Свадебное платье

Когда невеста готовится к свадьбе, один из самых волнующих моментов - это выбор свадебного платья. День свадьбы принадлежит невесте, и наряжают ее, как принцессу. Каждая невеста прелестна, и одевается она так, чтобы подчеркнуть эту прелесть.

Мидраш рассказывает нам, что Б-г собственноручно украшал Хаву перед ее свадьбой с Адамом[1]. Готовя первую в мире свадьбу, Б-г позаботился о том, чтобы красота невесты была совершенной.

Женская красота - один из величайших подарков Б-га этому миру[2]. Когда муж наслаждается красотой своей жены, его взгляд на жизнь становится яснее и шире[3]. Тора подчеркивает, что Рахель была очень красивой и что именно это, среди прочего, привлекало в ней Яакова (Берешит 29:17)[4]. И, конечно, любая невеста привлекательна в глазах жениха. Говорится: «Красота - в глазах смотрящего», - но именно любовь заставляет смотрящего ценить эту красоту.

В Талмуде отмечается, что даже два тысячелетия назад невесты использовали макияж и духи, чтобы подчеркнуть каждый аспект своей привлекательности[5]. Мидраш рассказывает о 24 драгоценностях, которыми украшалась невеста[6]. Все было направлено на то, чтобы сделать невесту как можно более прекрасной.

Свадебное платье сегодня традиционно шьется из белой ткани[7]. В отличие от других традиций, иудаизм не рассматривает белое платье как символ девственности. Наоборот, оно наводит на мысль о чистоте и безгрешности, поскольку вступающим в брак в день свадьбы прощаются все их грехи (см. ниже, глава 12)[8]. Вне зависимости от прошлого опыта, в день свадьбы каждая невеста так же чиста и так же невинна, как новорожденный младенец[9].

Фасон свадебного платья может быть любым. В большой степени выбор его определяется вкусами самой пары. Оно может быть до колен (но не короче) или длинным, в зависимости от обстоятельств.

Однако еврейский закон выдвигает некоторые минимальные требования скромности, которые должны быть учтены при выборе покроя платья. Рукава свадебного платья должны, по крайней мере, достигать локтей[10]. У него не должно быть также разреза снизу ни спереди, ни сзади[11]. Оно не должно быть сшито из прозрачной ткани, через которую просвечивает тело невесты.

Необходимо помнить, что свадьба считается одним из самых святых еврейских обрядов. Само еврейское название ее, Киддушин, посвящение, подразумевает святость. Жених и невеста символизируют Адама и Хаву, стоящих у начала нового мира, а также Б-га и Общину Израиля в момент дарования Торы. Возвышенность обряда должна находить свое отражение и в скромности пары.

То же самое относится и ко всем остальным участникам свадебной церемонии. Когда матери вступающих в брак и подружки невесты выбирают себе платья, они должны удовлетворять установленным Торой стандартам скромности. Юбки должны достигать по крайней мере колен, рукава - закрывать локти, и декольте также должно быть скромным. Замужние женщины должны надеть шляпку или что-либо, полностью закрывающее волосы. Незамужние девушки, однако, не обязаны закрывать волосы ничем[12].

У этих требований скромности есть еще одно, очень важное основание. Тора говорит: «Рядом с тобой не должно быть заметно никакого нескромного слова» (Дварим 23:15). Талмуд разъясняет, что «нескромное слово» означает слово молитвы, произнесенное в присутствии кого-то, одетого нескромно[13]. Поэтому, если кто-то под свадебным балдахином, хупой, одет не в соответствии с требованиями скромности, возникает вопрос, могут ли быть засчитаны произнесенные ради жениха и невесты благословения[14].

Традиция требует также, чтобы лицо невесты было закрыто фатой. Согласно мнению некоторых законоучителей, покрывание фатой лица невесты есть неотъемлемая часть свадебного обряда. Различные обычаи, связанные с фатой, обсуждаются в главе 17.

После свадьбы многие невесты прячут свои платья на память. Однако распространился прекрасный обычай делиться платьями с теми невестами, которые не в состоянии купить собственные. В некоторых общинах создан запас разнообразных свадебных платьев разного размера, так что девушка, желающая взять на время свадебное платье, может сразу просмотреть все имеющиеся варианты. В традиционных еврейских общинах выйти замуж в заемном платье совершенно не считается чем-то предосудительным.

Другие женщины предпочитают подарить свои платья какому либо фонду ахнасат кала («Забота об убранстве невесты») в Израиле, так что ими смогут воспользоваться бедные невесты. Список таких фондов можно, как правило, взять у местного раввина. Невеста, поступившая так, проявляет милосердие и показывает святость. Если решение это сделать принято еще до замужества, заслуга этого усиливает духовную природу самой свадьбы.


[1] Берешит Рабба 18:1. См. также Берешит Рабба 8:13, Берахот 61а.

[2] Таанит 31а; Кетубот 59б.

[3] Берахот 57б; Йевамот 63б.

[4] См. Радака на это место.

[5] Шмот Рабба, 23:5, Сфорно; Йевамот 34б; Йома 38а, 39б. См. также Йешайягу 3:24.

[6] Берешит Рабба 18:1. Это - те самые 24 украшения, о которых говорится у Йешайягу, 3:18-24; Раши на Берешит Рабба на указанное место. Последнее косметическое средство, указанное у Йешайягу, парфюмерия, здесь не учтено. (Матнат Кеуна на Берешит Рабба). Эти двадцать четыре украшения рассматриваются как соответствующие двадцати четырем книгам Письменной Торы; Шмот Рабба 41:6; Шит а-Ширим Рабба 4:22; Танхума, Ки Тиса 16; Танхума 2, Ки Тиса 11; Раши на Шмот 31:18.

Рассказывая о Хаве, Тора говорит: «Б-г привел ее к Адаму» (Берешит 2:22). На иврите «и привел ее» звучит как «ва-йевиэ-hа», и числовое значение этого слова равно 24; Зоhар 1:48б; Матнат Кеуна. См. также Йешайягу 41:18, 61:10.

[7] У некоторых руководителей хасидских общин было принято выдавать дочерей замуж в фатах светло-пастельных тонов. См. глава 17, примечание 37; глава 12, примечание 10.

[8] Коль Бо, 75, 45в. Жених также облачается в китл, белое одеяние; см. главу 17.

[9] Поэтому невеста, даже вступая во второй брак, может надеть белое платье.

[10] Кетубот 72б; Яд Ишут 24:12; Эвен а-Эзер 115:4; Зоhар 1:142а; Рокеах 324; Бен Иш Хай, Бо 8; Каф а-Хаим 75:2. Это связано с местным обычаем, см. Лехем Хамудот на Берахот 24а. См. также Тиферет Шмуэль на Рош 2:27, Питхей Олам 3.

[11] Берахот 24а; Орах Хаим 75:1.

[12] Орах Хаим 75:2. В некоторых сефардских общинах незамужние девушки должны закрывать волосы, приходя в синагогу.

[13] Берахот 25б.

[14] Мишна Брура 75:2. Некоторые говорят, что произносить эти благословения разрешается в присутствии замужней женщины с непокрытыми волосами; Арух а-Шульхан 75:7.