дух покинул их. Они умерли. Тогда спустились ангелы и вернули им, их души.

После этого они услышали вторую заповедь:

- Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им…

И опять души евреев, желая прикрепится к Создателю, покинули их. А Ангелы вновь вернули евреев к жизни. Тогда евреи обратились к Моше и попросили его быть проводником для остальных заповедей. С этого момента Творец говорил заповеди только Моше, а Моше пересказывал их народу. При этом Творец чудом укреплял голос Моше, так чтобы все евреи могли его слышать.

Вторая заповедь запрещает покланяться любым другим силам, кроме Творца. Это запрет на идолопоклонство, и он также относится и к неевреям. В тот день Творец дал своему народу десять заповедей. И эти заповеди включают в себя все остальные 613 заповедей Торы.

рабанит Керен Кацен