Октябрь 2024 / Тишрей 5785

Устройство Второго Храма

 

  • В Пятикнижии Храм обычно называется "Бет YHWH", (четырёхбуквенное Непроизносимое Имя Творца, вследствие запрета на произношение имени Б-га).
  • Название бет ха-микдаш, микдаш (встречается в Библии лишь один раз — II Хр. 36:7) получило распространение со времен Мишны. Храм представлял собой здание и этим отличался от жертвенника и открытого святилища (бама). Как правило, в храмовом здании находились предметы, символизирующие присутствие Б-га (Ковчег Завета, херувимы, а в редких случаях — даже статуя), и утварь, служившая для отправления культа (менора, эфод и т. п.). В храмовом дворе обычно стоял жертвенник, на котором, в отличие от не храмовых жертвенников, приносилось в жертву то, что по своей сути посвящено Б-гу (как, например, бхорот — жертва первого приплода домашнего скота, тода — благодарственная жертва и другие), а также жертвы, приносимые во время паломнических праздников. Характерной чертой Храма было также то, что его служителями были священники (коханим), в то время как вести богослужение в так называемых святилищах мог любой израильтянин.
  • Описание Второго Храма в этой книге приводится согласно комментарию Рамбама на Мишну (Трактат Миддот) и Мишней Тора.

Второй Храм

  • модель Второго Храма.

  • реконструкция Храмового Комплекса

  • Внешняя стена - которая окружала комплекс Храма

  • Вид сегодня

  • Графическая реконструкция Второго Храма

  • Иерусалим эпохи Второго Храма

  • Переносной Храм - Мишкан

Мишкан

  • Сопровождал Еврейский Народ в пустыне, когда они шли от Горы из Синая в Эрец Израиль.

  • Скиния. Рисунок XIX века.

  • После входа евреев в Эрец Израиль, Святилище стояло в Гилгале в течение 14 лет. Впоследствии, ковчег был перемещен в постоянное сооружение, Святилище Шило, которое было возведено с теми же размерами, что и Святилище в пустыне. В отличие от существовавшего до этого Святилища, которое имело деревянные стены, в Шило было возведено каменное здание.

Святилище в Шило

  • Однако, оно не имело крыши,

  • Занавесы, которые были использованы для этой цели в Святилище, использовались для этого и в Шило. 

Первый храм

  • Следующим этапом в этом процессе - была постройка Первого Храма в Иерусалиме Царем Шломо. Среди отличий между Храмом и предыдущими Святилищами было увеличение размера Алтаря и размера здания Храма.

  • В течение Вавилонского изгнания, Б-г показал пророку Эзекиэлю (более известного как Ихезкиель) виденье последнего Мессианского Храма. Когда Евреи вернулись из Вавилона, чтобы построить Второй Храм, они хотели строить Храм в соответствии с пророк Эзекиелем, но не знали всех подробных сведений. Поэтому, они построили здание согласно плану Первого Храма, соединив, где это было возможно, нововведения от Эзекиеля.

  • Проект (план) всех этих структур, исходил от пророческого виденья. Структуру Святилища Б-г показал Моше и, аналогично, проект Первого Храма осуществился через пророческое виденье Царю Давиду.

  • И как уже упоминалось, виденье Третьего и последнего Храма было у Эзекиеля, в этой книге мы будем рассматривать Второй Храм. Много деталей Святилища были изменены в форме и размерах, как в Первом, так и во Втором Храмах. Как Святилище, так и два Храма использовали ту же священную утварь.

 

  • Ковчег (Aрoн) – деревянный (из кедра) сундук, покрытый золотом как снаружи, так и внутри. Ковчег имел покрытые золотом перекладины (палки) с обеих сторон, с помощью которых он переносился. Ковчег в довершение покрывался «Капорет» {крышка), с двумя херувимами (Крувим).

  • Стол для приношения хлебов (Лехем а паним) – из кедра - деревянный стол, покрытый золотом, на котором помещались 12 батонов для приношения.

 

  • Этот стол также имел покрытые золотом перекладины (палки) с обеих сторон.

  • Золотой Алтарь - алтарь воскурений (Мизбеах хакторет).

 

  • Он также имел покрытые золотом перекладины (палки) с обеих сторон.

  • Менора – подсвечник из чистого золота с семью светильниками.

  • Священнические Одежды - Восемь одежд, носимыми Первосвященником и Четыре одежды, носимой обычным священником

 

  • Наше описание комплекса  Второго Храма делится на четыре части :

  • Женский Двор (Эзрат Нашим), в том числе балкон для женщин.
  • Двор Храма (Азара), где приносились жертвы.
  • Здание Храма, (Улам)- большое строение, столь же высокое, как 17-этажное здание.
  • Внутреннее Святилище и Святая Святых, также как и сосуды, хранящиеся там.

 

двор Второго Храма

  • Женский Двор (Эзрат Нашим)
  • Балконы, которые были только для женщин, и которые были построены на привлекательных мраморных столбах.
  • В середине Женского Двора было размещено здание, в котором расплагался Санедрин Ктана, высший суд Еврейского права.
    Мы поместили фигуру священника рядом с судом таким образом, что каждый может сравнить размер столбов и здания. Этот суд состоял из 23 судей, (в противоположность к Верховному Суду, который состоял из 71 судьи).

двор Второго Храма 

  • Санедрин ктана
  • Балкон

  • 12 ступенек, высота каждой равна половине локтевой кости (локтевая кость это приблизительно 50 см или 20 дюймов) вели в Женский Двор. Поэтому Женский Двор стоял на 6 локтей выше низлежащей области. Почему это ограждение названо «Женским Двором»? Это связано с постройкой балконов, на которых стояли женщины.

  • Здания Храма были так сконструированы, чтобы не было бы никакого смешивания между мужчинами и женщинами.

Храм в Иерусалиме

  • Женский Двор был квадратным, 135 на 135 локтей. В каждом из его четырех углов была помещена палата, 40 локтей. Эти палаты не были покрыты крышей, также как они не будут покрыться в Третьем Храме.Какую цель несли эти палаты? Юго-восточная палата называлась «Палатой Назиров» (Лишкат Ханазирим). Требовалось, чтобы назир позволил своим волосам расти, то есть не бриться и, в заключении его клятвы, он приносил несколько жертв. В этой палате, назиры готовили свои бы их мирные жертвоприношения и подвергались обязательному ритуала бритья.
  • Северо-восточная палата использовалась, чтобы хранить древесину, сжигаемую на алтаре.

  • Там работали коэны с любыми физическими изъянами, что препятствовало им приносить жертвоприношение, проверяли древесину, чтобы убедиться, что в ней не было червей, ибо древесина с червями не могла использоваться на алтаре.

  • Северо-западная палата была названа Палатой Прокаженных  [Лишкат Хамецораим]. Здесь прокаженные проходили часть их процесса очищения. 
  • Юго-западная палата известна, как Масляная Палата [Лишкат Хашманим]. Здесь хранились вино и масло, необходимые для жертвоприношений в Храме.

Храмовые Палаты 

  • В западном конце Женского Двора перед Воротами Никанора находились 15 полукружных ступенек (Maaлoт) , ведущих к главному Двору Храма. Число этих 15 ступенек, параллельно 15 псалмам, начинающихся со слов «Шир ха Маалот». В течение празднования Симхат Бейт Хашева, Левит стоял на этих ступеньках, пел и играл на различных музыкальных инструментах.
  • Наши Мудрецы говорили: "Человек, который не видел празднования Симхат Бейт Хашева, никогда не видел счастья в его жизни".
  • По обеим сторонам этих ступенек были палаты, внутренняя часть которых располагалась ниже Двора Храма. Эти палаты, известные как «Палаты Арф» (Лишкат Хакинорот) использовали Левиты, чтобы хранить свои музыкальные инструменты.


  • Палаты Арф

  • Ворота Никанора
  • Вид северной части двора Храма.
  • Двор Храма был на более высоком уровне святости, чем Женский Двор, поэтому жертвы и приносились там. Таким образом, это напоминало Двор Святилища, описанного в Торе, "который была выделена экранами вокруг Святилища (Мишкан). Двор Храма мостился драгоценным мрамором. Священники ходили босиком, ибо было необходимо, чтобы их ноги были в контакте с этой священной землей.
  • Было 7 ворот, ведущих к Двору Храма. Каждая из ворот имела 10 локтей ширины и 20 локтей высоты, т.е., приблизительно высота 3-хэтажного здания.
  •  В северной стороне было 3 ворот: Ворота Искры [Шаар Ханицоц], Ворота Жертвоприношений (Шаар Хакорбан), и Ворота Дома Очага [Шаар Хамокед).
  •   В восточной части были упомянутые, Ворота Никанора.
  • В южной стороне Ворота Дров (Шаар Хаделек), Воротах приношения первородящихся (Шаар Хабехорот), и Ворота Воды (Шаар Хамаим). -

Второй Храм

  • Ворота Искры
  • Ворота Жертвоприношений
  • Ворота Дома Очага
  • Ворота Никанора

Макет Второго Храма

  • Ворота Дров
  • Ворота приношения первородящихся
  • Ворота Воды
  •  Двор Храма сверху. Двор Храма огорожен стенами. Сюда включены: Двор Израелитов, Священнический Двор, платформы (Духан) и 9 Палат, 24 кольца для резни и Аркады (Галерея), Внешний Алтарь, Чаша для омовения, место для забоя скота, столы, на которых жертвы нарезались на куски, Здание Храма, т.е., Внутреннее Святилище, и Святая Святых и все посуды, которые были внутри них. Длина Двора Храма составляла 187 локтей, а ширина 135 локтей. Весь процесс жертвоприношения проходил в этом дворе. Здесь животное резалось, с него сдиралась кожа, нарезались куски, и здесь, их кровь и эти куски (части животного) помещались на Алтарь. Точно также здесь (на Алтаре) приносились еда, масло и вино.

Двор Второго Храма

  • Аркада                                                        
  • Внешний Алтарь
  • Место для забоя скота
  • Чаша для омовения
  • 2 стола
  •  Чаша и основу (Кейоре векано), на которой это помещалось.

Прежде, чем принять участие в обслуживании Храма, священник должен был вымыть свои руки и ноги из Чаши омовения. Этот Резервуар имел 12 кранов таким образом, что 12 священников могли совершать омовение в любое время. Рядом с этой чашей были 2 стола, один из серебра и один из мрамора. Серебряные и золотые сосуды, которые были необходимы для обслуживания Храма, помещались на серебряном столе, а части жертвенного мяса, которые должны были приноситься на Алтаре помещались на мраморном столе. Самой главной вещью во Дворе Храма был Алтарь (Мизбеах).

Второй Храм

  • Чаша омовения                                                          
  • Столы
  • На рисунках ниже изображен Алтарь.

Красная нить, ограничивающую скат от самого места Алтаря, называется «Красная Линия» (Хут Хасикра). Ее функция – различать между различными брызгами крови, часть которых попадали за красную линию, а часть крови – ниже ее. Сверху, торчали 4 вертикальных пункта для каждого приношения Алтаря, известных как "Карнот Хамизбеах". На Алтаре были также размещены три деревянные кучи (Маарахот).

  • На первой охапке дров сжигались определенные части мяса и животные жиры, взятые из жертвенных животных. От второй охапки дров зажигался ладан для воскурений, и третья охапка дров была, где огонь жег все остальное. От этого огня зажигались все другие охапки дров. Посреди Алтаря был пепел (зола), известный как «Тапуах». К югу от Алтаря была главная наклонная плоскость (скат), которая постепенно подходила к вершине Алтаря.

  • К обеим сторонам этого ската были присоединены 2 более маленьких ската; один слева и один справа. Служащий священник поднимался по правому малому скату до "Совев" [Парапета], где он брызгал 4 части крови – по одному на каждый угол Алтаря. После этой процедуры, он спускался вниз по левому малому скату для того, чтобы вылить оставшуюся кровь ниже - в западной основе.

Алтарь Второго Храма

     

  • Охапки дров
  • «Тапуах».
  • Главная наклонная плоскость (Скат)
  •  Малый скат
  • Красная линия
  • К северу от Алтаря помещались 24 кольца. Веревка была привязана к свободной петле вокруг ног животных, и конец веревки был вставлен через кольцо . Когда эту веревку тянул коэн, петля сжималась. Это действие облегчало приближение животного к своим коленям и было легче резать его.

  • Также к северу была Палата Забоя скота

  • Она состояла из 8 коротких деревянных блоков, квадратных по форме и каждый поддерживался маленькой колонкой. На каждом блоке торчали крюки, на которых были повешены туши животных с содранной кожей. Между блоками и кольцами располагались 8 мраморных столов, на которых туши животных разрубались на части, некоторые из которых должны были быть съедены, некоторые из них должны были быть сожжены на Алтаре.

  • Двор Израелитов (Эзрат Исраель) Восточная сторона Двора Храма была Двором Израелитов. Четыре ступени Платформы Священников, известной как «Духан», разделяли Двором Иудеев и Двор Священников. Три верхних ступени Духана имели высоту от половины локтя (верхняя ступенька) до 1 локтя (нижняя ступенька). Суммарно 2,5 локтя. Другими словами, Платформа Священников была на 2,5 локтей выше, чем Мужской Двор. Левит стояли на «Духане» и пели с использованием арф, тарелок и флейт в течение Церемонии Винного Возлияния. Только израильтянам, кто был ритуально чист позволялось войти в Двор Израелитов.

  • Двор Израелитов
  • «Духан»
  • «Алисадра»
  • Палаты к югу
  • Палаты к северу

Вокруг внутренней части Двора Храма было то, что, можно было бы назвать крышей «Алисадра». «Алисадра» служила защитой от дождя для Священников, также как и прохода, через который Священники ходили на рассвете, выполняя их первую обязанность дня - рутинную инспекцию Двора Храма, проверяя, все ли было в порядке. После этой процедуры они затем готовились для принесения Ежедневного Утреннего Жертвоприношения (Хатамид шель Бокер).

  • Во Дворе Храма было 9 палат: три к югу от Двор Израелитов, три к северу от него, две к востоку на стороне Ворот Никанора, и одна во Дворе Священников к югу возле Водных Ворот. Сейчас давайте рассмотрим каждую из этих палат согласно их именам и функциям.

К югу были 3 палаты : Соленые палаты (Лишкат Хамелах), где хранилась соль, Палата Укрытий (Лишкат Хапарва), где хранились соленья, Палата Полоскания (Лишкат Ха мадихим), где ополаскивались кишечники жертвенных животных. Выше Палаты Укрытий была Миква, которая была расположена в освященном месте. Первосвященники погружались туда на Йом Кипур. Чтобы попасть вниз - в Палату Укрытий и Палату Полоскания пользовались круглой лестницей.

  •  Соленые палаты
  •  Палата Укрытий
  •  Палата Полоскания

К северу была «Палата из Вытесанного Камня» (Лишкат Хахазальт), где сидели судьи Верховного Суда (числом 71), под названием Синедрион. Половина палаты была в освященной секции, а другая половина в неосвященной (светской) секции. Верховный Суд сидел полукругом в пределах светской секции, с тех пор, как было запрещено им сидеть в освященной секции. Духан, расположенный между Двором Израелитов и Двор Священников, продолжался в Палате Камня из Вытесанного Камня и делил эту палату на собственно освященную и не освященную секции.
Палата Совета, называемая, "Паредрин", была резиденцией Первосвященник на 7 дней, предшествующих Йом Кипуру, состояла из священной и несвященной частей. Палата Кувшина (Лишкат Хагола), из которой вода поставлялась всему Двору Храма. Крыша трех вышеприведенных палат была расположена на той же высоте.

  • Палата из Вытесанного Камня
  •  Палата Совета, называемая, "Паредрин"
  •  Палата Кувшина

 Были еще две палаты во внутренней части Двора Израелитов возле Ворот Никанор : слева от Ворот, Палата Пинхаса, изготовителя Одежды (Пинхас Хамальбиш), где изготовлялись и хранились одежды священников, и которая также служила комнатой одевания; Палата Кастрюли (Лишкат Хахавитим), справа от Ворот Никанор, где хранились кастрюли, используемые Первосвященником каждый день. В целом было восемь палат во Дворе Израелитов.

  • На рисунке ниже (модель Храма, правый дальний угол) изображены: Палата Искры (Бейт ха нитроц), в которой стояли на страже Священники; Дом Очага с куполом - сформированной крышей, в нем было 4 палаты, а рядом с ним располагался Верховный Суд, который мы упомянули выше.

  • Палата Искры
  • Дом Очага
  • Верховный Суд

Давайте посмотрим подробно на Дом Очага (Бейт хамокед). . Он расположен за пределами Двора Храма к северу, и имеет куполовидную крышу. Он имел два входа: Первый открывался кнаружи, как видно на картинке, и другой - открывался изнутри, ведя во Двор Храма. Внутри этот дом имел четыре палаты – по одной в каждом из его четырех углов.

  • На крыше здания Храма была защитная ограда высотой в три локтя, а выше этой ограды располагались железные шипы, по форме напоминающие мечи, чтобы препятствовать птицам садиться на краю крыши и запачкивать фасад стен. Это связано также и с тем, что мудрецы опасались того, что птицы, сидящие на крае крыши, возможно, держали бы маленьких мертвых существ в своих клювах и могли уронить их во Двор Храма.
  • Все окна здания Храма были широкими снаружи и более узкими снутри, позволяя свету сиять из Храма наружу. Это отражает отсутствие потребности Божественного Присутствия во внешнем свете, так и то, что свет святости излучался из Храма на весть мир.

     

  • Железные шипы на крыше
  •  Менора, согласно концепции Рамбама. Ветви были диагональными линиями и не кривыми. Раши и многие другие также следуют за этой концепцией.

  • В «Мидраш Танхума» (комментарий на Танах р. Танхума) говорится, что человек, который изучает законы постройки Храма, рассматривается, как будто сам фактически участвовал в его строительстве.

 

 Возможно, мы заслужим постройку Третьего Храма в ближайшем будущем. Амен.