Сентябрь 2018 / Тишрей 5779

Уровень человека

Уровень человека

Уважаемый читатель!

Еврейская община Литвы рада представить Вашему вниманию вторую часть книги «Мадрегат Аадам» («Уровень Человека»), раскрывающую видение картины мира Р. Йосефа-Юзла Горовица — великого мудреца Мусара, который больше известен в еврейском народе как Саба (дедушка) из Новардока (Новогрудок).

Саба из Новардока родился в небольшом литовском местечке Плунге (Плунгян), с юных лет проявил особый талант к глубокому изучению Торы. По стечению обстоятельств после женитьбы он был вынужден оставить ешиву и заняться предпринимательской деятельностью. Когда Саба встретил в Кенигсберге основателя Мусара Р. Исраэля Салантера и познакомился с его учением, он оставил все земные дела и на много лет уединился для изучения Торы, исправления своего характера и воспитания в себе возвышенных еврейских качеств.

По завершении этих лет работы над собой он вернулся к своему народу в качестве великого учителя, и на территории Польши, Белоруссии и Украины открыл десятки ешив, где в один из самых тяжелых периодов еврейской истории учились тысячи молодых людей.

В том поколении перед молодыми людьми стояли тяжелейшие испытания начала XX века, подобных которым не было никогда раньше и, возможно, не будет никогда позже. Молодое поколение было захлестнуто захватывающими и многообещающими влияниями просвещения, социализма, нового мироустройства. В тот период, который завершился Катастрофой европейского еврейства, многие евреи повсеместно оставляли Тору. Им казалось, что вот-вот возникнет новое общество, которое всех приведет к счастью. Плененные иллюзиями новизны, они оставляли пути Торы — веры и знания, о чем сказано: «Пути Ее (Торы) — пути гармонии, и все направления Ее ведут к миру».

Саба из Новардока своим возвышенным образом и своим учением смог дать ответ этим иллюзиям новизны и сохранить долю в будущем мире десяткам тысяч в Израиле — им и их потомкам. Саба раскрыл перед нами, что Тора — первичная реальность этого мира.

В наше время, когда мы, утомившись от новизны просвещения, возвращаемся к первоисточникам: «Вначале... (ради Торы и Израиля) сотворил Б-г Небо и Землю». Мусар может быть основным источником, который поможет нам построить себя как человека Торы. Иудаизм — это не только изучение Торы и соблюдение заповедей. Еврейское учение требует от нас изменения себя и приобретения возвышенных духовных качеств. Особенно это касается нас — жертв нескольких поколений коммунистического атеизма в Европе.

Саба из Новардока был мудрецом Мусара. Зачастую Мусар переводят на другие языки словом «этика». Но это неясное, размытое понятие. От своих учителей я узнал, что «Мусар» происходит от слова «Мосарот» — вожжи. Каждый из нас имеет в себе свою лошадку или порой — другую зверушку. Дикий конь рвется вперед и не хочет подчиниться никакому управлению и ограничению. Но где нам взять силы, чтобы воцарить духовность над нашим животным началом? В Мусаре...

Мусар — это учение, которое делает Б-га осязаемым. Мусар (осязаемость Б-га) дает нам силы исправить себя и ту часть мира, которая связана с нами, и сделать действительность, в которой мы живем, возвышенной и утонченной.

Уважаемый читатель! Мы рады предоставить Вашему вниманию книгу Мусара.

Я хотел бы выразить глубокую сердечную благодарность всем, кто принял участие и внес свой вклад в издание этой книги.

Хаим Бурштейн, главный раввин Вильнюса и Литвы Сиван 5771 г.

Издатель Хаим Бурштейн  Редактор Цви Вассерман

Макет и обложка Виктора Томбака  Перевод Рут Соминской

Еврейская община Литвы Вильнюс 

Издано в Литве Pylimo, 4 Vilnius