Авот (отцы)

НАШЕ НАЧАЛО

Введение

Страницы, лежащие перед вами, посвящены начальному периоду становления еврейского народа и иудаизма. Вы прочтете об Аврааме и Ицхаке, наших Праотцах, или Патриархах (Авот). Вы узнаете, как они открыли, что есть Единый Б-г, как поверили в Него и как по Его велению переселились в Эрец Исраэль (прежнее название которой Эрец Кнаан) и стали там жить.

Аврам жил в регионе, ныне называемом Ближним Востоком. Родился он в городе Уре - на Персидском заливе. Из Ура он прошел вдоль реки Евфрат к Харану, а затем на юг к Кнаану (по направлению к Средиземному морю).

Вопрос 1: Почему он не пошел коротким путем на запад? Иными словами: какая страшная пустыня лежит между Уром и Кнааном, к западу?
Ответ: Аравийская пустыня.
Найдите северный город Харан в Падан Араме (теперешняя Сирия). Там Аврам прожил несколько лет со своим отцом Терахом и племянником Лотом, пока не пошел на юг в Кнаан.

Вопрос 2: Месопотамия называется так, потому что это страна двух рек или Междуречье, назови их: а)... б)...
Ответ: Тигр и Евфрат.

Вопрос 3: Самым знаменитым городом на Евфрате был В...
Ответ: Вавилон.

Вопрос 4: КНААН стал Святой Землей или Э... И...
Ответ: Эрец Исраэль

Map1

МЕСОПОТАМИЯ: СТРАНА, ГДЕ РОДИЛСЯ АВРАМ

Страна между Тигром и Евфратом была в дни Аврама богата и широко известна. Плодородный ил этих двух огромных рек удобрял окрестные поля и сады, делая их необычайно плодородными. Чудесные фрукты, тучные нивы, разнообразные овощи - местные земледельцы были счастливы и процветали. Со всех сторон на эту землю приплывали по великим рекам и развитой системе каналов купцы с многочисленными товарами. Торговцы Персидского залива направляли свои корабли на юг и на запад в богатые страны Аравии, Африки, Индии и даже дальше.

Аврам/Авраам (по-еврейски Авраhам) родился в стране с высокоразвитой цивилизацией. В стране, где было много ученых и астрономов, которая была связана с Египтом, Ассирией и Финикией и многими другими странами, слишком многочисленными, чтобы их перечислять. Наверное, он любил свою страну, свою родину и свою семью, совсем как и ты сегодня.

ПОЧЕМУ АВРАМ БЫЛ НЕСЧАСТЕН?

Представь себе мудрого человека, примерно сорока лет от роду: сильного, умного, преуспевающего в бизнесе, богатого, вероятно, красивого, высокого, трезвомыслящего. Представь себе, как он ступает по жизни: каков он на базаре, у себя дома, среди своих сограждан. А теперь представь, что все его окружающие с детства поклоняются идолам. Причем они не только кланялись статуям из дерева и камня, они еще приносили им в жертву животных и птиц. В лице этих идолов они поклонялись силам природы, управляющим их жизнью. Порой в честь этих идолов они даже варварски убивали мужчин, женщин, детей, желая этим умилостивить своих богов.

Вообрази себя на месте Аврама. Он очень несчастен от того, что мир вокруг него полон зла и суеверий самого худшего рода. Его никак не устраивают ни навязанный ему образ жизни, ни вера, в которой его воспитали. Он понимает, что идолы, сделанные из дерева, камня, металла ни обладают никакой силой, что они фальшивы. Всюду и везде он ищет лучшую веру, такой путь, которым бы стоило следовать. Он изучает книги умных философов, астрологов, писателей и жрецов, которые его окружают. Он приходит к мудрым людям со своими вопросами, со своим несчастьем, в надежде получить у них совет и найти руководство. И они говорят, и доказывают, и спорят весь день и глубоко за полночь. Часто царь и его советники наказывали Аврама за отказ разделять их веру. Но с величайшим упорством Аврам стоит на своем. Никогда он не согласится с тем, что куску камня или металла можно молиться. Даже если его жизнь зависит от этого, Аврам не может принять то, что слепо принимают другие.

Поставь себя на место этого человека. Подумай, как он должен быть несчастлив. Что ему делать? Куда пойти? Как наполнить свою жизнь смыслом и верой? Проходили годы и годы, а он так и не приблизился к решению.

И вдруг... абсолютно внезапно...совершенно неожиданно...с ним произошло нечто потрясающее, нечто поистине невероятное.

Ошеломляющее открытие

Этот мудрый человек (Аврам) отчетливо услышал нечто... Возможно, это был голос, или шепот, или же зов. Возможно, он только ощутил, а не услышал на самом деле. Или же он что-то увидел. Мы не знаем. Но внезапно он вдруг понял, с абсолютной уверенностью, убежденностью он узнал... Некая сила присутствует рядом с ним, ступает бок о бок, читает его мысли, направляет его шаги, глубоко озабочена его несчастьем. В эту Силу он смог поверить. Ни о чем подобном Аврам никогда ранее не слышал и ни с чем таким никогда до тех пор не встречался. Но Аврам очень сильно и глубоко ощущал заботу этой Силы. С этого момента и дальше Аврам не сомневался, что, впервые в жизни, это наконец-то та Сила, на которую можно положиться. С этим Духом можно было говорить, этот Некто ему ответит.

В отличие от идолов, сделанных руками человека, которые не могли слышать, не могли чувствовать, эта Личность или Сущность могла все. Должно быть, это Он создал все, что можно увидеть вокруг - предположил мудрый человек. Конечно этот Некто был величайшей силой во всей Вселенной. Он несравненно сильнее любого царя, Он сильнее чего угодно. Молния не может Его поразить, и гром испугать. И смерть не может поразить Его ... И Аврам понял, что этой Силе подчиняется и жизнь и смерть, и все, что видит глаз, и что слышит ухо, и все, что только может помыслить ум. Это уже не немощный идол. Это Величайшая Мощь.

Аврам понял, что Он должен быть Силой, стоящей за всем, что дышит и движется - и даже за всем, что не движется и не дышит. Этот Дух вызвал все, создал все, от гигантских звезд до мельчайших бактерий.

Это был Всемогущий (Ашем).

Вопрос 5: Представь себе нечто, возникшее из ничего. Можешь ты принять и осознать такую идею?
Ответ: Нет, это трудно представить, потому что обычно одно возникает из чего-то другого.

Вопрос 6: Если бы не было Творца, можешь ли ты представить себе, что галактики, планеты и все формы жизни, произошли сами по себе?
Ответ: Нет, это невозможно себе представить. Даже если мы признаем, что есть доля истины в таких, например, теориях, как теория Большого Взрыва (согласно которой весь мир в "одно мгновение" возник "из ничего") или теория эволюции, которой, по некоторым мнениям, объясняется начало творения. Все равно остается вопрос: кто или что положило начало этому процессу. И также: кто поддерживает и продолжает этот процесс.

Вопрос 7: На твоем запястье я вижу часы. Может ли так быть, что все их электронные части, и корпус, и ремешок соединились сами собой и совершенно случайно? Разве мог такой совершенный механизм образоваться сам по себе, без продуманных и направленных действий мастера? И так же, разве мог сам по себе, вдруг возникнуть весь космос? Как ты думаешь?
Ответ: Я согласен с тем, что ничего нельзя достичь без тщательно продуманных и направленных действий, и нет сомнения, что Всевышний всемогущ и знает весь сотворенный им мир.

Cosmos

ПЕРЕСЕЛЕНИЕ В КНААН

Брейшит (Бытие), глава 12, говорит нам, что голос Ашема сказал Авраму покинуть Харан. Вот слова Торы:

"И сказал Б-г Авраму: Уходи из страны твоей, от родни твоей и из дома отца твоего в страну, которую Я тебе укажу.
И я сделаю из тебя великий народ...
И благословлю тебя...
И сделаю твое имя великим...
И ты станешь благословением для всего человечества...
Все семьи земли благословятся благодаря тебе".

Вопрос 8: В цитате, которую мы сейчас привели, Ашем говорит Авраму: "земля, которую Я тебе укажу", но названия земли не упоминает. И Аврам Его об этом не спрашивал, значит, безусловно, доверял Б-гу, потому что большинство из нас стали бы задавать вопросы, чтобы выяснить, насколько хороша эта земля, прежде чем соглашаться туда идти.
Ответ: Он полностью верил Б-гу и готов был ради Него на все. Подумайте - человек готов по совету врача принимать назначенное им лекарство и именно в указанном количестве, полагаясь на его опыт и знания! Тем более человек должен доверять Всевышнему. Кто же, как не Он могущественен и всеведущ настолько, чтобы не наделать ошибок!

Map2

ОБЕТ Б-ГА АВРАМУ(АВРААМУ)

Аврам предпринял два важных переезда, будучи уже взрослым, женатым человеком.

а) Первое путешествие со всей семьей Тераха, отца Аврама (Брейшит, 2:30-31). Тора говорит нам, что Терах с Аврамом, его женой Сарай и одним из своих внуков, Лотом, перебрался жить из Ура в Харан, в страну арамейцев (Падан Арам), сегодня она называется Сирией.

б) Вторая вереница путешествий включает переходы в Кнаан и Египет. В Брейшит, глава 12, Тора описывает странствия Аврама в Кнаане. Перейдя Иордан, он на время поселился в окрестностях Шхема. Этот город находился в центре Эрец Исраэль, арабы называют его Наблус. Здесь Б-г снова явился Авраму и обещал ему, что эта земля станет вечным владением его потомков. Из Шхема со своими стадами Аврам перешел в Бейт-Эль, а потом к югу, в Негев. И везде, куда бы ни шел, Аврам провозглашал свою веру в единого Б-га и строил жертвенники, на которых возносил благодарственные жертвы Ашему.

Затем в стране прекратились дожди. Наступила ужасная засуха. Начался великий голод. В поисках еды и пастбищ для скота Аврам со стадами вышел за пределы страны Кнаан. Ему пришлось спуститься в Египет , где у жителей был постоянный источник воды - река Нил. После происшествий в Египте (Брейшит, 12:11-20) он вернулся в страну Кнаан, где продолжал распространять и проповедовать свою веру в Ашема (Брейшит, 13, 14).

АВРАМ И ЛОТ РАЗДЕЛИЛИСЬ

После этих путешествий и происшествий, во время которых Всевышний постоянно вдохновлял Аврама и направлял его путь, можешь себе представить насколько Аврам вырос как личность. В жизни Аврама произошли глубокие изменения.Он стал гораздо добрее, сильнее и благороднее. Тора рассказывает об этом множество историй с глубоким моральным подтекстом, из которых мы можем многое почерпнуть. Давай рассмотрим две из них и научимся кое-чему на этих примерах.

Эпизод 1.

Два пастуха из тех, что пасли стада Аврама, стали ссориться с пастухами его племянника Лота. Аврам предложил Лоту разделиться: "Если ты пойдешь налево, то я пойду направо, а если ты направо, то я налево". Лот был жадным и выбрал первое предложение: поселился в очень плодородной долине Иордана у берегов Мертвого Моря, где располагались богатые, но безнравственные города Сдом и Амора. В отличие от Аврама, Лота не беспокоили несправедливость и аморальность жителей этих мест. Главным для него было его личное богатство (Брейшит, 13).

Вопрос 9: Какая ошибка была в решении Лота? Как ты думаешь, если бы выбирал Аврам, что бы он выбрал? Объясни, в чем проблема?
Ответ: Ради мира, Аврам решил, что им нужно жить отдельно. Выбор у Лота был такой: с одной стороны - богатые луга, а с другой стороны - опасность дурного влияния, вседозволенности обществ Сдома и Аморы. Мудрецы говорят, что Аврам туда бы ни в коем случае не пошел, потому что даже если предпринять все меры предосторожности против плохих влияний и плохих соседей, еще неизвестно достигнешь ли успеха. Плохие соседи могут отравить всю жизнь, и тогда уж никаких денег не жалко, лишь бы оказаться от них подальше, как, в конце концов, и произошло с Лотом.

Lot

ПОЧЕМУ АВРААМУ ПРИШЛОСЬ СЧИТАТЬ ЗВЕЗДЫ

Особенно тяжело было Авраму думать о том, что его жена Сарай (Сара) бездетна. Это его очень мучило. Однажды Всевышний явился ему и сказал, что награда его будет очень велика. Тора не передает нам всех деталей этой встречи, в Торе есть только следующий диалог:

В великой печали Аврам ответил Творцу:

"Ты не дал мне детей, и к слуге из дома моего отойдет все, что есть у меня, когда я умру?"

Всевышний ответил ему, что у него будет большое потомство (Брейшит, 15:2-4). Он сказал Авраму посмотреть на небеса и пересчитать звезды. Но Аврам не смог этого сделать, их было слишком много. Разве может человек сосчитать все звезды? И Б-г дал Авраму браху (благословение):

"Аврам, как ты не можешь сосчитать эти звезды, таким многочисленным будет и твое потомство".

Как ты думаешь, исполнилось ли это пророчество?

Вопрос. Какое утверждение неверно?

  1. Авраам родился в Вавилоне.
  2. Авраам родился в Уре.
  3. Авраам раньше назывался Аврам.
  4. Аврам и умер в Вавилоне.
  5. Аврам и Сара пошли в Кнаан.

Avraham

ЗАВЕТ (СОЮЗ) Б-ГА С АВРААМОМ

Здесь в нашем рассказе мы вынуждены забежать вперед. Б-г не только дал Аврааму обещание. Он заключил с ним союз, договор. Я уверен, что ты знаешь, что такое контракт (договор). Когда два человека приходят к соглашению по какому-то важному вопросу, они составляют договор, под которым ставят две подписи. А в бриллиантовом бизнесе, когда покупают и продают, слово или даже рукопожатие значат порою больше, чем подписанный документ. Давайте посмотрим как эта история рассказывается в Торе.

Брейшит 15

Стих 7: И сказал ему Б-г: "Я Б-г, который вывел тебя из Ур Касдима, чтобы дать тебе во владение эту землю... И сказал Он ему: Принеси мне лучшую телку, лучшую козу и лучшего барана, горлицу и молодого голубя..."

Стихи 12-17: И на закате солнца напал на Аврама неодолимый сон, и вот, что-то ужасное, черное, огромное наваливается на него.И сказал Г-дь Авраму: "Знай, что пришельцами будет твое потомство в чужой стране, и будут рабами, и будут их угнетать четыреста лет. Но и над народом, которому они будут служить, Я произведу суд. А затем потомки твои выйдут оттуда с большим богатством. Ты же отойдешь к твоим отцам в мире, и погребут тебя в доброй старости. А четвертое поколение возвратится сюда, ибо до этого не заслужит еще наказания вина эморея",

Зашло солнце и стало темно. Печь дымящаяся и пылающий огонь прошли между разрубленными пополам частями животных. В этот день Б-г заключил союз (договор) с Аврамом, сказав: "Твоему потомству Я дал эту землю от Египетской Реки до великой реки Евфрат..."

РОЖДЕНИЕ ИШМАЭЛЯ

Когда Сарай поняла, что бесплодна, она дала Авраму свою служанку-египтянку (Агарь), как вторую жену. Это может показаться странным. Но в те дни (четыре тысячи лет назад) такое поведение было законно и даже приветствовалось. Мы знаем это по раскопкам археологов, которые нашли королевскую библиотеку с большим количеством документов, подписанных судьями и юристами того времени, откуда видно, что тогда это был очень распространенный обычай.

Сына Агари назвали Ишмаэль. Он рос в дома Аврама. Ему сделали брит (обрезание), как полагается делать всем еврейским мальчикам до сего дня. Он стал предком, родоначальником арабов (позднее принявших ислам), которые тоже обрезают своих мальчиков. Все арабы признают Авраама своим предком, так же, как и евреи. Всевышний сказал Авраму: "Смотри, Я благословил Ишмаэля тоже. И Я сделаю его плодовитым и размножу его очень сильно. От него произойдут двенадцать князей, и Я сделаю его великим народом" (17:20). Тора говорит нам, что Ишмаэль вырос, как дикий конь в пустыне и стал лучником. Позже он женился на египтянке.

Вопрос 10: Почему великое обещание Авраму (Брейшит 12) не исполнилось через Ишмаэля?
Ответ: Сара должна быть стать праматерью еврейского народа. Агарь, служанка из Египта, не заслужила права стать матерью ребенка, который по свойствам своего характера подходил бы в прародители всего еврейского народа. Об этом говорит и то, что Ишмаэль вырос как дикий конь в пустыне и стал лучником. (С еврейской точки зрения, нельзя по своему желанию убивать и мучить не только людей, но и животных. А животное, которое убили стрелой, а не зарезали особым, безболезненным способом, не годится в пищу.)

Вопрос. Выберите единственное правильное утверждение.

  1. Ишмаэль был сыном Сары
  2. Ицхак был сын Аврама
  3. Ишмаэль был сын Аврама
  4. Ицхак был сын Агари
  5. Лот был сын Аврама

ИЗМЕНЕНИЕ ИМЕНИ АВРАМА И ВИЗИТ ТРЕХ ПОСЛАНЦЕВ

Сара была на десять лет моложе Аврама. Когда Авраму было девяносто девять лет, ему снова явился Всевышний и повторил великое Обещание. Он сказал, что исполнит Свой Завет (договор) и что от Аврама произойдет великий народ. В знак того, что все так и будет, Б-г добавил к имени Аврам букву “hей”, так что его стали называть АВРААМОМ. "И отныне станет твое имя Авраам, потому что ты сделаешься праотцом множества народов... и твое потомство навеки унаследует Страну Кнаан" (Брейшит, 17:4-8). А чуть дальше (стихи 15-17) мы читаем, что имя Сарай Всев-шний тоже изменил: вместо последней буквы "йуд" поставил “hей” - ту же букву, что и у Авраама. Теперь Сарай стали звать САРА. Более того, Всевышний обещал ей, что от сына Сары произойдут цари, и будет он благословением для всех народов Земли.

Вскоре после этого (глава 18) возле шатра Авраама появились три странных пришельца. Это были посланцы Всевышнего, ангелы (млахим). Первый малах был послан, чтобы исцелить Авраама, который только три дня назад сделал себе обрезание, и чтобы спасти Лота. Второй малах был послан разрушить Сдом и Амору. А третий должен был возвестить Аврааму и Саре, что через год у них родится сын. Полдень был очень жаркий, и Авраам поспешил пригласить путников зайти к нему. Они выглядели как обычные люди, но Аврам, едва завидев их, побежал навстречу, спеша оказать им всевозможное гостеприимство. Ноги и одежда путников были в дорожной пыли. Аврам пригласил неожиданных гостей отдохнуть в тени дерева, растущего вблизи шатра, предложил им воды - омыть ноги - и еды, чтобы подкрепиться.

О гостеприимстве Авраама мы читаем в следующих строках (Брейшит, 6-8):

"И Авраам поспешил в шатер Сары и сказал ей: Поторопись, приготовь три меры лучшей муки, сделай из нее тесто и испеки для гостей булки". Затем он побежал к скоту, выбрал нежного теленка и отдал его слуге, чтобы тот зарезал его и приготовил. Дальше мы читаем, что Аврам сам подавал гостям приготовленную еду и стоял подле них, пока они сидели в тени дерева и ели.

Вопрос 11: Какие качества характера Авраама проявились при этой встрече?
Ответ: Его характерным качеством был хесед - доброта и гостеприимство.

ПРОРОЧЕСТВО ИСПОЛНЯЕТСЯ

Тора (Брейшит, 18:10) говорит, что один из посланцев предсказал будущее, и это слышала Сара. Он обратился к Аврааму: "Ровно через год я вернусь, и у Сары к этому времени родится сын". Но в это время Авраам и Сара были уже такими старыми, что такого просто никак не могло случиться. Однако Авраам после этого пророчества сразу понял, что пришельцы были посланниками Всевышнего. А Б-г всегда выполняет Свое обещание наградить человека, общину или народ, и, конечно же, это касалось Авраама, который проявил такую верность и всегда исполнял все Его повеления.

Когда Сара услышала обещание Б-га, что через год у нее родится сын (18:9), она засмеялась. И она, и ее муж уже были стариками. А в таком возрасте детей уже не бывает. Но Аврааму это не показалось смешным - как сказано в Торе (стих 14): "Разве есть что-то слишком трудное для Б-га?" Авраам вполне полагался на Вс-вышнего и знал: все, сказанное от Его имени, исполнится.

Всевышний может сделать все, если есть в этом благо для человечества. Авраам понимал, что Вс-вышний исполняет свое давнее обещание.С рождением Ицхака начнется воплощение в жизнь Б-жественного замысла: от Ицхака и его потомков произойдет Еврейский народ.

Вопрос 12: На иврите Ицхак означает "засмеется". Как ты думаешь, почему он получил такое имя?
Ответ: Его назвали Ицхак, потому что Сара рассмеялась, не веря своему счастью, и его назвали "Он будет смеяться" от радости и благодарности.

Вопрос 13: Сколько лет было Авраму и Саре, когда родился Ицхак?
Ответ: Аврааму было сто лет, а Саре - девяносто.

РАЗРУШЕНИЕ СДОМА И АМОРЫ

Один из основных принципов, упомянутых Торой (Брейшит, 18:19), состоит в том, что Б-г праведен и справедлив. Авраам старается поступать так же, как Он. Праведность и справедливость лежат в основе достойной жизни человека. Исходя из этого ясно, что вопрос о том, что считать правильным с точки зрения морали, чрезвычайно занимал Авраама.

Авраам знал о безнравственности и зле жителей Сдома и Аморы, которые они проявили по отношению к его племяннику Лоту (см. гл. 19). Тем не менее, когда Творец сообщил Аврааму о Своем решении уничтожить эти города, первой реакцией Авраама было попытаться их спасти.

Авраам приложил к этому все возможные усилия. Как это, убить всех людей: мужчин, женщин, детей? Уничтожить даже всех животных и растения из-за нескольких грешников или злодеев? Может быть, Всевышний, в конце концов, сжалится над ними, и они будут спасены?

Просьбы Авраама переданы в Торе во всех деталях. Его вопль о спасении Сдома и Аморы звучит в наших ушах до сего дня: "О, Г-сподь, разве ты уничтожишь из-за грешников и праведных? Разве и с праведными Ты так поступишь? Разве так может быть? Разве не должен поступать справедливо Судья земли?"

И Всевышний заверил Авраама, что если найдутся в Сдоме пятьдесят праведников, Он не причинит никакого ущерба. И сорока будет достаточно, чтобы спасти всю общину. Даже тридцати и двадцати. Даже 10! Простой миньян (десять) добрых людей во всем городе могут спасти всю общину, и она не будет уничтожена. Лот и его семья были спасены. Но общины городов, где совершались ужасные преступления, были стерты с лица земли вместе с этими городами и не были восстановлены.

Наши учителя выводят отсюда, что именно десять мужчин составляют минимум, необходимый для совместный молитвы. Вместе они образуют “молитвенный десяток”, или “миньян” - общину, обладающую силой, достаточной для спасения.

Есть много молитв, которые можно произносить только в миньяне. У общины намного больше сил и возможности быть услышанной, получить положительный ответ от Вс-вышнего, чем у одиноко молящегося человека.

Вопрос 14: Что такое миньян?
Ответ: Группа из десяти евреев, мужчин, старше тринадцати лет, которые молятся вместе и могут произносить особые молитвы, которые нельзя говорить в одиночестве.

Вопрос. Выберите единственное верное утверждение.

  1. Лот был дядей Авраама
  2. Лот был брат Авраама
  3. Авраам был отцом Лота
  4. Лот был племянником Авраама
  5. Лот был племянником Тераха

КАК БЫЛА ИСПЫТАНА ВЕРА АВРААМА - СВЯЗЫВАНИЕ ЕГО СЫНА ИЦХАКА

Наши мудрецы говорили нам, что Б-г испытывал Авраама в течение жизни десять раз. Только благодаря тому, что он выдержал все испытания, Авраам достиг такого величия. Важность испытаний и их преодоления можно понять на примере спорта. Человек, который хочет добиться в спорте каких-то серьезных результатов, должен очень серьезно работать, постоянно преодолевая себя, и побивая собственные рекорды - только тогда он растет, как спортсмен. Итак, вот десять испытаний Авраама:

  1. Тринадцать лет Авраам прятался от Нимрода, который хотел его убить.
  2. Нимрод бросил Авраама в горящую печь за то, что он отказался поклоняться идолам, богам Нимрода.
  3. Авраам получил указание от Всевышнего покинуть родину и свою семью.
  4. Почти сразу после того, как Авраам пришел в Кнаан, ему пришлось уйти оттуда из-за голода.
  5. Сару похитили слуги фараона.
  6. Цари взяли в плен Лота, и Аврааму пришлось с ними сражаться, чтобы его спасти.
  7. Б-г сказал Аврааму, что его потомству придется страдать от четырех царей.
  8. Уже в преклонном возрасте ему было сказано обрезать себя и своего сына.
  9. Ему было заповедано отослать от себя Ишмаэля вместе с Агарью.
  10. Он получил веление Всевышнего принести в жертву Ицхака.

Последнее из испытаний было самым великим и трудным. Полное его описание находится в Брейшит, 22.

Кнаанеи, среди которых жил Авраам, иногда приносили своих первенцев в жертву их богам, но Авраам знал, что Всевышний ненавидит этот варварский обычай. И вдруг ему было ниспослано такое страшное испытание!

Б-г сказал Аврааму:

"Возьми сына своего, единственного своего, которого ты любишь, Ицхака, иди в страну Мориа и принеси его в жертву на одной из вершин, которую Я тебе укажу".

Представь себе весь ужас, испытанный Авраамом, услышавшим это невероятное приказание! Это повеление полностью противоречило всему, за что он всегда боролся, перечеркивало все его мечты, все будущее, которое было ему обещано. Много лет Авраам ждал, пока в старости, наконец, не родился у него сын. Этот сын продолжил бы его работу – распространял бы истинную религию, веру в Одного Б-га.

И все-таки Авраам безоговорочно подчинился велению Творца, хотя оно противоречило логике. Его вера в Б-га не поколебалась, он готов был следовать всем Его указаниям, даже если они ведут к полному физическому и духовному уничтожению.

Со своим сыном Ицхаком и двумя слугами пошел Авраам к горе Мориа. На горе он построил жертвенник, возложил на него Ицхака и занес уже над ним нож, чтобы ритуальным движением перерезать ему горло. И тут Всевышний воскликнул: "Остановись! Не делай ничего этому мальчику. Я знаю, что ты почитаешь Меня и готов исполнять все Мои заповеди при любых обстоятельствах".

Вопрос 15: Что мы можем узнать из этой истории о характере Авраама и о требованиях к нему Всевышнего?
Ответ: Ясно, что здесь Б-г испытывал веру Авраама и Ицхака. Их послушание основывалось не на обыденном здравом смысле и логике, а на глубокой вере в то, что Всемогущий и Всеведущий Б-г лучше знает, что нужно делать, и поэтому они должны беспрекословно выполнять его указания, независимо от их собственных соображений и обстоятельств. Здесь Авраам проявил важнейшие качества: послушание и готовность к самопожертвованию. Конечно, Ашем был против человеческих жертвоприношений, но Он хотел, чтобы люди, если это необходимо, следовали Его велениям, даже если их не понимают.

Fire

КАК ИЦХАК ОТЛИЧАЛСЯ ОТ СВОЕГО БЛИЗНЕЦА ИШМАЭЛЯ

Здесь возникает вопрос об участии Ицхака в этом испытании. Он должен был стать достойным наследником своего отца, продолжателем традиции и родоначальником еврейского народа. Мы видели, как послушен он был своему отцу и его вере. Нелегко было для Ицхака пойти на смерть, позволить, чтобы отец связал его и возложил на жертвенник. То, что Ицхак был смущен происходящим, очевидно из вопроса, заданного им отцу (Брейшит, 22:7).Ицхак спрашивает у Авраама: “Вот огонь и дрова, а где же ягненок для всесожжения?”

А потом Авраам связывает Ицхака по рукам и ногам и кладет его на жертвенник поверх даров, но Ицхак уже не задает вопросов, не жалуется, не молит отца о спасении. Он без слов соглашается стать жертвой Б-гу.

Вопрос 16: К какому выводу о характере Ицхака мы можем придти на основании этой истории?
Ответ: Он был таким же верным, послушным, как и его отец и полностью верил: все, что делает отец, он делает по воле Вс-вышнего. Можно сказать, что Ицхак был даже послушнее своего отца, потому что Авраам непосредственно слышал веление Б-га, а Ицхак выполнял Его волю со слов отца.

СМЕРТЬ САРЫ: АВРААМ ПРИОБРЕТАЕТ ДЛЯ НЕЕ МЕСТО ЗАХОРОНЕНИЯ

Все люди смертны, никто на земле не живет вечно. Умерла Сара, и Авраам должен был найти место, где ее похоронить. С того времени, как Авраам переселился в Кнаан, у него не было своей земли, и он перебирался с место на место. Вы помните, что он уходил в Египет, а по возвращении оттуда, какое-то время жил в Беер-Шеве, в Негеве, в окрестностях Иерусалима, заходил и дальше на север.

Когда Сара умерла, Авраам решил, что должен приобрести постоянное, подходящее место для ее погребения. А разве могло быть место лучше, чем пещера, где упокоились первые люди, Адам и Хава? В этой же пещере надеялся быть похороненным и Авраам, когда придет его время. Эту пещеру и сейчас можно посетить, приехав в Израиль. Она называется Махпела и находится в Хевроне, в тридцати километрах к югу от Иерусалима. История переговоров о покупке этого участка земли подробно приводится в Торе (Брейшит, 23).

Сара умерла в возрасте ста двадцати семи лет в Кирьят Арбе, также называемой Хеврон, в Стране Кнаан. Авраам пришел, чтобы восхвалить Сару (рассказать о ее достоинствах перед людьми до ее похорон), и оплакать ее, и выполнить все траурные обряды. Авраам сказал потомкам Хетта: "Я - пришелец и житель среди вас... Продайте мне этот участок земли для погребения, чтобы я мог похоронить свою умершую". А хетты, которые населяли это место, ответили Аврааму: "Послушай, господин. Ты, ведь, князь Б-га среди нас. Выбери среди наших могил лучше место и похорони там свою мертвую. Никто из нас не откажет тебе в участке для погребения".

Эфрон сидел у ворот города среди других потомков Хетта и ответил Аврааму, так чтобы его могли услышать все: "Нет, господин мой, послушай меня. Я уже отдал тебе это поле, я отдал тебе эту пещеру, которая в нем".

Авраам поклонился перед теми, кто был там, и сказал Эфрону, так чтобы местные люди его слышали: "Если ты только послушаешь меня, я тебе дам деньги за это поле. Возьми их у меня, и я похороню свою мертвую". И Эфрон ответил ему: "Господин мой, послушай меня. Чего стоят четыреста шекелей серебром за это поле между нами?"

Эфрон был лицемером. Ему очень хотелось денег, а с другой стороны он хотел показать свою щедрость. При всем том он потребовал за свое поле огромную, неслыханную сумму.

Авраам понял Эфрона. И был рад переплатить за это поле, чтобы в грядущих поколениях не возникало споров о том, кому принадлежит пещера Махпела. В присутствии народа Авраам отвесил Эфрону четыреста полновесных шекелей, ходячей монетой. Так поле Эфрона, расположенное рядом с участком Мамре в Хевроне, стало вечной собственностью Авраама. Там, в пещере Махпела, похоронил Авраам жену свою Сару.

Вопрос 17: Сколько лет было Саре, когда она умерла?
Ответ: Саре было сто двадцать семь лет.

Вопрос 18: Сколько Авраам заплатил хетту Эфрону за поле с пещерой?
Ответ: Четыреста шекелей.

КАК ЭЛИЭЗЕР НАШЕЛ НЕВЕСТУ ИЦХАКУ

Bride.jpg (4322 bytes)Когда Сара, жена Авраама, умерла, дом его опустел. Авраам и Ицхак очень любили Сару, и жить без нее им было очень печально. Теперь дом должна была осветить своим присутствием другая женщина. Согласно еврейской традиции, дом без хозяйки лишен чего-то жизненно важного.

Брейшит (24) рассказывает, как Авраам не хотел, чтобы Ицхак женился на девушке из народов Кнаана, потому что те придерживались других обычаев и поклонялись идолам. Представляете трагедию Авраама, если бы такое происходило в его доме? Поэтому Авраам посылает своего верного слугу Элиэзера, чтобы он пошел за невестой в Харан, где жила семья брата Авраама. В стихе 12 рассказывается, как Элиэзер пришел к колодцу у врат города, где жил Нахор, и стал молиться Всевышнему от всего сердца. Он решил устроить испытание. Девушка, которая в ответ на просьбу дать ему напиться предложит напоить так же и его верблюдов, подходит, чтобы стать женой Ицхака.

Элиэзер очень обрадовался, когда сразу после его молитвы к колодцу подошла за водой красивая девушка и предложила напоить и его верблюдов. Однако еще больше удивился и обрадовался Элиэзер, когда эта девушка сказала: "Я Ривка, дочь Бетуэля, сына Милки, дочери Нахора" (который был братом Авраама). Ривка очень понравилась Элиэзеру, она же тем временем продолжила: "Приходи к нам домой, чужеземец. У нас для тебя есть место для ночлега и корм для твоих верблюдов. Приходи и оставайся у нас".

Прекрасная и добрая Ривка стала женой Ицхака, и он любил ее всю свою жизнь. Ривка была дочерью Бетуэля и правнучкой Нахора, брата Авраама, а брата ее звали Лаван. Это были родственники Авраама, которые не ушли с ним вместе в Кнаан, а остались в Харане, в Падан Араме.

Последний стих двадцать четвертой главы сообщает, что, взяв в жены Ривку, Ицхак утешился после смерти своей матери. В главе 25 Тора рассказывает нам, что Авраам прожил до ста семидесяти пяти лет и умер "полный днями", то есть не потратил времени жизни зря и достиг очень многого. Два его сына, Ишмаэль и Ицхак, похоронили Авраама в пещере Махпела в Хевроне, где покоилась жена его Сара. Все патриархи, праотцы, прародители нашего народа, Авраам, Ицхак и Яаков, и их жены, праматери Сара, Ривка и Лея были похоронены в этом месте (но могила Рахели, жены Яакова, в Бейт-Лехеме). Эта усыпальница - одно из самых святых мест для евреев в Святой Земле до сего дня.

ИЦХАК ПРОЦВЕТАЕТ, И ПОЭТОМУ ЕГО НЕНАВИДЯТ

Ицхак пошел по стопам своего отца и также преуспел. В глазах местных жителей Ицхак и его семья выглядели чужаками. Ицхаку завидовали лидеры Кнаана: Авимелех, царь народа плиштим, царь Грара, и его полководец Пихоль. "Б-г с тобой во всем, что ты делаешь" (Брейшит, 21:22). А в главе 26:3 мы читаем, как Всевышний повторяет Свое обещание Ицхаку: "Живи в этой стране (Кнаан), и Я буду с тобой и благословлю тебя... Я исполню Свой обет, который Я дал Аврааму, твоему отцу... И Я размножу твое семя как звезды на небе...и все народы земли будут благословлены в потомстве твоем". Ицхак процветал и стал великим и богатым, потому что с ним был Б-г (стих 13).

К несчастью, как часто случается в жизни, преуспевающим людям завидуют. Плиштим не только завидовали Ицхаку, они стали причинять ему серьезный вред. Мы читаем, что они принялись засыпать колодцы, которые вырыли слуги Ицхака, чтобы пить и поить скот. Поэтому Ицхаку пришлось уйти от враждебных соседей. На время он осел в Реховоте, затем двинулся в Беер-Шеву, где Б-г снова повторил ему Свое обещание. (Брейшит, 26:24).

Сам Ицхак старался, по мере возможности , жить в мире со своими соседями, Ицхак был мирный человек.

Вопрос. ЗАКОНЧИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ: Подчеркните слово, которым заканчивается предложение.

  1. Ицхак был ... Авраама (отец, сын, племянник)
  2. Ицхак помогал отцу заботиться о ... (слугах, цветах, скоте)
  3. Авраам хотел, чтобы Ицхак жил в ... (Кнаане, Харане, Ган Эдене)
  4. Элиэзера послали найти Ицхаку ... (подарок, верблюда, жену)
  5. Элиэзер знал, что женщина, которая даст ему воды, будет ... (обычная, добрая, эгоистичная)

Вопрос. ХАРАКТЕР РИВКИ: Подчеркните слова, которые подходят жене Ицхака.

  • эгоистичная красивая плохая
  • милая печальная уродливая
  • гостеприимная юная кнаанеянка
  • злая добрая средних лет
  • счастливая заботливая скандальная

ОБЕЩАНИЕ ЭРЕЦ ИСРАЭЛЬ ЕВРЕЙСКОМУ НАРОДУ

Мы уже не раз приводили цитаты из Торы, где Всевышний обещает навечно отдать землю Кнаан народу, который произойдет от потомков Авраама и Ицхака.

Вот несколько примеров:

  • "Встань, пройди по этой земле" (конец главы 13).
  • "Твоему потомству Я дам эту землю, от реки Египетской до реки Евфрат" (15:18).
  • "Я дам тебе и потомству твоему после тебя всю землю Кнаан в вечное владение" (17:8).

То, что мы называем еврейским народом (Ам Исраэль), берет начало от Авраама. По традиции, мы говорим о нашем праотце Аврааме (Авраам авину). Невозможно понять еврейской истории, не осознав всей важности встречи Всевышнего с Авраамом. Все о чем мы до сих пор говорили сводится к одному: народ, произошедший от Авраама, был создан только для того, чтобы поведать миру о Всевышнем - Творце Вселенной и Великом Друге всего человечества.

Авраам и его сын Ицхак были первыми звеньями длинной, длинной цепи, которая привела к тебе и ко мне, к тем, кто живут как евреи. Эта цепь началась в Стране Кнаан, известной впоследствии как Страна Израиля. Все евреи, подобно нам, звенья этой длинной цепи. Она тянется уже четыре тысячи лет, но не беспокойся - мы с тобой в ней далеко не последние звенья. Потому что Творец мира обещал, что она будет продолжаться, пока стоит мир, пока существует вселенная.

Авраам послал Элиэзера взять жену Ицхаку из своего народа, и отсюда мы узнаем, как важно, чтобы евреи не смешивались, не ассимилировались, не заключали браки с окружающими народами. Чтобы миссия Ицхака продолжалась, он должен был жениться на своей единомышленнице, на женщине, которая разделит его веру и миссию. Задача каждого еврейского ребенка - сыграть свою роль в выживании нашего народа, и успех его судьбы зависит от этого.

Вопрос 19: Кратко опиши, в чем опасность смешанных браков, которые ставят под угрозу выживание еврейского народа?

Ответ: Вступая в брак с человеком другой веры, люди разрывают цепь традиции и связь с корнями. Дети нееврейки, даже если отец еврей, вообще не евреи. Но и в противоположном случае, существует очень большая проблема, потому что по-разному воспитанные родители воспитывают детей каждый по-своему. Каждый тянет ребенка в свою сторону, так что всем от этого плохо, особенно, если к этому примешиваются вопросы веры и соблюдения религиозных правил.

Tomb

Вопрос. Закончите предложения.

  1. Отцом Ицхака был ... (ЛОТ, ТЕРАХ, ИШМАЭЛЬ, ЯКОВ)
  2. В Вавилоне была река ...(ИОРДАН, НИЛ, ЕВФРАТ, ТИГР)
  3. Когда родился Ицхак, Аврааму было ... лет (75, 85, 95, 99, 68, 100)
  4. Имя Ицхак означает ... (РАДУЮЩИЙСЯ, СТАРЫЙ, МОЛОДОЙ, БУДЕТ, СМЕЯТЬСЯ)
  5. Авраам был первым ... (ЧЕЛОВЕКОМ, ИЗРАИЛЬТЯНИНОМ, ЕВРЕЕМ)

ИСПОЛНИЛИСЬ ЛИ ОБЕЩАНИЯ Б-ГА?

Давайте об этом подумаем. Осуществились ли обеты Б-га Аврааму? Авраам даже в то время, поскольку он верил и доверял Всевышнему, не сомневался, что все Его обеты исполнятся. А мы, спустя четыре тысячи лет, можем ли фактами подтвердить, что это воплотилось в жизнь?

Ответ, несомненно, да. Мы надеемся, что, изучив этот вопрос подробно, вы сможете привести куда больше доказательств, чем мы предлагаем вам на этих страницах. А сейчас давайте обратим внимание только на некоторые интересные факты:

1. Авраам - предок еврейского народа. Его потомство сейчас насчитывает четырнадцать-пятнадцать миллионов человек. Хотя в течение хода истории было много попыток уничтожить наш народ, мы по-прежнему живы и находимся на переднем крае мировой истории.

2. Аврааму было обещано, что его потомкам будет принадлежать земля Израиля, если они будут верными Б-гу и Его Торе. И Народ Израиля получил эту землю "текущую молоком и медом". Она была завоевана, потом потеряна, а потом в ней восстановилась жизнь еврейского народа. Первый и Второй Храмы были разрушены. Земля снова была потеряна и вновь завоевана, после очень долгого периода почти в две тысячи лет евреи вновь вернулись на свою землю и создали Государство Израиль. Многие евреи из рассеяния вернулись в свою страну, которая так давно была обещана Аврааму.

3. Около миллиарда христиан, мужчин и женщин, считают себя духовными детьми Авраама. Они приняли веру в Единого Б-га и нашли счастье и благословение в том, что принес миру первый еврей.

4. Около половины миллиарда мусульман (живущих во многих странах, на нескольких континентах) считают себя детьми и внуками Авраама.

ПОСЛЕДНИЕ ЗАМЕЧАНИЯ И ВЫВОДЫ ЭТОГО БУКЛЕТА

Мы надеемся, что вы приобрели некоторые знания из первой книги исторической серии - Авраам и Ицхак - и получили от этого удовольствие. Мы будем рады, если вы ответите нам.