Ноябрь 2017 / Кислев 5778

Духовные пространства

Вступление

В последнее время происходит удивительное явление: российское еврейство, открывая заново свое национальное наследие, проявляет интерес не только к тому, что можно назвать рациональной составляющей еврейского учения, но и ко всему, что связано с мистическими основами иудаизма. Вчерашние выпускники технических вузов, инженеры, кандидаты наук, рационалисты до мозга костей, сегодня ищут книги по Кабале, ходят на занятия по Кабале, посещают семинары в надежде побеседовать с учителем, который смог бы ответить на их вопросы по Кабале. Откуда это? Почему тайные знания Торы привлекают именно тех, кто воспитан и прожил большую часть жизни в полном отрицании всего, что не является объектом изучения современной науки?

У нас нет ответа на этот вопрос. Наверное, потому и привлекают, что долгое время оставались под запретом. Мистика приравнивалась к суеверию, а последнее граничило с верой в сказку, в небылицу, что считалось неприличным для интеллигентного человека. Объявлялось, что культура и бескультурье противостоят друг другу именно в прагматическом подходе к жизни. И надо было дождаться развала империи принуждений, ограничений и навязанных штампов, чтобы вырваться из-под власти веры в материалистические догмы. Не одним материализмом, оказывается, жив человек. Есть у человека и душа, живущая по законам духовного, нематериального мира. Как только рухнула стена запретов, воздвигнутая в свое время на совершенно мистической вере в силу материалистического мировоззрения, что само по себе является парадоксом, так сразу Же люди, не утратившие стремления к духовному поиску, бросились открывать для себя новые культурные ценности, обнаружив, что, кроме крохотных островков, где они жили в окружении своей доморощенной культуры, существуют и другие материки.

Впрочем, здесь таится одна серьезная опасность. Решив, что постижение мистических основ существования гарантирует очищение души, неофиты рискуют утратить понимание Торы как таковой. А без нее нет иудаизма, нет еврейства. Тора — не отвлеченный предмет изучения. Она не просто сообщает нам, как устроен наш мир. Она — руководство к прямому действию. ЕЕ НАДО СОБЛЮДА ТЫ Без этого нет постижения того, что в ней написано. Тот, кто пытается заменить соблюдение заповедей приобщением к таинствам Кабалы, не добьется успеха на своем пути. Он не поймет ни мистики, ни самых простых вещей, которые сообщает нам Тора. Только тому еврею, который вступил на путь соблюдения всех предписаний Всевышнего, обещана помощь в изучении тайн Торы.

Предание гласит: четверо мудрецов вошли в Пардес (сад тайных знаний); один из них умер, другой оставил Тору, третий сошел с ума и лишь четвертый вернулся невредимый. Постижение основ мира не проходит бесследно, оно может убить некрепкого человека, лишить его разума или столкнуть с пути правды, породив горестные сомнения в душе. Поэтому не советуется заниматься Кабалой тому, кто хочет ею подменить соблюдение заповедей, кто ищет в ней легкий способ одним махом постичь сразу все истины, а также тому, кто не учит Тору — ее текст, ее заповеди. В лучшем случае такой верхогляд будет наказан ощущением пустоты и непонимания; и это та Кабала, — воскликнет он разочарованно, — о которой так много говорят?! Чтобы этого не произошло, надо всерьез задуматься о ПОЛНОМ ВОЗВРАЩЕНИИ К ВЕРЕ. Без него нет ни радости соприкосновения с мистикой, ни просто полноты чувств религиозного человека, ощущающего свой контакт с Творцом мира.

Уведомив читателя о тщетности надежд на моментальное и легкое постижение откровений Кабалы, тем не менее предлагаем ему текст, где многие из этих откровений выражены в сжатом, концентрированном виде. Текст о том, как устроен духовный мир. Вернее, высшие духовные миры. Взят он из популярного расширенного комментария Торы — "Меам лоэз" (раздел Берешит, глава 1, стих 31). Адаптирован для русскоязычного читателя. Но не наделен толкованием, призванным объяснить начинающему основные положения и термины. Почему? Потому что толкование — большая и очень ответственная задача, требующая многих трудов и многих томов!

Мы же только знакомим вас с Кабалой, ее тематикой и образами, предлагая ПРИМЕР кабалического текста во всей его словесной, но не понятийной простоте1. Его не надо пытаться осмыслить на глубоком уровне. Все равно ничего не получится. Его надо прочесть и решить — интересен вам этот путь описания мира или стоит поискать в Торе что-нибудь другое? Многие наши мудрецы не занимались Кабалой и достигли больших успехов в других областях. Правда, другие мудрецы все же считали, что без Кабалы нет Торы. И тоже были правы...

1 Например, ангелы, о которых речь в тексте, это не существа с крыльями, как принято их представлять; ангелы-писари оснащены вовсе не шариковыми ручками для записи.

Комментарий на стих Торы "И был вечер, и было утро - день шестой"

Весь мир создан Всевышним для исполнения заповедей. Поэтому в самом начале Творения Всевышний поставил такие условия существования мира: будут евреи в будущем соблюдать заповеди — хорошо; не будут — вернется мир к своему первоначальному состоянию, т.е. к тому этапу, на котором находился в начале Творения, — к хаосу.

И еще поставил Всевышний ряд условий.

В первый день были сотворены небеса. Поэтому обязал Он небеса принять в свое время пророка Элияу (Илию, о котором мы знаем, что он не умер, а вознесся наверх, продолжая иногда посещать нашу землю). Свет, тоже созданный в первый день, получил задание в будущем, когда евреи будут уходить из Египта, ослабить себя, чтобы три дня стояла над Египтом тьма (девятая казнь темнотой).

Во второй день был поставлен небосвод, разделивший (духовное) пространство на две части — ту, что содержит нижние воды, и ту, что содержит воды верхние. С водой было договорено, что она будет очищать евреев от ритуальной нечистоты (воды миквы).

Третий день отмечен собиранием вод в одно место для того, чтобы образовалась суша. С морем был "заключен договор" — о том, что, когда евреи после Исхода из Египта будут уходить от преследующей их армии фараона, оно расступится и даст им пройти посуху. Такой же "договор" был заключен с землей — о том, что она "разверзнет уста" и поглотит восставшего Кораха и его сообщников.

Четвертый день: создание солнца и луны. Всевышний обязал солнце остановиться однажды на небосклоне в дни Иеошуа бин Нун, когда евреи под его руководством будут завоевывать Эрец Кенаан. Звездам вменялось в обязанность "выйти на войну" против Сисры, как и произошло в эпоху правления Судей.

Пятый день ознаменовался сотворением рыб и птиц, среди которых появились на свет и вороны. С последними был "заключен договор", согласно которому они обязались в определенный момент истории доставлять пищу для пророка Элияу, когда он спрячется в пещере, скрываясь от врагов. С рыбами было обусловлено, что, когда пророк Иона будет брошен с корабля в море, его проглотит большое морское существо, а когда пророк воззовет к милости Творца, он будет выброшен на берег в целости и сохранности.

В шестой день появился Первый человек. Он согласился с тем, что один из его потомков — женщина — в будущем поддержит питанием в трудный момент пророка Элияу.

Общее правило: все, что должно произойти в истории, готовилось заранее.

И кроме всего созданного в мире, включая даже специально подготовленное, создал Творец СЕМЬ ДУХОВНЫХ ПРОСТРАНСТВ2. Вот их описание.

2 Термин Эйхаль, употребляемый в оригинале, мы переводим как Пространство, хотя возможны и варианты: Чертоги, Дворец, Строение, Реальность, Измерение.

Пространство первое

На границах этого Пространства стоят два ангела — по одному с каждой стороны. Еще один, очень большой, управляет Пространством, стоя у его входа, а при нем — множество огненных ангелов. Перед тем ангелом проходит каждая душа, выходящая из нашего мира. Если она чиста от проступков и грехов, то ангел-управитель "открывает” перед нею врата и впускает ее. Но если душа не имеет за собой выполненных заповедей и запятнана проступками, то ее не впускают в Первое пространство, а по указу распорядителя передают одному из "боковых" ангелов, под началом которого тоже состоит множество ангелов-исполнителей, и те, взяв ее, волокут, причиняя большие страдания, туда, где расположен Суд.

У ангела-управителя есть еще одна роль: он слышит все молитвы, произносимые на земле евреями. Те молитвы, что произносились в общине молящихся, а не в одиночку, свободно проходят в это Пространство. Там они пребывают до тех пор, пока не соберутся все молитвы народа за данный отрезок дня, после чего ангел относит их к Пещере Махпела, что в Хевроне, в которой похоронены праотцы нашего народа, и оттуда отправляет их ко Всевышнему. Но молитва, произнесенная не в общине, а уединенно, задерживается при входе и проверяется, чтобы выяснить, как она произнесена, с какими намерениями, не было ли в ее тексте несуразностей, и вообще — достойна ли она предстать перед Всевышним. И лишь в случае, когда она признана правильной и достойной, ее принимают без специальной проверки, которую проводит особый ангел, стоящий в стороне от ангела-управителя и распоряжающийся молитвами, произнесенными небрежно или без правильных намерений. Тот ангел собирает подобные молитвы, терпеливо храня их в ожидании момента, когда человек, произнесший их, одумается и, исправившись, начнет молиться как положено. Тогда этот ангел собирает хорошие молитвы, произнесенные исправившимся человеком до его исправления, и присоединяет к тем молитвам, что направляются к Всевышнему. Но если данный человек продолжает упорствовать и не исправляется, тогда в дело вступает второй ангел из стоящих в стороне от ангела-управителя. Он представляет перед Всевышним не молитву данного человека, а его проступки, чем причиняет тому большой вред. Чтобы не попасть в такое положение, надо исправиться, т.е. приступить к чтению молитв по сборнику молитв, а не на память, ибо тот, кто молится, не глядя в текст молитвы, рискует отвлечься и потерять ход мысли.

Над входом в Первое пространство стоят еще одни врата, которые открываются три раза в день для принятия молитв тех, кто каются в проступках. Рядом с ними — врата для тех, кто плачет в молитве. Причем эти последние никогда не закрываются, в то время как остальные врата молитв открыты только в часы, установленные для молитв. Так что каждый человек, молящийся с душой и от всего сердца, тот, что обращается к Творцу в слезах, упрашивая Его, чтобы простил ему, — такой человек должен знать, что его молитва всегда будет принята.

Пространство второе

У этого Пространства трое врат: первые и вторые обычно заперты, третьи открыты. Рядом стоит ангел, который распоряжается тремя сторонами света — Югом, Севером и Востоком. Над ним расположены два других ангела, приставленные охранять два закрытых входа. Душа каждого человека, приговоренного на земле к смертной казни за соответствующий грех, как это было во время Иерусалимского храма, когда Высший еврейский суд раввинов имел на это специальные полномочия, а также душа каждого еврея, убитого неевреями, поднимается к этому месту, где попадает под начало ангела-управителя, стоящего у открытых врат. Тот принимает ее и проводит через Второе пространство, приблизив к закрытым вратам, приоткрыв которые показывает, какую награду получают те, что соблюдали Тору. Яркая картина вызывает у души глубочайшее сожаление о том, что она не всегда соблюдала Тору, за что и была приговорена Высшим еврейским судом. После чего перед ней открываются Восточные врата; тот же ангел утешает ее, доброжелательно принимая, поскольку грех души уже искуплен приговором.

В этом Пространстве души евреев как бы облачаются в "одежды", чтобы предстать перед Всевышним. За каждую заповедь, выполненную на земле, им полагается красивая "одежда", которую подбирают для них ангелы. Происходит это так. Как только душа прибывает, ангел-распорядитель, выбрав для нее "одежду", ведет ее к месту, которое можно уподобить текущей реке. Называется то место Динор. Душу ведут сюда, чтобы очистить от грехов в "водах" Динора, поскольку нет ни одной души, которая не согрешила бы ни разу. Большинство душ проходят через очищение, которое можно уподобить горению. Они "горят" сутки, лишь утром выходя из той "реки" — когда веет южный ветер. Частично очистившись "огненными водами", души объединяются в возвышенной песне в честь Всевышнего, после чего каждая возвращается на свое место. Так они постоянно обновляются.

Что касается особо чистой души, то она быстро покидает "реку", после чего ее тут же облачают в "одежды", соответствующие ее поступкам, а затем отдают в распоряжение ангела Михаэля, главного над всеми ангелами; в частности, под его началом находится еврейский народ. Ангел Михаэль вручает душу праведника в дар Всевышнему, что является огромной заслугой, поскольку теперь эта душа может остаться там навсегда.

В функции ангела-управителя, командующего Вторым пространством, входят также наказания, которыми он наказывает некоторых людей в нашем мире и в мире грядущем. Наказания даются по разным поводам. Например — тому, кто неуважительно относится к мудрецам и учителям Торы. Каждый человек должен уважать своего учителя.

Пространство третье

Это очень важное Пространство, поскольку здесь занимаются судьбами живущих людей. Четверо врат ведут в него, каждые расположены на определенной стороне света. И у каждых врат стоит свой ангел.

Первые врата — со стороны Юга. Ангел этих врат принимает постановления относительно живущих людей, принятые Высшим небесным судом. Рядом с ним находятся два ангела-писаря — один справа, другой слева. Пока суровое постановление, касающееся конкретного человека, находится у этого ангела, есть надежда, что Высший суд отменит его или смягчит. Как только постановление покидает эти врата, оно сразу переходит в Первое пространство, и уже ничего нельзя изменить: надежды оставлены, душу ждет исполнение приговора. Поэтому было предусмотрено, чтобы любое постановление Высшего суда задерживалось у этих врат на некоторое время. Оно сначала попадает к ангелу этих врат, который тщательно его изучает — с целью найти малейшую зацепку для оправдания или смягчения приговора. Если что-то находится, постановление передается двум ангелам-писарям и они вносят в приговор благоприятные изменения.

Вторые врата расположены с Востока. От них зависит жизнь и смерть, ибо через эти врата все постановления, установленные Высшим судом, выходят в мир. Процедура происходит так. Постановление о данной душе уже побывало в первых вратах этого Пространства, там оно было просмотрено и в нем были сделаны все возможные изменения к лучшему. После чего ангел-распорядитель Третьего пространства, придя к Южным вратам, берет у ангелов готовое постановление и передает его ангелу, стоящему в Восточных вратах. Там же, с двух сторон врат, находятся два других, вспомогательных ангела. Стоящий справа — ангел жизни. Стоящий слева — ангел смерти. У каждого из них в руках — печать. Эти врата почти всегда закрыты, открываются они лишь в субботу и на новомесячие, — чтобы поддержать жизнь живущих. В день Суда, Йом-Кипур, эти врата закрыты до дневной молитвы Минха; после Минхи они открываются. Главный ангел врат принимает решение; его помощники, стоящие по бокам, получают постановления и ставят на каждое из них соответствующую печать. Так принимается окончательное решение для всего мира.

Третьи врата этого Пространства находятся на Северной стороне. В них рассматриваются постановления относительно проступков, но не со смертными приговорами. В постановлениях записано — быть ли человеку беднее, заболеет ли он и прочее, — все, кроме смерти. Если для какого-то постановления, касающегося конкретного человека, третьи врата закрыты, — это плохой признак. В таком случае ничего нельзя сделать, кроме настоящего и полного исправления. Пусть тот человек исправляется и просит в слезах, чтобы его простили. Ангел тех врат обладает достаточной силой, чтобы закрывать их перед тем, кто достоин наказания. Он может не дать пройти через эти врата молитве, до тех пор пока молящийся человек не исправит себя полностью.

Четвертые врата расположены на Западе. В них занимаются излечением от болезней. Все решает ангел-распорядитель, в руках которого — судьбы заболевших и попавших в беду, т.е. всех, кто страдают. Он управляет лекарствами, лечениями и спасениями. Для этого он принимает молитву страдающего человека и ставит ее перед Всевышним, защищая просителя тем, что вспоминает все его выполненные заповеди. Просить он может только во имя спасения и излечения, но не наоборот.

В этом Пространстве души, удостоенные доли в грядущей жизни, облачаются в особое сияние, которое дает им возможность беспрепятственно проходить в другие пространства. Но перед тем как подняться наверх, те души принимают на себя запись из двадцати двух букв еврейского алфавита, после чего входят в "реку" Второго пространства и на них обновляются двадцать два вида огней.

Также в этом Пространстве находятся четыре ангела — в соответствии с четырьмя сторонами света. У каждого из них восемь крыльев, и они распоряжаются "небесным воинством". С их ведома и под их контролем ведутся на земле все войны. И именно они распоряжаются тем, чтобы никому, кто занимаются Торой, не было причинено вреда. Об этом свидетельствует Писание, говоря: "Ибо Своим ангелам Он даст повеление о тебе — чтобы хранили тебя на всех твоих путях. Понесут они тебя на своих руках — чтобы не задела за камень твоя нога".

А в центре того Пространства есть особое, очень высокое место с четырьмя входами на каждой из сторон света. У каждого входа стоят по десять ангелов и еще один ангел, управитель входа. Роль всех этих ангелов — наказывать людей, совершивших определенные грехи. Например, согрешивших тем, что осквернили свои уста плохими разговорами или ложными клятвами. Ангелы-исполнители стоят наготове в ожидании приказа, и подобны они "языкам пламени". Как только приходит приказ, они сразу же покидают Пространство для исполнения. Душа человека, совершившего грех, находится как бы в отчуждении от всего мира, поэтому его молитва не может проникнуть в это Пространство до тех пор, пока человек не получит положенное ему наказание. В течение не менее сорока дней его молитва не принимается, т.к. его душа считается отторгнутой. Но после того как человек совершил полное исправление, его молитва принимается, а грех прощается.

На том же высоком месте также стоят ангелы, наказывающие тех людей, что умышленно дают плохие советы, включая и такие, от которых нет вреда. Ангелы рассматривают плохой совет и иногда аннулируют его; для этого они так влияют на слушающего, что тот не принимает этот совет — например, не верит ему. Еще в их обязанности входит наблюдение за людьми, творящими добро, а также за теми, кто искренне решили исправиться, но обстоятельства не дают им совершить исправление (например, хотят попросить у обиженного человека прощения, но не могут, поскольку тот уехал). Помогают они и тем, кто утешают бедных добрыми речами, когда не могут помочь им делами. И тем, кто идут выполнить заповедь. И тем, кто оказывают милость усопшим, помогая на их похоронах. И тем, кто задумали совершить плохое дело, но удержались. И тем, кто стараются учить Тору и посылают учить Тору своих детей. И тем, кто навещают больных, помогая им совершить исправление, — чтобы, не дай Б-г, не умерли без исправления, ибо это главное в посещении больных; и если им удается воздействовать на больного так, что он совершает исправление, то тем самым страждущий исцеления избавляется от многих бед; об этом сказано в Писании: "Счастлив тот, кто понимает бедного, — в день его собственного бедствия Всевышний спасет его", — отсюда мы видим, что помогающий попавшему в беду сам будет спасен в дни бедствий, когда мир предстанет перед Судом. Мы перечислили всех, за кем смотрят эти ангелы, воздавая каждому по его делам.

Пространство четвертое

Четвертое пространство во многом важнее предыдущих, ибо через него сообщается миру о Величии Творца. Предназначено оно для соблюдающих Тору. Также в нем выносятся все решения и принимаются все постановления — как добрые, так и плохие. Это пространство, в которое ведут четверо врат, не похоже на другие тем, что оно делится на четыре внутренних подпространства — одно вложено в другое.

В первых вратах стоит ангел, к которому поступают постановления Высшего небесного суда. Получив постановление, он прежде всего знакомит с ним специального ангела-разрушителя, который управляет всеми бедствиями мира. Одновременно выходят ангелы-глашатаи и объявляют в небесах: принято такое-то решение! То же самое сообщается всем живущим: в первую очередь птицам, а также через ночные веяния — спящему человеку, чтобы знал о грозящих ему неприятностях. Если же речь идет о царях или целых странах, на которые обрушится засуха или другая беда, а также об изменениях в миропорядке, то объявления об этом посылаются на землю до тех пор, пока не станет известно царю.

Во вторых вратах стоит ангел, который для каждого человека собирает все его заслуги. Если у человека хороших поступков больше, чем плохих, то этот ангел воздает ему соответственно добром. Например, стоит человеку заболеть или попасть в опасное положение, как сразу тот ангел бросается его защищать. Для этого он открывает "книгу" его заслуг, которые ежедневно туда записываются, и зачитывает ее.

В третьих вратах стоит ангел, роль которого — собирать все проступки человека и класть их на чашу весов. Причем на другой чаше весов лежат его заслуги. Рядом с ангелом стоит множество ангелов-служителей — одни "плохие", другие "хорошие", каждые со своей стороны. Если заслуги человека перевешивают его грехи, то ангелы, что стоят слева, берут постановление о нем и прячут до тех пор, пока заболевший не избавится от грехов. Но если перевешивают грехи, тогда "плохие" ангелы одолевают заболевшего — пока не умрет, после чего забирают его душу для наказания.

В четвертых вратах расположены те самые весы, на которых взвешиваются заслуги и прегрешения человека. Они называются Весами правосудия. Управляют ими два ангела; один занят заслугами, другой — грехами. Там же стоит большой ангел, распоряжающийся всеми просьбами и молитвами, в которых люди просят им что-то дать. Некоторые просят денег, другие детей, третьи здоровья и т.д. Тот ангел задерживает просьбы, чтобы раз в сорок дней передать те, что он собрал, в Высший небесный суд, где заседают семьдесят два судьи, причем каждую просьбу они рассматривают отдельно. Если просьба признана обоснованной, ее удовлетворяют, для чего вручают ее двенадцати исполняющим ангелам.

В распоряжении того же большого ангела состоят еще четыре ангела-служителя — по одному с каждой стороны света. Они занимаются теми, кто соблюдают субботу как положено. Как это происходит? Выше уже говорилось, что есть в Пространствах "река", которая бурлит кипящим огнем. Так она ведет себя всю неделю, но с наступлением субботы успокаивается. И тогда встает тот большой ангел в центре Четвертого пространства, на специально подготовленное место, где уже установлены субботние столы для всех евреев мира, которые в это время освящают субботу на земле. Великое множество ангелов восседает за этими небесными столами. Идет большой ангел мимо столов и у каждого останавливается. Если стол особо красиво украшен, то он поднимает его и возглашает: "Вот субботний стол такого-то. Вот как он справляет субботу. Да будет благословлен!" И все окружающие ангелы отвечают: амен! Таким же образом благословляют каждого, кто справляет в субботу все три положенные трапезы.

Пространство пятое

Из этого Пространства нисходят свет и сияние, освещающие четыре пространства, о которых рассказано выше. Здесь тоже есть свои врата. В них стоит большой ангел, задача которого быть защитником еврейского народа перед Судом Всевышнего. Он не дает осуществиться козням врагов евреев.

Здесь же находится Чистая Любовь.

Под началом главного ангела состоят все ангелы-распорядители. Он также он распоряжается всеми вратами всех пространств, поскольку в его руках — ключи от них. Три раза в день приходят к нему ангелы-распорядители, чтобы получить от него указания. Тут же находятся все души и формы, которым еще предстоит родиться. Ни разу со дня Творения это место не было пустым. Когда родятся все души, которым положено родиться, — лишь тогда придет Машиах.

Еще обитают в том Пространстве два других больших ангела, которые отвечают за любовь между Всевышним и еврейским народом. Когда евреи любят своего Небесного Отца, все то Пространство наполняется светом доброты, милосердия и прощения. Те же ангелы заботятся о том, чтобы каждый, с любовью и по правилам читающий молитву Шма-Исраэль и любящий делать добро другим людям, получил соответствующую награду. Когда кто-то творит добро на земле, эти ангелы свидетельствуют об этом на небесах и просят для него награды.

Пространство шестое

В нем шесть врат: по одному с каждой стороны света, одно наверху и одно внизу. Называются они — Воля Творца. У Главного ангела Шестого пространства собраны все тайны этого мира.

На восточной стороне стоит ангел, занимающийся излечением больных. Есть там и ангелы, наблюдающие за родами. Когда женщина рожает, приставленный к ней ангел "поднимает" все ее поступки и, если она заслуживает, он помогает ей. Ни один из ангелов других пространств не знает о принятии решений, что совершаются здесь. Лишь когда открываются врата, все видят по этому хорошему признаку, что в мир нисходит добро. В это Пространство не проникает ни одна молитва, если она недостаточно важна и красива. В это Пространство поднялась душа Моше Рабейну, когда покинула земной мир. Здесь же "принимают" кровь младенцев, которым делают брит-милу на восьмой день после рождения. И здесь "выслушивают" чистые и безгрешные голоса еврейских детей, когда они изучают Тору. Эти голоса поднимаются на небеса, благодаря чему держится весь мир. Ибо нет ничего дороже в глазах Всевышнего.

Пространство седьмое

Самое важное из всех пространств. Называется оно — Святая Святых. Для всех оно закрыто и опечатано. Сюда впускаются только святые души, покинувшие земной мир, чтобы насладиться сиянием Всевышнего. Здесь они ждут прихода Машиаха, на которого надеемся и мы3.

3 В этом месте автор комментария приступает к подробному описанию Семи нижних (обратных, перевернутых) пространств, они же — ад, Гееном. Мы их не приводим из-за обилия специальных терминов, затрудняющих перевод, а также по причине мрачности картины, описывающей муки грешников.