Ноябрь 2017 / Кислев 5778

К истории еврейских общин Северного Кавказа

"Евреи должны, стараться жить не навлекая на себя гнев со стороны окружающих народов"

Рабби Моше Вейсман

"Мидраш рассказывает"

Это небольшая по объему работа слабая попытка кратко осветить некоторые вопросы истории евреев, живущих на территории Северного Кавказа, с античных времен до конца Х века. Хотелось бы заметить, что до недавнего времени во многих исторических работах всячески умалчивалось об античном периоде жизни евреев, их влиянии на материальную и духовную культуру народов Северного Кавказа, Крыма, Причерноморья. Этот период, можно сказать, почти не изучен. И только совсем недавно занавес нам приоткрыла известный ученый в. области античной истории и, эпиграфики доктор исторических наук, член Правления Еврейского общества, Элла Исааковна Соломоник. Ею были подняты проблемы о недостаточности исследования вопросов переселения и жизни евреев на территории Кавказа.

Материальная культура евреев Северного Кавказа того времени имеет множество объектов сегодняшнего изучения. в него прежде входят: археологические раскопки, этнографические и эпиграфические исследования, сообщения античных и средневековых авторов, архивные данные.

Одной из самых ранних групп еврейских античных древностей Северного Кавказа являются археологические раскопки, сведения античных авторов, библейские рассказы. На наш взгляд, роковой судьбой всего еврейства было персидское владычество, когда был разрушен еврейский храм в городе Элефантине 410 г. до н.э., организован погром в 405 г. до н.э. Евреям в Персии грозило полное истребление. Один из приближенных персидского царя Ксеркса (Ахашвероша) Гаман (Аман), люто ненавидевший евреев, докладывал ему:

"Есть один народ, рассеянный и разбросанный во всех областях царства твоего; обычаи его отличаются от обычаев других народов, а царских законов он не исполняет. Если царю угодно, пусть будет отдан приказ уничтожить всех евреев". И только счастливая случайность спасла евреев от полного уничтожения. В память о спасении евреи ежегодно устраивают праздник, который называется Пурим. Но антисемитские настроения правящей верхушки Персидской империи продолжались. Диаспора евреев увеличилась. Их исход со своей исторической родины способствовал созданию и укреплению многочисленных иудейских общин по всему миру. Одна из таких общин возникла на территории азиатской части Боспорского государства, вблизи современного города Анапа (в период античности — Синдская Гавань, Горгиппия), где евреи-переселенцы сравнительно быстро адаптировались, усвоив греческий, синдо-меотские языки. Из многих источников известно, что характер двуязычия в те далекие времена наблюдается у многих народов Северного Кавказа.

Евреи-переселенцы заимствовали не только языки местных народов, но и материальную культуру, некоторые обычаи. Переселение евреев не носил варварский характер. Они всегда приходили в чужую страну только с миром, прося защиты и покровительства. Об этом свидетельствуют "отец географии" Страбон и еврейский историк Иосиф Флавий. Согласно их сведениям, евреи, расселившись почти на всей территории Кавказа, встречали благожелательное отношение со стороны местных народов. Особенно это касается синдо-меотских племен, создавших в то время сильное Синдское государство.1 Необходимо заметить, что синдо-меотские племена, положившие начало адыгскому (черкесскому) этносу, имели, огромное влияние на культуру и общественный уклад других народов Северного Кавказа. Но и евреи диаспоры, по мнению академика А.Тюменева. ставшие горожанами того -или иного города, играли важную роль в хозяйственной жизни страны. По нашему мнению, многие античные города Северного Кавказа были столько же иудейскими, сколько и греческими или синдскими.2 Таким образом, тесная связь евреев и предков кабардинцев уже в те далекие времена была очевидна.

Сообщения античных авторов подтверждаются археологическими и эпиграфическими находками. Как правило, это надгробные изваяния, где- изображались основной символ иудейской религии менора, кроме этого изогнутый рог (шофар), пальмовая ветвь (лулав). Исходя из того, что эти древние еврейские символы часто встречаются на территории Северного Кавказа, на наш взгляд, следует остановиться на их значении.

Менора имеет форму семисвечника и символизирует сотворение мира в течение семи дней, причем средний обозначает субботу — день отдыха. Начиная с 1 в. н.э. распространяется обычай, особенно в диаспоре, украшать изображением меноры стены гробниц, саркофаги, надгробные изваяния и т. д. В противовес христианскому кресту менора становится главным символом иудейской религии. Лулав — нераскрытая пальмовая ветвь, употребляемая во время утренней молитвы праздника Суккот, обозначает победу над врагами и даже смертью. Древние греки и римляне переняли этот еврейский символ и стали награждать пальмовой ветвью полководцев, которые одерживали победы на поле брани, а также победителей олимпийских игр. Шофар -рог, обычно бараний, в который трубили в библейский период для созыва войска, объявления наступления нового года. Позднее шофар стали использовать как символ прихода Мессии, который возвещался трубным голосом.

Но вернемся к нашим археологическим находкам. Особый интерес вызывают еврейские надписи, найденные в Анапе и Тамани, датируемые 1 в. н.э. Одна из них, наиболее легко читаемая, повествует нам следующее: "В царствование царя Котиса, 348 года (51 г. н.э. ) месяца Ксандика, 1 числа, Психарион, а также Сог и Ан — его дети. Кариец Сандан и кариец Аг и Метротим отпущены при молельне, гарантированными от захвата, беспрепятственными в проживании, при условии усердного посещения и почитания молельни, и стали свободными под опекой общины иудеев". Это есть не что иное, как манумиссия — юридический акт отпущения рабов на волю. Но нам интересна эта надпись, прежде всего, тем, что она сообщает нам о существовании еврейских общин и молитвенных домов на территории Северного Кавказа, а может быть и всего Кавказа. Правда, археологи пока еще не обнаружили ни одной античной синагоги или молитвенного дома. Но археология - наука сюрпризов. Надеемся, новые изыскания ученых дадут положительные результаты.3

Переселившись на северное побережье Черного моря евреи, как мы уже выше говорили, быстро адаптировались, стали говорить на греческом и других местных языках, хотя религиозным языком, безусловно, оставался иврит. Появились смешанные браки. На одной из надгробных плит, найденной близ города Анапа, было высечено: "Здесь покоится Самуил, сын Севера". Эта надпись интересует нас, прежде всего, тем, что выполнена на греческом языке, первое имя еврейское второе - римское. По-видимому, мать Самуила, еврейка, имела сильное религиозное влияние на отца Самуила - римлянина по происхождению. Скорее всего, эта семья ревностно соблюдала еврейские обычая и традиции. Большое скопление иудейских памятников на территории Северного Причерноморья говорит о том, что еврейская община, в те далекие времена, была довольно-таки крупная. Только близ станицы Сенной (Фанагория), по свидетельству Э.И. Соломоник, было найдено более 70 надгробных памятников с еврейскими надписями и изображением иудейских символов, датируемые IV-X веками. Она же цитирует сообщение известного византийского хрониста Феофана 671г.: "... в городе Фанагории и его окрестностях около живущих там евреев проживают также и многие другие племена".4

Более запутана и менее понятна история еврейства на Северном Кавказе в эпоху раннего средневековья, когда было образовано множество самостоятельных и независимых государств. "Странна и непонятна история еврейского народа вообще, — писал в 1906 году исследователь Б. Какителашвили, — но еще менее понятна история кавказских евреев". Из всех этих государственных образований нас особенно привлекает история Хазарского Каганата. Хотелось бы предостеречь читателя, что автор не говорит о Хазарском Каганате как единоверном государстве. Во-первых, Хазария была многонациональным государством, центром трех мировых религий — иудаизма, мусульманства и христианства на Кавказе. Во-вторых, Хазария не была, в современном понимании, имперским государством, ибо вхождение в его состав тех или иных народов носил добровольный характер, принимал под свое покровительство гонимых и обездоленных. В-третьих, ни один из древнейших источников нам не сообщает о внутренних конфликтах в Хазарии, будь то на социально-экономической или религиозной почве. Наша задача — показать существование и жизнедеятельность еврейских общин на территории Северного Кавказа и прежде всего на территории Хазарского Каганата. Как считают многие современные западные исследователи, с этим периодом связано повсеместное принятие хазарами иудейской религии, процесс который начался, по-видимому, на территории Северного Кавказа. Российские, а особенно советские, ученые считали, что иудейскую религию приняла лишь верхушка хазарской знати. "Еврейская ученость процветала только при царском дворе" — утверждает советский исследователь М.И. Артамонов. Но об этом мы поговорим чуть ниже. Все это дает основание для существования множества теорий и гипотез возникновения государства — Хазарский Каганат, принятие хазарами иудаизма, происхождение самих хазар. Естественно, российские и советские историки рассматривали историю происхождения хазар по преимуществу с точки зрения русской истории, отсюда попытка реконструкция истории Хазарского Каганата, во многом вступающего в противоречие с различными источниками. Более того, многие академические труды, изданные в советское время, умалчивают о принадлежности хазар к иудейской религии. А недавно появилась новая теория (Мататов, Мурзаханов), что горские евреи — это хазары, принявшие иудаизм. Нет. И еще раз — нет. Поистине — "все смешалось в доме Облонских". Вот одна из легенд о происхождении хазар, которую нам оставил Михаил Сирийский, живший в 12; в.: "Из внутренней Скифии вышли три брата, которые дошли вместе до р. Танаис. Отсюда один из братьев — булгар отправился на запад и получил от римского императора Маврикия земли близ Дуная. Племя его стало называться булгарами. Два других брата пришли в страну алан, называемую Берсилия. Когда над страной стал господствовать другой народ, они были названы хазарами, по имени того старшего брата, имя которого было Хазарик. Это был сильный и широко распространенный народ" . Тюрки-хазары уже к 576 г. установили контроль и получили гегемонию над всей территорией Северного Кавказа и части Боспора. Под их контроль попали плодородные земли и торговые пути, связывающие Византию с Восточной и Центральной Азией. Без сомнения, свою роль и, наверное немаловажную, в этой торговле играли евреи Фанагории и Горгиппии, Крыма и Византии, Ирана и Армении. Таким образом, мы видом на карте Кавказа появление сильного и могущественного государства — Хазарского Каганата Расцвет и укрепление Хазарии привлекали к себе бедных, обездоленные и гонимых людей. Такими были, увы, евреи. В этот период — от VI до Х века — большая часть еврейского народа жила на Востоке: в Вавилонии, Персии, Сирии, Палестине, Византии, Положение евреев Византийской Империи было особенно тяжелым. С принятием христианства и его укреплением гонения на евреев были ужесточены. Византийские императоры, в частности Юстиниан VI, относились враждебно к еврейским общинам. Византийские евреи всячески ущемлялись в гражданских правах. Повсеместно разрушались синагоги, молитвенные дома, евреям запрещалась служба в армии, занимать государственные должности, их насильственно принуждали принимать христианство. Император Лев (723 г.) издает указ, согласно которому все евреи должны принять крещение по греческому образцу, грозя им в противном случае самыми страшными наказаниями. Этому отчаянно сопротивлялись иудеи, хотя непослушание каралось смертью.5 Многие евреи были вынуждены бежать, искать счастье на новых местах. Так, большинство из них оказалось в Хазарии. С другой стороны, Арабский Халифат стремился распространить свою религию и тем самым утвердить свое влияние на Северном Кавказе. Но умный и влиятельный предводитель хазар Булан предпочел третью религию - иудаизм, тем самым, укрепив независимость и самостоятельность Хазарского Каганата, который просуществовал около 400 лет - с VII в. до начала XI века, положив начало горско-еврейскому этносу. По приглашению Булана в Хазарию прибыли христианские и исламские миссионеры. Наряду с ними из Израиля прибыли еврейские ученые и мудрецы. Диспут был долгим. Только в конце, когда еврейские мудрецы склонили чашу весов на свою сторону, изложив ранний период истории израильтян со дня Сотворения мира и кончая вступлением еврейского народа на землю обетованную, решение было принято. В одном из посланий царя Иосифа говорится, что его предки "совершили над собой, своими рабами и служителями и всем народом обрезание и затем послали посланцев и доставили к. себе изо всех мест мудрецов израильских, и те объяснили им закон Моисея и изложили им в порядке заповеди. До настоящего дня мы держимся этой веры". Успех еврейских ученых привел к дальнейшему распространению иудейской религии на всей территории Хазарии. Это также способствовало прибытию в Хазарию евреев из Багдада, Армении, Хорасана. Византии и других стран. Один из еврейских мудрецов был избран главным судьей. В тоже время, они установили монархию, провозгласив своего военного предводителя Сабриэля царем. Таким образом, образование Хазарского государства. по свидетельству письменных источников, неразрывно связано с принятием хазарами монотеистического иудаизма. Более того, автор одного источника повествует, что иудаизированные предки, первыми пришедшие на хазарские земли, принадлежали к колену Симеона, т.е. были выходцами из Палестины. Из этого можно сделать вывод, что предки горских евреев были жители некогда великой Хазарии, на наш взгляд, сейчас это мало у кого из историков вызывает возражение.

История иудаизации хазарского населения в настоящее время стала предметом повышенного интереса ученых всего мира. Первоисточники по истории Хазарского Каганата, особенно древнееврейские рукописи, заслуживают нового исследования, кропотливого изучения и осмысления. Евреи всегда относились к рукописям очень бережно. Известен древнееврейский обычай, который запрещает уничтожение, исправление рукописных текстов, содержавших имя Бога или отрывки из древнего Писания. Один из таких манускриптов (рукопись), дошедших до наших дней, был обнаружен американским ученым Соломоном Шехтером в 1896 году. в древней Синагоге Фустат-Миер недалеко от Каира. Этот ценный документ впоследствии стали называть "Кембриджским документом". Манускрипт представляет собой письмо, написанное на иврите царем Хазарии Иосифом, адресованное еврею Хасдаю ибн Шапруту, выдающемуся вельможе при дворе Абдуррахмана III Кордовского Халифата, Русский ученый П.Коковцев перевел этот документ на русский язык и опубликовал его в своей книге "Еврейско-хазарская переписка в Х в." в 1932 году. Получив прекрасное религиозное и светское образование, Хасдай возглавил министерство иностранных дел Кордова, покровительствовал ученым, его выбрали начальником еврейской общины всей Испании. Во время нахождения его у власти испанские евреи жили в спокойствии и безопасности. Однажды персидские послы сообщили Хасдаю, что в дальних краях, у подножья Кавказских гор, существует еврейское государство — Хазарский Каганат. Он был крайне удивлен. Незаме длительно Хасдай отправляет туда, через Византию и Русь посла с письмом к хазарскому царю Иосифу, прося его написать всю правду о таинственном еврейском государстве- Более того, он просит царя принять его на постоянное место жительства, "Если бы я знал, - пишет Хасдай, — что есть у нашего народа свое царство на земле, я оставил бы свое высокое положение, шел бы по горам и долинам, по суше и по морю, но пришел бы в то место, где живет господин мой, царь иудейский, увидел бы, как живет спокойно остаток Израиля". Через некоторое время Хасдай ибн Шапрут получил ответное послание. Царь Иосиф, в частности пишет, что Хазарское государство по происхождению не еврейское, его предки, принадлежащие колену Симеона, бежали в Хазарию из другой страны, так как "не могли выносить ига идолопоклонников" и местный народ их радостно принял". Подтверждение тому, что пришлые хазарские евреи относились к колену Симеона, мы находим в трудах еврейского путешественника Эльдада Дани (IХв). Он пишет: "Колено Симеона и половина Манассии в стране Хазар, которая находится на расстоянии 6 месяцев пути от Иерусалима".6 Термин "идолопоклонники", по-видимому, можно отнести к жителям северо-западного Ирана. Именно в то время, при правлении Хосрова I Ануширвана (537-577) начались массовые преследования еврейского населения. Поселившись в Хазарии, пришлые правоверные евреи быстро адаптировались и ассимилировались с местным населением, и как утверждает автор письма Иосиф "стали одним народом". Подтверждение этого мы находим и у византийского хрониста Феофана: "Хазары - великий народ, вышедший из Берсилии". Заканчивая свое послание, царь Иосиф восклицает: "Наши взоры обращены к богу, к мудрецам Израиля в академиях Иерусалима и Вавилонии. Да ускорит Бог обещанное освобождение Израиля, да соберет свой рассеянный народ еще при жизни нашей!".7 Наивысший расцвет в экономической и культурно-политической жизни Хазарский Каганат достиг в период правления трех царей: Вениамина (880-900 гг.), Аарона (900-920 гг.), Иосифа (920-960 гг.).

Согласно археологическим раскопкам и сообщениям средневековых авторов, хазары занимались интенсивным земледелием, садоводством, выращивали виноград, осваивали различные ремесла и промыслы, особенно было развито шелководство и изготовление шелковых и пурпурных тканей. Из ремесел наиболее распространенным было кожевенное, красильное. "еврейская краска" славилась в тогдашней торговле. Гончарные печи, найденные археологами, остатки клейменной посуды, свидетельствуют о высоком мастерстве местных гончаров. Оружейники знали секрет производства булатной стали. На высоком уровне находилось градостроительство. Археологические раскопки хазарских городов подтверждают, что вокруг каждого города строились монументальные оборонительные стены с бойницами и сторожевыми башнями. Зная, что многие районы Хазарии подвержены частым землетрясениям, местные строители использовали гибкость камыша для создания сейсмостойкости жилищ. К строительству многих городских укреплений привлекались иностранные специалисты. Доподлинно известно, что в 833 году хазарская крепость Саркел на Дону была построена византийскими инженерами. Но основной статьей дохода Хазарского государства, безусловно, были широкие торговые связи. Важнейшими источником пополнения хазарской казны, по-видимому, был сбор налоговых пошлин с купцов, которые в то время активно использовали "Великую шелковую дорогу" из Китая и Средней Азии в Византию и обратно. Хазария была одним из просвещенных государством Кавказского региона. Во многих городах были основаны шкалы, где изучалась не только Библия, но также трактаты Мишны и Талмуда, большой частью палестинского происхождения, со всем их поэтическим богатством. В 1160 году хронист Авраам ибн Дауд, после падения Каганата имел беседу с учеными евреями, бежавшими в Испанию. "Мы видели в Толедо некоторых из их потомков — ученых и они сообщили нам, что их остатки (предки) были раввинистами",8 т.е, учеными богословами. Исторический факт, что славянские просветители, основоположники русской письменности, апостолы Кирилл и Мефодий умели писать и читать на иврите. Мало кому известно, что один из древнейших источников по истории Киевской Руси написан на еврейском языке (иврите).

Центром всей этой кипучей жизни, конечно же, была столица Хазарского Каганата — Семендер. расположенная на территории современного села Тарки близ Махачкалы В те далёкие годы Кавказские горы близко подходили к Хазарскому (Каспийскому) морю, образуя тем самым узкий коридор, который можно было легко перегородить боевыми укреплениями. Дошедшие сообщения древних авторов о Семендере, все без исключения, утверждают, что столица Хазарии была крупным политическим, торгово-ремесленным центром всего Кавказа. Расцвет и благополучие столицы Семендер отражены в известных записях арабского путешественника Ибн-Хаукаля. Вопреки распространенному мнению, будто евреи не любят и не умеют работать на земле он в своей "Книге путей и государств" пишет: "В хазарской стороне есть город Самандар. Были в нем многочисленные сады: говорят, они содержали 40 тысяч виноградников. И были в Самандаре мечети, церкви, синагоги". Далее он сообщает, что Семендер являлся "сборным местом", куда собирались добровольные дружины в случае военной опасности или агрессии. Таким образом, уже к концу VIII столетия Хазарский Каганат — выступает как крупная политическая и военная сила во всем кавказском регионе.

О силе Хазарии говорит тот факт, что многие государства и племена платили дань Хазарскому Каганату взамен на охрану их границ. "Они (хазары) неисчислимы, — сообщает еврейский путешественник Эльдад Дани, - и собирают дань с 25 царств". Но это не означает, что Хазарский Каганат был агрессивным государством, как это хотят представить некоторые историки. Напротив, Хазария всегда стремилась решать все возникающие конфликты мирным путем. Первый письменный мирный договор, дошедший до нас, был заключен с Аланией царем Сабриэлем по настоянию мудрецов: "Как бы не возмутились народы против войны нас и не присоединились также к нашим врагам".9 Благодаря этому договору вырос военный престиж государства хазар.10 Соседние племена стали остерегаться их. В дальнейшем потомок Сабриэля царь Аарон женил своего сына Иосифа на дочери аланского вождя, укрепив, таким образом, военный и экономический союз между Хазарией и Аланией. Более того, некоторые жители Алании стали "соблюдать Закон евреев". Аналогичные договоры были заключены с другими соседними народами. В 912 году был заключен дипломатический союз между Русью и Хазарским Каганатом. Многие историки воспринимают этот договор, как односторонний — в пользу Хазарии, что Киев, столица древней Руси. платил непомерную дань и оставался под властью хазар вплоть, до 30-х гг. Х в., пока не был захвачен князем Игорем. Но вот что писал выдающийся русский историк В.О.Ключевский: "Хазарское иго было для днепропетровских славян не особенно тяжелым и не страшным. Напротив, лишив восточных славян внешней независимости, оно доставило им большие экономические выгоды. С тех пор для днепропетровцев, послушных данников Хазар, были открыты степные, речные дороги, которые вели к черноморским и каспийским рынкам".

Итак, что можно сказать о периоде VII - Х вв. и какой он оставил след в истории Хазарского Каганата и всех народов Северного Кавказа? Во-первых, прекратились набеги и погромы многочисленных кочевых племен. Во-вторых, многие народы Северного Кавказа добровольно вошли в состав Хазарии, создав, таким образом сильное многонациональное государство. В-третьих, наступила политическая стабильность, были восстановлены утраченные транзитные торговые пути. Все это способствовало росту производительных сил и расцвету Хазарского Каганата. Со многими государствами Хазария установила дружеские дипломатические отношения. Правда, в начале Х в. между Хазарией и Русью пробежала "черная кошка". Поэтому славянохазарские отношения этого периода, хотелось бы выделить отдельной строкой. Славянская дипломатия в 1Х-Х вв. только-только зарождалась и велась, в основном, варварскими методами, прокладывая себе путь огнем и мечом. Это нашло отражение в известных записях Ибн-Хаукаля:"... русы - народ варваров, живущие в стороне булгар". Утверждение некоторых советских историков, что "в начале Х в. создаются благоприятные условия для усиления русско-северокавказских контактов" не выдерживает никакой критики. Взоры раннефеодальной знати руссов были устремлены на богатый и спокойный Восток. Один из крупных советских востоковедов А.Л.Якубовский признает: "Русские славяне выступали в Х веке на Востоке не только как купцы. но и как крупная политическая и военная сила". Запугивая своих соотечественников родимечей, полян, витячей князь Олег направляет своих посланников с требованием не платить дань хазарам: "Не дайте козарам, но мне дайте". Вот так, не больше не меньше.

В 912 году, под видом налаживания торговых связей с мусульманским Закавказьем, Русь заключила договор с Хазарским Каганатом о проходе русских "купцов" по Дону и Волге к берегам Каспия. Таким образом, вероломно обманув царя Хазарии Аарона, руссы разорили и ограбили земли Закавказских государств, уйдя оттуда с богатой добычей. Ал-Масуди повествует: "... руссы проливали кровь, брали в плен женщин и детей, грабили имущество и жгли деревни. Народы, обитавшие около этого моря, с ужасом возопили, ибо им не случалось с древнейших времен, чтобы враг ударил на них здесь, а прибыли сюда только суда купцов и рыболовов". Эта вопиющая несправедливость взбудоражила народы Северного Кавказа. Более того, возвращаясь назад руссы были вызваны на битву с хазарскими мусульманами, которые пришли к царю Иосифу с просьбой: "Позволь нам отомстить, ибо этот народ напал на страну наших братьев — мусульман, проливал их кровь и пленил их жен и детей". И сечь состоялась, которая длилась три дня и три ночи. Тридцатитысячному войску руссов противостоял 15000 отряд хазарских мусульман. Здесь интересно заметить, как сообщают средневековые авторы, что на стороне мусульман, в битве участвовали многие христиане, поданные Хазарского Каганата. "Бог помог мусульманам против руссов и меч истребил их!" — пишет Аль-Масуди.

Этот бесславный поход руссов закончился полным их поражением. За совершенный обман Русь дорого заплатила. Дипломатические отношения между Хазарией и руссами были прекращены. Началось противостояние. Уже следующий поход 945 г. руссы, боясь Хазарии и ее союзников, совершили в обход их земель. Антихазарские настроения руссов подогревались их союзником Византийским императором Романом I, который имел определенные виды на богатые хазарские земли, но боясь сильного Хазарского государства всячески заигрывал с ним. В 944 г. был заключен военный союз между Русью и Византийской империей, который стал новой вехой антиеврейских настроений. Особую неприязнь у Романа I к евреям вызывала религиозная обособленность и замкнутость еврейской общины. Он и церковь стремились заставить евреев принять христианство, а христианам не переходить в иудейство. Многие византийские евреи были вынуждены покинуть Византию и переселиться в Хазарию. Узнав о деяниях Романа I, царь Иосиф предпринял адекватные меры и "ниспроверг многих христиан".11 Более того, как сообщает Ал-Масуди, Иосифа поддержала Алания: "После 320 хиджры (932 г.) аланы отказались от христианства и изгнали епископов и священников, которых прислал им ранее византийский император".

Таковы были хазаро-русско-византийские дипломатические отношения кощу IX в. до середины Х века. Как мы видим, Русь, стремясь любыми средствами закрепиться на территориях государств Северного Кавказа и Закавказья, встретила ожесточенное сопротивление, и в первую очередь, со стороны Хазарского Каганата. Конечно, говорить о геополитических притязаниях руссов еще преждевременно, ибо, как утверждает историк Т.М.Калинина: "Трудно предположить, что руссы собирались обосноваться в этих городах надолго, иначе они не стали бы подвергать богатые торговые центры столь сокрушительному разрушению".

Военная мощь русского государства особенно возросла при Святославе Игоревиче, дипломатия которого велась исключительно силовыми методами.12 При его правлении Русь вступила в полосу продолжительных и тяжелых войн. Были покорены многие славянские племена, северокавказские народы - ясы, косоги, Крым, Волжская Булгария и т.д. Изучая долгую трудную борьбу Святослава со славянскими племенами русский ученый В.Пархоменко в 1924г. писал: "Такая яростная борьба могла иметь место только среди племен, которые борются за контроль над одной и той же территорией: она вызывается вытеснением коренного населения пришельцами". Непримиримыми стали отношения с Хазарией и Византийской империей.

В 965 г., как повествует русская летопись "Повесть временных лет" Святослав предпринял свой самый страшный и разорительный Восточный поход.13 Вот так обрисовал его уже нам известный Ибн-Хаукалъ: "Там виноградники и сад такой, что был милостыней для бедных, а если осталось там что-нибудь, то только лист на стебле". Полностью была разграблена и уничтожена столица Хазарского Каганата - Семендер. '"Пришли на него руссы, не осталось в городе ни винограда, ни изюма". Грабежу подвергались не только дома жителей, но и культовые сооружения - синагоги, мечети. Другой арабский источник, в подтверждение этого, повествует, что в городе Семендере "ничего не осталось от прежнего изобилия". После уничтожения столицы, та же участь постигла и другие города и поселения Хазарского Каганата. От такого сокрушительного удара Хазария уже оправиться не могла, хотя еще и продолжала существовать.14 Многие евреи покинули свою родину, пытаясь найти счастье и покой на других землях.15 А кто остался был вынужден прятаться к жить в горах Кавказа. Может поэтому они стали называться горскими евреями? Но оставим этот вопрос пока открытым. Это дело рук наших ученых. Одно бесспорно, что легендарная история Хазарского Каганата становится теперь более загадочной и интригующей, которая оставила неизгладимый след в истории народов Северного Кавказа.

КОММЕНТАРИИ

1 Правда, уже IV в. до н.э., при правлении Левкона I, Синдика утратила (.-“от самостоятельность и вошла в состав Боспорского царства.

2 В государственном музее г.Ростов-на-Дону хранятся множество амфор лекифов и другой античной посуды с надписями, носящие имена их владельцев. Наряду с греческими, римскими и синдо-меотскими встречаются еврейские. Например, Иуда, Симеон (Самсон), Заулон, Санбатион и другие. Кстати, многие лингвисты относят имя Санбатион (Саббатон) к семитскому происхождению, что означает "шаббат", т.е. суббота. (Э.И.Соломоник "Древнейшие еврейские поселения и об-И(нны и Крыму" Симферополь, 1997. С.14).

3 В 1957году археологом Е.Жеребцовым проводились реставрационные работы по зданию, раскопанному в 1935 году в г.Херсонесе. При детальном изучении им были обнаружены на стенах различные надписи на греческом и еврейском языках. Одно из сокращений носило имя Бога Высочайшего. На стенах вырезаны менора, пальмовая ветвь и изогнутый рог. Поэтому, на наш взгляд, утверждение Жеребцова Е., что это помещение было синагогой или молитвенным домом является правдоподобным. (Е.Н.Жеребцов. "К изучению раннесредневековых памятников Херсонеса". В.в. 1963, т.23. С.210).

4 Исследователь античной истории И. С. Чичуров также считает, что евреи имели широкое расселение в античное время по всему северному побережью Черного моря. Он утверждает, что еврейская община Фанагории пережила эпоху Великого переселения народов и сохранилась в период хазарского господства. Все что дает основание сделать вывод, что этнокультурные корни взаимодействия иудейской общины с местным населением имели давние традиции, задолго до возникновения Хазарского Каганата. (И.С.Чичуров "Византийские исторические сочинения". М., 1980. С.110).

5 Византийский император Василий всеми способами заставлял евреев принять христианство, обещая всякие привилегии, безопасность и земли. Но когда его старания не увенчались успехом, он подверг огню и мечу более тысячи еврейских общин. Вот что писал об этом страшном времени еврейский поэт Шефотия:

Мы стучимся в Твои Двери, Боже, как нищие,
Услышь же нашу мольбу, живущий в горных!
Мы запуганы нашими притеснениями и оскорблениями,
Не оставь же Ты, Бог наших предков!
Пусть спасение явится нам перед глазами всех,
Пусть прекратится владычество злодеев.

См. С.М.Дубнов. "Краткая история евреев". Ростов-на-Дону, 1977. С.369 П

6 В Библии сказано, что Симеон и Леей были родными братьями, матерью которых была Лия. Согласно преданию им. была предрешена общая судьба быть рассеянными среди колен Израиля. Вполне вероятно, часть клена Симеона и Леей в те далекие годы была рассеяна Богом “плоть до столь отдаленной территории как Хазарин. Подтверждение этому мы находим в том, что помощники и сторонники царя Хазарии носили звание "леви". Священники — левиты являлись основными проповедниками иудейской религии. Именно к ним явился Бог и повелел построить в Хазарин "Храм во Имя Мое, и Я буду пребывать в нем". (П.Коковцев. "Еврейско-хазарская переписка в Х веке" Л., 1932. С.29). Отвергать или подвергать сомнению эту версию, на наш взгляд, нет причины.

7 Читая эти письма, мы еще рев убеждаемся, что они написаны в стиле посланий средневековой общины. Например: "дарующие любовь и доброту и предоставляющие милостыню", "стражи спасения, чей хлеб всегда доступен каждому страннику и прохожему", "святые общины". "он был тем, кто дает, а не тем, кто берет". Более того, очень часто используется раввинистическое выражение, обобщающее возможность "вкушать плоды добродетелей в этом мире и мире грядущем" и благочестивое выражение надежды, что Иерусалимский Храм будет скоро восстановлен и Бог в скором времени спасет свой народ. (П.Коковцов. Указ.соч. С.311-32).

8 Более литературно это высказывание может звучишь следующим образом: "Мы видели в Толедо некоторых сыновей их сыновей"

9 Главной причиной заключения этого договори была необходимость иметь аланов в качестве союзника, а не врага, так как они являлись самыми сильными и воинственными из всех соседних племен. Посредством этого договора можно было предотвратить присоединение их к врагам хазар.

10 Военной опорой Хазарского Каганата были тюрки-мусульмане, которые стали основной частью хазарской армии. Аль-Масуди сообщает: "Они (мусульмане) были людьми сильными и смелыми, и хазарский царь полагается на них в своих войсках". Численность армии в мирное время достигала около 7000 хорошо вооруженных воинов. Главной задачей войска была охрана границ Хазарии. Во главе стоял визир, который являлся, используя современную терминологию, министром вооруженных сил страны. "Никто из царей Востока - отмечает Аль-Масуди, - не имеет наемной армии, кроме царя хазар". (В. Ф. Минорский "История Ширвана и Дербенда". М., 1963. С.82).

11 Преследования Романом I евреев в Византии создали, таким образом, проблемы для двух государств. На почве антиеврейских настроений Роман I заключает временный военный союз с князем Олегом, подкупив его богатыми подарками.

Однажды ночью, в отсутствии хазарского военачальника Песаха, Олег захватил и разграбил хазарский город Самкерчь. Песах, в свою очередь, узнав о вероломном нападении, сам начал поенные действия против византийцев, осадив три города. По свидетельству письменного источника, Песах разгромил византийцев, убив 90 врагов, многих пленил, а остальных обратил в бегство. Плененные византийцы должны были служить хазарам закованными в кандалы. Этими военными акциями Песах разрушил коварные планы Византии и Руси.

Однако, Песах не удовлетворился византийскими победами. Он объявляет войну Руси, которая длилась более четырех месяцев. В ходе этой кампании Олег потерпел сокрушительное поражение и потерял нею добычу, награбленную в Самкерчи. На переговорах Олег сообщил Песаху, что Роман I обманом притек его на свою сторону. Услышав это, Песах потребовал от Олега начать военные действия против Византии. "И пошел он (Олег) против своей воли и воевал против (Византии) на море четыре месяца". Измотанное войско Олега и здесь потерпело поражение. "И пали там доблестные мужи его, так как македоняне (византийцы) победили его (греческим огнем)".

12 Видные советские ученые Б.Д.Греков, М.Н.Тихомиров, а вслед за ними М.И. Артамонов, не отрицают, что Святослав стремился этими войнами к созданию империи со столицей Константинополь. В своих трудах они всячески сглаживают острые углы, не замечая как-бы, что Святослав был воин по натуре "слепым исполнителем воли византийских императоров, его походы носили разбойничий характер. После его "освободительных" походов города и поселения завоеванных государств прекращались в сплошное пепелище. На наш взгляд, его девизом было:

"Все средства хороши для достижения цели". (Б.Н.Греков "Киевская Русь". С.454, М.И.Артамонов "История хазар" Л., 1962. С. 426-429, А.Н.Сахарав "Дипломатия Святослава" М., 1982. С.95 и ел.

13 Войну Святослава против Хазарии поддержала Византия, которая, держа активный нейтралитет, всячески поощряла военные действия Святослава, так как во все времена Византия считала Хазарский Кага-111.ЧП своим главным противником и соперником на Кавказе. (Л.Н.Сахаров. Указ.соч. С.98).

14 Последний раз о хазарах упоминается в "Повести временных лет" 1079 годом, а М.Артамонов относит последнее сообщение о дербентских хазарах концу ХII века. (М.И.Артамонов. Указ. соч. С.443).

15 Часть евреев нашла прибежище в городах Крыма, Недалеко от Бахчисарая находятся остатки крепости-города Чуфут-Кале, что в переводе с татарского языка означает "Еврейская (жидовская) крепость". Исламский путешественник Эвилия Челеби, посетивший этот город-крепость, отмечает самостоятельность и независимость этого поселения. Говоря о населении, он сообщает: "Даже комендант замка, команда крепости, стража и привратники — все евреи". (А.Г.Герцен, Ю.М.Могаричев "Чуфут-Киле - иудейская крепость" Симферополь. 1997. С.26).

Литература

  1. П.К.Коковцев Еврейско-хазарская переписка в Х в.. Л„ 1932.
  2. Повесть временных лет. (Подготовка Д.С.Лихачева) М., 1950.
  3. Б.П.Греков Киевская Русь. М., 1949.
  4. Т.М.Кашенина Сведения Ибн-Хаукаля о походах "Руси времен Святослава". Древнейшие государства на территории СССР. М., 1975.
  5. М.И.Артамонов История хазар. Л., 1962.
  6. А.Ю.Якубовский О русско-хазарских и русско-кавказских отношениях 1Х-Х вв.//Известия АН СССР. М., 1946. №5
  7. В.А.Пархоменко У истоков русской государственности (VIII-XI вв.). Л., 1924.
  8. А.Н.Сахаров Дипломатия Святослава. М., 1982.
  9. А.Н.Сахаров Дипломатия Древней Руси: IX- первая половина Х вв.. М., 1980.
  10. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII вУПод ред. Б.Б.Пиогровского/ М.,1988.
  11. В.Ф.Минорский История Ширвана и Дербенда. М., 1963.
  12. Н.А.Иерусалимская "Великий шелковый путь" и Северный Кавказ. Л, 1972.
  13. С.А.Такарев Религия и история народов мира. М., 1976.
  14. В.А.Абаев Алания в X-XIII вв. Орджоникидзе, 1971.
  15. Еврейская энциклопедия. Иерусалим, 1976. Т.9, 10.
  16. Э.И.Соломоник Новая находка в Крыму с изображением меноры // Вестник еврейского университета в Москве. 1994. №2
  17. Э.И.Соломоник Древнейшие еврейские поселения и общины в Крыму. Симферополь, 1997.
  18. И.С.Чичуров Византийские исторические сочинения. М., 1980.
  19. С.М.Дубнов Краткая история евреев. Ростов-на-Дону, 1997.
  20. А.Г.Герцен, Ю.ММогаричев Чуфут-Кале - иудейская крепость. Симферополь, 1997.

© Рабаев Э.А., 1999