Ноябрь 2017 / Кислев 5778

Молитвы

Молитвы

Сборник молитв

 Ниже приводятся примеры молитв, который человек может произносить. Можно молиться и своими словами, добавлять что-то от себя, предлагать свои варианты молитв. Главное — чтобы молитва шла от сердца.

Утром, сразу после пробуждения, говорят:

«Благодарю я Тебя, Царь мира, за то, что Ты вернул в меня мою душу. Велика моя вера в Тебя. И я благодарю Тебя за то, что Ты приготовил людям все, в чем они нуждаются, и дал им мудрость, чтобы они познали Твое величие и могли выполнить свое предназначение».

Перед отходом ко сну:

«Я благодарю Тебя, Господи, за все милости, которые Ты сделал с нами, и в частности, за (такую-то и такую-то милость), что Ты сделал со мной сегодня.

И я прошу Твоего прощения, если я согрешил пред Тобой, и я прощаю всем, кто чем-то обидел меня, и прошу Тебя дать в сердца тех, кого я обидел, прощение ко мне».

Благословение после основной трапезы дня (можно произносить и после каждой трапезы):

«Благословен Ты, Господь, Бог, Царь мира, питающий весь мир по Своей милости и милосердию. Он дает хлеб всякой плоти, ибо вечна милость Его. И по Его великой доброте мы не испытываем и никогда не будем испытывать недостатка в еде — ради Его великого Имени, ибо Он питает и кормит всех и делает добро всем и приготовляет пищу всем Его творениям, которые Он создал. Благословен Ты, Господь, питающий всех».

День отдыха

Каждому человеку желательно устроить семейную трапезу в честь Субботы. Берут бокал вина в правую руку и говорят:

«И закончены были небо и земля, и все воинство их. И закончил Бог к седьмому дню работу Свою. которую Он делал, и покоился в день седьмой от всей работы Своей, которую Он делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в этот день покоился от всей работы Своей, которую совершил Бог, созидая» (Бытие 2:1).

Субботние молитвы

Субботнюю молитву лучше сделать общественной молитвой, то есть — часть молитвы произносится вместе, вслух, а часть каждый говорит про себя, и только первые и последние слова говорит вслух ведущий молитву.

«Восхваляйте Господа, все народы, прославляйте Его, все племена! Ибо велика милость Его к нам, и истина Господня — вовек.

Бог мой, душа,, которую Ты дал мне, чиста. Ты сотворил ее, Ты создал ее, Ты вдохнул ее в меня, и Ты хранишь ее во мне, и ты в будущем заберешь ее у меня, а потом опять возвратишь в меня. Все время, пока душа во мне, я благодарю Тебя, Бог мой, Властелин всех деяний, Господин всех душ. Благословен Ты, Господь, Возвращающий души в мертвые тела!»

«Благословен Ты, Господь, Царь мира, сотворивший меня человеком и давший мне разум!»

«Благословен Ты, Господь, Царь мира, Который открылся на горе Синай народу Израиля и дал ему Закон для всего человечества, чтобы люди могли улучшать свои деяния и приближаться к Тебе!»

«Благословен Ты, Господь, Царь мира, приготовивший людям все, в чем они нуждаются для физического существования и для духовного совершенства!»

«Хвала Давида». 145-й псалом.

«Пусть душа всего живого благословляет Имя Твое, Господь, Бог наш; и дух всякой плоти пусть непрестанно славит и превозносит Тебя, Царь наш! От века и до века Ты — Бог, и, кроме Тебя, нет у нас царя, избавителя и защитника, освободителя и спасителя, который дает пропитание, и внемлет молитвам, и проявляет милосердие во все времена бедствий и страданий. Во всех поколениях нет у нас владыки, опоры и поддержки, кроме Тебя; Бог всех творений, Вершитель всего происходящего, прославляемый великой хвалой, правящий мирозданием Своим милостиво и созданиями Своими — милосердно. Ведь Господь никогда не спит и не дремлет, будит Он спящих и пробуждает дремлющих, и возвращает дар речи немым, и освобождает узников, и поддерживает падающих, и распрямляет согбенных; лишь Тебе одному возносим мы благодарность. Если бы гортань наша была полна гимнами, словно море водою, и на языке нашем была бы песня, звучная, словно шум волн, и на устах наших хвала, беспредельная, словно ширь небосвода, и глаза наши сияли бы, подобно солнцу и луне, и руки наши были бы распростерты, как крылья орлов поднебесных, и ноги наши были бы легки, словно ноги ланей, — все равно не смогли бы мы отблагодарить Тебя, Господь, Бог и благословить Имя Твое как подобает, даже за одно из тысячи тысяч и мириад мириадов благодеяний, знамений и чудес, которые Ты сотворил с нами. До сих пор поддерживает нас милосердие Твое, и доброта Твоя не оставляет нас — не покидай же нас, Господь, Бог наш, вовеки! И все части тела, которыми Ты наделил нас, и дух, и душа, которые Ты вдохнул в наши ноздри, и язык, который Ты поместил во рту нашем, — все они будут благодарить, и благословлять, и восхвалять, и славить, и воспевать, и возвеличивать, и превозносить, и провозглашать святость и царственность Имени Твоего, Царь наш. Ибо уста каждого должны благодарить Тебя, язык — клясться Тебе в верности, глаза — быть устремленными на Тебя, колени — преклоняться, и стан — сгибаться в поклоне, и сердце — трепетать пред Тобою. И существо каждого будет воспевать Имя Твое, как написано об этом:

“Все кости мои скажут: Господь, кто у подобен Тебе, спасающему бедняка от того, кто сильнее его, нищего и убогого — от грабящего их?”»

«Услышь мольбу бедного, воплю убогого внемли и спаси! Кто уподобится Тебе, и кто сравнится с Тобой, и кого можно сопоставить с Тобою, Бог великий, могучий и грозный, Всевышний Бог, сотворивший небо и землю? Будем мы воспевать, и восхвалять, и прославлять Тебя и благословлять Твое святое Имя, как сказано: “Псалом Давида. Благослови, душа моя. Господа, и все существо мое — благослови Его святое Имя!”»

«Освятим Твое имя в этом мире, как освящают его в Высших небесах, как написано рукой Твоего пророка: “И взывал один к другому и говорил: — Свят, свят, свят Господь Воинств, вся земля полна славы Его”».

«И закончены были небо и земля, и все воинство их. И закончил Бог к седьмому дню работу Свою. которую Он делал, и покоился в день седьмой от всей работы Своей, которую Он делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в этот день покоился от всей работы Своей, которую совершил Бог, созидая» (Бытие 2:1).

«Властелин мира, прояви милосердие к Твоим созданиям — сынам человеческим и открой их сердца, чтобы они познали и возлюбили Твое Имя, и дай каждому пропитание, и излечи их болезни, и спаси всех страдающих и терпящих муки, чтобы знали все, что Ты — милосерден и многомилостив».

«Мы должны прославлять Господина всего мира, провозглашать величие Создателя вселенной. Ибо Он не сделал нас подобными идолопоклонникам, не дал нам быть похожими на язычников. Он дал нам не их удел, и не ту судьбу, что всем их полчищам. Ибо они поклоняются пустоте и тщете и молятся божествам, которые не спасают; мы же преклоняем колена и падаем ниц, и возносим благодарность Царю царей, Святому Творцу, благословен Он. Он простер небеса и утвердил землю, и престол Славы Его — небесные выси, и обитель могуществе Его — высоты высот. Он, и никто иной, властвует над нами. Воистину Он — Царь наш, и нет иного. Как написано в Законе Его: “И узнаешь ты в тот день, и примешь сердцем своим, что Господь — единственный Бог, от небесных высей и до земных глубин нет иного”.

И поэтому мы надеемся на Тебя, Господь, Бог наш. Надеемся увидеть вскоре великолепие могущества Твоего, которое сметет истуканов с лица земли и уничтожит идолов. Чтобы был исправлен мир под властью Бога. Тогда все сыны человеческие станут взывать к Имени Твоему, и все грешники земли вернутся к Тебе. Признают и поймут все жители земли, что пред Тобою следует преклонять колени, лишь Твоим Именем следует клясться. Пред Тобою, Господь, Бог наш, склонятся они, и падут ниц, и воздадут почести славному Имени Твоему; и все они подчинятся Твоей Царской власти, и Ты вскоре воцаришься над ними на веки вечные. Ибо Тебе принадлежит царская власть, и будешь Ты царствовать во славе во веки веков. Как написано в Законе Твоем: “Господь будет царствовать во веки веков!” И сказано: “И станет Господь Царем всей земли; в тот день будет Господь един и Имя Его едино”».

Молитвы на разные случаи жизни

МОЛИТВА ЖЕНЫ ЗА МУЖА (ИЛИ МУЖА ЗА ЖЕНУ)

Да будет на то Твоя воля, Господь, наш Бог, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова, чтобы Ты всегда хранил, оберегал, ограждал моего мужа (жену) от любого вреда, от всякого зла, от всех болезней. И даруй ему (ей) жизнь добрую, жизнь долгую, жизнь в богатстве и почете. И даруй нам здоровое потомство, детей достойных и праведных. Пусть всегда будет между нами любовь, братство, мир и дружество. Вложи в наши сердца любовь к Тебе и страх перед Тобою, чтобы мы исполняли Твою волю и служили Тебе всем сердцем, чтобы творили справедливость и добро. И благослови моего мужа (жену) совершенным благословением великой мощи и мира, как сказано об этом: «Благословит тебя Господь и охранит тебя, озарит тебя Господь светом Своего лица и помилует тебя, обратит Господь к тебе лицо Свое и пошлет тебе мир», и сказано: «Господь обережет его и поддержит в нем жизнь, и он будет счастлив на Земле». Амен, да будет так!

МОЛИТВА О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Владыка всех миров, вознесенный над вознесенными! Выслушай молитву пришедших к Тебе, чтобы просить о твоем милосердии и благоволении. Удостой меня по великой милости Своей вырастить моих детей для служения Тебе в радости, а не в скорби. И да не осрамятся они при встрече с недругами. И да будут они преисполнены Твоего Закона и проворны в его изучении. И пусть благосостояние придет к ним из Твоей руки — в чистоте и в изобилии. Да не окажется в них и крупицы порока. И пусть наши глаза узрят их радость и их успехи. Да будут угодны Тебе помыслы моего сердца, Господь — моя опора и мое спасение. Амен.

МОЛИТВА О БЛАГОПОЛУЧИИ ДЕТЕЙ

Владыка мира! Удостой нас, чтобы наши дети были крепки телом и разумом и обладали добрым характером. И даруй им жизнь долгую и благополучную, и пусть они будут наполнены мудростью и страхом перед Небесами, пусть будут любимы Небесами и желанны на земле. И избавь их от дурного глаза и дурных влечений, и от всевозможных несчастий. И пусть будет у них здоровое восприятие для служения Тебе. И удостой меня (и моего мужа) по великой Своей милости, чтобы наполнились дни наши долголетием, и чтобы были годы нашей жизни благополучными и приятными — в любви и в мире. И удостоимся мы вырастить каждого из сыновей и каждую из дочерей для добрых дел.

И назначь каждому из моих сыновей — супругу, и каждой из моих дочерей — супруга, и да не будут они оттеснены другими, не дай Бог. И да не будет осквернено Твое великое Имя — ни нами, ни нашими потомками, не дай Бог. И исполни все чаяния наших сердец к добру — даруй нам здоровье, удачу и всяческое благополучие. Амен. Да будет так! И да будут угодны Тебе слова моих уст и намерения сердца моего, Господь — моя опора и мое спасение.

МОЛИТВА О ПРОПИТАНИИ

Да будет Твоя воля, Господь, Бог мой, чтобы мое пропитание и благосостояние и пропитание и благосостояние моей семьи было царственно пожаловано, заверено и обосновано Твоей рукой. И не заставляй меня нуждаться ни в подарках людей, ни в их ссудах, а только в Твоей руке, полной и открытой, святой и щедрой. И чтобы привело мое ремесло и все мои занятия к благосостоянию, а не к бедности, к жизни, а не к смерти, и удостой меня, чтобы не осквернилось Твое Имя из-за меня. И чтобы была от меня польза и доброе влияние на всех людей и всегда. Наполни мои руки Своим благословением и насыть нас вдоволь от Своей доброты, как Ты поступил с вышедшими из Египта, потому что Ты, Господь, благословил и благословляешь непрестанно. Глаза всех к Тебе устремлены, и Ты даешь им пищу в срок. Открываешь Свою руку и исполняешь желания всего живого. Возложи свое бремя на Господа, и Он поддержит тебя, никогда не даст оступиться праведному. Вознесет Он меня и пошлет удачу, чтобы я смог служить Ему всем сердцем вечно. Амен.

МОЛИТВА О НАХОЖДЕНИИ СУПРУГИ

Владыка мира! В Своем благоволении Ты создал Вселенную и сотворил Человека, сделал ему помощника, освятил нас Своими заповедями и повелел ему жениться, чтобы рождались дети. Благословен создавший человека, сотворивший все в Свою честь.

Однако велико мое бедствие, страх и трепет охватывают меня, ибо опасаюсь я, как бы мои грехи не привели к тому, что достанется мне дурная жена, которая не предназначена мне и не подходит мне, и как бы не опередил меня другой и не взял бы в жены женщину, предназначенную мне, и не пришлось бы оттеснять душу от души, не дай Бог. И поэтому пришел я с разбитым и удрученным сердцем изложить свою мольбу перед Тобой, милосердный Отец. Да будет на то Твоя воля, Господь, наш Бог, чтобы Ты сжалился надо мной и послал мне супругу, подходящую мне и предназначенную для меня с Шести дней Сотворения мира — на долгие годы жизни. И да будет моя суженая доблестной женой, боящейся Бога, разумной, с хорошим характером, добродетельной, пусть не окажется она бесплодной, да не случится ей лишиться детей и не будет в ней порока, а будет она совершенна и удачлива во всем, так чтобы я сумел нести святую службу Всевышнему без всякой помехи. И не возьми меня из этого мира прежде моего срока и не прогоняй меня ни перед кем на свете. Бог полный милосердия, возвращающий одиноких домой, милосердный, милостивый, оберегающий, поддерживающий, избавляющий, прямой, освобождающий — помоги мне в деле чести Своего Имени. Смилуйся надо мною и ответь мне, и услышь молитву мою, потому что Ты слушаешь молитвы всех уст. Благословен слушающий молитву. И будут угодны Тебе слова моих уст и помыслы моего сердца, Господь — моя опора и мое спасение.

МОЛИТВА О НАХОЖДЕНИИ СУПРУГА

Да будет на то Твоя воля, Господь, мой Бог, чтобы Ты по великой Своей милости и по великому Своему милосердию подыскал мне в срок подходящего жениха, богобоязненного человека, из людей чистосердечных и боящихся греха, как Ты подобрал пару для Первого Человека, для Авраама, Исаака, Иакова и Моисея — для каждого из них его суженую — в точный срок и вовремя. И пусть человек, которого ты определишь мне в супруги, будет добрым, располагающим к себе своими поступками, добродетельным, обаятельным, умным и боящимся Бога, стремящимся к справедливости и отвечающим добром на добро.

И не будет в нем ни крупицы порока, недостатка или изъяна, и не будет он гневливым и раздражительным, но скромным и смиренным, здоровым и сильным. И отмети замыслы и уловки жестоких людей и ненавистников, пытающихся удержать супруга, уготованного мне. И будут угодны Тебе слова моих уст и помыслы моего сердца. Господь — моя опора и мое спасение.

ДОРОЖНАЯ МОЛИТВА

Да будет Твоя воля, Господь, мой Бог, вести нас мирным путем, направить наши шаги мирной стезей, проложить нам благополучную дорогу и привести нас к цели нашего путешествия для жизни, радости и мира и возвратить нас с миром в наши дома, и избавить нас от рук всех недругов и от подстерегающих нас в засаде, от диких зверей и от рук разбойников, которые могут нам встретиться на пути, и от всех напастей, постигающих мир. Пошли благословение на все дела наших рук и дай мне обрести милость, благоволение и милосердие в Твоих глазах и в глазах всех, кто нас видит. И услышь голос нашей мольбы, ибо Ты — Бог, внемлющий молитвам и мольбам. Благословен Ты, Господь, слушающий молитву.

МОЛИТВА ОБ УДАЧЕ

Вот я собираюсь отправиться в (название места ) — с позволения Господа Благословенного и ради Его Имени. Владыка Вселенной, в святых словах Твоего Писания сказано: «Уповающий на Господа будет окружен благоволением». Господь, истинный Бог, даруй мне благословение и удачу во всех делах моих рук, ибо я был уверен, что Ты направишь мне благословение. Пусть осуществится для меня стих, в котором написано: «Возложи на Господа свою ношу, и Он поддержит тебя». Амен.

МОЛИТВА ДЕТЕЙ О РОДИТЕЛЯХ

Да будет на то Твоя воля, Господь, наш Бог, чтобы были наш отец, наша мать и мы сами здоровы и крепки, чтобы бы служить Тебе истинно. И направь им и нам пропитание в достатке и великое преуспевание и благополучие во всем, чтобы мы смогли служить Тебе истинно и с радостью. Научи наши сердца слушаться голоса отца и матери, избавь нас от преткновения, чтобы мы всегда относились к ним с почтением, ибо такова Твоя добрая воля, и мы послужим Тебе истинно. Пусть отец и мать вырастят нас для добрых дел, пусть будут осенены здоровьем, всяким добром и благосостоянием, чтобы с душевным расположением наделить и нас свадебными дарами, подарками и добрым участием. Исполни же все, чего мы просим, к добру. И да будут угодны Тебе слова моих уст и намерения моего сердца, Господь — моя опора и мое спасение.

МОЛИТВА ДЛЯ ЗАКЛЮЧЕННОГО

Владыка Миров, выведи меня из этих застенков к доброй жизни и миру, ибо моя душа устала жить в заключении. И когда Ты выведешь меня из этих застенков, все праведники коронуют Тебя венцом царствования, как сказано: «Выведи из заточения мою душу, чтобы прославлять Твое Имя. Ради меня коронуют Тебя праведные, ибо Ты воздашь мне добром». И как Ты принял молитву Ноя, когда тот был заперт в ковчеге, и вывел его и его жену, его сыновей и жен его сыновей, и всех, кто был с ними, так ответь мне и высвободи меня из этих застенков к доброй жизни и миру, чтобы благодарить Твое Имя всегда, все дни моей жизни. Амен, да будет так!

ОБ УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ

Владыка Мира, в Своем милосердии даруй нам силы, здоровье и мощь в достатке, усиль и укрепи наши члены, наши сухожилия и наше тело, чтобы нести службу Тебе, и да не будет у нас никакого недомогания и никакой боли. Да будем мы радостны, благополучны и здоровы, чтобы служить Тебе. Избавь нас от всякого зла и продли наши дни в благополучии и наши годы в довольстве. Наполни наши годы, добавь, продли наши дни и добавь нам годы жизни, чтобы служить Тебе. Укрой нас в тени Своих крыльев и избавь нас и наших близких от всех тяжких и суровых приговоров, и да будем спокойными и безмятежными, довольными и освеженными, чтобы служить Тебе и трепетать перед Тобою.

МОЛИТВА О ВЫЗДОРОВЛЕНИИ

Да будет на то Твоя воля, Господь, наш Бог, чтобы Ты преисполнился к нам милосердия и совершил по Своей милости. И устрани от (имя больного) все тяжкие и злые недуги. Умоляю, силой величия Своего милосердия даруй ему жизнь, изгони напасть и излечи его полностью — на долгие дни и годы жизни. И да будет на это Твоя воля!

О ЗАЧАТИИ И РОЖДЕНИИ ДЕТЕЙ

Да будет на то Твоя воля, Господь, мой Бог, Опора миров, справедливый во всех поколениях! Даруй мне желанного ребенка — достойного, доброго и красивого, без телесных и душевных недостатков, способного жить и существовать без какого бы то ни было греха и проступка. И даруй мне ребенка и благослови меня Своим Именем, и благослови мой дом Своим памятованием, и я познаю мир в своем жилище. И направь в зародыш душу из чистого источника. И соверши все приготовления, чтобы завершить его, и даровать ему существование, и привести в мир ладно скроенным, в милости, благоволении и милосердии, здоровым, мужественным, крепким и сильным, и смилуйся над ним, когда будешь создавать его и ваять части его тела. И представь его совершенным — и духом, и душой, и устройством внутренних органов, и строением тела. И не будет ни в одной из частей его тела ни ущерба, ни недостатка, ни недуга, ни болезни. И пусть не будет у него нехватки ни в чем — во все дни его жизни. И пусть он родится в подходящее время и в добрый час — благополучно и удачно. И будет у него жизнь добрая, долгая и мирная, как в духовном, так и в материальном аспектах — в богатстве, счастье и почете. И благослови меня, и моих потомков, и детей моих потомков всем, что совершенствует наше сознание, наш разум и наше постижение, чтобы выполнять Твою волю. И благослови меня небесным благословением с высот и благословением вод, заполняющих бездны, благослови мои груди и мое чрево. Прошу, Бог Небесных Полчищ, Бог Израиля, Восседающий между херувимами, да прислушаются Твои уши к голосу моих молений, взгляни на меня добрым взглядом с высот Своей святой обители и дай мне ребенка со святою душою, и будет он занят Торой и выполнением заповедей. И благослови меня благословением Своих уст, и да благословится навеки дом Твоей рабыни. Услышь мою молитву, Господь, и мольбе моей внемли. И воплоти во мне цель, с которой Ты создал человека в Твоей Вселенной, ибо, чтобы заселить землю Ты сотворил человека и создал его. Услышь мой голос, Господь Бог, и прими в милосердии и благожелательности мою молитву и не отправляй меня ни с чем от лица Своего, и исполни мою просьбу к добру, и я буду растить ребенка в Богобоязненности во все дни. Амен.

МОЛИТВА ВО ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ

Владыка миров, Господин небесных воинств, глаза всех к Тебе устремлены и в час бедствия к Тебе взывают. И хотя и не достойна я предстать перед Тобою с молитвой, тем не менее, скрепив сердце, я пришла излить перед Тобою мои мольбы, как Ты внимал голосу молитв праведниц всех поколений, так же по великому Своему милосердию узри тяготы Своей рабыни и вспомни меня; внемли и прислушайся к голосу моей мольбы и направь ангела-избавителя, чтобы он поддержал меня и помог мне в дни этой беременности. И по Своей доброте спаси и избавь меня от всякой напасти, от всякой болезни и боли, недуга и печали. И сжалься надо мной, чтобы плод в моем чреве не погиб, поддержи и укрепи меня, чтобы плод не вышел из моего чрева раньше срока. И да произойдут роды в добрый час; пошли мне помощь со стороны святости, надзирай надо мной по Своему великому милосердию и избавь меня и спаси меня, как Ты это делаешь с праведницами, которым не посылаешь проклятие Евы. И пусть младенец родится в подходящий и верный час, чтобы служить Тебе, в час материального благословения, чтобы он не нуждался в людском благодеянии. А мне — подготовь молоко в моей груди, чтобы выкормить его, одари меня Своей милостью, чтобы вырастить его для служения Тебе в трепете. И мне, и моему мужу даруй жизнь добрую и пропитание, приходящее без хлопот, без суеты и тяжкой работы, чтобы мы преуспели во всех своих делах. Услышь мою молитву, ибо Ты внимаешь молитвам всех уст. И будут угодны Тебе слова моих уст и намерения моего сердца, Господь — моя опора и мое спасение.

МОЛИТВА МУЖА ЗА БЕРЕМЕННУЮ ЖЕНУ

Тебе, Господь, величие, и могущество, слава, вечность и великолепие, ибо все в небесах и на земле — Твое, Господь, Царствующий и Вознесенный над всем.

Владыка Мира, с разбитым и сокрушенным сердцем я молюсь перед Троном Твоей Славы. И хотя я знаю, что совершенно не достоин, тем не менее, я уповаю на Твое милосердие, ибо Ты милосерден. И поэтому, да будет на то Твоя воля, Господь, наш Бог и Бог наших отцов, чтобы Ты исполнился милосердия ко всем беременным женщинам и к моей жене и облегчил для нее муки беременности. Соверши ради Своего милосердия, чтобы она выносила здоровый плод и чтобы он сформировался благополучно — все его члены и сухожилия — все в совершенстве. И ради Твоего великого милосердия — да не случатся у моей жены преждевременные роды — во Имя Твое святое, Бог единственный — и пусть будут полными дни ее беременности, и младенец родится живым, как земля выводит ростки и как поле взращивает свои посевы. Да будет так!

Точка зрения Торы на этот мир и на мир грядущий

"Этот мир подобен прихожей, а мир грядущий подобен праздничному залу; подготовься в прихожей, прежде чем вступить в праздничный зал" (Поучения отцов 4, 16). "Лучше один час самоисправления и добрых дел в этом мире, чем вся жизнь в грядущем; но лучше один час радости в грядущем мире, чем вся жизнь в этом" (Поучения отцов 4, 17).
Бог дает жизнь человеку. Он хочет жизни, — этому есть множество свидетельств в книгах Моисея и пророков. Так, мы читаем в книге Левит (18, 5): "Соблюдайте Мои постановления и Мои законы, которыми, исполняя их, человек будет жить. Я Господь". Также и мудрецы подчеркивают, что наставление Бога направлено для блага человека: "исполняя их, будет жить" — а не "исполняя их, умрет". Исходя из этого мудрецы учили, что, ради сохранения жизни, отходят на задний план даже Субботние заповеди. Бог любит жизнь людей больше, чем Свои заповеди, — причем разговор идет о жизни в этом мире, а не в грядущем.
Когда царь Давид узнал, что ему назначено умереть в Субботу, он попросил разрешения умереть на день раньше. Мудрецы в Талмуде говорят, что Бог напомнил ему стих: "Ибо один день во дворах твоих лучше тысячи" (Псалмы 84, 11) и добавил: "Один день, в который ты занимаешься Торой, мне нравится больше, чем тысяча жертвоприношений, которые принесет твой сын Соломон". Один правильно прожитый день в этом мире (пусть даже последний) имеет больше цены, чем тот же день, прожитый в мире грядущем.
В Мидраше рассказывается, что Моисей однажды попросил у Бога разрешения остаться в этом мире в любом виде — даже диким зверем или птицей; ведь у каждого творения в этом мире есть духовная задача. Моисей хотел и дальше иметь возможность творческой деятельности в этом мире, чтобы не вступать в грядущий мир, который является местом награды без возможности дальнейшего духовного творчества.
Но зачем, спросите вы, мы придаем этому миру такое большое значение? Ведь он — только прихожая в большой зал, только промежуточная станция на пути к грядущему миру, где нас ждет радость от близости к Богу, где завершается все Творение? Почему сказано, что один час самоисправления и совершение добрых дел в этом мире лучше, чем жизнь в мире грядущем? Разве тут не смешаны друг с другом путь и цель?
Не надо служить Богу ради награждения в будущем мире, но служить Богу надо здесь — Ему и ради Него; поэтому настолько важно подчеркнуть образ жизни в этом мире. "Яви милость к Твоему рабу — Я буду жить и хранить Твое слово" (Псл. 118, 17), — просит Господа автор псалмов; то, что он теперь может жить и хранить слова Бога, важнее для него и ценнее всех благ рая. Этот мир является местом труда и деятельности, мир грядущий — только местом, где дается награда. Истинный слуга Бога больше рад своей службе, чем получению награды. О Виленском Гаоне рассказывают, что он плакал в час свой смерти. Оставляя мир, в котором легко соблюдать заповеди Бога (например, такую заповедь как ношение цицит, которая равна всем остальным заповедям), он переходил в мир, где уже нет возможности соблюдать заповеди Всевышнего.
В книге Экклезиаст написано: "Сладок свет, и приятно для глаз видеть солнце" (11, 7). В одном из толкований этого стиха подчеркивается, что человек должен радоваться своей жизни все дни, в которые он может служить своему Творцу, пока он еще не перешел из света жизни в ночь бездеятельности. То же говорит и автор псалмов: ''В гробу кто будет славить Тебя?" (Псл. 6,6). Соблюдение наставлений Бога нам дано именно в этом мире, в действительности по-вседневной жизни, в телесности нашего существования. Сфера действия присутствия Бога (на иврите Шехина) видится, прежде всего, внизу на земле, а не только на небесах. Мудрецы сказали: "Господь хочет жить и в небе, и на земле". Тем самым, основное предназначение всего мира с момента его создания заключается в том, чтобы освятиться и возвыситься и тем самым удостоиться того, что Бог как бы поселится в нем. Вот почему Тора занимается делами сугубо земной физической жизни. Ведь по существу ни одна самая мелкая вещь не является слишком презренной или незначительной, чтобы не найти себе место в общей божественной картине. Тора хочет охватить все области жизни человека, — от завязывания шнурков обуви утром до самых интимных сфер в отношениях между людьми. Заповеди Бога направлены не на отрицание телесности, а на проникновение в нее и возвышение к Богу. Очищение телесности является Божественной волей в Творении, приводит к сближению человека с Богом — через облагораживание тела, а не через враждебность к нему.
Поэтому не удивительно, что существованию в этом мире приписывается столь высокое значение. А о награде в будущем мире Тора говорит неявно и лишь намеками. Упомянем только, что любое награждение заключается в непосредственном контакте души с Богом. Цель Торы — сделать возможным такой контакт уже в этом мире. По словам Нахманида, самый высокий идеал заключается в том, чтобы человек уже при жизни был "жилищем Шехины". Совершенный человек как бы освящает все свои земные дела; то есть, находясь в этом мире, он как бы живет в раю.
По мнению Маймонида, награда и наказание являются не чем иным, как руководством для правильного служения Богу, а не наградой и наказанием в прямом смысле. Он пишет, что тот, кто выполняет заповеди, получает свою награду в том, что с его пути устраняются все препятствия, и он полнее может служить Богу.
Поэтому ни награда, ни наказание явно в Торе не указаны. Ибо наставление Бога дано людям не ради награды.
Освящение земной жизни — глубоко укоренившийся идеал в еврейской традиции. Так в Талмуде рассказывается: Рабби Шимон бар Иохай и его сын, рабби Элазар, во время господства римлян были вынуждены много лет прятаться в одной пещере. Там они жили в полной уединенности, направленной исключительно на Бога, и достигли высокого совершенства в Торе. Когда они смогли покинуть свое убежище, они проходили мимо полей и увидели, что люди пашут и сеют. Оба учителя воскликнули: "Вот люди не стремятся к вечной жизни, занимаясь тем, что преходяще!" И все, чего касался их гневный взгляд, загоралось огнем. Тут раздался голос с неба: "Разве вы для того вышли, чтобы уничтожить Мой мир! Вернитесь в свою пещеру!" Двенадцать месяцев спустя они опять покинули пещеру, но рабби Элазар все еще не успокоился. Накануне Субботы они встретили одного старика, который спешил куда-то с двумя ветвями мирта в руках. Они спросили: "Зачем тебе нужны эти ветви?" Он ответил, что оба венка — в честь Субботы, о которой дана одна заповедь — помнить ее (Исход 20, 8), а еще одна заповедь — соблюдать ее (Второзаконие 5, 12). Когда они это услышали, то успокоились. Благодаря встрече со стариком, они поняли великий смысл простых действий, которые только кажутся простыми, но на самом деле содержат намек на вечность, тем самым освящая будничное человеческое существование.
Совершенный человек не устраняется от действительности, как монах. Наоборот, он погружен в мир, активно строит его на принципах святости и чистоты. Для него вся вселенная — поприще для приложения духовной деятельности. Ибо мир еще не исчерпал свое предназначение.
Такой человек не потеряется в удобствах и развлечениях нашего мира. Он не считает материальный быт корнем вселенского зла, он познает его как единое создание, в котором заключено духовное содержание.
Ученый автор книги "Деяния души", Баха Ибн-Пакуда, пишет о правильном отношении к этому миру: "Перестань отдавать предпочтение своей вечной душе перед своим бренным телом и направлять все внимание только на душу. Нельзя пренебрегать потребностями тела, обременять его и ослаблять. Иначе можно нанести ущерб и тому и другому — душе и телу. Давай своему телу пищу, чтобы охранить его силы, а свою душу корми в изобилии мудростью и нравственными наставлениями".
Существует лишь одно исключение, когда физическая жизнь не представляет собой ценности, а именно: обязанность человека при некоторых обстоятельствах выбрать смерть мученика для того, чтобы "освятить имя Бога". Здесь нет никакого противоречия между высоким мнением Торы о цене человеческой жизни и заповедью освящения имени Бога. Ибо пожертвование своей жизни отнюдь не происходит из-за презрения к этому миру. Наоборот! Именно воспитание к освящению жизни во всех ее проявлениях и стремление к постоянному духовному росту требует от человека умения пожертвовать свою жизнь в тот час, когда это необходимо. Более того, сознание того, что жизнь в этом мире может быть "земным раем", в смысле духовности, приводит к убеждению, что пожертвование жизни всегда предпочтительней, чем бессодержательное существование, оторванное от наставления Бога. Талмуд говорит про безбожников, что их при жизни следует считать мертвыми, а про праведников сказано, что они живы, даже умерев (Брахот 18).
Жизнь, цель которой — освящение имени Бога, достигает самого высокого совершенства именно в самопожертвовании. Об этом говорит нам Талмуд, рассказывая о смерти рабби Акивы во времена римского господства: "Когда рабби Акиву вели на казнь, настало время читать молитву "Слушай, Исраэль!" И в тот момент, когда с него начали сдирать кожу железными скребками, он направил все свое внимание на то, чтобы принять на себя бремя царствования Бога с любовью ("Слушай, Исраэль: Господь-Бог наш, Господь один! Люби Господа, Бога твоего, всем своим сердцем, и всей своей душою, и всем своим достоянием" (Второзаконие 5, 4-5). Спросили его ученики: "Рабби, до такой степени?" Он ответил: "Я всегда огорчался из-за этого стиха "всей своей душой", который означает: "даже если Он возьмет душу", и говорил себе: "Когда же наступит день, когда я смогу выполнить эту заповедь?" И теперь, когда я наконец могу это сделать, разве я ее не выполню?!" (Брахот 61).
Рабби Акива смотрел на свою жизнь как на одно непрерывное стремление к пожертвованию души для освящения имени Бога. В мученичестве он достиг осуществления цели всей жизни. Такая смерть является не концом жизни, а ее продолжением.
Если сравнить мнение Торы относительно двух миров —этого и грядущего — с мнениями других религий, то выявляется следующее: мусульмане видят в потустороннем существовании своего рода улучшенную земную жизнь, где на первом плане стоят телесные наслаждения. На это Маймонид как-то заметил, что на самом деле награждение грядущего мира относится к духовной стороне человеческого бытия, а не к потребностям бренного тела. Что касается христиан, то они, понимая духовную реальность грядущего мира, все же не осознают важность земного существования. С христианской точки зрения мир является источником зла, а "царство Божие не от мира сего" (как они говорят). Поэтому набожный христианин должен отделиться от мира.
Мнение Торы (истинно открытое Самим Богом с помощью пророков и мудрецов) показывает нам, что земной мир никоим образом не является источником зла. Наоборот! В земном мире у всего имеется духовное измерение, ибо он — "вход в праздничный зал" грядущего мира, который весь состоит из духовности и святости. Поэтому говорить о материальном вознаграждении неуместно и смешно. Истинное вознаграждение заключается в приближении к Богу, в том, чтобы стремиться к Нему. Более глубокого выполнения роли человека на земле быть не может. Служба человека в "преддверии" является как бы вступительным билетом" в "праздничный зал", более того — она дает человеку возможность уже здесь, в этой не самой высокой сфере бытия, почувствовать величие грядущего мира.
Конечно, нельзя ограничить земную жизнь так, чтобы увидеть в ней самоцель; но если иметь ориентиром духовную вечность, то приобретает смысл и правильная жизнь на земле. Преддверие является преддверием, а праздничный зал — праздничным залом, и все это означает, что жизнь совершенного человека проходит как бы в одном здании, которое состоит из двух частей. И та и другая часть нужны для того, чтобы здание было цельным, и ни одна часть не возводится на развалинах другой. Человек похож на лестницу, которая стоит одним концом на земле, а верх ее касается неба (Бытие 28, 12); ноги его покоятся земле, и на этой крепкой материальной основе возводится его духовный мир, верх которого доходит до неба. Как говорили мудрецы, один час самоисправления и добрых дел в земном существовании лучше всех благ в грядущем мире, потому что в той жизни уже нет никакой возможности увеличить богатство, происходящее из наставлений Бога. Но чудесная радость одного единственного часа в грядущем мире прекраснее всех возможных удовольствий вместе взятых, которые можно получить в мире земном.
Такая радость является справедливым вознаграждением за выполнение заповедей Бога, ибо духовные богатства — единственные истинные богатства на свете. "Нет в земном мире вознаграждения за выполнение заветов", — говорится в Талмуде (Кидушин 39). В этой жизни нет никакого вознаграждения.