Ноябрь 2017 / Кислев 5778

Научиться произносить благословления с должной сосредоточенностью, пониманием и глубоким чувством

"Час бедствия для Яакова - но будет от него избавлен!"

В дни царствования Давида было время, когда гибли сто евреев каждый день. И узрел он Духом Святости причину этому: потому что не благословляют Всевышнего как подобает.

Постановил он, чтобы каждый еврей произносил сто благословений ежедневно, и перестали умирать. Наш учитель Бах — один из величайших авторитетов в области еврейского закона — писал, что постановление это актуально не только для того поколения, но и для всех последующих.

И нет другого способа уберечься от напасти, кроме "Ста благословений"!

(по книге Тур, Орах Хаим 47).

Само собой разумеется, произносить все эти благословения следует с сосредоточенностью, пониманием и глубоким чувством, ибо в противном случае это будет не благословение, а поношение (Пеле йоэц, "Благословения"), а говорящий их близок к тому, чтобы преступить запрет напрасного произнесения Имени Всевышнего, не дай Б-г

(Йесод вешореш аавода, Шаар аэшморот, гл. 2).

И в заслугу стараний и усилий наших в этом важном деле удостоимся мы спасения и помощи со стороны Того, кто Сам — источник всех благословений, и не услышим более о бедствиях во всех пределах наших, а горе и уныние покинут нас навек!

В чем же обязанность наша в этот нелёгкий час?

Известны слова благословенной памяти раби Эльхонона Вассермана, да отожтит Всевышний за его кровь, что в час беды всякий, кто мог бы укрепиться в своем служении Всевышнему и не делает этого, преступает тем самым заповедь Торы “НЕ СТОЙ ПРИ КРОВИ БРАТА СВОЕГО” (т.е. не наблюдай безучастно, как проливается кровь твоего ближнего, если можешь ему помочь).

Ибо каждый еврей, укрепляясь в своем слу жении, способен остановить кровопролитие и спасти свой народ! И всякий, кто может, но не делает этого, становится пособником губителя, и собственными руками препятствует охранению и спасению народа Израиля!

{Из введения к книге Ковец шиурим)

Из уст младенцев

При всякой возможности р. Хаим Каневский (да пошлет ему Г-сподь долгие годы) обращает наше внимание на важность благословений. Перед нами обращение от его имени на эту тему, опубликованное в прессе в 5758 (1998) году.

С Б-жьей помощью, 19-ое швата 5758 г.

Вследствие ряда трагических случаев, происшедших в последнее время, мы обратились за советом к нашему учителю и духовному наставнику р. Хаиму Каневскому, да продлит Г-сподь его годы, и он ответил, что следует пробуждать евреев к духовному исправлению, молитве и добрым делам, а также обратить внимание родителей, учителей и директоров талмуд-тор и хедеров, где учатся наши дети, чтобы они побуждали детей произносить благословения с должной сосредоточенностью и вниманием...

Для этого следует приучать их читать молитвы Шмона эсре и Биркат амазон по сидуру (молитвеннику) и поощрять небольшими призами и т.п., а также разъяснять им смысл благословений (каждый день другое, по их порядку в молитве). И да пробудит молитва чистых детских уст милосердие с небес для нас!

Исцеление в заслугу произнесения благословений с должной сосредоточенностью и вниманием

Мнение благословенной памяти р. Шломо -Залмана Ауэрбаха.

В предисловии к книге “Заповедь ста благословений в еврейском законе” ее автор приводит свидетельство одного из знатоков Торы, да продлит Г-сподь годы его жизни, из семьи р. Шломо-Залмана. Он рассказывает, как к тому пришел однажды один видный мудрец Торы, который был опасно болен, и спросил, как укрепить себя и пробудить милосердие с Небес в тяжкий час. Р. Шломо-Залман ответил: “Советовать другим я не достоин. Могу только сказать, что я сам делал бы в подобной ситуации. Я обратил бы особое внимание на произнесение “ста благословений”, с тем, чтобы слово “Благословен” говорилось так, как должно, и слово “Ты” - как должно, и Имя Всевышнего - так, как следует его произносить. И если я преуспею в этом, то это будет для меня величайшим нравственным уроком!”

Благословение - с радостью

(Из брошюры "Дом Израиля, благословляйте Г-спода!")

Рабейну Бейт Исраэлъ считал одной из важнейших вещей в воспитании еврейских детей - приучение их к произношению благословений с должной осмотрительностью, серьезностью и вниманием.

- Еврей должен говорить слова благословения с живостью, энергией и радостью, - сказал он своему собеседнику, ответственному лицу в учебном заведении, и продолжал: - Относительно заповеди есть вторую десятину в Торе сказано следующее: “Не давал я от нее (десятины) мертвому и не забыл”. Объясняет Раши: “не забыл” - благословить. Соседство в одном стихе двух выражений: “не давал я от нее (десятины) мертвому” и “не забыл (благословить)” намекает на то, что благословения надо произносить живо, с энергией и чувством радости!

А теперь, Израиль, что (на иврите "ма") Г-сподь Б-г твой желает от тебя? Сто (на иврите "меа") благословений!

(Менахот 43б)

При произнесении благословений следует соблюдать следующие 11 правил предосторожности:

1. Не благословлять скороговоркой;

2. Вдумываться в смысл каждого произносимого слова;

3. Прежде чем начать, точно знать, какое именно благословение следует сказать (так, чтобы в момент произнесения Имени Всевышнего, которое является важнейшей частью благословения, знать, какими словами оно будет завершено);

4. Знать, в связи с чем произносится благословение;

5. Знать, перед Кем стоит произносящий благословение (помнить, что он стоит перед Царем Царей, Святым, будь Он благословен);

6. Не разглядывать ничего постороннего в момент благословения;

7. Не делать никакого даже самого незначительного дела во время благословения;

8. Не размышлять о постороннем;

9. Говорить так, чтобы слышать самому произносимое устами;

10. Благословлять громким голосом;

11. Обратить максимальное внимание на то, чтобы проговаривать четко и внятно каждое слово, выделяя все его буквы и огласовки, как, например, в следующих случаях:

Барух Ата (Благословен Ты) - следует остерегаться, чтобы не произнести этих слов слитно, так, что получится бару-хата;

А-до-но-й - следует очень остерегаться, чтобы не сказать А-дн, или А-дэ, или А-ди. И вместе с буквой нун четко выделить также букву йуд; ударение делать на последнем слоге, а не на предпоследнем; произносить Мелех аолам, но не меле-хаолам; произносить ашер ки-дшану, но не ки-дишану, поскольку буква далет помечена значком дагеш, и, следовательно, шва под этой буквой подвижное, а не неподвижное.

(Из книги Каванот, абрахот, р. Даниэля Париша).

Стоит напомнить также, что нельзя разговаривать (во время еды), и прежде чем говорить, нужно проглотить часть еды, находящейся во рту.

Один из знатоков Торы, да продлит Г-сподь годы его жизни, пожелал добавить к сказанному следующее:

В слове Эло-эйну не следует заменять букву эй на алеф, как это нередко делают;

в конце благословения ашер яцар не следует произносить ласот вместо лаасот.    

(Циц Элиэзер, ч. 11, стр. 90).

Сто благословений - основа святости еврейского народа

(Согласно учению раби Ицхока Меира Алтера - Хидушей Арим)

Написано в Торе: “...сто подножий из ста талантов (серебра), по таланту на подножие” (Шмот 38:27). Говорит Бааль атурим; “Исхода из этого, постановили наши мудрецы произносить сто благословений каждый день”. Слова эти - загадка... И вот как объясняет их автор Хидушей Арим.

На ста подножиях стояли стены Мишкана (переносного Святилища, служившего евреям более четырехсот лет. - прим. перев.). И сто благословений должен говорить каждый еврей в течение дня. И также, как подножия были основой и фундаментом Мишкана, так и благословения являются основой и фундаментом святости каждого еврея. Слово “подножие” (на иврите “эден”), происходит от слова "адон" (господин), (которое входит во все благословения). Произнося благословение, еврей показывает этим, что Всевышний, будь Он благословен, - Господин всего Творения.

Отсюда вытекает, что "сто благословений" - это сто оснований Святилища, находящегося в душе каждого еврея.

(По книге Мааяна шель Тора)

Превратить "сокрытие лица" в "раскрытие лица"

Известно, что Всевышний управляет миром одним из двух способов, именуемых “раскрытием лица” (когда это управление ясно видно) и “сокрытием лица” (когда оно скрыто). “Открытие лица” (буквально - “озарение”) несет с собой благословение с Небес и успех (как мы говорим в молитве Шмона эсре: “...ибо в свете лица Твоего дал Ты нам... благословение и милосердие...”), в то время как “сокрытие лица” - источник всех бед и горестей в мире (как сказано в Торе: “...и сокрою лицо Мое от них, и будет он истреблен...” (Дварим 31:17).

...В благословениях, которые мы произносим, заключена особая сила -превращать “сокрытие лица” в “раскрытие”! Как будто сам Всевышний вверил еврейскому народу средство изменять способ управления миром!

Представьте себе: сто благословений в день - это 36 000 благословений в год! Невозможно даже вообразить ту огромную пользу, которую они могут принести, если не говорить их бездумно, - и, напротив, сколь велик будет ущерб от невнимания и небрежности! Какие скрыты здесь возможности для воспитания Б-гобоязненности - и они окажутся нереализованными; и сколько Святых Имен Всевышнего будет произнесено без должного внимания и душевного настроя...

...Сто благословений в день - это огромная духовная работа, если произносить их серьезно и вдумчиво. Однако, даже если говорить только десять благословений в день, но с должной сосредоточенностью, то невозможно даже представить себе, сколько блага и добра сможет привести этим еврей на самого себя и на весь мир, ибо, как говорят, "благословляющий - благословен будет!"

Сила ста благословений - средство открыть врата благословений

Из выступления гаона раби Шимшона Д. Пинкуса, благословенца память о праведнике

Писал Рамбам (Законы постов гл. 1): "Тот, кто не обращает внимания (на грозящую беду), проявляет тем самым жестокость". И далее пишет Рамбам: "Таковы пути исправления греха - возопить (ко Всевышнему) всякий раз, когда приходит беда; тогда узнают все и поймут, что пришла она из-за их дурных дел, как сказано: “грехи ваши склонили...”, и раскаются, и это отвратит беду. Но если не возопят, а скажут, что все происшедшее -это одна из такого рода вещей, которые происходят в мире естественным путем, и беда эта - случайность, то подобная реакция - не что иное, как жестокость. Из-за этой жестокости люди сживаются со своими грехами, срастаются с ними, и за первой бедой приходит следующая. Об этом написано в Торе: “И если... вы ходить будете со Мною непостоянно (то есть, видя во всем происходящем случайность)... то Я буду ходить с вами во гневе случая” (то есть поддерживать это ваше заблуждение) (Ваикра 26: 27-28). Другими словами, Всевышний как бы говорит: Если Я пошлю вам наказание для вашего исправления, а вы скажете, что это случайность, то Я добавлю вам во гневе Своем еще таких же “случайностей”."

Тур приводит в своей книге (раздел 46) от имени гаонов упомянутую выше историю о том, как и по какой причине постановил царь Давид произносить сто благословений каждый день, и это - одна из семи дополнительных (по отношению к заповедям Торы) заповедей наших благословенной памяти мудрецов. Но почему же, чтобы остановить эпидемию, потребовалось именно такое постановление о ста благословениях? Почему царь Давид не постановил, к примеру, читать сто псалмов, или давать каждый день сто мелких монет на благотворительные нужды?

Царь Давид видел, что ангел смерти усердствует, упаси Б-же, и что был тогда в мире час страшного Б-жьего гнева. Он видел, что радикальное и повсеместное исправление всюду, где есть в том нужда, - это тяжелая работа не на день и не на два, а, тем временем, пожар пылает, падают жертвы, и время не ждет! Требовалось средство быстрое и спасительное, укол прямо в сердце, который остановил бы эпидемию немедленно. Поэтому он вынес упомянутое постановление о ста благословениях, которые станут средством распахнуть Небесные врата благословений и закрыть рот обвинителю!

Если бы евреи разговаривали со Всевышним, то не было бы на Небесах такого гнева. Но все дело в том, что они не говорят с Ним, как сказано: “Устами своими почитают Меня, а сердцами - далеки!” Уста движутся, но в сердце - нет жизни!

Произнесение благословений громким голосом

Следует приучать себя произносить благословения громким голосом, так как голос помогает пробудить должный душевный настрой (Кицур шулхан арух, 6:1).

Произнесение благословений громким голосом засчитывается в заслугу как самому благословляющему, так и окружающим (отвечающим амен на его благословение)!

Следует приучать членов своей семьи произносить каждый день все благословения громким голосом: как благословения на исполнение заповедей, так и связанные с едой, питьем и другими потребностями. Во-первых, это пробуждает должный душевный настрой, а во-вторых -окружающие, услышав упоминание Имени Всевышнего, ответят: “Благословен Он, благословенно Имя Его”, и затем - амен. И оказывается, что не только сам благословлявший удостоился заслуги, но благодаря нему удостаиваются ее и окружающие, как сказано: “Одна исполненная заповедь влечет за собой другую”.    (Шла, Инъяней сефер Тора).

РАДОСТЬ И ВЕСЕЛЬЕ ВО ВСЕХ МИРАХ

"...И счастлив человек, благословляющий громким голосом, и приучающий своих домашних и всех окружающих отвечать на благословение амен как должно, и воцаряет тем радость и веселье во всех мирах..."    (Седер айом, Седер аяомед веамеламед).

РАЗВЕ ТАК ПРОИЗНОСЯТ БЛАГОСЛОВЕНИЕ?!

Благословенной памяти рабейну Бейт Исраэль позвал как-то утром одного из своих хасидов на стакан чая. Он поставил перед ним чай и приготовился услышать благословение. А тот, по-видимому, привык благословлять тихо и стал шептать про себя. Раби побледнел... “Ты ведь знаток Торы! Разве так благославляют?!” С того самого дня хасид очень переменился. Он стал очень осторожен во всем, что касается благослове! шй, и сегодня обучает уже своих внуков благословлять громко!

(Из книги Бейт Исраэль, Борху эт Ашем).

БЛАГОСЛОВЕНИЕ - ГОЛОСОМ, ПРОНИКНУТЫМ БЛАГОДАРНОСТЬЮ!

Благословенной памяти раби Йехезкель Левинштейн всегда произносил послетрапезную молитву и другие благословения, связанные с едой, питьем и прочими потребностями, неторопливо, с глубоким чувством, голосом, проникнутым благодарностью. На всех присутствующих это производило неизгладимое впечатление - раби как бы заражал других своей глубокой верой. Было видно воочию, с какой силой и ясностью ощущает раби Левинштейн, что пропитание его приходит прямо из рук Всевышнего.

Вот что сказал благословенной памяти РАБИ БЕН ЦИОН АБА ШАУЛЬ по поводу сосредоточенного и осмысленного произнесения благословений:

Еврей, проживший 70 лет, может успеть сказать за эти годы два с половиной миллиона благословений. Другими словами, когда он прибывает на Высший Суд, его сопровождают огромные вагоны, битком набитые драгоценным грузом, который, казалось бы, так поможет ему на суде! Но, увы... Как только начинают извлекать из вагонов их содержимое и проверять, что представляют собой все эти миллионы благословений, обнаруживается, что многие-многие из них бесполезны! Все те, что были сказаны с полузакрытым ртом, второпях, без настроения и мысли, без чувства благодарности, и такие, о которых вообще трудно судить, сказаны они или нет, и такие, что во время их произнесения благословлявший занимался чем-то посторонним, - все они принесут на Суде позор, а не пользу! И когда отберут из всех благословений те, что сказаны с должной сосредоточенностью, настроением, с радостью и чувством единения с Всевышним, то таковых оказывается всего лишь несколько сотен... И сказал раби Бен Цион Аба Шауль, что для такого количества вовсе не нужны были вагоны - достаточно было нескольких нейлоновых пакетов... Пока мы здесь, в этом мире, мире действия, мы можем позаботиться о том, чтобы в свой час потребовались именно вагоны, и чтобы содержимое их оказалось высшего качества!    (Из книги Тувха ябиу)

Каким образом следует настраивать себя при произнесении благословений?

Барух (благословен) - Ты (Всевышний) - источник всех благословений.

Ата (Ты) - Всевышний разрешает нам обращаться к нему во втором лице, - из любви Его к нам, из желания Его установить с нами связь, и это обязывает нас чувствовать себя стоящими перед Его лицом.

Ашем - Господин всего, Вечносущий (четырехбуквенное Имя по всем пр чвилам его написания и произношения).

Элокейну (Б-г наш) - обладающий властью, Всемогущий, Владеющий всеми силами. Избравший нас из всех народов; возлюбивший нас и удостаивающий нас особого наблюдения и попечения. (Произнеся это Имя, следует сделать небольшую паузу, чтобы отделить его от последующих слов - мелех аолам, которые выражают другое понятие).

Мелех Аолам (Царь мира). Благословение без упоминания Царства Его - это не благословение. Произнося Мелех аолам, следует вспомнить, что Он создал мир и все, что его наполняет, в том числе и все народы, и Он царствует над всем сотворенным, и следует ощущать радость от того, что Он - наш Царь.

Борэ (творящий) - все сущее сотворено Им из ничего.

Произнесение благословений с сосредоточенностью и чувством

За это разгневался Всевышний на свой народ

(Из книги Хайей адам 5:26)

Запрещается произносить благословение скороговоркой, второпях. Следует вдумываться в смысл произносимых слов и не спешить. Вот что пишет об этом Сефер хасидим (46): "Когда еврей собирается сказать одно из часто произносимых благословений: на омовение рук, или на плоды, или в связи с исполнением заповеди, - он должен сосредоточиться, стараясь настроить себя так, чтобы благословение было произнесено действительно во имя Творца, который являет ему милость сверх всякой меры, - дает ему хлеб и плоды, чтобы наслаждаться ими, и повелевает исполнять заповеди. И чтобы ни в коем случае не уподоблялся он при произнесении благословений человеку, делающему всякое привычное для себя и рутинное дело, так, что сказанное устами никак не задевает сердца. Ведь именно из-за этого возгорелся гнев Всевышнего на свой народ, и передал Он нам через пророка Своего Йешаяу такие слова: “Ибо, когда подступают они ко Мне, - устами своими почитают Меня, но сердцами далеки, и сделался страх их предо Мной, как раз затверженный урок!” Сказал Святой, будь Он благословен, пророку Своему Йешаяу: “Смотри, Йешаяу, на дела сынов Моих! Лишь лицами своими они изображают (служение Мне), подобно людям, что только из одной привычки держатся обычаев отцов. Приходят в Дом Мой и произносят предо Мною предписанные молитвы по обычно отцов - но не от всего сердца. Моют руки свои и благословляют на омовение, преломляют хлеб и произносят благословение “...извлекающий хлеб из земли”, пьют воду и вновь затверженно благословляют... Но все это - без намерения и цели благословить Меня!”

И потому возгорелся Его гнев, и поклялся Он Своим великим Именем извести мудрость ученых, знающих Его, но благословляющих затверженно, без чувства, как сказано об этом у пророка далее: “И вот Я добавлю и пропадет премудрость ученая...” Поэтому предостерегают нас мудрецы наши, говоря: делай всякую вещь во имя цели ее!

И рассказывают об умершем, который явился во сне к одному из своих близких через 12 месяцев после своей смерти, и сказал ему: "Каждый день наказывают меня за то, что я не старался произносить с должным настроением и чувством благословение “...извлекающий хлеб из земли”, а также на плоды и послетрапезное благословение..." А когда тот спросил, как это возможно, ведь грешников не наказывают в геиноме более 12 месяцев, умерший ответил, что теперь его наказывают не столь сурово, как в первые 12 месяцев". (Конец цитаты из Сефер хасидим)

Совет благословенной памяти раби Цадки, как сосредоточиться при произнесении благословений

Глава ешивы Порат Йосеф, благословенной памяти гаон раби Йеуда Цадка советовал разделить благословение на три части, как приведено ниже:

Барух Ата Ашем, Элокейну Мелех аалам, шеаколь нийе бидваро.

Известно, кроме того, что легче сосредоточиться, произнося благословение сидя.

Совет, как достичь сосредоточенности при упоминании Имени и Царства

И также следует сделать для себя разные знаки, которые будут напоминать о необходимости сосредоточиться и настроить себя... (Шла, Инъяней тфила). Можно, например, напоминать себе сжатием руки в кулак о том, что сейчас произносится Святое Имя или слова Мелех аолам (Царь Мира), хотя бы для того, чтобы произнести их не спеша и почтительно.    (Акдамат Бен Иссахар)

Имена Всевышнего, а также слова Мелех аолам, представляют собой важнейшую часть благословения, и нужно быть очень осторожным и внимательным при их произнесении.

Три совета, как достичь сосредоточенности в послетрапезном благословении

Проверенный опытом совет, как пробудить в себе чувство благодарности к Всевышнему за Его заботу о нашем пропитании: перед тем, как начать послетрапезное благословение, перечислить один за другим все виды еды, которые подавались к столу и которыми наслаждались в ходе трапезы (ведь и в ресторане по окончании трапезы клиенту представляют счет, в котором перечислены все подававшиеся блюда). Тогда благодарность будет полной.

Дополнительный совет: перед началом благословения произнести слова “мицват асэ” (повелительная заповедь из Торы). Благословлять Биркат амазон по сидуру (молитвеннику).

(Нотрей амен)

Совет, как достичь сосредоточенности в молитве Шмона эсре (От имени благословенной памяти автора Арокеах)

Писал раби Элазар из Гермизы: Следует приучать себя сосредотачиваться хотя бы в завершающей части каждого из благословений Шмона эсре (от слов Барух Ата Ашем... и до конца благословения). Во всех указанных частях вместе взятых -113 слов, как и в молитве Ханы (матери пророка Шмуэля; из этой молитвы мы учим многие законы Шмона эсре - Прим. перев.). И также 113 раз встречается в книге Торы слово “сердце”. В этом мы видим намек на необходимость особой сосредоточенности в завершающей части благословений".

(Сидур "Аводат Исраэль")

Биркат амазон (послетрапезное благословение)

Написано в книге Хинух, заповедь 130: "Слышал я от учителей моих, что человек, тщательно соблюдающий заповедь послетрапезного благословения, получает с Небес свое пропитание в довольстве и с достоинством во все дни своей жизни. Рассказывают об одном еврее, которых испытывал большие материальные затруднения и пришел просить совета у благословенной памяти гаона раби Зоненфельда. Сказал ему раби Зоненфельд, что необходимо читать послетрапезное благословение сосредоточенно и с чувством, как писал об этом Хинух, а также читать ежедневно то место в Торе, где описывается, как выпадал ман в пустыне. Ответил ему тот еврей, что он старается делать все, о чем говорил раби, и до сих пор нет ему облегчения в его беде. Сказал ему раб и: “Держись всего этого крепко, не расслабляйся и не уступай, и с Б-жьей помощью избавление обязательно придет!”"

Не говорить на память!

Следует говорить это благословение именно по сидуру (молитвеннику), но не на память (Бах, 165). Духовный наставник ешивы Мир, готовяа к выступлению, спросил у благословенной памяти учителя нашего, гаона раби Элиэзера Шаха, о чем следует говорить. Глава ешивы ответил ему, что следует обратить внимание слушателей на необходимость читать послетрапезное благословение по тексту. Все, кому довелось побывать в доме р. Шаха, свидетельствуют, что он сам всегда строго придерживался этого правила.

Почему нет буквы пэй софит в послетрапезном благословении?

Потому что над человеком, произнесшим послетрапезное благословение сосредоточенно и с чувством, не властен гнев אף. Он те впадает в ярость שצף и не поддается буре страстей קצף.(Ташбец катан, разд.315). А вот что пишет Арокеах (разд. 336): “Знай, что в послетрапезном благословении имеются все буквы еврейского алфавита, кроме пэй софит.

О чем это говорит? О том, что ангел гнева не имеет власти там, где завершают трапезу благословением, произносимым своевременно с должной сосредоточенностью и чувством” (понятие “гнев” на иврите выражается целым рядом слов-синонимов, и все они заканчиваются буквой пэй софит. - Прим. перев.).

Награда в будущем мире

Всякому, кто произносит послетрапезное благословение с должной душевной настроенностью и радостью в сердце, приготовлено тесто, где будет он после ухода из этого мира наслаждаться сиянием Шехины (Б-жественного присутствия) и всеми благами будущего мира.(Зоар, Ваякъэль).

Из обычаев учителя нашего, благословенной памяти рава Шаха

Обязательства, принятые им на себя накануне Новолетия (по его собственноручной записи).

Укрепиться в том, чтобы молиться сосредоточенно и с должным душевным настроем.

Укрепиться также в произнесении с должной сосредоточенностью послетрапезного благословения.

Остерегаться ситуаций, в которых возникают те или иные сомнения с точки зрения законов Торы относительно благословений.

Углубленно анализировать (по книгам) всякую ситуацию, где есть сомнение относительно правильного исполнения законов Торы.

Остерегаться гнева, губительного как для тела, так и для души, и доводящего человека до тяжких грехов.

О чем плакал рав Шах?

Рассказывает внук рава, гаон раби Йешаяу Бергман, да пошлет ему Г-сподь долгие годы жизни.

В последний период своей жизни, когда рав уже не мог принимать пищу подобно всем здоровым людям, нашли его однажды горько п ичущим. И когда спросили его о причине плача, он ответил: Ведь теперь я больше никогда уже не смогу сказать благословение ...шеаколъ нийе бидваро (одно из благословений на еду и напитки)!

Две "мелочи"

Во время одной из последних войн, происходивших на Святой Земле, пошел к раву учащийся ешивы и спросил его: какие обязательства следовало бы принять на себя сейчас, в период духовного пробуждения, связанного войной? Ответил ему благословенной памяти рав Шах: не следует принимать па себя больших и тяжелых обязательств, ибо они очень часто оказываются невыполненными. Лучше принять два не столь трудных. Прежде всего говорить первое благословение из тех, что составляют послетрапезную молитву, только по молитвеннику. (А когда посетитель спросил, почему только первое, рав ответил: если человек читает первое благословение по тексту, то, как правило, он продолжает так и дальше, до конца молитвы). Второе - не ходить целый день обиженным или сердитым...

(Со слов гаона р. М. Шульзингера)

Благословение "Ашер яцар" (который сотворил...)

(Произносится после посещения туалета)

Открыли нам благословенной памяти наши мудрецы: произнесение этого благословения по всем правилам, с должной сосредоточенностью и чувством - проверенное средство сохранить свое здоровье. В нем имеется 45 слов, согласно числовому значению слова адам (человек). В то же время числовое значение двух повторяющихся в благословении подряд слов халулим халулим составляет 248, что равняется числу органов в теле человека (халулим - полости). И если человек тщательно соблюдает все правила произнесения этого благословения, говорит его без спешки, с чувством, он удостаивается крепкого здоровья на протяжении всей своей жизни.

И многие люди спаслись от многих тяжелых болезней тем, что приняли на себя читать это благословение по написанному тексту, с должной настроенностью и чувством.

Гаон р. Йехезкель Левинштейн часто говорил, что следует читать благословение Ашер яцар, глубоко вдумываясь в его смысл, с чувством благодарности Всевышнему за то, что все органы нашего тела функционируют как полагается.

Духовный руководитель ешивы Мир, благословенной памяти гаон р. Йерухам Лейбович говорил, что если бы человек знал обо всем, что происходит в его теле с того момента, когда он вкладывает в рот какую-либо еду, и до того, как остатки ее выходят наружу, - он посылал бы домой телеграмму о том, что "все прошло благополучно!"

Писал мудрец и праведник, благословенной памяти раби Моше бен Якир в своей книге Седер айом (Мишна 359):

Следует произнести (благословение Ашер яцар) сосредоточенно и с чувством, а затем четко сказать следующие слова (по написанному тексту): “Не заболеет во все дни своей жизни, и не надобны будут ему ни врач, ни искусство его”.

Как произносил благословение "Ашер яцар" Хафец Хаим

Рассказывает один из старейших в нашем поколении мудрецов Торы, да продлит Г-сподь его годы, как он, будучи однажды в доме Хафец Хаима, видел собственными глазами, как тот говорит благословение Ашер яцар, слово за словом, водя пальцем по странице молитвенника.

Гаон раби Йеуда Зеэв Сегаль из Манчестера, благословенна память о нем, говорил все благословения по молитвеннику.

(Из книги Шульхан гавуа).

Совет благословенной памяти автора книги "Кеилот Яаков", как говорить благословение "Ашер яцар" с должным настроем

Автор книги Кеилот Яаков дал совет учителям, как побуждать детей говорить благословения с подобающей сосредоточенностью и с чувством, на примере благословения Ашер яцар. По его словам, следует ярко и образно рассказать детям, как лежат в больницах сотни больных с затруднениями дыхания, пищеварения, и такие, которые не могут сами питаться и пр., упаси Г-споди, и все они присоединены к разного рода системам и аппаратам, помогающим им в выполнении тех или иных жизненных функций... И пока человек здоров, с Б-жьей помощью, и не лежит в больнице, и все его органы функционируют, как положено, без помощи медицинской аппаратуры, - насколько же он должен быть благодарен за это Всевышнему! И чем же мы можем выразить ему нашу благодарность? Тем, что будем говорить благословение Ашер яцар внимательно и вдумчиво, а не заученно и поспешно! И если хорошо объяснить детям все вышесказанное, они, несомненно, приучатся говорить благословение Ашер яцар как положено. И добавил раби в завершение своих слов, что, конечно же, также и учитель извлечет для себя из этого немалую пользу!

(Из книги раби Колидецкого Аву леашем кавод)

Сми-луй-тесь!!!

Если бы мы говорили, как полагается, сосредоточенно и с чувством, нижеследующие слова из благословения Ашер яцар. “Благословен Ты, Г- поди... исцеляющий всякую плоть и творящий чудеса”, то не было бы таких несчастий и такого горя! Дело, однако, в том, что мы просто не говорим с Всевышним! Глотаем слова, и Имя Всевышнего не произносим, как полагается... Хотя бы просто произносили бы все положенные слова, одно за другим, чтобы из них сложилось то, что можно было бы назвать “благословением”, чтобы осуществилось “исцеляющий всякую плоть”...

Сжальтесь!!! Говорите, как полагается, “сто благословений”! И, прежде всего, Ашер яцар. Это не столь уж высокая ступень и не вершина святости! Это действительно нетрудно, - и привычка, как говорят, войдет в кровь, станет натурой! Только приучите себя произносить Ашер яцар слово за словом, - и вы увидите, как улучшится ваша жизнь! “Сто благословений” - это суть жизни, а слова “...исцеляющий всякую плоть”, четко и последовательно произнесенные, - это ключ к исцелению еврейского народа...

(Из выступления благословенной памяти гаона раби Шимшона Пинкуса)

Произносить Имя Всевышнего сосредоточено и с должным настроем - основа и корень служения

(Шаар аашморет, гл. 2)

О, если бы вы знали, друзья и возлюбленные  братья мои, какой шум поднимается на Небесах, в мирах высших и нижних, из-за человека, который произносит Имя Всевышнего без подобающей сосредоточенности и настроя,упаси Б-же! И как же может человек, приступая к святому делу молитвы, не обратить самого пристального внимания на прошнесение славного, великого и грозного (четырехбуквенного) Имени и других Святых Имен Творца нашего, будь Он благословен, с тем, чтобы оно было сказано с величайшей сосредоточенностью и глубоким чувством! И когда он не делает этого - сколько же Святых Имен выходят из его уст помимо сознания и без всякого чувства, ибо мысли его в это время заняты другим! И даже, если размышляет он о словах Торы, тем не менее, произносит Имя Всевышнего впустую! И что же он ответит, когда спросят его об этом на Высшем Суде, после того как покинет этот мир?

История, произошедшая с одним из видных мудрецов Торы

Эта поразительная история приведена в книге Хайей адам (5:1). Ее цель - привлечь внимание читателя к важности произнесения Имени Всевышнего с сосредоточенностью и должным настроем. Случилось с одним из видных мудрецов Торы, что он на какое-то время потерял сознание. И вот, слышит он громовой голос: “Освободите место для праведника, оставившего земной мир!” Принимают его там с большими почестями, дают в руки свиток Торы и спрашивают: исполнял ли ты то, что написано в нем? Он ответил: Да. И появляются в неисчислимом множестве ангелы, которые сотворены из заповедей Торы, исполненных им в течение жизни, и каждый возглашает: Я сотворен вследствие исполнения такой-то заповеди... Затем поставили перед ним Арба Турим (одну из важнейших книг по алахе - еврейскому закону), и спросили: Выполнял ли ты предписания Устной Торы? Он вновь ответил: Да И вновь появились ангелы, подтверждающие сказанное им, как в предыдущий раз... И тогда спрашивают его: Остерегался ли ты в том, чтобы не произносить Имя Всевышнего впустую? Он за чолчал. Его спросили вновь, но он не отвечал. И тогда призвали свидетелей, и слетелись отряды ангелов, одетых в черное, и каждый возглашает: Я сотворен в такой-то день, вследствие произнесения Имени Всевышнего в молитве без должного настроя, впустую. И все члены Высшего Суда надорвали свои одежды (в знак траура), и он тоже надорвал. Спросили его: Как же ты не боялся?

И вынесли решение по его делу: либо должен он спуститься в Геином, либо вернуться в этот мир в новом воплощении; и он выбрал Геином...

Так как же не обратит человек все свое внимание на столь важное дело: произнесение Имени Всевышнего в страхе, с должной сосредоточенностью и настроем?

Изначально следует стремишься к тому, чтобы произносить Имена Всевышнего в страхе и трепете, или по меньшей мере — уважительно, то есть с должным настроем, и помнить, что ты разговариваешь с Царем Царей, Святым, будь Он благословен, и обращаешься к нему во втором лице! (Хайей адам 5)

Воздайте хвалу Господу за величие Имени Его!

Что следует принять на себя в час Б-жьего гнева?

Рассказывает раби Элияу Вайнбергер, да продлит Г-сподь годы его жизни, автор книги Бен Иссахар, о событиях, участником которых ему довелось быть.

"В месяц мархешван 5703 года по еврейскому календарю (осенью 1942 г) мы получили приказ собраться в городе Банья. Собрались там многие евреи, среди них - немало праведных и Б-гобоязненных. Мы поддерживали и укрепляли друг друга, чтобы устоять в испытаниях, и, в частности, проявлять осторожность в отношении некашерного мяса. Тогда еще положение было не столь трагическим, и наша семья - женщины и дети - находились дома в спокойствии и благополучии. И вот подошел день рождения Хорти, да сотрется имя его, жестокого злодея и притеснителя евреев, который тогда был правителе в Венгрии - ставленником СС.

Собрали нас тогда на большом пустыре за городом. С одной стороны стояли неевреи, примерно 20 000, а с другой стороны были собраны пленные евреи, большое общество, тысячи людей. А на большой трибуне находился один из важных министров и говорил речь в честь того злодея. И всякий раз, когда оратор упоминал имя злодея, все должны были становиться по стойке “смирно”, отдавать честь и стоять так минуту в полной тишине... И этот ритуал повторялся множество раз в продолжение речи .

Когда все это закончилось, я сказал своим товарищам, которые находились там: “Мы получили наглядный урок, как следует уважать Великое и Грознее Имя Всевышнего! Все происшедшее с нами - это наказание, которое полагалось нам за то, что мы не почитали Святое Имя как подобает!” И мы все приняли на себя в тот день обязательство с удвоенной силой укрепляться в этом. И если по милости Всевышнего удостоимся мы спастись, то употребим на это и далее все силы наши, и других будем побуждать к тому же.

И действительно, Г-сподь, будь Он благословен, помог нам, и вышли мы из тьмы на свет, удостоились построить дома во славу Всевышнему, и увидеть поколения праведные, верные Ему и его Торе. И мы пытаемся повлиять на всех, кто близок к нам и кто готов нас услышать, в этом важнейшем деле - почитании Святых Имен Всевышнего, и продолжаем укрепляться сами.

С тех пор и до сегодняшнего дня раби Элияу Вайнбергер выступает по этому вопросу, выпускает обращения, издает книги, цель которых - помочь многим в столь святом и важном деле.

Каждый еврей удостаивается произнести в течение суток 1275 Святых Имен, а в субботу — 1839. Да будет воля Всевышнего, чтобы удостоились мы произнести их неторопливо, в страхе перед величием Всевышнего, с должной сосредоточенностью и настроем!

Слова напутствия, которыми ангел Гавриэль провожает еврейскую душу, подобную царской дочери, перед тем, как спуститься ей в этот мир

Слова эти приводит (на арамейском языке) в своей книге Шулхан атаор благословенной памяти гаон раби Аарон Рота (автор известной книги Шомер эмуним).

Знай, что когда душа человека должна сойти в этот мир, приходит ангел Гавриэль и говорит ей: Святая и чистая душа, царская дочь! Ныне ты должна оставить Высший мир и спуститься в мир низший, чтобы исправить в нем то, что поручено тебе Святым Царем, и тем исправить в Высших Мирах то что назначено тебе в удел в этом исправлении.

И вот та работа, что ожидает тебя в мире, в который ты теперь идешь. Знай, что будешь испытана ты там во многих испытаниях, и придется тебе познать вблизи многие виды злого огня, что окружит тебя со всех сторон; один из них - тело, полное нечистоты, а с другой - дурное побуждение со всем воинством его... И наполняют они все пространство того мира; и окружат тебя, и будут обольщать и соблазнять тебя оставить путь Святости, и прилепиться взамен того к нечистым вожделениям низменного мира... И будешь ты там в большой опасности - попасть в их расставленные сети, упаси Б-же...

И потому вручаю я тебе по поручению Владыки Мира сто святых драгоценных жемчужин, а именно - сто (упомянутых выше) благословений, таких, что все, что ты только можешь пожелать, с ними не сравнится. И если ты, святая дочь Верховного Царя, будешь относиться к ним с осмотрительностью и вниманием, чтобы произносить их как полагается, с сосредоточенностью и сердечным желанием, в трепете и с любовью к Господину своему, - награду великую получишь и большую радость, благословения и свет великий, - так что невозможно все это описать и передать реченьем уст! И все это приберегаемо для тебя в награду за упомянутые сто благословений!

И должно тебе знать, что в заслугу тех святых благословений откроются тебе сто источников света и сокровищниц высших, и все Святые Высшие Миры обретут изобилие и свет великий от тех благословений, - если только сказаны они как должно!

И все тогда преисполнятся желанием помочь тебе и приблизить тебя к служению Отцу нашему; и даже тело, что будет обиталищем твоим и напарником в служении твоем, очистится; и когда достигнет оно чистоты великой посредством тех святых благословений, тогда и дурное побуждение покорится тебе и отступит, не будет более соблазнять и подстрекать к погоне за пустыми вожделениями! И освятишься ты тогда, и достигнешь чистоты несравненной во всей полноте ее и совершенстве! 

И когда придет твой час вернуться к своему Господину, то придется тебе дать отчет о каждом благословении, - каким оно вышло из уст твоих, сопутствовало ли ему пробуждение души, способное настроить должным образом ум и сердце твое... И с этим напутствием спускается душа, святая царская дочь, в наш мир, - служить и исправлять в нем то, что поручил ей Владыка Мира.

"Нет никого, кроме Него!”

(Рассказ)

Рассказывает гаон раби Дан Сегаль, да пошлет ему Г-сподь долгие годы жизни:

"Один большой и важный рав из города Туниса в Испании шел своей дорогой в сопровождении двоих учеников. И вдруг встретился им разбойник-араб, силач и здоровяк, загородил дорогу и стал угрожать убить рава. Ученики хотели защитить своего любимого учителя и всячески пытались унять бесчинствующего бандита, обращались к нему по-хорошему, чтобы он отказался от своего злого замысла, но тот стоял на своем: Хочу любой ценой убить рава! А если будете мне мешать, убью и вас! Рав, видя, что ожидает его злая участь, упросил учеников удалиться, и они подчинились, с болью в сердце и со слезами на глазах, и стали наблюдать в отдалении, чем же все это кончится... Но прежде чем напасть на рава и убить его, согласился разбойник выполнить его последнюю предсмертную просьбу и подал ему стакан воды. Получив стакан, рав сразу же с воодушевлением, чистым, свободно льющимся голосом сказал благословение: “Барух Ата, Ашем Элокейну, Мелех аолам, шеаколь нийе бидваро!"

Прежде, чем закончил рав пить воду, раздалось цоканье копыт и подскакал арабский шейх. Он тоже ненавидел евреев, но - о чудо! Завидев того разбойника, приготовившегося совершить свое черное дело, он закричал ему: “Всех евреев можешь убивать, но их рава оставь в живых!” Услышав это, разбойник сразу же отпустил рава и бросился искать учеников, но те уже успели убежать.

Встретив рава, ученики спросили его, почему в качестве последней просьбы тот попросил стакан воды. Ответил рав: Вы действительно считаете, что я нуждался в тот момент в стакане воды? Нет, конечно! Все, чего я хотел, - это сказать еще раз благословение “...шеаколь нийе бидваро”! Ибо слышал я от учителей моих, что посредством этого благословения, произнесенного с глубоким чувством, можно разорвать тяжкий приговор! И никто не в состоянии причинить вред тому, кто верит полной верой, что “нет никого помимо Всевышнего”, и все, абсолютно все в мире происходит лишь по Его слову! И об этом писал раби Хаим из Воложина в своей книге Нефеш ахамм, приводя в ней такой совет: “И действительно, это важнейшее дело и верное средство разрушить злые замыслы врагов, лишить их всякой власти над собой, и все их старания будут безрезультатны. И средство это - запечатлеть в сердце своем и провозгласить устами: Только Ты, Г-сподь, - Б-г истинный! Нет никого, кроме Него!”

(И многим знакома свершившаяся подобным чудесным образом история спасения благословенной памяти раби из Бриска во время Катастрофы. Она описана в книге Увдот веанъагот левейт Бриск, стр. 14-15).

Как отвечать амен

(Из книги Нотрей амен р. Кеслера)

Перед каждым, кто отвечает амен, вкладывая в это все свои силы, открываются врата Райского Сада, как сказано: “Откройте ворота, и войдут праведные, хранящие верность” (“вера” — на иврите эмуна; амен — декларация веры). Слова “хранящие верность” созвучны словам “отвечающие амен"   (Шабат 119)

Наши благословенной памяти мудрецы описывают все, что свершается, когда еврей отвечает амен, - как его амен пронзает Небеса и достигает всех миров. И даже если это единственный амен, который произнес еврей за всю свою жизнь, и даже, если он - ребенок, и даже, если этот еврей - законченный злодей, - если только он однажды делает над собой усилие и отвечает амен, - он пронзает небеса, и амен его достигает цели и п побуждает милосердие Всевышнего.

Нет ничего важнее для Святого, будь Он благословен, чем амен, который отвечают евреи!   (Из мидраша на недельный раздел Ки таво)

Слово амен имеет три толкования (при этом, отвечая, следует настроить себя соответственно содержанию благословения): .

1.    “Истинно!” Благословение, на которое я отвечаю, - это истина, в которую я, безусловно, верю (свидетельство истинности). Так следует настраивать себя, отвечая на благословение, цель которого - только восхваление Всевышнего (но не изложение просьбы и пр.), например, благословение на еду, питье и прочие потребности - амоци, шеаколь и т. п., а также три первых благословения молитвы Шмоне эсре.

2.    “Хоть бы” - выражение пожелания, чтобы была удовлетворена просьба, выраженная в благословении. Так следует настраивать себя, отвечая на благословение, заключающее в себе только просьбу, например, Ит гадал веиткадаш шмей раба; благословение коаним;Яалэ вэяво и т.п.

3.    То и другое (названное выше) вместе. Так следует настраивать себя, отвечая амен на ..агомель хасадим товим..., ...гааль Исраэль, на четыре благословения Биркат амазон и на все благословения Шмоне эсре, кроме трех первых.

Что такое амен? Сказал раби Ханина: Амен складывается из начальных букв слов Э-ль Мелех Нээман (Э-ль — одно из Святых Имен Всевышнего; Мелех — “Царь”; нээман — “верный” (в исполнении своих обетовании)). И написал Раши: отвечая амен, еврей свидетельствует о своем Творце, что Он — Б-г верный. А Тосафот отмечают, что, произнося амен, следует думать о Всевышнем.   (Шабат 119).

Отвечать "амен" громким голосом

Так пишет Шулхан арух (Орах хаим 56). Тосафот в трактате Шабат указывают, что это означает - изо всех сил. Мишна Брура (56:1,5) разъясняет, что не следует, отвечая амен, кричать так, чтобы это вызывало смех окружающих (и вводило их в грех). Раши пишет, что “изо всех сил” - значит предельно сосредоточенно и проникновенно. Бейт Йосеф (56) пишет, что отвечать амен следует как громким голосом, так и с предельной сосредоточенностью.   (Нотрей амен)

Амен следует произносить протяжно (так, чтобы за это время можно было произнести слова “Э-ль мелех нээман"), ибо это указывает на то, что говорящий всем сердцем верит в то, что провозглашает.

Каждому, кто длит амен, продлевают дни и годы его жизни. (Брахот 47)

Гаон раби Йехезкель Левинштейн приводит слова благословенной памяти раби Симхи-Зиселя из Келема: Стоит человеку быть сотворенным, придти в этот мир и даже выносить страдания Йова в течение 70 лет, чтобы только ответить амен один-единственный раз в жизни! И этим будет достигнута вся цель его существования, заключающаяся в прославлении Имени Всевышнего!   (Тфилат Хана, стр. 16)

Благословляющий исполняет свою обязанность также и при посредстве амен, который отвечают ему окружающие.

Благословляющий должен иметь в виду, что присутствующие должна ответить амен, ибо это является как бы частью самого благословения (Орах хаим (Рамо), 167:2) и повышает его значимость. (Мишна брура, там же п. 20).

Того, кто отвечает "амен" охраняют с Небес.

Писал благословенной памяти автор Арокеах. Числовое значение слова амен - такое же, как у слова малах - “ангел”, ибо всякий раз, когда человек отвечает амен с должным настроем, создается ангел, охраняющий его с Небес.  (Нотрей амен)

Амен - с должным настроем!!!

Писал благословенной памяти гаон раби Хаим из Воложина (Бекетер рош): Для того, кто отвечает амен без должного настроя, я не нашел никакого оправдания!

А в книге Арух ашулхан (52:1) устанавливается закон, что без должного настроя лучше вообще не отвечать амен.

Откройте ворота!

Когда покидает человек этот мир, то, если был он аккуратен и строг в том, чтобы отвечать амен, и тем как бы охранял благословений, произносимое другим евреем, ожидая момента ответить на него амен как должно, - то, когда поднимается душа его, возглашают перед ней: “Откройте перед нею ворота!”

Понять и оценить ценность подарка, называемого "Амен изо всех сил"

(Притча Хафец Хаима)

История про одного деревенского жителя, которому нужно было срочно попасть в большой город. Жена его дала ему хороший совет: поехать поездом, ибо так можно быстрее всего добраться до места. Рано утром он, волнуясь, вышел на платформу - ведь ему предстоит первое в жизни путешествие на поезде! Он чувствовал себя счастливейшим человеком в мире! С бьющимся сердцем подошел он к кассиру, но, когда тот спросил, в каком классе он желает ехать, то деревенский житель от волнения не смог понять смысла вопроса... Кассир, не получив ответа, вручил ему красивый билет, дающий право на проезд в первом классе.

Довольный и радостный, деревенский житель сел в поезд. Он нашел себе свободное место в вагоне третьего класса, уселся и принялся разглядывать окружающих. И вдруг он увидел, что у соседа по скамье билет совсем не такой, как у него! Тот перехватил его удивленный вгляд, но и он тоже ничего не понимал в поездах и билетах и посоветовал нашему герою убираться поскорее, пока не пришел контролер и не снял его с поезда.

Деревенский житель с перепугу забился под скамью, пытаясь укрыться от контролера. Но не успел он еще устроиться там, как вдруг почувствовал пинок. Оказалось, что это был контролер, который споткнулся о его ноги и сам ушибся. Кипя от гнева и еле сдерживая себя, он вытащил беднягу из укрытия. “Где твой билет?!” - закричал он.

Деревенский житель, порывшись в своих дырявых карманах, достал смятую бумажку, которая должна была означать билет, и с опаской протянул ее контролеру. Тот был поражен. Он принялся кричать на нашего героя, насмехаясь над его невежеством: “Глупец, каких нет в мире! У тебя в руках - билет в первый класс, тебе приготовлено там самое почетное место! Ты же, вместо этого, уселся здесь, в грязи и вони; мало того -под скамьей, чтобы тебя топтали, лягали и пинали сапогами все, кто здесь находится!”

Не похожи ли мы на этого крестьянина? Ведь в наших руках находится билет в первый класс, на котором написано: “Амен изо всех сил”! Билет, открывающий двери в райский сад, открывающий врата изобилия и помощи с Небес в достижении духовных высот! Не обязывает ли это нас к двойной осторожности, чтобы не уподобиться тому глупцу, выпускающему из рук драгоценный дар и не понимающему его ценности...

“Просто удивительно, - писал Хафец Хаим (Аават хесед, ч.2, разд.5), - как некоторые люди ищут всякого рода чудодейственные советы и средства и тратят на них деньги, сотни и тысячи рублей, каждый по мере достатка своего, и все эти рецепты оказываются пустыми и бесполезными, а деньги и силы потраченными зря... Не лучше ли было бы делать то, что советовали благословенной памяти наши мудрецы?” (здесь он имел в виду приводимый нашими мудрецами совет удостоиться потомства путем благотворительности и добрых дел).

И вот перед нами средство истинное и действенное, доступное к применению десятки раз в течение каждого дня, помогающее, по словам благословенной памяти наших мудрецов, в прощении греха, и способное отменить злое предопределение, и это - “отвечать амен изо всех сил!”
 

Счастлив тот, кто сумеет принять близко к сердцу все сказанное и приучит себя отвечать амен как должно везде и во всякое время! И также у себя дома, услышав благословение, будет отвечать амен громким голосом! И удостоится всем этим охраны с Небес - защитной стены, окружающей его со всех сторон!  (По книге Нотрей амен)

Благословенной памяти Раби Хаим из Воложина строго следил, чтобы окружающие отвечали "амен" на все его благословения

Благословенной памяти гаон раби Реувен Зелиг Бенгис, глава раввинского суда в Иерусалиме, рассказал историю, которая передавалась из п эколения в поколение. Раби Хаим из Воложина придерживался правила не говорить благословений, когда нет рядом никого, кто мог бы ответить амен. Однажды, поздно ночью, он вдруг ощутил сильную жажду. В доме все уже спали, и он не хотел никого будить, не дай Б-г. И вдруг раздается стук в дверь; оказалось, что пришел один из учеников ешивы с вопросом по теме, которую в то время учили. Раби Хаим велел ему войти в дом. Он произнес благословение шеаколь нийе бидваро, и ученик ответил ему амен. Затем они обсудили заданный вопрос, и на прощание раби Хаим поблагодарил его. Утром раби Хаим, придя в ешиву, подошел к тому ученику и вновь поблагодарил его за ночной визит... Но ученик ответил, что он не понимает, за что благодарит его уважаемый рав... Он не был этой ночью в его доме!

Раби Хаиму стало ясно, что “ночной визитер” был ему послан с Небес в заслугу того, что он никогда не говорил благословений, на которые некому было ответить амен!    (Шеаль авиха веягедха)

В заслугу благословения "Ашер яцар" и "амен", который ответили на него

(Быль)

Рассказал эту историю один из учеников благословенной памяти раби Элияу Лопяна. Они ехали вместе поездом из Иерусалима в Хайфу, и ученик спросил, нужно ли прочитать дорожную молитву. Раби Элияу ответил с удивлением: Разумеется! Спустя какое-то время раби вошел в туалет. Выйдя оттуда, он умыл руки, затем он жестом руки подозвал полицейского, стоявшего неподалеку, и попросил его созвать всех полицейских, ехавших в этом вагоне (их была целая группа). Когда они собрались, он обратился к ним с такими словами: “Сейчас я скажу благословение ашер яцар, и вы все ответите мне амен!

Как это ни удивительно, все согласились. Раби произнес благословение, ело зо за словом, громким голосом, как это он всегда делал, и все дружно и громко ответили амен. (Кстати, один из полицейских сказал потом, что от одного только благословения ашер яцар, сказанного раби, можно вернуться к Торе!)

Через несколько мгновений поезд внезапно остановился и простоял полчаса. Выяснилось, что на рельсах было обнаружено взрывное устройство, которое чудом не сработало.    (Из предисловия к книге Лев Элияу)

В чем важность произнесения благословений громким голосом

Это важно, ибо увеличивает славу Всевышнего в мире, как пишет Рамбан в конце главы Бо: “И вот в чем смысл возносить голос в молитве (то есть молиться громко)... и возблагодарят Б-га, что замыслил и создал их, и возгласят, и скажу г перед ним: Мы - Твои творения!”

Когда есть бедствия в мире, смотрит Святой, будь Он благословен, на тех, кто отвечает амен и выполняет эту заповедь со всей тщательностью, чтобы спасти их и избавить от всякой беды.    (Зоар, Ваелэх)

В час, когда еврейский народ в беде и обращается к Всевышнему с молитвой, раздается голос, возглашающий во всех мирах: “Отворите ворота!”

Как евреи, отвечая амен, открывают ворота благословений, так теперь откроются перед ними ворота, чтобы принять их молитвы.    (Зоар, ч. 3, 285)

Как приучить детей к благословениям

Я сам благословлял вместе с ними

Я свидетельствую о себе самом, что был очень пунктуален в приучении детей к благословениям на еду, питье и пр., и даже тех детей, которые не умеют еще разговаривать.

Я произносил благословение на еду или питье вместе с ними, и это было для меня величайшим наслаждением в мире, - доставлять этим радостьТворцу нашему, да возвеличится и возвысится Его!

(Завещание автора книги Йесод вешореш аавода)

Приучать отвечать амен (с должным настроем)

Писал Рамо (124:7): “Необходимо приучать малолетних детей отвечать амен, ибо после того, как ребенок ответит амен, есть у него доля в будущем мире”.

Все воспринимаемое запечатлевается в душах маленьких детей на многие годы. Поэтому, когда они привыкают отвечать амен постоянно, на каждое благословение, и тем вновь и вновь подтверждать истинность царства Всевышнего, все это прочно укореняется в их душах. Таким образом, приучение сыновей и дочерей наших, даже самых маленьких, отвечать амен и сознавать важность этого - важнейшая и неотъемлемая часть еврейского воспитания.

Отец и мать, которые достигают в этом успеха, дают тем самым своему потомству драгоценный подарок, открывающий ворота в Райский Сад!

(Нотрей амен)

Еще с детства...

Я был еще с детства очень-очень осторожен и внимателен к тому, чтобы всегда отвечать амен, и настолько привык искать с любовью и настойчивостью всякую возможность исполнить эту заповедь, что она стала как бы моей натурой. И я приучил себя каждое утро слушать (с целью ответить амен) утренние благословения, произносимые несколькими людьми, и надеюсь, что другие, глядя на меня, научатся тому же и будут делать это с любовью: отвечать амен и ... йеэ шмей раба... и таким легким путем смогут приобрести себе Будущий Мир, и исполнять с легкостью сотни заповедей каждый день!  

(Раби Элияу Теомим)

Личный пример

В синагогах Израиля начинают обращать особое внимание на то, как дети отвечают Амен, йеэ шмей раба..., и побуждают их произносить эти слова громким голосом.

Стоит отметить, что успех в этом деле очень зависит от родителей. Рассказывают об одном отце, который порицал своего сына за то, что тот благословляет шепотом, и просил делать это громко, так, чтобы можно было ответить ему амен. Сын ответил на это: “Я благословляю как взрослые, потому что только дети благословляют громко...”

(Из листовки Нотрей амен)

В гостях у праведника из Клойзенбурга

(Свидетельство очевидца)

Описанную ниже сцену я наблюдал в доме благословенной памяти раби из Клойзенбурга во время третьей (завершающей) трапезы в шабат. Возле раби стоял стол с фруктами, и к нему выстроилась длинная очередь детей, человек 150. Дети подходили к раби по одному; каждый получая в руки плод и громко произносил благословение борэ при аэц. Раби отвечал ему амен, и тогда подходил следующий.

Раби вел этот ритуал с величайшим терпением, - будто в его распоряжении неограниченный запас времени, - только чтобы выслушать благословения всех детей и ответить каждому амен, хотя на самом деле у этого праведника была на счету каждая минута, и в синагоге его ждало множество людей!

И вот подходит к нему один маленький мальчик, получает в рук я плод и... молчит. Раби велит ему сказать благословение, раз и другой, но мальчик не хочет. Раби ждет и вновь просит, но вновь безрезультатно. Тогда раби без всяких церемоний забирает у него плод из рук я отпускает. Не пожалел и не сказал: Он ведь мал и ничего не понимает!

Для меня это был хороший урок. Сказал я себе: Если такой раби, человек святой и чистый, весь день которого расписан по минутам и секундам, посвящает столько времени тому, чтобы отвечать амен на благословения, которые говорят маленькие дети, - что же говорить о нас, воспитателях! Сколько сил мы должны вкладывать в это! То, что я видел, учит, что благословение каждого ребенка - это то, на чем держится весь мир, и мы должны использовать здесь всю силу нашего влияния на детей, - но не методами принуждения, а воспитанием любви к заповеди. И превыше всего здесь - личный пример!    (Б. Шимон)

Из книги Лапид аэш о благословенной памяти раби из Клойзенбурга

...Рассказывал раби о том, как их везли в поезде (в концлагерь). Была страшная духота, люди изнывали от жажды... Раби представлял в своем воображении счастливый миг, когда он сможет взять в рот глоток воды.. А перед этим он скажет благословение шеаколь нийе бидваро, - скажет с такой силой и воодушевлением, что сотрясутся небеса!

И когда, в конце концов, этот миг наступил, - продолжал раби с ноткой сожаления и со свойственной ему скромностью, - перед первым глотком еще был какой-то привкус идишкайт, (еврейства) в моем благословении, но со временем, в повседневной суете забылось все! И кто вообще, какой человек сегодня в состоянии оценить и почувствовать, что это такое -    (Из воспоминаний раби Моше Шерера, слышавшего этот рассказ из уст самого раби из Клойзенбурга)

И мы благословлять будем Г-спода отныне и вовек!

Любит Святой, будь Он благословен, еврейский народ больше, чем шгелов служения. Ибо евреи могут петь хвалу Всевышнему во всякое время, а ангелам служения это позволяется только один раз в день. А некоторые говорят - только один раз в неделю, а другие говорят - только один раз в месяц, а другие - один раз в год, а другие - один раз в семь лет, а другие говорят - один раз в пятьдесят лет, и есть те, что говорят - только один раз в их жизни!

И не говорят ангелы служения Песнь в высших мирах, пока Израиль не скажет ее внизу, как сказано: “В ликовании вместе уподобленные звездам” (т.е. Израиль) и только потом: “И вострубят ангелы”.    (Хулин 91б)

Вдуматься, понять и не упустить свой шанс, пока жив!

Должен понять человек, что придет такой момент, когда страстно захочет он и всей душой будет стремиться освятить и возвеличить Имя Всевышнего, - но не будет ему это позволено, ибо только здесь, в этом мире, пока жив, имеет он право заниматься Торой и освящать Святое Имя!

(Хафец Хаим, Послесловие к книге Шмират алашон)

Одно благословение в неделю

Жила в Иерусалиме одна вдова, женщина праведная, прикованная болезнью к постели. Она жестоко страдала и нуждалась в специальном уходе. Раби Маариль Дискин, благословенна память о нем, накануне каждого праздника навещал ее и давал праздничное благословение. Однажды во время одного из этих визитов она вдруг попросила раби благословить ее... на долголетие! Он спросил с удивлением, зачем она просит об этом? Она ведь немолода и все тело ее истерзано болезнью, даже молиться и говорить благословения она не может (поскольку не в состоянии поддерживать чистоту тела)...

Вдова ответила, что, когда один раз в неделю приходит к ней медсестра и моет ее, она старается сразу же использовать этот короткий период чистоты, чтобы сказать какое-нибудь благословение, и ей стоит жить дальше ради одного такого благословения в неделю, ибо награду за него не измерить...

(Из брошюры Шулхан Гавоа, со слов р.Мордехая Лернера, который слышал эту историю от старцев Иерусалима)