Ноябрь 2017 / Кислев 5778

"Брахот" — благословения

"Брахот" — благословения

В этой части рассматриваются правила "брахот" — благословений, которые мы должны произносить перед тем, как утолить голод, на-сладиться чем-либо, исполнить заповеди или при определенных важ-ных событиях жизни.

Произнося благословение искренне, человек проникается мыслью о великой милости Творца и о том благе, которое Он дарует. Благословение выражает наше чувство благодарности Богу, а также наше понимание того, что весь мир и все в нем — это подарок свыше.

ГЛАВА ДЕСЯТАЯ - Общие законы благословений. Виды брахот

Общие законы благословений. Виды брахот

1. Существуют три основных вида благословений:

* ״ברכות הנהניך — "бирхот анеенин "— благословения перед пищей, питьем и перед обонянием приятного запаха.

* ״ברכות המצות״ — "бирхот амицвот" — благословения перед исполнением заповедей, например, перед тем, как навязать тфилин или зажечь субботние свечи.

* "ברכות השבח" — "бирхот aшeвax" — восхваления. Сюда вклю-чаются следующие брахот: "שהחיינו" ("шеэхеяну"); "הגומל" ("агомель") и многие другие, самые распространенные из которых описаны ниже в главе 15-й.

2. В благословениях всегда упоминается Имя Бога и Его власть над всем миром: "Благословен Ты, Бог, Царь мира" —

״ברוך אתה ה׳ אליקינו מלך העולם״, так как мудрецы говорят: "Не упомянули Его Имя и Его царство — не сказали браху".

Затем в благословении следует часть, которая выражает его основную тему, например: "... освятивший нас своими заповедями и повелевший нам омывание рук" —

״אקזר קז־שנו במצוותיו וציונו על ?טילת ;דים״ : или: ״...извлекающий хлеб из земли" — ״המוציא לחם מן הארץ״, и т.д.

Ввиду святости Имени Бога употребляются вместо него слова ״ה׳ (השם) אלקינו״, если оно не приводится в контексте законченной фразы из Танаха или полной брахи. Благословляющий же должен произнести это Имя точно.

3. Приведено в древней книге "Сефер Хасидим", написанной рабби Еуда Ахасид: "Произнося браху на фрукты, на омовение рук или на часто исполняемые заповеди, человек должен проникнуться сознанием, что благословляет Творца, давшего ему эти фрукты и

этот хлеб, чтобы не было благословение для него делом привычки без разума и сердца. Ведь на это гневался Бог, и сказал нам через пророка: "Потому что подступил народ этот почтить Меня устами своими, сердце же его удалилось от Меня, и стало их благословение передо Мной простой привычкой" (.(ישעיהו כ״ט, י״ג

4. Начиная благословение, в особенности произнося Имя Бога в нем, нужно знать, что именно человек благословляет. Нельзя также заниматься посторонними делами. Для того, чтобы браха не выглядела случайной и не важной для благословляющего, желательно произносить ее громко, так как звук собственного голоса побуждает сосредоточиться. Во рту не должно быть пищи и т.п., как сказано в Теилим, "Наполнится мой рот хвалой Тебе".

Запрет напрасного употребления Имени Бога и напрасно сказанного благословения

5. Нельзя произносить Имя Бога без надобности — ״לבטלה״ — "леватала ".

6. Точно так же запрещено произносить ״ברכה לבטלה״ — благословение, в котором нет никакой надобности, и ברכה שאינה צריכה — благословение, которого можно было бы избежать.

Пример напрасной брахи: человек благословляет во время трапезы те виды пищи, которые не требуют никакой брахи, так как благословение на хлеб перед едой (״המוציא״) относится к ним.

Пример брахи, которой можно было бы избежать: человек произносит благословение и пробует непосредственно перед трапезой от тех видов пищи, которые собирается съесть после благословения на хлеб. Он мог бы дождаться трапезы, благословить только на хлеб и тогда не произносить добавочных брахот.

7. Произнесший напрасную браху должен немедленно сказать:

״ברוך שם כבוד מלכותו לעולם ועד״

В "Теилим" есть фраза:״ברוך אתה ה׳ למדנ׳ חקיךי״: Тот, кто произнес начальные слова брахи ״ברוך אתה ה׳״ и вспомнил, что нет надобности в ней, заканчивает словами: ״למדנ׳ חקיךי״. Таким образом, прочитав полную фразу из "Псалмов", он не произнес Имя Бога напрасно.

Если человек не уверен, произнес ли он уже браху или нет, то он ее не повторяет.

Благословение после трапезы — ברכת המזון — в это правило не

входит. Тот, кто ел с хлебом и чувствует себя сытым, должен прочесть благословение после трапезы и в случае, если не уверен, произнес ли уже его или нет. Тот, кто сомневается, сказана ли им браха ',מעין שלוש", если он сыт, или тот, кто не помнит, произ-нес ли утром благословение на учение Торы, должен спросить у сведущих в законах людей, как поступить.

8. Тот, кто слышит, как произнесено "ברוך אתה הי", отвечает: ״ברוך הוא וברוך שמו״. По окончании брахи говорят "амен". Сам благословивший не говорит "амен" на свою браху.

9. Следует знать, на какую браху отвечать "амен". Нужно понятно выговаривать "א" и "נ" Если не выговаривают "א" или отвечают "амен" перед тем как закончена браха, получается "אמן חטופה" — скомканное и преждевременное "амен". Если не знают, на какую браху говорят "амен" или говорят его с задержкой ( т.е. когда после окончания брахи прошло время "תוך כדי דיבור" — достаточное для минимальной фразы "שלום עליך רבי"), то получается "אמן יתומה" — "амен-сирота".

10. Значение слова "амен" — истина, т.е. отвечающий "амен" подтверждает истинность слов благословляющего. Если браха выражает и просьбу, как например в шмоне эсре ״חונן הדעת״ и ״רוצה בתשובה״ и т.п., отвечающий "амен" имеет в виду и пожелание на будущее:״אמת יהי רצון שיתקיימו הדברים״ — "истина, и да будет воля Его, чтобы это сбылось".

Отвечая "амен" на кадиш, имеют в виду только, чтобы сказанное исполнилось, и Имя Всевышнего возвеличилось и освятилось.

11. В тех местах молитвы, где нельзя делать перерыв (например, в утренней молитве, начиная с ״ברוך שאמר״ и до конца шмоне эсре, не отвечают ״ברוך הוא וברוך שמו״, когда слышат чью-то браху.

Что же касается ответа "амен", то есть места, где можно остановиться и ответить "амен", и есть места, где нельзя, — подробно см. таблицу, глава 7-я, закон 29. Во время шмоне эсре нельзя делать перерывы вообще, пока не сказано ״אלקי נצור״.

Когда человек произносит браху, либо другой человек благословляет для него, например, в "кидуш "или в "авдала", нельзя посреди брахи отвечать ״ברוך הוא וברוך שמו״ и "амен".

Посреди краткой брахи, например, на еду и т.п., нельзя делать перерыв вообще. Если же сказаны только первые два слова: ״ברוך אתה״, и еще не произнесено Имя Бога — "הי" — то можно ответить "амен" и начать браху заново.

В следующих главах мы приведем законы, связанные с благословением на трапезу, омовением рук, благословением на хлеб, брахой после еды. а затем законы ברכות הנהנין — бирхот анеенин и благословений, которые говорят после различных видов пищи. В главе 15-й будут приведены законы, связанные с наиболее распространенными из ״ברכות השבח״ — "бирхот ашевах" — брахот восхвалений.

ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ - Омовение рук перед трапезой и благословение на хлеб

Омовение рук и благословение ״המוציא״ — "Амоци" — на хлеб

1. Перед тем как есть хлеб, омывают обе руки по описанным ниже законам. Халы, питы, булочки, бублики, маца и т.д. — считаются хлебом, и перед тем как их есть, следует омыть руки и благословить.

Евреи восточных общин произносят на изделия из теста, замешанные с сахаром, которые отличаются выраженным сладким вкусом, а также на мацу благословение ״בורא מיני מזונות״, после еды в таких случаях произносят браху "."על המחיה

2. Если человек собирается съесть во время трапезы хлеба меньше, чем объем "кевейца"(״כביצה״ — см. таблицу мер), он омывает руки, не благословляя ״על נטילת ידים״. Даже если предполагают съесть хлеба объемом меньше, чем "кезаит" (״כזית״ — см. таблицу мер),

следует омыть руки, но не произносить ״על נטילת ידים״ .

Браху "״המוציא на хлеб (а также и любую другую из бирхот анеенин), произносят вне зависимости от объема хлеба (или другого благословляемого продукта), который имеют ввиду есть.

Омовение рук

3. Омывают руки из сосуда. К нему предъявляется ряд требований: сосуд должен вмещать не менее ״רביעית״ — "ревцит " воды (см. ниже), быть целым, его верхний край —ровным без изъянов,

4. Следует тщательно проверить перед омовением рук, не пристало ли к ним что-либо липкое, полностью ли они чисты, чтобы не было никакого препятствия доступу воды к коже.

Женщины должны снять кольца перед омовением.

5. Выливают воду на всю кисть до запястья, сначала омывают правую руку, а затем левую. Стоит омыть каждую руку водой объемом "ревиит" непрерывной струей (объем "ревиит" по Хазон Иш — 150 см3. а по мнению раввина Хаим Наэ — 86 см3), т.к. при меньшем количестве воды нужно соблюдать многочисленные правила омовения рук.

Если воды достаточно, то омывают каждую руку по два раза, выливая каждый раз ревиит воды. Надо остерегаться, чтобы омытая уже рука не коснулась еще неомытой.

6. После омовения произносят благословение:

״ברוך אתה ה׳ אליקינו מלך העולם אשר קז־עזנו במצוותיו וציונו על ?טילת ידים״

после чего вытирают руки, что тож« является частью мицвы омовения рук.

7. Если рука забинтована и нет возможности снять повязку, то надо омыть открытую часть руки, вылив на нее "ревиит воды". Если повязка упала во время еды, надо вторично омыть полностью всю руку.

Если человек не в состоянии омыть хотя бы часть руки (из-за болезни или раны), он должен перед едой обернуть эту руку салфеткой и т.п.

8. Вода, вид (цвет) которой изменился из-за каких-либо попавших в нее посторонних предметов или жидкостей, негодна для омовения. Однако вода, замутненная песком или землей, пригодна для омовения, даже если изменился ее цвет.

Вода, уже использованная каким-либо образом, например, для мытья посуды, овощей, для охлаждения напитков и др., не годится для омовения рук. Тот. кто вышел в туалет до еды, должен омыть руки дважды: первый раз таким образом, который не подходит для омовения на хлеб, сказать браху ״אשר יצר את האדם״, и второй раз — омыть руки так. как полагается перед едой, и благословить

.״על נטילת ידים״

По мнению Хазон Иш. в таком случае надо омыть руки лишь один раз — так, как полагается перед едой, сказать браху ״על נטילת ידים״, а затем — ״אשר יצר״.

Благословение ״המוציא״

9. Нельзя разговаривать или отвлекаться на что-либо с момента омовения рук и до тех пор. пока не отведан хлеб.

Вытерев руки после омовения, надо сразу же произнести "״המוציא и начать есть. Следует избегать большого перерыва между

омовением рук и этим благословением, даже если в это время не разговаривают.

10. Держа хлеб, произносят:

״ברוך אתה ה׳ אליקיני מלך העולם המוציא לדזם מן האךץ״

Держать хлеб во время благословения надо всеми десятью пальцами.

Мицва поставить соль на стол, за которым едят хлеб.

11. Для того, чтобы браха относилась к цельному или по возможности к большему продукту, его не разделяют на части перед благословением. Поэтому, надрезая хлеб до брахи ״המוציא״, чтобы сократить перерыв между благословением и началом еды, не разнимают его на отдельные куски. В субботу и праздники не надрезают хлеб до благословения, как сказано ниже в законах о субботе (глава 17-я, закон 18).

12. Браха "׳׳המוציא, сказанная на хлеб в начале еды, освобождает от дальнейших благословений все остальные виды еды• и питья, которые подаются во время этой трапезы. Отдельно за едой благословляют только вино (произнося браху ״בורא פרי הגפן״) ввиду его особой значимости, а также различные десерты, подаваемые после основных блюд (делая на каждый их вид соответствующую браху). К основной части трапезы относятся те виды пищи, которые насыщают человека: мясо, рыба, яйца, овощи, творог, каши и т.д. Иногда сложно определить, относится ли данное блюдо к основной части трапезы — и потому не требует благословения, или к десерту — и тогда его надо благословить.

Законы, которые следует соблюдать во время трапезы

13. Во время трапезы нельзя дотрагиваться до тех мест тела, которые, как правило, покрыты одеждой, в соответствии с законами скромности, а.также до корней волос на голове. Дотронувшись же, или вернувшись из туалета, а также в случае, если человек отвлекся и не имел в виду сохранить руки в чистоте, надо вновь омыть их.

Во время еды не разговаривают, чтобы пища не попала в дыхательные пути. Но в перерывах между блюдами — мицва заниматься Торой.

В "Шулхан Арух" приводятся многочисленные законы, касающиеся достойного поведения во время трапезы, предостережение от пренебрежительного отношения к пище и т.д.

14. Во время еды не следует выходить за порог дома, даже собираясь затем вернуться и продолжить еду.

Этот закон содержит много деталей, например: как должен поступить тот, кто оставил место трапезы; в каких случаях разрешается его покинуть и т.д. Правила меняются в зависимости от того, едят ли хлеб или лишь печенье, фрукты и т.п.

Если несколько человек начали есть вместе, и затем часть из них оставила место еды, а часть (или даже только один человек) остались на своем месте, то вышедшие не должны заново произносить браху на эту еду, когда они вернутся, так как в подобном случае считается, что перерыва в еде не было.

ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ - Благословение после трапезы

ברכת המזון — благословение после трапезы

1. Сказано в Торе (דברים ח׳, יי): "Будешь есть, и насытишься — и благословишь Бога Твоего". Согласно этому, после трапезы с хлебом говорят ברכת המזון — "биркат амазон" — благословеиие после трапезы.

Это благословение произносится в том случае, когда съедено не менее כזית ("кезаит") хлеба за время, не превосходящее ״כדי אכילת פרס״ ("кдей ахилат прас"— см. таблицу мер в конце главы 15-й).

2. Благословляют сидя, чтобы сосредоточиться, но восседают не горделиво, а с трепетом. Произносят биркат а мазок на том же месте, где ели.

3. Человек, который не сказал биркат амазон сразу по окончании трапезы, может произнести ее, если он насытился, и позже, но до того, как проголодался вновь. Как только он почувствовал себя проголодавшимся, нельзя более произносить биркат амазон. Если же во время самой трапезы человек не насытился полностью, то он может произнести благословение только в течение 72 минут с мо-мента ее окончания.

4. Биркат амазон относится ко всем видам пищи, которые подавались во время трапезы, включая вино и десерт, над которыми были произнесены отдельные брахот во время еды, и нет нужды ни в каких добавочных благословениях.

מים אחרונים — "манм ахаронйм" — омовение рук перед биркат амазон

5. В конце еды, перед биркат амазон. омывают руки водой — "маим ахароним". Эту воду выливают на пальцы до второго сустава, а желательно — до кисти; и делают это даже если руки чисты.

Сливают эту воду в какой-либо сосуд, и убирают его со стола перед началом благословения. Омыв руки, нельзя разговаривать до завершения брахи.

Существует обычай в будни убирать со стола ножи или прикрывать их на время биркат амазон.

׳׳ — ״זמרן״зимун"

Трое и больше сотрапезников, начавших или кончивших есть одновременно, говорят перед биркат амазон особую браху — "зимун ". Один из них произносит зимун, а остальные отвечают ему, как приведено в сидуре перед биркат амазон. Если ели 10 и более сотрапезников, то в зимун упоминают имя Бога, как написано в сидуре.

Биркат амазон состоит из 4-х благословений:

браха ״הזן״ содержит выражение благодарности Богу, который в Своей милости наделяет нас всевозможными яствами;

браха ״הארץ״ начинается словами ״נודה לך ה׳ אלקינו״. В этом благословении восхваляют Всевышнего за то, что Он вывел нас из Египта, даровал нам Тору и Эрец Исраэль. В Хануку и в Пурим добавляют в него ״על הנסים וכוי״;

браха ״בונה ירושלים״ начинается словами ״רחם נא ה׳ אלקינו״ и включает молитву о том, чтобы Бог смилостивился над еврейским народом, над Иерусалимом и над Храмом и восстановив бы вскорости Иерусалим в его святости. В субботу добавляют здесь молитву ״רצה והחליצנו״, а по праздникам и первым дням месяцев (рош ходеш) — ״אלקינו ואלקי ואבותינו יעלה ויבא״.

Ниже приводится таблица, поясняющая, как должен поступить тот, кто не произнес соответствующие добавления.

браха ״הטוב והמטיב״ начинается словами: ״ברוך אתה ה׳ אלקינו מלך העולם הא־ל אבינו מלכנו״

Мы благодарим Бога за все ниспосланное нам добро и молимся о том, чтобы Он продолжил наделять нас Своим благом.

После этих 4-х благословений следуют добавочные просьбы.

"Семь благословений" (שבע ברכות) и трапеза по случаю обрезания младенца

8. После трапезы, в которой участвовали жених и невеста, а также еще по крайней мере девять взрослых мужчин, чтобы образовался миньян, произносят "семь благословений" после биркат амазон, как приведено в сидурах.

Дополнительные законы, связанные с "семью благословениями", например: в течение какого времени после свадьбы они говорятся, правило о новых присутствующих и т. д. — см. в "Шулхан Арух", часть "העזר אבן", глава ם״ב.

В трапезе по случаю обрезания младенца добавляют в конце благословения на пищу особые просьбы — см. в сидуре.

9. Таблица, поясняющая, как нужно поступить в случае, если не произнесены вовремя необходимые добавления в биркат амазон:

Забыл добавить в биркат амазон или сомневается, добавил ли

״רצה והחליצנו״

в субботу

״יעלה דיכא״

-על הגיסים״

в Хануку и в Пурим

в праздники

в рош ходеш

в хол амоэд

Место в биркат амазон в котором обнаружил ошибку

в первых

двух

трапезах, (включая ночную)

во всех

трапезах.

кроме

двух

первых

в первых

двух

трапезах, (включая ночную)

во всех

трапезах.

кроме

двух

первых

во всех трапезах

Ещё не произнес имя ״ה״ в окончании брахи. в которой забыл добавить нужное

возращается к

״רצה והחלי״ונצ

возвращается к

״יעלה ייבא״

возвращается к

-על הגיסים״

Уже произнес имя ״ה״ в окончании брахи но eщe не продолжил дальше

говорит

״למדני חוקיך

и возвращается «

״רצה והחליצנו״

говорит

-למדני חוקיך״

и возвращается к

-יעלה ויבא״

не возвращается и дойдя до слов הרחמן״-, говорит текст приведенный в сидуре (см 6.)

Закончил всю браху

(см. 1)

говорит браху

״ברוך אתה ה׳ אלוקינו מלך העולם"

и заканчивает ее словами:

(см. 2. .1) | (см. 4) | (см 5)

Начал следующую браху

повторяет биркат амазон сначала

не возвращается

повторяет биркат амазон сначала

не возвращается

1. (в субботу):

״שנתן שבתו־ת למנוחה לעמו ישראל באהבה לאות ולברית ברוך אתה ה, מקדש

השבת״

2. (в праздники):

״אשר נתן;מים טובים לעמו ישראל לששון ולשבחה את ירם (в Пэсах): חג המצות הזה (в Шавуот): חג השבעות הזה (в Суккот): חג הסכות הזה ברוך אתה ה, מקדש ישראל והזמנים,,

3. (в Рош Ашана):

״^נתן;מים טו־בים לעמו יקזיךאל את יום הזכרון הזה, ברוך אתה ה, מקדש ישראל ויום הזכימ״

4. (в рош ходеш):,,״שנתן ראשי חךשים לעמו ישראל

5. (в хол амоэд):

״שנתן מועדים (מים קדושים) לעמו ישראל לששון ולשמחה,

6. (в Хануку и в Пурим):

,,״הרחמן י;גשה לנו נסים מפלאות כשם שעשית לאבותינו ב;מים ההם בזמן הזה (в Хануку):בימי מתתיהו וכר״׳, (в Пурим):,,,״בימי מרדכי ואסתר וכו

Если праздник или рош ходеш выпадает на субботу, и произносящий благословение забыл добавить и ,,״רצה והחליצנו, и ,,״יעלה ויבא, и обнаружил ошибку в том месте биркат амазон, в котором следует добавить особую браху, то ему следует произнести специально составленную сдвоенную браху, как указано в некоторых сидурех.

В рош ходеш тевет (в Хануку) он говорит сначала

,,,״הרחמן הוא יחדש עלינו את החדש הזה וכו,

а затем ,,,.״הרחמן הוא יעשה לנו נסים וכו

10. Когда произносят благословение на пищу с добавлением зимуна, т.е. когда по крайней мере трое благословляют вместе, является особой мицвой произнести эти благословения над бокалом вина: тот, кто говорит зимун, держит в своей руке во время биркат амазон бокал, наполненный вином, и закончив ее, совершает браху на вино ,,״בורא פרי הגפן и пьет его, а затем отливает из бокала всем сотрапезникам.

ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ - Бирхот анеенин

ברכות הנהנין — "бирхот анеенин״

1. "Всевышнему принадлежит земля и все, чем она полна" ("Теилим" כ״ד,א׳). Людям дано право наслаждаться миром, принадлежащим Творцу, но перед этим они должны произнести благословение, в котором они как бы просят разрешения у Него на пользование вся!ческими благами.

Говорят мудрецы: "Нельзя получать удовольствие от этого мира без благословения. Насладившийся чем-либо без брахи — взял не свое".

В бирхот анеенин мы благодарим и восхваляем Бога, наделяющего нас Своим добром.

2. Перед едой и питьем — даже если их количество крайне мало — произносят соответствующее благословение. При этом продукт или сосуд с питьем держат в правой руке (левша — в левой).

3. Нельзя делать перерыв между брахой и едой. Если был сделан перерыв во времени, однако благословивший не разговаривал, он не должен повторить браху при условии, что мысленно не отвлекся от трапезы.

Если же он разговаривал в перерыве между благословением и едой о чем-либо постороннем — то должен повторить благословение.

4. Различные виды еды требуют соответствующих им благословений. Перечислим наиболее распространенные случаи:

* на пироги, лапшу, вафли и другие мучные продукты (кроме хлеба), сделанные из "пяти злаков" — говорят:

״ברוך אתה ה׳ אליקינו מלך העולם בורא מיני מזונות״

"Пять злаков", имеющиеся здесь в виду. — это пшеница, ячмень, полба, овес и рожь.

На сваренный рис также благословляют: ״בורא מיני מזונות״, но после еды произносят:״בורא נפשות רבות״, а не ״על המחיה״ (см. глава 14-я, закон 1).

* на вино благословляют:

׳ברוך אתה ה׳ >ןל'קינו מלך העולם בורא פדי הגפן״: Особое благословение на вино установлено ввиду его важности.

* на фрукты говорят:

״ברוך אתה ה׳ אלקיני ?זלף העולם בורא פרי העץ״ Отметим, что на авокадо произносят ״בורא פרי העץ״, но когда его едят вместе с хлебом, сделав браху ״המוציא״, то на авокадо не требуется отдельного благословения.

* на овощи (в том числе арбуз, бананы и т.п.) говорят:

.״ברוך אתה ה׳ אלקיני מלך העולם בורא פדי האז־מה״

* на нерастительные продукты, например: сыр, творог, яйца, мясо, рыбу и т.п., а также на напитки (включая соки из фруктов и овощей) благословляют:

.״ברוך אתה ה׳ אלקינו מלך העולם שהכל נהיה בז־ברו״

Благословения на ароматы

Перед обонянием приятного запаха, говорят специальное

благословение:

* если аромат исходит от трав, говорят:

״ברוך אתה ה׳ אלקינו*מלך העולם,בורא עשבי ?שימים״

* от деревьев (их цветков, листьев, ветвей) —

״ברוך אתה ה׳ ולקינו מלך העולם בורא עצי בשמים״

* от плодов —

״ברוך אתה ה׳ אלקינו מלך העולם הנותן ריח טוב כפירות״ (или ״אשר נתן ריח טוב כפירות״)

* если запах исходит не от деревьев, трав или плодов — то говорят:

״ברוך אתה ה׳ אלקינו מלך העולם בורא מיני בשמים״

Произнеся по ошибке это благословение на ароматы, исходящие от трав, деревьев или плодов, не следует говорить повторно соответствующую им браху.

Порядок предпочтения брахот

5. Если человек собирается есть несколько различных видов пищи, то он должен следовать определенным правилам при установлении очередности благословений.

Если требуется произнести несколько различных видов брахот, то порядок таков: ״שהכל נהיה״(5 ,״אדמה״(4 ,״עץ״(3 ,״גפן״(2 ,״מזונות״ (1.

При равных благословениях, например на два пирожных или на два фрукта и т.п. благословляют тот из них, который цел, если один цел, а второй нет; на тот из них, который больше по размеру; на тот из них, который больше нравится человеку и т.д. В таком случае, при разных достоинствах продуктов, порядок следующий: целый благословляется прежде, чем нецелый, который больше нравится; тот, который больше нравится, благословляется раньше, чем большой; целый раньше, чем большой.

Плоды деревьев, относящиеся к т.н. "семи видам", которыми прославилась земля Израиля — ״שבעת המינים״— благословляются прежде, чем другие. Среди этих плодов очередность следующая: 1) маслины, 2) финики, 3) виноград, 4) инжир, 5) гранат.

6. Ошибившийся в благословении в ряде случаев должен заново сказать соответствующую браху, например: сказавший на овощи ״בורא פרי העץ״, должен заново благословить ״בורא פרי האדמה״. Наоборот, сказавший на фрукты ״בורא פרי האדמה״ — не говорит заново правильное благословение, так как дерево растет из земли. Произнесший на все виды пищи ״שהכל נהיה בדברו״, не благословляет заново.

7. Принимая лекарства, надо благословлять перед ними и после них только в том случае, когда их вкус приятен. (Браха после них говорится в случае, когда они приняты в размере "кезаит", если это твердое вещество, или "ревиит" — если жидкое). Если их вкус неприятен и они не принимаются с целью насыщения, браха не говорится.

На воду произносят браху, только если пьют ее с целью утоления жажды. Если же запивают лекарство, или, поперхнувшись, пищу и т.п., то не благословляют. Однако, если для этого употребляют-ся другие напитки, нужно благословить, так как получают удоволь-ствие от их вкуса.

8. Существуют различные мнения, следует ли произносить

браху в случае, если лишь пробуют еду и при этом проглатывают ее (например, при варке). Поэтому, пробуя и глотая пищу, лучше сразу рассчитывать на получение удовольствия (а не только на оп-ределение вкуса), и в таких случаях благословить.

9. Перед тем, как есть влажные продукты, например, вымытые и еще влажные фрукты, или еду, политую соусом и т.п., следует омыть руки (без брахи ״על נטילת ידים״).

Это распространяется на те виды продуктов, которые обычно едят, держа в руках, а не ложкой или вилкой, даже если на этот раз пользуются ложкой или вилкой.

10. Когда едят два продукта: один — как основной, а другой — как второстепенный, обогащающий или изменяющий вкус основного, то произносят браху только на главный. Практически же в конкретных случаях следует обращаться за советом к сведущему человеку, так как исполнение этого правила зависит от вида продуктов и привычек их употребления.

11. Если человек собирается есть мучные изделия в количестве, достаточном для большинства людей, чтобы насытиться, то он поступает как во время обычной трапезы с хлебом, т.е. совершает омовение рук, произносит ״על נטילת ידים״, затем "״המוציא, и после еды — биркат амазон.

По Хазон Иш, объем до 200 см3, а по мнению раввина Хаим Наэ, до 168 см3 наверняка еще не достигает этого количества. "Мишна Брура" устанавливает, что омовение рук, благословение "׳׳המוציא и биркат амазон произносятся только, если едят мучные изделия в количестве, достаточном для утренней или вечерней трапезы, что превышает указанные выше объемы.

Поэтому, в случае если человек собирается есть печенье, пироги и т.п. в указанных количествах, то лучше всего перед этим благословить на хлеб.

12. На овощи и фрукты, измельченные или растертые таким образом, что невозможно определить в них их первоначальную форму и строение, произносят ״שהכל נהיה בדברו״. Однако, если сохранились следы внутреннего строения и формы — говорят соответствующую браху ״פרי האדמה״ или ״פרי העץ״, даже если их измельчили. На те фрукты или овощи, которые едят обычно в совершенно измельченном, протертом и т.п. виде — говорят — ״פרי העץ״ или ״פרי האדמה״, даже если нет никаких следов первоначального вида.

Желательно в конкретных случаях прибегнуть все же к совету сведущего человека.

ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ - Благословения после еды и питья

Благословения после еды и питья

1. После того как едят что-либо в количестве "кезаит" и больше, или пьют в количестве "ревиит" и больше, произносят соответствующее благословение. Эту браху говорят только, если пища в количестве "кезаит" была съедена за время, называемое ״תוך כדי אכילת פרס״ (см. таблицу мер в конце главы 15-й).

Если человек помещает в рот единовременно и съедает что-либо цельное (например, цельную виноградину с косточкой, зерно граната, горошину или сардинку), то есть мнения, что следует благословить после еды, несмотря на то, что не было съедено количество "кезаит". Поэтому, чтобы избежать сомнений, следует в таком случае дополнить еду до количества "кезаит".

Благословение ״מעין שלש״ — "мёэйн шалош"

2. После того, как едят мучные изделия из пяти злаков (пшеница, ячмень, полба, овес, рожь), иди фрукты из тех, которыми славится Эрец Исраэль (виноград, инжир, гранаты, маслины, финики), а также пьют вино, произносят браху "меэйн шалош" ("наподобие трех" первых благословений, имеющихся в биркат амазон, так как в ней упоминается вкратце их основное содержание).

3. Начальная и заключительная части брахи изменяются в зависимости от вида продукта:

на мучные изделия из пяти злаков (пироги, вафли, вермишель, манка и т.д.) говорят:

״ברוך אתה ה׳ אליקינו מלך העולם על המחיה ועל הכלכלה וכו׳״

на вино —

״ברוך אתה ה׳ אליקיני מלך העולם על הגפן ועל פדי הגסן וכו׳״

на плоды из "семи видов" —

״ברוך אתה ה׳ אליקינו מלף העולם על העץ ועל פדי העץ וכו׳״

Полный текст этих благословений приводится в сидурах.

4. Если человек съел сразу несколько из перечисленных выше видов еды (например, мучные изделия и вино), он говорит общую браху на все.

Ее текст также приводится в сидурах.

В субботу, праздники и рош ходеш (первый день еврейского месяца) в благословении "меэйн шалош" произносят соответствующие добавления, текст которых приводится в сидурах. Но заб{>1в их произнести, не повторяют благословение.

По мнению Гаона из Вильны, браху после мучных изделий надо сказать на том же месте, где ел, и сидя, как при биркат амазон. По мнению некоторых законоучителей, это относится и к плодам из "семи видов".

В любом случае правильнее не менять места, пока не будет сказано благословение.

Благословение ״בורא נפשות״

5. На все остальные виды еды и питья, на которые не говорят биркат амазон или браху "меэйн шалош", благословляют

״בורא נפשות רבות וחסרונן — על כל מהסברא להחיות בדזם נפש כל חי.

ברוך חי העולמים״

(если съедено хотя бы "кезаит" и выпито хотя бы "ревиит"). Лучше сказать браху прежде, чем покинул то место, где ел.

6. В этом благословении содержится благодарность Богу, создавшему все живое — ״נפשות״ и то, что необходимо для поддержания их существования —״חסרונן״, как вода и хлеб. В словах

״על כל מה שברא להחיות בהם נפש כל חי״ выражают благодарность Богу за то, что Он создал в дополнение к насущным вещам еще и все то, что доставляет удовольствие человеку, даже если дарованное не столь необходимо.

7. Брахот ״בורא נפשות״ и ״מעין שלש״ не заменяют друг друга. Однако тот, кто ел фрукты из "семи видов" и, кроме того, другие фрукты (например, яблоки), благословляет только ״מעין שלש״ и не говорит браху ״בורא נפשות״.

Есть правила, определяющие также, когда браха, сказанная на

вино (перед питьем и после него), освобождает от необходимости благословить другие напитки.

Если человек насытился едой и не произнес браху сразу по ее окончании, то он может благословить и позже, но до того, как проголодался снова.

Тот, кто поел немного и не насытился, может произнести браху лишь в течение 72 минут после окончания еды

ГЛАВА ПЯТНАДЦАТАЯ - Различные благословения

Различные благословения

1. При некоторых особо важных событиях говорятся соответствующие благословения, именуемые брахот благодарения, или восхваления. (״ברכות השבח״ или ״ברכות ההודאה״). К этим благословениям относятся ״ברכות הראיה״ (брахот на увиденное), которые произносят при виде особо примечательных явлений природы: молнии, радуги, особо высоких гор и т.п.;״ברכות השמיעה״ (брахот на услышанное), которые произносят,, когда слышат что-либо значительное: хорошие или плохие вести, гром, и т.п. В каждом случае произносят соответствующее благословение. Все законы, касающиеся этих брахот. изложены в "Шулхан Арух": текст их помещен в некоторых сидурах.

Расскажем о наиболее часто встречающихся брахот благодарения — ״ברכות ההודאה״

Благословение ״שהחיינו״

2. Читают это благословение:

,״ברוך אתה ה׳ אליקינו מלך הע1לם שהחינו וקימנו והגיענו לזמן הזה״

когда едят новый плод первый раз в сезоне. Не говорят его на те плоды, которые имеются в продаже весь год.

״שהחינו״ говорят перед обычной соответствующей брахой на плод.

3. Говорят ״שהחינו״ также в случае покупки дорогой выходной одежды (полного костюма, платья, пальто), или богатой посуды (целого дорогого сервиза), и дорогих предметов обихода (холодильника и т.п.). Если в момент покупки одежда еще не готова для носки, то произносят благословение когда одевают ее в первый раз.

При исполнении некоторых заповедей, связанных с определенными датами, как например: сидеть в сукке, есть мацу в Пэсах, слушать звук трубы в Рош Ашана и т.п., также произносят эту браху.

Благословение ״שהחינו״ говорится также во время кидуша в первый вечер праздника.

Благословение "׳׳הגומל

4. Тот, кто выздоровел после тяжелой болезни, перенес операцию, пересек море или пустыню, освободился из заключения, произносит:

. ״ברוך אתה ה׳ אלקינו מלך העולם הגומל <ח;בים טובות שגמלני כל טוב״

Надо выяснить у сведущего в законах человека, после каких болезней следует произнести это благословение, и когда именно должен благословить освобожденный из заключения. Тот, кто пересек море или пустыню, обязан сказать "״הגומל, даже если не подвергался опасности.

Эту браху также должны произносить все, кто спасся от какой-либо опасности (например, дорожное происшествие). Относительно каждого случая надо выяснить конкретно закон (что считать опасностью, на спасение от которой надо сказать ".(׳׳הגומל

5. Говорят эту браху в присутствии десяти человек, по окончании они отвечают:״מי שגמלך כל טוב הוא יגמלך כל טוב סלה״

Обычно ее говорят после чтения Торы, так как в таком случае всегда имеется миньян.

Благословения на гром, молнию и радугу

6. Видя молнию, благословляют:

. ״ברוך אתה ה׳ אליקינו מלך העולם עשה מעשיה בראשית״

Слыша гром, произносят:

.״ברוך אתה ה׳ אליקינו מלך העולם טיפוחו וגבורתו מלא עולם״

Эти благословения следует произнести сразу же после грома или молнии, пока не прошло время ״תוך כדי דיבור״ (время минимальной фразы, достаточное, чтобы произнести 3 слова "״שלום עליך רבי). Если это время уже прошло, благословение не начинают.

Увидев одновременно молнию и услышав гром, говорят толькс^ браху ״עושה מעשה בראשית״.

Говорят эти благословения лишь раз в день. Однако, если небо совершенно прояснилось, а затем снова собралась гроза — повторно произносят браху на молнию или на гром в тот же день.

7. При виде радуги говорят:

.״ברוך אתה ה׳ אלקינו מלך העולם זוכר הברית ונאמן בבריתו וק;ם במאמרו״

Нельзя долго рассматривать радугу.

Благословение на цветение деревьев

8. Видящий плодовые деревья в период их цветения, говорит:

״ברוך אתה ה׳ אלקינו מלך העולם שלא חסר בעולמו ז־בר וברא בו

בריות טובות ואילנות טובים להנות בהם בני־אדם״

У восточных общин не принято говорить эту браху до месяца ни-сан.

Благословляют цветение плодовых деревьев один раз в год.

״תפילת הדרך״ — молитва о благополучной дороге

9. Находящийся в пути произносит особую молитву, которая приведена в сидурах. В конце ее добавляются отрывки из Танаха, говорящие о том, что Бог охраняет в пути от бед.

Если есть возможность, то предпочтительно при произнесении этой молитвы стоять на месте.

10. Говорят ее только в случае, если предстоит дорога, не застроенная домами, на протяжении минимум 8000 — ״פרסה״ амот — 4610 метров по Хазон Иш, или 3840 — по мнению раввина Хаим Наэ.

11. Правильнее сказать ״תפילת הדרך״ на протяжении первой ״פרסה״ после выхода из пределов населенного пункта. Если она не была сказана тогда, можно произнести ее на всем протяжении дороги, пока не вошел в последнюю ״פרסה״ перед населенным пунктом, являющимся целью пути. Если же осталось пройти расстояние меньше этого, то не завершают молитву словами:

.״ברוך אתה ה׳ שומע תפילה״

״תפילת הדרך״ .12 говорится только один раз в день, даже если человек отдыхает в течение пути в каком-либо месте.

Если путь длится несколько дней, ее произносят каждый день. Однако тот. кто не спал, а продолжил путь (даже если отдыхал в дороге), говорит ее утром без заключительных слов

,,ברוך אתה ה, שומע תפילה,\ Тот, кто собирался остановиться на ночевку, а затем передумал и продолжил путь, должен снова полностью произнести молитву.

Таблица мер

Мера

По мнению Хазон Иш

По мнению раввина Хаим Наэ

Агудаль — אגודל

2,4 см

2 см

Тефах — טפח

9,6 см

8 см

Ама — אמה

57,6 см

48 см

Кезаит — כזית

33 см3

Следует считаться с возможностью что размер достигает 50 см3 (и возможно, начинается с размера обычной маслины в наше время)

25.6 см3

и предпочтительно 28.8 см3

В том, что касается постановлений мудрецов 17.3 см3

и предпочтительно 19.3 см3

(и возможно, начинается с 14.4 см3)

Ксаейца — כביצה

100 см3

(и возможно, начинается с размера 45 50 ־•־ см')

57.6 см3

(как яйио со скорлупой) 53.8 см3

(как яйпо без скорлупы)

Ревиит — רביעית

150 см'

86 см3

Кдей ахилат прас-

כדי אכילת פרם

Когда едят лля исполнения миивы 2 — 4 минуты.

для больного в пост — 9 минут.

4 — 9 минут.

В конкретном случае следует выбрать ту меру, при которой есть полная уверенность, что не нарушен запрет, или что выполнена мицва.