Ноябрь 2017 / Кислев 5778

ОБ АМАЛЕКЕ

ОБ АМАЛЕКЕ

 «Помни, что сделал тебе Амалек по пути при вашем выходе из Египта» (Дварим 25:17 )

Хочется понять, в чём причина этой заповеди? Мы выполняем её каждый год, а по мнению многих ришоним есть обязанность вспоминать каждый день (во многих сидурах приводят эти сихи в конце шахарита), а какой смысл помнить, произошедшее более 3 400 лет тому назад, ведь после того, как Санхерив смешал народы больше 2500 лет тому назад, и нет практической возможности убивать амалекитян по национальной принадлежности, ведь нам совершенно неизвестно, кто принадлежит к этому народу. А если так, то зачем нужно вспоминать?

Есть те, которые говорят, что это поможет быть бдительными и не допустить такого в следующий раз. Но это слабый ответ, т.к. бдительными нужно быть со всеми врагами, да и просто с людьми, которых ты недостаточно хорошо знаешь, как сказано в гмаре: «Почетай и подозревай, почитай как Рабана Гамлиеля, старейшину Израиля, и подозревай как последнего вора». Кроме того история нашего народа полна подобных событий, так что без особого старания в этом направлении, забыть не получится.

Так давайте попробуем разобраться, в чем причина этой заповеди.

Но вначале маленькое предисловие. В святом языке каждое слово заключает в себе суть его понятия и в данной брошюре нам придётся много этим пользоваться.

В святой книге Зоар сказано: ”Почему его имя Амалек? Ам локек дамам шель Исраель ке-келев (Народ, который лакает еврейскую кровь, как собака) ”. Приводят в книгах от имени Ари заля, что в Торе у человека есть несколько названий, выражающих духовную градацию: адам, иш, гевер, энош.  Слово адам означает человека на уровне близком к идеальному. Говорит Маараль из Праги, что в слове адам заключена его суть: (א-דם). Алеф (учи) — дам (кровь). Числовое значение буквы далет—4, мэм—40. Число 4 в Торе обозначает разброс ” Разбросать на 4-е стороны свата”. 40 – это разброс более высокого порядка. Т.е. кровь приводит к разбросу, т.е. к тому, что человека постоянно тянет в ”разные стороны ”, ему хочется то одного, то другого. Все телесные силы в человеке связаны с кровью. Так написано в Баве Батре 68б, что начало всех болезней в крови. Объясняют комментаторы, что духовная составляющая человека разделяется на невеш, руах и нешама. Нефеш—это низкий план души, её называют животной душой, которая связана с телесными функциями. Там находятся все вожделения, эмоции, чувства. (Этому есть медицинское подтверждение). Сами по себе они тянут человека в разные стороны.

Но у человека есть ещё алеф, который намекает на Б-жественую нешаму, высший план духовности, связанный со Всевышним. Алеф пишут как вав,полоску по середине, и два юда, крючка по бокам, числовое значение 6-10-10=26= י+ה+ו+ה, т.е числовому значению главного имени Всевышнего ( Йуд+Эй+Вав+ Эй). В книге «Отиёт де-раби Акива» сказано, что Всевышний пообещал, что всё раскрытие его единства будет через алеф, поэтому 10 речений начались со слова Анохи. А в 10-и речениях заключена вся Тора, как известно. Получается, что начало раскрытия воли Всевышнего (т.е. Торы) заключено в букве алеф, а наши учителя-каббалисты учат, что любое развитие в творении подобно дереву и идёт от корня к ветвям, т.е. в корне содержится всё в потенциале, и соответственно в алеф заключено в общем виде всё, что Всевышний хотел нам раскрыть. Так вот задача человека заключается в том, чтобы учить Тору и подчинить ”свою кровь” своему интеллекту, алефу, или другими словами, что бы его действия были проявлением его высшего плана, тогда он называется А-дам.  Рамбам пишет, что самые совершенные люди — это пророки, они не совершали ни одного поступка, который бы не был продиктован интеллектом.

Вот тут то проявляется ецер а-ра (дурное побуждение), он старается заставить человека поступить под влиянием чувств,эмоций и телесных желаний, лени в том числе, и даже когда там примешиваются размышления, то всё равно они не чисты от желаний, а наоборот являются их порождением. В этом случае С-тан ”оторвал кров от алефа”. (На самом деле причиной большинства поступков является смесь хорошего и дурного побуждений, а это значит, что даже когда мы делаем мицвот, то за частую часть действия идет во власть зла.)

 В трактате Мегила(6а) написана следующее утверждение: ”Кейсария Эдома (имеется ввиду символ Эйсава) и Иерусалим… Если скажет тебе кто то, что оба города разрушены — не верь, оба процветают — не верь, разрушена  Кейсария и отстроен Иерусалим или разрушен Иерусалим и отстроен Кейсария — поверь; как сказано ”Наполню разрушенную ” (Ехезкель 26). А рав Нахман бар Ицхак сказал: ”Народ окрепнет от народа” (Берешит 25). (Это благословление, которое дал Ицхак Яакову). Объясняют наши учителя, что здесь написана большая тайна. Яаков (включая всех его потомков) и Эсав (включая всех его потомков) имеют общий источник жизни. Если еврей поступил правильно, то соответствующую часть святой жизненной силы он обратил в мицву, т.е. в часть своей духовности. (Чтобы объяснить это подробно, нужен отдельный урок, мы только намекнём словами р. Хаима из Воложина во вступлении к книге ”Руах а-хаим”, что слова мишны ”Награда мицвы — мицва”, нужно понимать в самом простом смысле: при совершении мицвы образуется соответствующий духовный объект, который и есть мицва, вот он то и будет наградой за мицву в будущем мире. Однако он существует уже сейчас и является частью духовного строения того человека.) Поэтому  выполнивший заповедь духовно вырос. Если, не дай Б-г, наоборот, он сделал грех, то эта же часть святой жизненной силы он отдал силам зла, и в результате зло стало сильнее, и это отражается и в зле, живущем в нем самом. Так это в каждом еврее в отдельности, и в народе в целом, т.к. в духовном плане весь народ в целом тоже имеет форму человека. Зло тоже имеет форму человека. Человек святости и человек зла. В Коэлете он называется человеком без ига над собой. Эти духовные субстанции, как частные так и общая подобны живым организмам, они развиваются и растут, если им достаётся достаточно духовной пищи, и чахнут, а потом отмирают, если пищи мало.

Другими словами, ецер а-ра живет за счет того, что наша кровь сбивает нас с правильного пути, и в результате та жизненная энергия, которая полагалась нам, идет к нему.

Теперь разберёмся, почему ”как собака”. Опять обратимся к Мааралю. Самая уважаемая личность в мире — это царь. Мудрецы противопоставляют ему собаку, как символ самого позорного, низкого животного. У этого животного совершенно отсутствует чувство собственного достоинства: за кость он готов танцевать и лизать башмаки и т.д. Так вот в святом языке царь —это мелэх, собака-- келев. Объясняет Маараль, мелех—это аббревиатура моах, лев, кавед. Т.е. мозг, сердце, печень. Печень полна крови, там место соединения тела с животной душой, как сказано выше по поводу ”адам”. Тот, чей интеллект властвует над сердцем, а сердце над печенью, т.е. телесными низкими силами, он достоин уважения, он настоящий царь.  Келев — это аббревиатура кавед, лев. Его животные побуждения властвуют над сердцем, а чистый интеллект не участвует в принятии решений. (Зоар говорит про стих ”Кавэд лев Паро”(Шмот 7:14) (отягчено сердце Паро ), что его сердце стало печенью, и мы видим, что он вёл себя очень амбицозно и глупо, игнорируя очевидные факты.) Теперь понятно, что поступок, совершённый под воздействием  ”крови”, является пищей ”собаки”.

Каждый народ имеет своего патрона на небе, ангела, который является его духовной сутью, а народ материальным выражением этого ангела.  Амалек – это концентрат зла Эсава, т.е. воплощение его ангела С-тна в этом мире. Поэтому именно этот народ имеет такое название: Ам локек дамам шель Исраель ке-келев (Народ, который лакает еврейскую кровь, как собака).

Из вышесказанного выходит следующее. Когда евреи ведут себя неправильно, то их духовность падает, а силы зла растут и могут достичь ужасных размеров. Мне вспоминаются слова р. Эльхонана Вассермана в его статье ”Иквата дэ машиха”, написаной в конце 30-х годов прошлого столетия: ”Это же не возможно не заметить. Мы злили Б-га двумя идолами: национализмом и социализмом, а в ответ получили национал-социализм (название фашистской партии) ”.

И так, ответ на вопрос, зачем нужно вспоминать, что нам сделал Амалек, очень прост. Все зло в мире от нас, антисемиты правы!!! Вспоминать трагедии, описеные в танахе, греческие, римские массовые убийства, крестоносцев, казаков, погромы, последнюю трагедию, страдания, мучения убийства милионов наших братьев. Во всём этом виноваты мы, мы дали силу всему этому. Это видно даже не вооружённым глазом. Все знают, кто строил коммунизм, кто автор первого концлагеря и т.д.

Я читал в статье одного американского автора, ( я сам не проверял, но в статье было много фотографий, внушающих доверие), что 200 000 солдат Вермахта имели бы право на репатриацию в Израиль (Даже если цифры преувеличены, а некоторые данные не точны, это не имеет никакого принципиального значения). Командир Люфтваффе(ВВС), отец которого был еврей, имел письмо от Гитлера, что он истинный ариец. То же самое командир танковой бригады, захватившей Францию, Голландию, всю Северную Африку. Перед Курской Битвой он поехал в отпуск и навестил папу в концлагере. После этого он сломался, ушёл в отставку. Известна фраза Геринга: ”В моём штабе я решаю, кто жид, а кто – истинный ариец ”. Все эти люди появились на свет в следствие тяжелого греха, связи с нееврейкой. Представте себе чувство папы, увидевшего сына-полковника танковых войск, вложившего свой вклад, который был не малым, в победу нацистов и соответственно в уничтожение миллионов евреев, благодаря таланту, унаследованному от папы, и папиному воспитанию.

Но на самом деле, любые неправильные поступки усиливают силу зла, как мы объясняли, просто это примеры, когда в этом можно убедится воочию. Воспоминание об Амалеке даёт нам возможность ещё раз задуматься о нашем поведении и о его последствиях в будущем и этом мире.

Теперь нужно понять, а чему мы радуемся в Пурим?  Подобные чудеса, так что обходилось без жертв, происходили далеко не всегда. Никому не нужно напоминать историю. В трактате Санэдрин(97б) приводится спор р.Элиэзара и р. Йеошуа. Р.Елиэзер говорит, что если евреи сделают тшуву, то придёт спасение, а если нет – то нет. Возражает ему  р.Йеошуа:” А если нет, то нет?! Не так это, Всевышний поставит над ними царя, который установит жестокие законы, как во время Амана, и все сделают тшуву и придёт спасение”.В доказательство р.Йеошуа приводит много псуким, и его мнение постановил Рамбам,как алохическое, Рамхаль в ”Даат Твунот” пишет, что очевидно из пророков, что алаха как р.Йеошуа. Сегодня уже понятно, что евреи сами не сделают тшуву, нас ждёт второй путь. И тот, у кого хороший слух, уже начинает слышать, как во всём мире усиливаются возгласы: ”Евреи – нарушители общего мирового порядка, они  должны умереть”. Эта тема слышна уже давно в мировой прессе, но сегодня она становится всё громче и отчетливее. Так чему же мы радуемся?

В начале мы радуемся чудесам, благодаря которым мы появились на свет. Ведь если бы Всевышний не сделал чуда в Пурим и ещё тысячи чудес, нас бы просто не было. Потом, после определённого количества выпитого мы понимаем, что не важно то, что будет с нами, главное то, что и Мордехаи и Аманы приведут к тому, что раскроется слава Царства Б-га, и в ”тот день Он будет один и Имя Его будет едино”(это называется ”не различать между благословен Мордехай и проклят Аман”), а потом мы понимаем, что мы царские дети, и Папа на небе нас так любит, и начинаем плакать от того, что иногда вместо того, что бы заботится о Его славе, мы наоборот грешили, и решаем, что больше никогда не опозорим нашего Отца дурным поведением и делаем тшуву из за любви ко Всевышнему и этим самым убиваем всех Амалеков и Аманов и … .

וַיֹּאמֶר כִּי יָד עַל כֵּס יָהּ מִלְחָמָה לַיהֹוָה בַּעֲמָלֵק מִדֹּר מִדֹּר (שמות יז: טז).

И сказал(Моше) : «Что (Б-г поднял в клятве)руку на престол славы Б-га, что у Бога война с Амалеком из поколения в поколение» (Шмот 17:16).

На русском этот стих звучит более понятно, но в оригинале, на святом языке, это очень непонятный стих: в слове «престол славы» отсутствует алеф, а в имени Всевышнего вторые две буквы.

Раши приводит слова мудрецов, которые говорят что Всевышний поклялся, что Его имя и престол не будут цельными, пока не сотрётся память об Амалеке. На первый взгляд это не сильно спасает, всё остаётся непонятным: как связаны имя и престол Всевышнего с Амалеком?

  Духовный корень творения, который должен раскрыться, заложен в мидат  амалхут(царство)( имеется в виду, что у Творца есть 7 видов отношения с творением, так называемых  мидот. Мидат амалхут означает, что Творец ставит себя как царь по отношению к миру, и творение должно раскрыть славу его царства, и именно в этом суть нашей службы Всевышнему: перебороть Ецер Ара и выполнить его волю, раскрыв тем самым славу Творца), и эта мида полностью раскроется после окончательной победы над Амадеком, как говорят трактате Брахот(58:1): « “Тебе, Б-г, принадлежит царство”(Диврей Аямим 1 29:11) – это война с Амалеком. Наши учителя говорят, что престол славы находится между духовным потенциалом и его реализацией. Слово престол на святом языке пишется כסא . Его можно разделить на כס-א (кес- алеф). Корень кес означает скрытие, а алеф, как мы  – это начало раскрытия духовного плана, как мы говорили выше. Т.е. Престол Славы – это то, откуда начинает раскрываться весь план творения из сокрытия. Амалек, который стоит против этого, утверждает, что Творца нет, а всё творение – это случайность Т.е. он не даёт раскрыться алефу из сокрытия.

То же самое и с именем Ашем. Первые две буквы имени י-ה  относятся к мидот хохма и бина(мудрость и понимание), т.е. к плану Творца и если смоделировать это в форму человека, это относится к алеф. Вторые две буквы ו-ה относятся к реализации этого плана. (Всё это написано в Зоаре). Зло противится реализации этого плана, если оно побеждает, то происходит нечто, отличающееся от того, что должно было быть.

Однако придёт время, когда зло будет уничтожено, и окажется, что вся история была осуществлением Б-жественного плана, и то,  что было злом, тоже часть этого плана, необходимая для выполнения Творением его предназначения: раскрыть единство Творца и показать Его славу. Вот тогда-то Его имя и престол будут цельными.

 Мудрецы приказали нам напиться во время Пуримной трапезы, чтобы не различать между «Благословен Мордехай и проклят Аман».  Эти выражения имеют ту же гиматрию, т.е. оба эти части творения в имеют туже задачу: раскрыть единство Творца. У разумного человека есть много вопросов, как это происходящее не противоречит тому факту, что Б-г правит всем миром (См. например Тээлим 73: 2-16). Когда мы напиваемся, мы постепенно проникаемся любовью ко Всевышнему и начинаем понимать, что вопросов в общем-то нет, Творец знает, что делает, всё зло тоже воплощение Его воли и действительно нет разницы между «Благословен Мордехай и проклят Аман» и Его имя и престол становятся цельными, и хотя перед глазами двоится, но Творец один и един, а мы его дети .