Ноябрь 2017 / Кислев 5778

ПРЕДИСЛОВИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Миссионерская деятельность с каждым годом представляет все более серьезную угрозу для еврейской молодежи всего мира. В сборнике обсуждаются проблемы, вставшие перед евреями в свете миссионерской активности. Какова аргументация "ловцов душ"? Что является ложью, а что истина в их пропаганде? Почему миссионерам надо, чтобы евреи крестились? Почему наш народ продолжает быть верным Торе?

Взявшись за перевод на русский язык сборника статей, который увидел свет более двадцати лет назад, мы преследовали вполне конкретную задачу. И эта задача полностью совпадает с той, что стояла перед авторами сборника. Опасность активного миссионерства, работающего среди евреев, — вот что вдохновило нас на перевод. Причем неожиданно оказалось, что вся аргументация авторов, говорящих с американским читателем той поры, выглядит на удивление актуальной и для русскоязычного еврейского читателя наших дней.

Мы стоим перед той же проблемой, хотя и пришли к ней совсем другим путем. Американский молодой еврей, если он не происходит из ортодоксальной семьи, разуверился в искренности иудаизма, ставшего рутиной, необязательным обрядом в тех общинах, где жива еще память о еврейском происхождении, — но не больше. Российский еврей никакого иудаизма не знал вовсе. Но и на того, и на другого обрушились "ловцы душ" из миссионерских движений разного толка. И вдруг оказалось, что ни тот, ни другой не готовы к тому, чтобы устоять против этого натиска. Нет контраргументов, нет истинных знаний, нечего противопоставить. Все предыдущие еврейские поколения были вооружены Торой в этой вечной войне, навязанной нашему народу последователями Иисуса. Наше поколение — первое, представшее без оружия.

В свое время христианство победоносно завоевало почти все страны Европы. Его распространению помешал только ислам, который сам молниеносно, в течение двух столетий распространился по просторам Передней и Средней Азии, Северной Африки и даже проник в Южную Европу. Обе эти религии и поделили между собой весь тогдашний цивилизованный мир, не затронув фактически только Дальний Восток. В нашей части "ойкумены" не осталось народа, не вошедшего в один из этих "лагерей", — все признали либо Коран, либо Христа.

И только евреи не изменили своей религии. Если говорить на уровне всей еврейской нации, то ни одна община не изменила Торе. Почему? Ответ прост. Обе мировые религии — и христианство, и мусульманство — несли в себе большой духовный заряд, явившийся откровением для язычников той эпохи: они были этическими религиями. Самым активным в них было именно то ядро, которое они приняли от иудаизма, — впрочем, ядро, ослабленное уступками идолопоклонным традициям той поры, без чего ни христианству, ни мусульманству не удалось бы привлечь в свои ряды толпы новообращенных. В итоге, все, кто увлеклись их основными доктринами и положениями, совершили своего рода подъем — от бездуховности к духу, от мира варварского идолопоклонства к цивилизованности. И только для евреев принятие новых религий означало потерю духовного потенциала, спуск, падение.

И вот ныне, после развала Советской империи, объявившей религию своим врагом и преуспевшей в борьбе с ней, российские евреи оказались в положении тех народов, которые издревле, на заре своих национальных историй столкнулись впервые с христианской идеей. Им нечего противопоставить этой идее. Они способны ею увлечься. И ничего бы в этом плохого не наблюдалось, когда бы наш народ не имел Торы, то есть того, с чего евангельские откровения являются всего лишь калькой, причем калькой не самой удачной, оттиском измененным, перевранным.

Какие чувства испытывает молодой, эмоционально восприимчивый, интеллигентный человек, не совсем далекий от духовных исканий, когда впервые сталкивается с образом Иисуса? Он может очаровать его. И чем ниже опускается мораль окружающей действительности, тем светлее этот образ. Учение о всепрощении и отказе от агрессивности, учение о святости — не может не привлечь, не заворожить жаждущую духовности душу. Есть в христианстве своя красота, действующая неотразимо. Чего стоит одно только правило: "Ударили тебя по одной щеке, подставь другую"! То есть, прости своего врага, и он перестанет быть врагом. Отныне все люди — братья! Правда, во Христе, но это неважно, главное — братья.

И невдомек прозелитам, что все христианские идеи о братстве — подражание еврейскому закону о любви к своему ближнему. С тем отличием, что, согласно иудаизму, такого уровня смирения, когда подставляешь под удар щеку, можно потребовать от себя, но не от других!..

Христианство — шаг назад по сравнению с иудаизмом. Об этом надо знать евреям. Поэтому наш сборник обращается исключительно К ЕВРЕЯМ. Ибо у нас нет желания ни спорить с христианами по существу их религии, ни опровергать серьезность их установок. Все, что нам кажется необходимым, — это только защищаться, когда на нас нападают. А иначе как нападением нельзя назвать деятельность разного толка миссионерских организаций, активно развернувших свою пропаганду в среде русскоговорящих евреев. Причем нам не важно, кто они, эти новоявленные "ловцы еврейских душ" — иудео-христиане, православного ли толка, последователи пропагандистов-выкрестов, или католики, протестанты и т.д. Все они выступают против нашей Торы! И мы не можем сидеть молча, когда видим, как еврейская молодежь поддается на их уловки.

В данном сборнике, главным автором которого является известный американский раввин и ученый Арье Каплан, благословенна память праведника, мы нашли ту аргументацию, с которой хорошо бы познакомиться молодым евреям, впервые столкнувшимся с натиском миссионеров. Конечно, лучшей защитой было бы знание Торы, но может помочь и то, что называется "ликбезом" в духовной области. Необходимо знание хотя бы основ Торы, нескольких исторических сведений о возникновении христианства, о том, в чем состоит цель миссионерства как такового, что лежит за всеми легендами об основоположнике христианской религии.

Мы не вступаем в спор с христианами, мы помогаем тем евреям, которые нуждаются в аргументации "отказа" при атаке на них со стороны миссионеров. Но если наше участие и нашу помощь кто-то склонен назвать участием в споре двух религий, то подчеркнем, что в этот "спор" мы вступаем без всякой охоты, поскольку всегда считали и считаем, что лучший способ укрепления иудаизма состоит не в критике других религий, а в тщательном соблюдении законов своей собственной веры. Настоящий иудаизм, иудаизм Торы, не нуждается в извинениях и компромиссах...

В заключение добавим, что все цитаты из "Нового завета" взяты нами не из канонических текстов православного, например, толка, а с греческого оригинала (в английском, впрочем, издании, со всем научным аппаратом). Такой шаг нам показался более честным и объективным.

Имя Творца — там, где представлена еврейская концепция, — мы пишем, как принято, через дефис: Б-г. В тексте, представляющем нееврейские воззрения, оставляем полное написание.

Важное замечание: при цитировании стихов Танаха вместо распространенного при переводах на русский язык имени Ашем мы используем термин Ашем, что, строго говоря, означает Имя с большой буквы, в данном случае Имя Всевышнего. Так принято у евреев, и мы не видим причин менять здесь этот обычай.

И последнее. Имена еврейских пророков и царей мы приводим в их еврейском написании: Йешаяу вместо Исая, Шломо вместо Соломон и др. То же самое — о названиях книг Святого Писания: Берешит вместо Бытие, Теилим вместо Псалмы и т.д. Хотя кое-где нами оставлены знакомые для русскоязычного читателя варианты, например, Моисей, но не Моше, как должно быть на еврейском языке. Что касается самого основоположника христианского вероучения, Иисуса, то, вопреки еврейской традиции, мы решили не называть его тем именем, которое ему было дано при обрезании — Ешу — и на которое, как свидетельствует Талмуд, он всю жизнь отзывался. Раз последователи называют его Иисусом, греческой формой имени Ешу, то пусть так и останется при переводе этой книги. (В последнее время, правда, появилась "писательская" мода называть его Иеошуа, но на то нет никаких серьезных оснований.)

Наше поколение особенно восприимчиво к словам Торы. Пусть миссионерская угроза послужит нам сигналом для начала массового движения за возвращение к Торе каждого молодого еврея, отрезанного от своих корней, но страстно желающего услышать голос Истины.

Почти два тысячелетия христианские миссионеры убеждали евреев принять их веру, но всякий раз терпели неудачу. Что двигало нашими предками? Почему они оказались столь "неуступчивыми"?