Ноябрь 2017 / Кислев 5778

Тора и животные

Тора и животные

Тора и животный мир

Приводимый ниже очерк рассказывает о некоторых основных понятиях, связанных с темой Тора и животный мир: Почему существуют животные? Чем объясняется такое многообразие их видов? Разве Б-г не мог создать мир без них?

Обычно люди не задают этих вопросов, возможно, потому, что мы принимаем существование животного мира как нечто само собой разумеющееся. А может быть потому, что подсознательно мы чувствуем, что на такие вопросы нет ответа. Однако объяснение того, почему существует мир природы, и именно в той форме, которую он имеет, - есть. Б-г сотворил человека не случайным образом, Он пользовался всеми, уже сотворенными к тому моменту, составляющими мира, как палитрой. Духовная сущность всех звезд, планет и животных послужила материалом для создания человека – цели творения.

Сказанное объясняет странное выражение в рассказе о сотворении человека: “И сказал Б-г: создадим человека по образу Нашему, по подобию Нашему…”(Бытие 1:26) “Создадим”?! Как может Б-г, Чье единство абсолютно, говорить во множественном числе? Мы уже дали ответ на этот вопрос – Б-г использовал все, что он создал до этого как строительный материал для сотворения человека: “Мы вместе создадим человека – Я придам ему форму, а вы послужите материалом, из которого он будет сотворен.”

Вот почему в классических трудах, связанных с Торой, человека часто называют олам катан, “малый мир”. Человек – микрокосмос всей вселенной, заключающий в себе всю ее суть.

Лучший пример такого понятия о человеке мы находим в рассказе о поколении Ноаха (Ноя). В тот момент Б-г решил уничтожить большую часть существовавшего из-за его греховного образа жизни; речь шла не только о людях, но и о животных и птицах: “И увидел Б-г землю; и вот, она растленна, ибо извратила всякая плоть путь свой на земле” (Бытие 6:12) - “…ибо извратила всякая плоть путь свой на земле.” – даже животные и птицы совокуплялись с представителями других видов” (Объясняет Раши, ссылаясь на Берешит Раба 28:8).

Но как могли животные согрешить? Ведь только человек наделен свободой выбора и может выбирать между добром и злом. Как это следует понимать?

Сказанное выше о сотворении человека делает ответ на этот вопрос очевидным. В человеке заключена сущность всякого творения, следовательно он неразрывно связан с ними. Когда человек уклоняется от пути истинного, его “корни” следуют за ним. Когда человечество погружается в грех, животный мир эхом отзывается на его поведение.

Связь существует не только между человечеством в целом и животным миром вообще, она есть между конкретными существами и конкретными людьми. Именно поэтому оставались и “несогрешившие” животные, которых Ноах мог ввести в свой ковчег. Это были животные, связанные с ним самим, те, что составляли мир самого Ноаха. Поскольку Ноах не впал в грех, невинными остались и связанные с ним животные. Они, в полном смысле этого слова, спаслись благодаря ему.

Давайте сделаем еще один шаг вперед. Мидраш рассказывает, что когда однажды Ноах не накормил вовремя льва, тот укусил его. Это может показаться несоответствующим нашему утверждению о том, что животные, конкретно связанные с Ноахом, были “безгрешны”. Но на самом деле, это только подтверждает сказанное. Лев покалечил Ноаха, потому что тот опоздал. Такая небрежность была проявлением недостатка гевура, качества силы, необходимой для преодоления апатии. Воплощением этого качества является мощь льва; еврейская традиция говорит, что “человек должен быть силен, как лев, чтобы просыпаться по утрам. Лев – это физическая реализация гевура. Поэтому, когда Ноах не сумел воспользоваться своим качеством гевура в нужной мере, недолжным образом повел себя и лев – материальное воплощение этого качества. “Он учит нас через животных земли, и через птиц небесных дает нам мудрость” (Иов 35:11) “Рабби Иоханан говорил: “Если бы Тора не была дана, мы бы учились скромности у кошки, (запрету) красть у муравья, (недопустимости) запретных связей у голубя и дерех эрец (достойному поведению) у домашней птицы.” (Талмуд Эрувин 100б).

В каждом живом существе воплощено качество, которому мы должны подражать. Это не означает, конечно, что кошка сознательно ведет себя скромно, или что муравей понимает, каким злом является воровство. Но каждое животное, будучи реализацией определенного качества, отмеченного Торой, может служить живым примером для подражания. Однако пользоваться миром живой природы как руководством к действию, как воплощенной Торой непросто. Ведь откуда нам знать, какому качеству учиться у какого животного?

Ключ к ответу на этот вопрос мы находим в Перек Шира, буквально “Глава песни”, - древнем тексте, обнаруженном в некоторых изданиях молитвенников. Происхождение этого текста овеяно тайной: некоторые считают его автором Царя Давида, другие – одного из мудрецов эпохи таннаев. Глубинный смысл Перек Шира чрезвычайно сложен и скрыт. Но на поверхностном уровне Перек Шира представляет собой ключ к пониманию мира живой природы как учебника жизни. На нескольких страницах здесь перечислены основные состовляющие вселенной, включая небесные тела, землю, планеты, животных. С каждым из них связывается определенное предложение из Торы (пасук), содержащее конкретный элемент этического или философского знания. Это и есть песни природы, урок, который воплощает в себе каждый элемент вселенной. В результате складывается Перек Шира – полное руководство к изучению этики и философии Торы через мир природы.

Приведем небольшой пример: в Перек Шира говорится, что “Кит говорит: “Хвалите Г-спода с земли, рыбы великие и все бездны.” (Псалмы 148:7) Киты издают скорбный, стонущий звук, с которым Иов сравнивает свой горестный плач. Ответом на стенания Иова является утверждение о том, что суд Б-жий выше понимания человека, как сказано было Царем Давидом: “…суды Твои – бездна великая.” (Псалмы 36:7) Стонущий кит прославляет Б-га из глубин, указывая нам на бездну Б-жьего суда. Из этого мы должны сделать вывод, что в годину испытаний следует помнить, что мы не можем, - да и не должны, - надеяться понять эту бездну Б-жьего суда.

Таким образом, глядя на животных, мы можем, с помощью Перек Шира, попытаться понять, чему следует учиться у каждого из них. Тогда нам удасться разглядеть в мире животных воплощение Торы – живущее и дышащее.

лес Итури

Лес Итури представляет: в свете Торы

Окапи

Тора (Левит 11:1-8) говорит, что млекопитающее является кашерным, если у него раздвоенное копыто и оно отрыгивает жвачку. Газель, лань и козерог – это кашерные животные, даже жираф является кашерным, по мнению большинства авторитетов; однако по ряду технических и практических причин, в наше время их мясо не употребляется в пищу. Окапи, как и их родичи жирафы, имеют раздвоенное копыто и отрыгивают жвачку, а следовательно, - кашерны. Однако в то время как коровы и овцы называются беэмот, домашние животные, названные выше животные определяются как хайот, дикие животные. На них как на диких животных распространяется особое правило, связанное с их забоем. Тора говорит: “И всякий из сынов Израилевых и из пришельцев, живущих среди них, кто на ловле поймает зверя или птицу, которую можно есть, должен выпустить кровь ее и покрыть ее землею.” (Левит 17:13)

Из этого мы узнаем, что к диким животным следует относиться с большим уважением как к созданиям, чье обличие и душа не могут быть изменены вмешательством человека, а потому они ближе к изначальному Б-жественному творению. По отношению к ним должно проявить уважение, выражающееся в том, что их кровь засыпается землей.

Гиппопотам

Гиппопотамы жили на территории Израиля в библейскую эпоху. По мнению некоторых ученых именно о гиппопотаме говорится в книге Иова: “Вот бегемот, которого Я создал, как тебя; траву, как вол, он ест.” (Иов 40:15)

Эти слова – ответ Б-га на протест Иова, который не может понять, почему на его долю выпали столь тяжкие испытания. Суть Б-жественного ответа сводится к тому, что Он – всемогущий Творец вселенной, и Иов не в силах в полной мере понять Его поступков: “Где был ты, когда Я основал землю?” (Иов 38:4) В качестве одного из примеров Своего всемогущества, Б-г говорит о мощи гиппопотама – Своего творения. “Вот, сила его в чреслах его, и мощь его в мускулах живота его. … Остов его – трубы медные; кости его, как прут железный.” (Иов 40:16-18) Вес гиппопотама – животного травоядного – может достигать двух с половиной тонн, а силу его мало с чем можно сравнить. Тора упоминает об этом животном, чтобы напомнить человеку о его слабости и дать ему понять, где его место.

Буйвол

Перек Шира – это древний текст, в котором перечисляется то, чему мы можем научиться у мира природы. Вол упоминается здесь вместе со стихом из книги Исход, содержащий песнь на рассечение Красного моря. Вол говорит: “Тогда Моше и дети Израиля запели песнь Б-гу, говоря “Коня и всадника его вверг он в море.” (Перек Шира)

Природа и поведение вола двойственны: с одной стороны, его огромная сила делает его бесценным помощником в сельскохозяйственных работах. Когда он тянет за собой плуг или вращает каменные жернова мельницы, этот мощный представитель млекопитающих чрезвычайно полезен. Но если он намеревается поднять вас на свои острые рога или придавить к земле всей тяжестью своего веса, - вы в большой опасности.

Когда наши предки были освобождены от египетского рабства и стали свидетелями удивительных чудес, они, конечно, испытывали огромную благодарность Б-гу за проявленную по отношению к ним доброту. Но в полной мере они осознали мощь силы, пришедшей к ним на помощь, только тогда, когда стали свидетелями ее обратной стороны, проявившейся в полном уничтожении нечестивых. Б-г рассек Красное море и обрушил его пучину на египтян: “…и увидел Израиль египтян мертвыми на берегу моря. И увидел Израиль силу великую, которую явил Г-сподь над египтянами, и благоговел народ перед Г-сподом, и поверили в Г-спода…” (Исход 14:30-31) Великую доброту явил Б-г сынам Израиля, но только зрелище гибели египтян вызвало с их стороны то, о чем говорится в следующем предложении: “Тогда воспел Моше и сыны Израилевы эту песнь Г-споду, и сказали так: Пою Г-споду, ибо высоко вознесся Он; коня и всадника его вверг Он в море.”

Двойственность вола свойствена и Б-гу. С одной стороны, Его всеобъемлющая власть дала жизнь вселенной, которую он создал для нашего блага, и потому мы исполнены любви и стремимся приблизиться к Нему. Но с другой стороны, видя проявление его могущества, мы осознаем свое ничтожество перед Ним и в трепете отступаем. Какими бы противоречивыми ни казались эти устремления, оба они одинаково важны и в нашем отношении к Б-гу, и тогда, когда мы имеем дело с волом. Нельзя погружаться в одно из ощущений в такой степени, чтобы забыть о другом.

Выдры

Выдры пользуются камнями, чтобы открывать раковины устриц. Шимпанзе прутьями выгоняют термитов из их муравейников. Шалашницы (беседковые птицы) используют кору и листья как кисти для покраски своих жилищ своей же зеленой слюной. Песчанные осы, запечатав соты своих личинок землей, пользуются галькой, чтобы сделать земляное покрытие твердым. Муравьи-ткачи помещают собственную личинку между челюстями и осторожно нажимают ее так, что она выделяет клейкую жидкость, таким образом используя ее в качестве тюбика с клеем для соединения листьев.

Что объединяет все упомянутые “орудия труда” – дерево, камень, листья, живых существ? Тора учит, что прежде чем употребить вновь приобретенный сосуд, следует окунуть его в микву – ритуальный бассейн: “Только золото и серебро, медь, железо, олово и свинец…чтобы и водою очистительною очищено было.” (Числа 31:22-23) Но если сосуд изготовлен из одного из вышеназванных материалов – дерева, камня, листьев, кости (животных), - он не нуждается в такой обработке. Окунать следует только металлическую посуду (и, в соответствии с раввинским установлением, стекло).

Все это кажется несколько странным. Что особого в кухонной посуде, что ее надо окунать определенным образом? И связано ли это с тем фактом, что такое требование распространяется только на изделия из материалов, которыми животные не пользуются как “орудиями труда”?

Ответ заключается в том, что нет ничего особенного в кухонной посуде. Это предметы быта, употребляемые для прозаических физических процессов приготовления и потребления пищи – вот и все.

Рабби Самсон Рафаэль Хирш, известный еврейский мыслитель и знаток Торы 19 в., объясняет, что человек состоит из двух компонентов. У него есть тело, которое нуждается в пище, как любое животное, и разум и душа, которые делают его отличным от животных. Физические потребности следует удовлетворять ровно настолько, насколько это необходимо для поддержания и развития интеллектуальной и духовной деятельности. Такова иерархия, о ней следует помнить и с ней следует считаться.

Ешь из каменной посуды, пользуйся деревянной ложкой, пей из кожанного сосуда – и ты не нарушил этой иерархии. Эти материалы существуют в природе и используются в качестве “инструментов” даже шимпанзе, выдрами, шалашницами, песчанными осами и муравьями-ткачами. Ты пользуешься ими для удовлетворения своих животных потребностей, но для этого нужны только навыки, которые есть и у животных, - значит, все в порядке.

Проблема возникает только вместе с металлической посудой. Животные ею не пользуются, потому что не умеют ее изготовлять. Металл нужно плавить, обогощать, нагревать и ковать, чтобы придать ему определенную форму и сделать удобным для употребления. Все эти процессы могут быть осуществлены только человеком – существом, обладающим высшим интеллектом. (То же относится, разумеется, и к стеклу).

Что, таким образом, представляет собой употребление металлической посуды? Оно представляет собой употребление предмета, для изготовления которого был использован человеческий разум. Но в этом случае он был поставлен на службу животных нужд человека ,– а это означает нарушение иерархии.

Для исправления этого, посуду погружают в ритуальный бассейн. И дело не в том, что с посудой что-то не так; и дело не в том, что посредством погружения в воду посуда будет освобождена от каких-то недостатков. Речь идет о философской проблеме, связанной с такой посудой. Очищению должна подвегнуться жизненная позиция человека, а не утварь; погружение посуды в воду миквы призвано напомнить человеку об этом. Он не должен забывать, что хотя он способен использовать свой высший разум для создания “орудий”, далеко превосходящих те, которыми пользуются шимпанзе, выдры, шалашницы, песчанные осы и муравьи-ткачи, конечная цель состоит в том, чтобы выполнить свою интеллектуальную и духовную миссию на земле.

Обезьяны

Обезьяны лишь однажды упоминаются в Танахе, там, где рассказывается о подарках, привезенных Царю Соломону, сыну Царя Давида, который был сказачно богат и очень почитаем другими царями (им было написано несколько книг, которые изучаются и сегодня, например, Книга Притчей): “…раз в три года приходили корабли Таршиша, привозившие золото и серебро, и слонов, и обезьян, и павлинов.” (Хроники 9:21) Обезьяны, с их остроумными выходками и забавной способностью подражать действиям человека, считались ценным подарком в королевском дворце. Слово ape (человекообразная обезьяна) вошло в английский язык в качестве глагола со значением “подражать, передразнивать”.

Ивритское слово обезьяна, коф, совпадает с названием девятнадцатой буквы ивритского алфавита, коф (куф). В еврейской традиции буква коф ассоциируется с понятием кедуша, святость Б-га. На человека, сотворенного “по образу Б-жьему” (Бытие 1:27), возложена обязанность подражать Творцу. Однако подражание может быть как истинным стремлением походить на другого, так и просто трюком, чисто внешним уподоблением. Залогом успешного выполнения человеком своей миссии является искренность и истинность его устремления. Если же его усилия наполнить свою жизнь духовностью поверхностны и неискренни, он ничем не отличается от коф, обезьяны, обученной забавно подражать людям.