Ноябрь 2017 / Кислев 5778

День Иерусалима

НАЗВАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ

5 числа месяца Ияр 5708 г. (14 мая 1948 г.) было провозглашено существование государства Израиль. Иерусалим стал его столицей, но на протяжении последующих 19 лет город был поделен между арабами и евреями. Одна половина Иерусалима принадлежала евреям, другая – арабскому государству Иорданское королевство, во главе которого стоял король Хусейн. На протяжении этих лет евреи не имели доступа в Восточный Иерусалим, Старый Город, к таким святыням, как Западная Стена. Еврейские жители израильской части Иерусалима постоянно подвергались опасности обстрела с арабской стороны.

Арабские государства не хотели смириться с существованием Израиля. Время от времени вспыхивали вооруженные конфликты – от инцидентов на границе до полномасштабных войн. В 1956 г. Израиль сражался против Египта в Синайскую кампанию, 1967 г. напряжение между Израилем и его соседями вновь переросло в войну, которая началась 5 июня.

Вооруженный конфликт начался в Иерусалиме, когда иорданская армия открыла огонь по всей границе с Израилем, проходившей по самому центру города. Обстрел начался в 10:45 утра, вскоре после этого израильская армия предприняла контрнаступление. Подразделения Армии Обороны Израиля вели тяжелые рукопашные бои на Амуниционной Горке, объединились на горе Скопус и прорвались в Старый Город. За два дня ожесточенных боев израильская армия захватила все иорданские позиции в Иерусалиме и прилегающих к нему районах. Сто восемьдесят три солдата погибли в сражении за Иерусалим, многие были ранены.

С Б-жьей помощью Армия Обороны Израиля захватила Старый Город 28 числа еврейского месяца Ияра 5727 г. (7 июня 1967 г.). Эта дата была впоследствии объявлена Днем Иерусалима, в этот день еврейский народ празднует объединение города.

КОТЕЛЬ ВНОВЬ В НАШИХ РУКАХ

“Отряд начал движение. Броневик командира с ревом подкатил к Львиным воротам. Сразу вслед за ним под черневшую арку ворот вступила остальная часть отряда.

Мы подошли к Мечети Омара (золотому куполу над Скалой). Отсюда до Западной Стены рукой подать. Ребята стремительно шагали по вымощенным камнями улицам, как будто их гнал ветер. Сердца колотились, все были сильно возбуждены. Мы в числе первых подошли к маленьким воротам. Отсюда узкая изгибающаяся лестница вела к Западной Стене. Западная Стена! Последнее, что осталось от Храма. Девятнадцать лет сюда не ступала нога еврея. Нас протолкнула вперед нахлынувшая, словно прилив, толпа солдат... сотни запыленных, пропотевших десантников с пятнами крови на одежде, столпились на узком прямоугольнике перед Стеной. Эти солдаты, после двух дней жестоких кровопролитных боев и тяжелых потерь, плакали в голос, не стыдясь. Они плакали от волнения и облегчения, ощущая духовный подъем от осознания величия и вечности еврейского народа”. (Иосеф Аргаман, “Бамахане” – журнал Армии Обороны Израиля).

“Прошло двадцать лет с тех пор, как я в последний раз был с отцом у Западной Стены. Теперь я пришел сюда, неся на плечах свою пятилетнюю дочь.

Почему я принес ее сюда? Почему мой отец, который даже не был религиозным, считал нужным приводить меня сюда, когда я был ребенком? Почему сотни тысяч евреев приходят к Западной Стене с тех пор, как Старый Город освобожден?

Потому что мы тосковали по ней. Вот в чем причина. Мы тосковали по Западной Стене и любили ее. Это единственное, что осталось от Храма со времен его величия. Она была свидетелем его разрушения, нашего разрушения.

Западная Стена – это не только символ прошлого, она также символизирует будущее и надежду. Настанет день, и все евреи соберутся здесь. Храм будет отстроен заново, Царство Дома Давида будет восстановлено.” (Из “Шмуэль га-Арец Шелану”.)

ОБЪЕДИНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

Иерусалим, вобравший в себя самую суть прошлого еврейского народа, самые разные стороны его настоящего и будущего, недавно отпраздновал 3000 лет с тех пор как царь Давид провозгласил его своей столицей. С того момента и по сегодняшний день все нити нашей истории вплетались в ткани этого города - избавление, преследование, изгнание, раскол и единство, мир и братство. Будучи как духовным, так и национальным центром, Иерусалим является высшим символом еврейского народа.

Сразу после захвата восточного сектора Иерусалима были предприняты шаги для объединения двух частей города. Военные укрепления были разобраны. Руины домов, стоявших на ничьей территории, брошенных во время войны за Независимость 1948 г., были снесены. Стены и заборы, разделявшие город, были разрушены. Дороги, перекрытые и разрушенные во время войны за Независимость, были восстановлены. Границы города были существенно расширены, что ускорило его развитие. Иерусалим перестал быть пограничным городом, жизнь в нем стала гораздо более безопасной. Многие евреи иммигрировали в Израиль за годы, прошедшие после Шестидневной войны, какая-то часть их обосновались в Иерусалиме.

Сегодня Иерусалим – один из наиболее быстро развивающихся городов мира, и мы горячо молимся о том, чтобы он никогда более не был разделен.

СТАТУС ИЕРУСАЛИМА

Еврейское присутствие всегда сохранялось в Иерусалиме с тех пор, как 3000 лет назад царь Давид провозгласил город своей столицей. По данным самой ранней переписи, евреи составляли самую большую однородную группу в городе. В 1870 г. население Иерусалима составляло 22000 человек, среди них было: 11000 евреев, 6500 мусульман и 4500 христиан. Начиная с переписи

1875 г. евреи постоянно составляли подавляющее большинство населения города.

В 1948 г. победоносный Арабский Легион Транс Иордании (позже – Иордания) захватил восточный сектор Иерусалима. Все еврейские жители были изгнаны оттуда, их синагоги были разрушены, им был запрещен доступ к святыням, находившимся там.

В 1967 г., когда западная и восточная части города были объединены под израильским суверенитетом, население города состояло на 72.2% из евреев и на 25.8% из арабов.

Когда после Шестидневной войны 1967 г. израильский суверенитет над Иерусалимом был восстановлен, были заново отстроены и заселены здания и синагоги древнего Еврейского квартала. Израиль также восстановил и заново заселил другие районы Иерусалима, где раньше жили или владели собственностью евреи.

Этот часто забываемый факт играет важную роль в полемике вокруг строительства нового района в Гар Хома. Этот район не является, как некоторые пытаются доказать, “палестинской территорией в оккупированном восточном Иерусалиме”. Фактически, 75% земли, законно выделенной предыдущим израильским правительством на развитие Гар Хома, принадлежало евреям. Да и восточный Иерусалим, а точнее, южный Иерусалим, где расположена Гар Хома, - не является оккупированной территорией.

Вся территория Иерусалима была официально объединена под израильским суверенитетом. Сегодня это – современная, быстро развивающаяся столица Израиля. В Иерусалиме осуществляет свою работу Кнессет (парламент), здесь расположены официальная резиденция президента страны, правительственные министерства и Главный Раввинат. Между всеми политическими силами Израиля существует соглашение по поводу того, что ни единство, ни суверенитет Иерусалима не могут быть предметом переговоров. Объединенный Иерусалим под израильским суверенитетом есть и будет столицей еврейского государства.

Иерусалим всегда был центром еврейского мира и никогда не был столицей ни для одного из многих народов, владевших этой территорией с тех пор, как 2000 лет назад ее захватили римляне.

Ни мусульманские халифаты Умаяд, Абасис, Фатамид, правившие здесь 400 лет, ни мамлюки, правившие 250 лет, ни Оттоманская империя, владевшая городом 400 лет, ни, наконец, Иордания, в чьих руках он был 19 лет до 1967 г., не объявляли Иерусалим своей столицей.

ВЕЧНЫЙ ИЕРУСАЛИМ

В Псалме говорится: “Иерусалим отстроенный подобен городу, слитому воедино”. (122:3) Как объясняют наши мудрецы, это означает, что Иерусалим объединяет всех евреев в единое братство. Он – символ нашего единства.

В другом объяснении этого стиха говорится, что наряду с Иерусалимом земным существует другой Иерусалим - небесный. В этом небесном Иерусалиме соединяется земля с небесами. Окончание множественного числа в названии города Ерушалаим отражает двойственную природу Иерусалима как города, существующего на небе и на земле.

В конце времен, говорят пророки и мудрецы, Иерусалим будет центром не одного только еврейского народа; в конце времен он станет духовным центром, местом изучения Торы, средоточием мудрости для всего мира. Иерусалим будет “светом народов” (Исайя 42:6). Представители многих народов придут в Иерусалим и, испытав на себе его духовное влияние, изменятся к лучшему.

“И будет в последствии дней утвердится гора дома Господня как вершина гор, и возвысится над холмами, и устремятся к ней все народы. И пойдут многие народы, и скажут: “Давайте взойдем на гору Господню, в дом Б-га Яакова, чтобы Он научил нас путям Своим и чтобы пошли мы стезями Его”. Ибо из Циона выйдет Тора и из Иерушалаима – слово Господне”. (Исайя 2:2-3)

ПРАВА ДОСТУПА К МУСУЛЬМАНСКИМ И ХРИСТИАНСКИМ СВЯТЫНЯМ

Израиль не только гарантирует доступ к святыням всех религий, но и издавна проводит политику предоставления – де-факто – административной автономии представителям различных религий над их святыми местами, как в Иерусалиме, так и на всей территории Израиля. Более того, силы полиции, обеспечивающие безопасность Храмовой Горы, где расположена Мечети Аякса и Купола над Скалой, формируются исключительно из мусульман.

Управление мечетями на Храмовой горе осуществляется ВАКФом (Исламским религиозным советом) на средства Иордании, хотя иорданские претензии на влияние в Иерусалиме оспариваются Саудовской Аравией, Марокко, палестинцами и другими арабскими странами.

Предоставление административной автономии мечетям связано с определенным политическим риском. На практике эта автономия была использована палестинцами для достижения своих национальных целей, и самая разнузданная и провоцирующая агитация наполняла речи проповедников в мечетях Храмовой Горы.

Церковь Гроба Господня управляется представителями христианских церквей, святыней которых она является.