Ноябрь 2017 / Кислев 5778

О принципе умеренности

О принципе умеренности

В этом мире много соблазнов. Верующий человек должен научиться противостоять искушениям. В принципе, воздержание свойственно всему живому: животных сдерживает инстинкт, а человек понимает, что если не будет знать меры наслаждениям, то просто заболеет - организм не выдержит. Ограничивает человека и общество: законы, правила поведения, зависимость от других людей. Однако жизнь верующего регламентирует Тора, задача которой - усовершенствовать нашу душу и подготовить ее к переселению в мир иной. Цель воздержания - внести духовность в мир материи, мир страстей. Господь дал нам желания, чтобы мы могли существовать, и послал ангела-искусителя, чтобы поддерживать их на определенном уровне. И назначил нам Всевышний награду, если мы будем правильно рассчитывать наши желания.

Проблемы начинаются, когда ангел-искуситель набирает силу и человек ему подчиняется. Тогда доводы разума отвергаются, и грешник не может остановиться. Поэтому Тора учит ограничивать желания. Есть и спать нужно ровно столько, сколько потребно организму. И все другие нужды следует проверять на весах целесообразности. Для этого необходимо изучить особенности своего организма и действовать по законам Торы.

Все общество также должно овладеть наукой воздержания. Это важно не только для материального процветания, но и для сохранения духовного здоровья нации. По Торе, воздержание - это полный контроль разума над животным началом. И хотя праведник живет в том же самом мире, что и все люди, и ангел-искуситель так же нападает на него, его душа нечувствительна к соблазнам и всего себя он посвящает служению Господу.

Праведник всегда бодр и приветлив, даже когда ему трудно живется. Он не сорвет зло на другом человеке, даже будучи обиженным. Он простит своего врага. Он неподвластен гордыне и зависти, терпелив и уважает другие мнения. Он никогда не отзывается плохо о других и всем старается помочь. Он сторонится дурного общества, страх Божий руководит им. Он - друг сирот и защитник всех слабых.

Праведники всегда были образцами для подражания. Следует вести себя с людьми так, как поступали они: не требовать мзды за добрые дела, скромно вести беседу, улыбаться при встрече. Если жизнь требует забот о пропитании, нужно довольствоваться минимумом. Следует выбрать такой вид деятельности, чтобы он не мешал занятиям Торой. Как известно, мудрецы Талмуда тоже работали. Шамай22 строил дома, Гилель23 был дровосеком, раби Хизкия24 крестьянствовал. Конечно, лучше всего посвятить все свое время учению. Но как говорили мудрецы: “Если человек не учит Тору в бедности, он не будет учить ее, когда разбогатеет. Если же богатый пренебрегает Законом, он никогда не станет учить его, ибо вскоре обеднеет".

Очень важно научиться сдерживать свой язык. Пусть он перестанет молоть чепуху, ибо нет ничего легче, чем согрешить злословием. Большинство грехов в мире - от болтливости, как сказал царь Шломо: "Жизнь и смерть зависят от языка". Если тебе кажется, что я преувеличиваю, проделай такой опыт. Запиши все, что ты говорил людям за день, и проанализируй пошло это им на пользу или во вред. Ты убедишься, насколько серьезно все, что здесь написано о болтливости. Мы не умеем следить за своим языком, а он может за одну минуту превратить богача в нищего. Мы даже себя не жалеем и ради красного словца открываем другим такое, отчего сами же потом и страдаем.

В еде воздержание особенно полезно. Следует приучить себя есть как можно меньше и только простые блюда. Во-первых, это здоровее, во-вторых, экономится время для изучения Торы и других богоугодных дел. Хорошо поститься один день в неделю, ибо это очищает организм и обостряет ум. Пить лучше только чистую воду. Иногда и вино полезно, но необходимо соблюдать строгую меру его потребления.

Нужно научиться владеть своим телом, чтобы каждый орган подчинялся разуму. Руки следует приучить делать только то, что угодно Богу, например давать деньги на благотворительные цели, как сказано: “Раскрой ему руку свою..."

Но самое важное - не внимать лести и совершенно отказаться от гордости. Между прочим, это значит не хвастать своим аскетизмом и никому не навязывать свой образ жизни. К себе нужно быть строже, чем к другим.

Наши мудрецы были людьми огромной выдержки. Моше постился сорок дней, когда взошел на гору Синай25. Пророк Элиягу шел сорок дней и ночей, поев только один раз26. Назир27 не пьет вина, не стрижет волосы и считается святым, тем более человек, отказавшийся от всех земных наслаждений. Ионадав бен Рехав28 приучил своих детей жить в шатре. Элиша29 оставил свои стада и по первому зову последовал за Элиягу. Все пророки удалялись от земных дел и посвящали себя Господу. Мы же постимся и молимся только когда каемся в грехах. Конечно, этого недостаточно и следует приучить себя к воздержанию согласно законам Торы. Чтобы подробно описать, как это нужно делать, моей книги не хватит. Этому вопросу посвящен специальный трактат Мишны30. Сказано в нем: "Хлеб с солью ешь, пей воду, спи на земле и изучай Тору .

Наши праотцы и пророки обладали стальной волей и мощным интеллектом. Ангел-искуситель ничего не мог с ними поделать. Эти люди были так крепко связаны со Всевышним, что не нуждались в особом воздержании. Когда Яаков с семьей переехал в Египет, богатство и знатность позволили ему вести дом на широкую ногу. Однако потом Господь ввел для него некоторые ограничения, чтобы воспрепятствовать поползновениям ангела-искусителя.

Евреи бедствовали в Египте, но после исхода, когда их положение упрочилось, они стали предаваться излишествам. Уровень святости сразу же упал, интеллект нации ослаб. Пророки бичевали грехи народа и призывали к покаянию. Так повторялось во всех поколениях. Чем ближе к нашему времени, тем больше требовалось воздержания, чтобы сохранить духовность. Это происходит потому, что мы не живем той чистой и гармоничной жизнью, которую вели наши праотцы.

В заключение этой главы я хочу процитировать письмо одного человека. “Сын мой! - пишет он. - Да поможет тебе Господь внимать правде. Посмотри на тех, кто идет путями Всевышнего. Они преуспевают во всем. Люди их уважают и доверяют им, ибо они исполняют волю Господа, а не ангела-искусителя. Они спокойно смотрят в будущее, так как знают, что с ними Бог. Им не страшны власть предержащие, они никому не завидуют и не раболепствуют перед богатыми. Им открыты тайны мира, известно, что хорошо и что плохо. Испытания они принимают с непоколебимой верой в милосердие Всевышнего и избавлены от страданий. Все это потому, что они ревностно соблюдают заповеди и постоянно изучают Тору. Ничто на свете не может им помешать. Подумай об этом, сын мой, и прими правильное решение до того, как придут несчастья".