Ноябрь 2017 / Кислев 5778

ВВЕДЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Если спросить человека "с улицы", что для него означает иудаизм, девять из десяти ответят: суббота, праздники, синагога, законы питания, обрезание, траурный обряд.

Но все это лишь малая часть иудаизма — системы, которая охватывает все стороны жизни: отношения между личностью и обществом, личные взаимоотношения, типы поведения, отношения между мужем и женой, между начальником и подчиненным, профессиональную и деловую этику, домоводство, взаимоотношения в общине, обществе и государстве. Другими словами, иудаизм — это искусство жить во всех его проявлениях. Законы, которые регулируют отношения во всех сферах жизни, — такие же четкие, как и те, что определяют правила питания или порядок службы в синагоге. Все части Торы, взаимодействуя, служат одной всеобъемлющей цели — созданию справедливого общества, воодушевляемого пониманием того, что человек сотворен по подобию Б-га.

Сказано: "Пути приятные, пути мира — в этом вся Тора" /Талмуд/; "Законы питания были даны, чтобы освятить человека" /Мидраш/.

Но Тора на этом не останавливается. Ее цель — создать идеальное общество, по законам которого захочет жить весь мир, и таким образом все человечество обретет благословение Торы. Всегда, когда речь идет об особых обязанностях еврейского народа. Тора неизменно упоминает и о своей универсальной цели:

"...Моя вся земля, а вы будете у Меня царством когэнов и народом святым" /Шмот 19:5, б/.

"И сделаю тебя народом завета, светом для народов" /Йешаягу 42:6/.

"И благословятся тобой все племена земные" / Брешит 12:3/.

Евреи всегда знали, что им предстоит указать путь развития всему человечеству. Лишь в таком контексте мы начинаем понимать значение мицвот Торы и величие заключенной в них программы.

КОНЦЕПЦИЯ МИЦВЫ

Мицва (мн. ч. — мицвот) означает повеление, или заповедь. Западный мир не знаком с концепцией, согласно которой человек поступает определенным образом потому, что это мицва. В своем поведении мы обычно исходим (если исходим) из моральных соображений, соответствующих системе ценностей, принятой в том обществе, где мы воспитывались и живем. Од-нако в экстремальных ситуациях часто оказывается, что отстоять эту систему очень трудно. Ее модель поведения ненадежна, поскольку она строится на принципах, которые слишком расплывчаты, лишены рационального обоснования. Самым убедительным примером ненадежности подобной системы "моральных ценностей" является нацизм. Мы стали свидетелями того, как нация, которая гордилась своей высокой культурой, всего за несколько лет перевернула свою мораль с ног на голову, что имело катастрофические последствия. На протяжении всей истории человечества великие мыслители, такие, как Платон, Спиноза, Кант, Маркс, создали прекрасные этические системы, которые призывали человека обуздать свое "я" ради блага общества. Все попытки воплотить их в жизнь потерпели крах. Во-первых, великие философы не имели достаточного авторитета. Во-вторых, они не принимали в расчет суровой действительности, не считались с тем, каков
человек на самом деле. Им не удалось разработать конкретной программы, которая помогла бы из существа, целиком сосредоточенного на самом себе и думающего лишь о своем благе, воспитать человека, готового отказаться от собственных интересов ради высших идеалов. Все соглашались, что вышеупомянутые системы прекрасны, но... для кого-нибудь другого.
Система мицвот лишена этих недостатков. Идея мицвы вносит в нашу жизнь мотивацию: мы поступаем так, а не иначе не потому лишь, что считаем это правильным, а потому, что знаем: Б-г хочет, чтобы мы поступали именно так. Благодаря этому в нашу жизнь привносится некое новое, более высокое измерение, которое производит революционное изменение в нашем отношении к себе, к миру, к другим людям. Более того, мицвот действуют на многих уровнях:
они дают нам и общую жизненную ориентацию, и конкретные подробные указания, касающиеся как отношений между людьми, так и отношений человека с Б-гом, — высшей духовной реальностью, находящейся вне нас. Мицвот, касающиеся отношений человека с Б-гом, включают в себя многие символические действия, цель которых — изменить, улучшить нас как на сознательном, так и на подсознательном уровне.

ПО ПОДОБИЮ Б-ГА

Человек способен осознать это более высокое измерение в своей жизни благодаря тому, что он создан "по подобию Б-га". Это значит, что мы наделены свободной волей и, таким образом, способностью превращаться из эгоистов в альтруистов, из тех, кто заинтересован только в том, чтобы "брать", в тех, кто хочет еще и "давать", становясь благословением для тех, с кем мы общаемся в повседневной жизни. Именно эта способность давать и позволяет уподобить человека Б-гу, ибо Тора называет Б-га "Дарующим".
Жалкое зрелище представляют собой "либералы" и "гуманисты", пытающиеся решить проблемы человечества на атеистической основе. Одна из величайших иллюзий двадцатого века состоит в том, что все проблемы человечества могут быть решены одним махом с помощью некоего грандиозного проекта политических и социальных преобразований, игнорирующих то, что составляет глубинную суть человеческой личности.
Наиболее продолжительный и широкомасштабный из этих экспериментов, основанный на марксистско-ленинской идеологии, с треском провалился, что признают и его сторонники. Сегодня уже всем ясно, что атеистическая идеология, тиранившая сознание и извратившая жизнь огромного числа людей, подвергшая их безжалостному угнетению и террору на протяжении более чем половины двадцатого века, отняла у людей свободу и человеческое достоинство, но не смогла обес-печить им даже минимальный уровень материального благосостояния. Жизнь показала, что человек — это не "винтик" в механизме.

ПОВОРОТНЫЙ ПУНКТ ИСТОРИИ?

Но какова же альтернатива?
Западный мир, во главе с Соединенными Штатами Америки, развивался в ином направлении. Безудержный индивидуализм, обеспечивая большинству населения материальное изобилие, делает все более трудным разумное и безопасное наслаждение этим изобилием. Вседозволенность, при которой каждый может делать все, что ему заблагорассудится, приводит к тому, что снова страдает человеческое достоинство и свобода человека фактически ограничивается. Как и упомянутые раннее этические системы, эта система, несмотря на провозглашаемые ею высокие идеалы, потерпела неудачу при ее реализации на практике по той простой причине, что и она игнорирует необходимость перестройки человеческой личности. Плюрализм привел к отрицанию самого существования критериев истинной человеческой жизни, к исчезновению разницы между "хорошо" и "плохо", "правильно" и "неправильно", и он не может породить морально устойчивое общество. Как заметил верховный судья США Девлин , "если мужчины и женщины пытаются построить некое общество, не договорившись об основном — что считать добром, а что злом, — они обречены на неудачу". Там, где утрачен смысл высших ценностей, там в ужасающих масштабах будет расти злоупотребление наркотиками, преступления и загрязнение окружающей среды.
Нельзя не прийти к выводу, что либеральная атеистическая философия, столь долгое время господствовавшая в общественной мысли Запада, нуждается в решительном пересмотре. Уже теперь очевидно, что в конечном счете она, так же, как и марксизм, обречена на провал. В некоторых кругах уже чувствуются определенная готовность и желание рассмотреть те альтернативы, которые ранее отвергались с порога. Сегодня мы находимся в поворотном пункте истории человечества. Может быть, именно сейчас настало время подумать о том, что может дать ищущему духу человека, в первую очередь еврея, идея мицвы.

АКТУАЛЬНОСТЬ ТОРЫ

Эта книга основана на убеждении, что Тора, данная нам более трех тысяч лет назад, актуальна и сегодня.
Она, правда, предстает перед нами облаченной в одежды второго тысячелетия до новой эры. В ее рассказах на каждом шагу встречаются то корова, то осел, то мельничный жернов; ее быт наполнен при-
вычками и обычаями, характерными для тех давних времен. Но тому, кто способен за внешним покровом увидеть и постичь внутренний смысл происходящего, Тора предстанет сегодня столь же актуальной, какой она была тогда. Ее принципы и предписания, переведенные на язык представлений сегодняшнего дня, можно успешно применять при решении насущнейших проблем современного человеческого общества. Объясняется это тем, что Тора рассматривает вечные вопросы межчеловеческих отношений и отношений человека с Б-гом — как на сознательном, так и на подсознательном уровне. Главное место она отводит осмыслению неуловимых звеньев, связывающих человеческое и Б-жественное, сознательное и подсознательное. Тора — это культура и цивилизация, которая, будучи прямо или косвенно источником всех либеральных идей, сформировавших современный мир, в то же время способна указать путь к несравненно более возвышенному и со-вершенному.
Именно это мы имеем в виду, когда говорим, что Тора вечна. И именно это подразумевается, когда речь идет о ее Б-жественном происхождении. Это означает, что Тора получена из такого духовного источника, что с ним не может быть сравним даже самый высокий человеческий разум, — от Того, Кто создал этот разум.
Безусловно, мир, существовавший более трех тысячелетий тому назад, очень мало похож на мир, в котором мы живем сегодня.
Сама мысль о том, что какие-то люди того древнего мира смогли сами придумать и собрать вместе такие законы и принципы, которые обладают вечным значением, попросту невероятна. Поэтому мы поступаем правильно, твердо придерживаясь нашей веры, что Тора дана нам Творцом вселенной.

ПОРЯДОК И ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ МИЦВОТ

Традиционно Тора содержит 613 мицвот, если собрать их все вместе — и предписывающие, и запрещающие. В ней много раз констатировано, что они составляют единое целое, однако их общая схема не сразу становится ясной из Письменной Торы. В течение многих веков делались различные попытки классифицировать мицвот. В Мишне, представляющей собой авторитетное изложение Устной Торы, выполненной раби Йегудой га-наси во втором веке новой эры, мицвот сгруппированы в шесть разделов — сдарим /букв. порядки/, с шестьюдесятью масехот, или трактатами. Мицвот сгруппированы по темам: один седер содержит мицвот, касающиеся ведения сельского хозяйства в Эрец Исраэль, другой — мицвот, относящиеся к шабат (субботе) и праздникам, третий — мицвот, касающиеся гражданского законодательства, и так далее. Этой классификации следует и Талмуд.
Тысячу лет спустя раби Моше бен Маймон (Рамбам, или Маймонид) создал более подробную классификацию; он разделил мицвот Устного Закона на четырнадцать основных групп. Через два столетия после него раби Яаков бен Ашер (известный как автор "Тура") создал свод мицвот, ограничив его теми из них, которые применимы в наше время (т. е. исключил из него законы служения в Храме и связанные с этим галахот — установления). Он сократил число основных групп до четырех, из которых первая ("Орах хайм" — "Образ жизни") охватывает те мицвот, которые сопровождают еврея начиная с момента, когда он просыпается утром, и до отхода ко сну, на протяжении всего года, включая шабат, праздники, дни радости и скорби. Остальные три категории мицвот — это законы питания и все те, что связаны с продовольствием; затем гражданские законы и, наконец, законы семейной жизни.
В настоящей работе мы в принципе придерживаемся обновленной классификации раби Шимшона Рафаэля Гирша, данной им в книге "Хорев", где мицвот сгруппированы согласно их функциям.
В соответствии с этой классификацией мицвот Торы, применимые в настоящее время, можно разделить на пять групп.
ГРУППА 1: Справедливость по отношению к людям
Мицвот, составляющие основу социального законодательства Торы.
ГРУППА 2: Справедливость по отношению к окружающему миру
Мицвот, регулирующие использование нами окружающего мира и получение удовольствия от его благ.
ГРУППА 3: Любовь и забота о людях
Мицвот, усиливающие чуткость осознания нужд людей.
ГРУППА 4: Обогащение окружающего мира
Мицвот, выполнение которых наполняет окружающий мир действиями, угодными Б-гу.
ГРУППА 5: Жизнь духа
Мицвот, обращенные к уму и сердцу и способствующие сближению с Б-гом,
Даже по этой схеме в данной классификации виден определенный порядок. Мицвот первых двух групп имеют целью установление справедливых отношений
- сначала с другими людьми, а затем — со всем окружающим миром. Цель мицвот третьей группы
- поднять уровень отношений с другими людьми от справедливости до любви и заботы. Подобно этому мицвот четвертой группы обеспечивают наше продвижение от справедливых отношений человека с окружающим миром к духовному обогащению этого мира.
Наконец, пятая группа охватывает духовные качества, которые лежат в основе всех мицвот и по сути являются их конечной целью.
Одна из задач этой книги — показать читателю, насколько тесно взаимосвязаны все группы мицвот и что созданы они так, чтобы совместно действовать во имя конечной цели. Какова именно эта цель — усовершенствование ли человека, совершенствование общества или какая-либо иная, должно стать ясно, когда речь пойдет о конкретных мицвот. Эпилог книги предполагает свести воедино все эти отдельные разъяснения и достичь тем самым, насколько это возможно, определенной ясности в этом очень важном вопросе.
Как уже упоминалось, мы следуем классификации мицвот раби Шимшона Рафаэля Гирша. В большинстве случаев приводится и его объяснения этих мицвот. Мы поступаем так потому, что считаем именно его взгляды наиболее созвучными нашему времени.
Деятельность рава Гирша приходится на первую треть девятнадцатого века, период, когда начавшаяся европейская эмансипация дала евреям возможность уйти из гетто и принять участие в социальной, интеллектуальной и экономической жизни своего времени. Опьяненные этим новым для них миром, евреи и еврейки воспринимали традиционный иудаизм с его ограничениями как препятствие на пути к прогрессу. Он представлялся им темным и безжизненным, как и гетто, из которого они вышли; все манящие огни были в новом для них мире.
Рав Гирш, родившийся в Гамбурге в 1808 году, уже в молодости понял, что они совершали роковую ошибку. Он видел, что Тора ведет к цивилизации, идеалы которой гораздо более возвышенны и глубоки, чем идеалы западного мира. Тора не только не препятствует прогрессу, она ведет человечество к наивысшему прогрессу — многие из ее мицвот стали символами самых могучих прогрессивных идей, когда-либо предложенных человечеству. И именно еврейский народ был избран орудием, с помощью которого эти идеи должны быть воплощены в жизнь.
Будучи еще молодым человеком, рав Гирш стремился донести эти взгляды до своих собратьев по вере в Германии. Ему удалось убедить и вдохновить значительное число молодых людей соблюдать мицвот Торы во всей их полноте, не отказываясь при этом от участия в жизни эмансипированного общества Германии 19 века. Рав Гирш стал основателем движения, которое продолжает успешно развиваться и сегодня во многих странах мира, особенно в Соединенных Штатах.
Первой крупной работой рава Гирша была книга "Хорев", которую он адресовал "мыслящим молодым евреям и еврейкам" своего времени. Именно из разработанной Гиршем в "Хореве" системы мицвот и его объяснения значения и целей жизни еврея мы в значительной мере исходим в настоящей работе.

СИМВОЛИКА ТОРЫ

Чтобы правильно понять смысл мицвот, необходимо учитывать их символическое значение. Наиболее ярко это видно в мицвот второй группы (справедливость по отношению к окружающему миру), и таким объяснением мы полностью обязаны гению рава Гирш. Мицвот четвертой группы (духовное обогащение окружающего мира) сама Тора характеризует как символические по своей природе. Далее мы убедимся, что символы играют важную роль и в других группа мицвот.
Нас это не должно удивлять: вся наша жизнь регулируется символами — от рукопожатия до огне светофора. Современные психологи обнаружили, что символы сохраняются в подсознании человека очень долго. Поскольку Торе предстоит жить тысячелетие то неудивительно, что в ней широко использованы символы.
В Торе так много символики еще и потому, что символы очень сильно влияют на сознание человека. Символы не имеют временных пределов, они отзываются в сознании бесконечным разнообразием их значений И даже если мы не осознаем эти значения, они, тем не менее, воздействуют на подсознание, влияя таким образом на побудительные мотивы наших действий.
Следуя за равом Гиршем, мы не останавливаемся на кабалистических объяснениях мицвот. Однако можно обнаружить, что символические объяснения некоторых мицвот часто имеют источники в "Зогаре" и других кабалистических книгах. В этом тоже нет ничего странного, если вспомнить, что кабала исследует в основном мир подсознания, в особенности тех уровней человеческой психики, которые выходят за пределы "эго".

"ОБЪЯСНЕНИЯ" МИЦВОТ

Как правило, рав Гирш относится к мицвот, как к установленным истинам, какими бы оригинальными и новаторскими ни были предлагаемые им объяснения их. Это связано с особенностями его методологии.
Рав Гирш считал, что мицву следует прежде всего проанализировать со всеми ее галахическими подробностями и тонкостями, ибо лишь в результате такого анализа может быть выявлен ее смысл. Это метод, принятый в науке, где теория должна адекватно отражать все известные факты. В данном случае место фактов науки занимают юридические факты Галахи. Рав Гирш называл это "пониманием Торы на основе ее собственных источников". Важной составной частью его исследований были агадические источники и мидраши, поскольку они показывают, как понимали цели и функции мицвы мудрецы Торы.
Возьмем, например, мицву, запрещающую работать в шабат. При поверхностном взгляде может показаться, что в ее основе лежит не что иное, как стремление сделать шабат еженедельным днем отдыха. Но разъяснения Галахи, касающиеся законов шабат, не соответствуют таким представлениям. Так, например, согласно Галахе, тяжелый физический труд не обязательно является осквернением шабат. Критерий, с помощью которого определяют, какой вид деятельности представляет собой осквернение святости шабат, а какой нет, по-видимому, совсем не связан с физическим трудом. Что же является критерием? Ответ на этот вопрос не так прост.
Те, которые довольствуются поверхностным анализом, просто игнорируют эту проблему. Но рав Гирш не пожелал ее игнорировать. Путем блестящих аналитических рассуждении он вывел из данных Галахи некоторые важные принципы, и его оригинальная интерпретация сложных законов шабат на основе этих
принципов делает эти законы вполне объяснимыми.
Тем не менее следует помнить, что во многих случаям объяснения мицвот — не более чем теоретические рас суждения, и именно в качестве таковых их следуем принимать. Более того, для многих мицвот имеются различные объяснения, но в этой книге мы, следуя зг равом Гиршем, даем лишь одно, его объяснение.
Преданность верующих евреев Торе никогда не за висела от того, понимают ли они до конца смыс. г какой-либо отдельной мицвы или нет. Тора требует чтобы еврей принимал ее мицвот как веления Б-га Объяснения мицвот нужны лишь для более глубокого их понимания, а не для "оправдания". Даже если сейчас у нас нет удовлетворительного объяснения какой-либо мицвы — у нас есть вера в Б-га и в разум наших мудрецов, а также в то, что такое

"ПОЧЕМУ МИЦВОТ ТАК СЛОЖНЫ?"

Часто можно услышать вопрос: "Почему мицвот так сложны?"
Это похоже на вопрос профессора Фримана Дайсона относительно молекулы ДНК и других сложных механизмов жизни: "Почему жизнь так сложна?" По поводу разнообразия и сложности физических частиц и сил тоже можно было бы спросить: "Почему материя так сложна?"
Мы живем в крайне сложном мире и являемся, даже только в физическом смысле, чрезвычайно сложными существами — и это неопровержимый факт. Мозг каждого человека содержит более десяти миллиардов нейронов, и они на протяжении всей нашей жизни находятся в постоянном взаимодействии. Наш мозг представляет собой самое сложное устройство из всех известных в мире. Такое невероятно сложное устройство дано человеку потому, что перед нами, людьми, использующими мозг, стоят очень сложные задачи — как в сфере взаимодействия с окружающим миром, включающим в себя других людей, так и в отношениях с Б-гом — источником нашего существования. Понятно поэтому, что примитивные правила типа "чем больше, тем лучше" совершенно непригодны для нас — ни как для людей, ни как для евреев, которым приходится решать столько духовных проблем.