Ноябрь 2017 / Кислев 5778

Лицо поколения... Союз Эсава и Ишмаэля

В послании Рамбама к йеменским евреем есть одно интересное место в той части, где он говорит о приходе Машияха. Там сказано так:

Но на времена эти уже был пролит свет речениями Даниэля, Йешайяу и других наших учителей, благословенна память их: пришествие Машиаха состоится, когда окрепнет власть Эдома и Аравии и царства их широко раскинутся на земле, — так, как ныне. В этом нет сомнения, и от этого невозможно отрешиться. Даниэль, рассказав о царстве Ишмаэля и о появлении Мухамеда, говорит вслед за этим о пришествии Избавителя. И точно так же Йешайяу разъясняет, что указанием на предстоящий приход Машиаха станет появление безумца. Ведь сказал Йешайяу: «И увидит колесницу с парой наездников, всадника на осле, всадника на верблюде, и прислушается внимательно, с великим вниманием» (Йешайя 21:7). Всадник на осле — это Машиах, о котором сказано: «беден и восседает на осле и на осленке, сыне ослицы» (Захарья 9:9).

И он явится сразу же, как только возникнет всадник на верблюде, а это царь аравийский. "Пара наездников" - союз двух народов, а именно Эдома и Ишмаэля. Это становится ясным из описаний сна об идоле (Даниэль 2) и сна, упомянутого выше (Даниэль 7), из того, что буквально сказано (в книге Даниэля), - но истинный срок (конца дней) доподлинно не известен.

Рамбам утверждал, что соединение – это военный союз, и в те дни он как раз был. Он считал,  что это и есть тот признак.

Как мы уже знаем, Машиях не пришел ни тогда, ни еще много раз, когда в истории происходили различные политические и эконмические союзы между европейскими и исламскими народами. Так неужели предание, на основании которого  Рамбам построил свое утверждение, неправда?! В доказательство этому приданию Рамбам приводит стихи писания, неужели это придание неправильное?

Прежде всего нужно разложить утверждение Рамбама на две составляющих. 1-я – это традиция, которую он получил касательно объяснения стихов. 2-я – это ее толкование, предложенное Рамбамом, что речь идет об обычном союзе, и это то, что имело место быть в тот период.  Толкование Рамбама не оправдалось, как было сказано выше. А вот по поводу традиции относительно толкования приведенным им стихов, не будем делать поспешных выводов. Я хочу предложить новое толкование, которое мне кажется очень логичным. Понятно, что нельзя полагаться на новую трактовку в алахе, но в нашей теме ничего плохого от еще одного варианта понимания не произойдет.

Соединение Эйсава и Ишмаэля, упомянутое в Торе

Берешит 28:

6. И увидел Эсав, что благословил Ицхак Йаакова и отпустил его в Падан-Арам, чтобы взять ему оттуда жену, (и) благословляя его, повелел ему так: Не бери жены из дочерей Кенаана; 7. И (что) послушал Йааков отца своего и матери своей и пошел в Падан-Арам. 8. И увидел Эсав, что плохи дочери Кенаана в глазах Ицхака, его отца. 9. И пошел Эсав к Ишмаэлю и взял Махалат, дочь Ишмаэля, сына Авраама сестру Невайота, сверх жен своих себе в жены.

Раши -  сверх жен своих

Прибавил злодеяние к своему злодеянию, не отослав первых (жен).

Мы бы подумали, что Эсав взял дочь Ишмаэля, чтобы почтить родителей. Но мудрецы, слова которых приведены в Раши, говорят иначе: " Прибавил злодеяние к своему злодеянию…". Т.е. он понял, что его жены достаточно нечестивы, и решил сделать еще шаг в этом направлении. Но почему именно дочку Ишмаэля?

Вилинский гаон объясняет следующее: ( Известно, что Авраам является проявлением хеседа, а Ишмаэль – это извращенный, неправильный вариант этой черты. Ицхак раскрывает мидат а-дин, а негативная сторона этой черты – это Эйсав. Яков – это золотая середина, объединяющая качества Авраама и Ицхака.) Когда Яков пошел строить еврейский народ, Эйсав решил создать людей, которые смогут противостоять Якову. Поэтому он хотел создать тех, кто объединяет в себе нечистоту Эйсава с нечистотой Ишмаэля. (Известно, что если в строении святости все начинается с хеседа, как сказано: " Хесед выстроит мир " (Тээлим 89:3), то в стрении сил зла начало в дине, т.е. Эйсав там главный).

Видимо, что Эйсав не случайно взял в жены нечестивок, и на тот момент этого было достаточно. Однако, когда пришло время появиться еврейскому народу (он же не знал, что Яков прежде пойдет в ешиву Шема и Эвера), то нужно было создать народ, противоположный  Израилю со стороны духовной нечистоты.

Очевидно, что такое соединение Эйсава и Ишмаэля намного более основательное и значимое, чем обычные временные военные или экономические союзы. Известно правило: "Деяния отцов – знак для потомков". Так вот, давайте подумаем, когда  в истории произошло нечто подобное деянию Эйсава. Прежде обратим внимание, как выглядело то слияние: он взял дочь Ишмаэля себе в дом, который существовал уже 20 лет, т.е. там были свои устои и ценности, привычки и жаргон. Т.е. кроме того, что обычно жена подчинялась мужу в те времена, она попала в эйсавовское окружение. Но при этом, она должна была остаться исмаэлиткой по утверждению гаона. Ведь иначе – дети были бы просто детьми Эйсава и мало чем отличались от остальных детей, о Эйсав хотел симбиоз Эйсава и Ишмаэля.

Так вот мне кажется, что до последнего времени ничего подобного не происходило. Если христиане захватывали мусульман или наоборот, они обращали захваченных в свою веру, а непокорных убивали. В результате захваченные очень быстро ассимилировались с захватчиками, и уж точно, их дети, и становились частью того народа и культуры.

А в наше время мы видим уникальное явление. Огромное количество исмаэлитов попадают под влияние европейской культуры, учатся в европейских школах, им промывают мозги европейские учителя, медиа и интернет. И при этом они остаются мусульманами, никто на них не давит. Это явно похоже на тех детей, которых хотел вырастить Эйсав, исмаэлитов, выросших в среде Эйсава. Вполне вероятно, что именно про это говорили стихи, приведенные Рамбамом.

Еще одно косвенное подтверждение сказанному. Известно сказанное в "Нефеш а-хаим": мир выглядит таким, каким его делают евреи своими поступками. О нашем поколении сказали мудрецы в трактат Сота (49б): "Лицо поколения, как лицо собаки". Это означает, что духовные болезни нашего поколения выглядят таким образом.

Теперь приведем несколько источников, и перед нами предстанет очень интересная картина.

Виленский гаон в книге "Яhель Ор": есть три "клипы" (нечистых оболчки): бык, осел и собака. И они два общих дурных качества – гнев и вожделение, т.е. Эйсав и Ишмаэль". А в книге "Тора ор" (57): "А (нечистота) собаки – это порождение соития быка и осла".

Рамхаль в "Адир бе-маром" (стр.10): "У места, которое раскрывают при обрезании, есть три покрытия, устранить которые нужны три действия: обрезание,  разрыв и отсасывание крови. (Здесь не суть важно объяснять эти понятия). И их тайна – Эйсав, Ишмаэль и сброд (, который вышел из Египта). И они абсолютно параллельны трем праотцам (со стороны зла).

Т.е. мы видим, что происходящие от соития Эйса с Ишмэлем, и сброд несут в себе нечистоту собаки.

О том, что в конце дней еврейский народ будет под властью и влиянием сброда, вышедшего из Египта, виленский гаон говорит во многих местах на основании святого Зоара, и мы приведем одно из мест святого Зоара, где говорится об этом (том 2, стр. 120б): "Когда будут выходить из изгнания, то будут разбиты, пока не будут отобрана пшеница от соломы и шелухи сброда, вышедшего из Египта, и евреи выделятся из их среды".

Из выше сказанного выходит, что еврейские души погрязнут среди сброда, вышедшего из Египта, точнее говоря, носителей тех душ в среде еврейского народа. Они стоят против качества Якова, т.е. обладает нечистотой собаки, порожденной соитием нечистоты Эйсава и Ишмаэля. Теперь понятно, почему лицо поколения подобно лицу собаки: мы будем подвержены их влиянию, что, несомненно, оразится на нашем поведении. А это в свою очередь приведет к тому, что эта нечистота проявится в мире по правилу, сказанному в "Нефеш а-хаим". По логике вещей, должны появиться люди, несущие эту нечистоту, т.е. порожденные соитием Эйсава и Ишмаэля. И действительно, мы наблюдаем это в наши дни.

Из всего вышесказанного логично предположить, что предсказания пророков о периоде перед приходом Машияха, приведенные в послании Рамбама, и высказывания мудрецов из трактата Сота и из святого Зоара, приведенные выше, совпадают и говорят об одном и том же. Следовательно, имелось в виду не обычные, временные союзы, а соитие, подобное произошедшему в деяниях отцов, о котором мы говорили выше.

Понятно, что спасти слова пророков от подозрения – это великое дело. Надеюсь, что с Б-жей помощью нам это удалось.

Что мы должны из этого выучить?

Все уже пересыщены несбывшимися обещаниями о приходе Машияха, и я не собираюсь добавлять масла в огонь. Однако вышесказанное очень важно для того, чтобы понять нашу задачу в этот период. Ведь для того, чтобы воевать, "врага нужно знать в лицо". То, что сегодня "лицо поколения, как лицо собаки" очевидно всем. Я вспоминаю, что когда-то на уроке мой великий учитель, рав Ицхок Зильбер, благословенна  память о праведнике, обучал нас этой гмаре и давал свои комментарии (иногда от имени своего отца). Я спросил его: "Рав Ицхак, а что Вы скажете про "Лицо поколения, как лицо собаки"? " Он посмотрел на меня очень грустно (что было ему совершенно не свойственно) и ответил: "Ты что, сам не видишь?"

И хотя это совершенно тривиальные вещи, все-таки, упомянем какие-то аспекты, просто чтобы заново пробудить в себе чувство неприязни к неправильным вещам.

Вначале приведем отрывок из статьи рава Айзека Шера "Святость Израиля".

ОБЪЯСНЕНИЕ ПОНЯТИЯ СВЯТОСТИ

Мы уже упомянули, что самоограничение и стыдливость являются проявлениями святости. В чем же заключается суть святости, что это такое? Понятие святости нужно учить из законов посвящения. Нейтральную, будничную вещь человек может освятить, сказав: «это свято». В таком случае эта вещь, например животное, становится освященной. Тогда она попадает в категорию святых вещей и на нее распространяются соответствующие законы, в основном запрещающие будничное использование и предписывающие или принести ее в жертву, или отдать на пользование в Храм. Будничное может стать святым, нечистое же невозможно освятить никоим образом.

Этому правилу и учит нас Рамбан. Вожделение – это будничная вещь, в ней нет нечистоты, не дай Б-г. ... Если их освящают – они станут святыми, а если оскверняют, то станут нечистыми. Это великое правило обязан четко знать каждый еврей.

Синонимом святости является собственное достоинство. Про коhена сказано: «И освящай его, потому что он приносит в жертву «хлеб» твоего Б-га, пусть будет у тебя святым» (Ваикра 21:8). А именно – его первым вызывают к Торе, ему предлагают благословлять трапезу для всех, он первый выбирает себе порцию на трапезе, как объясняют мудрецы в трактате Гитин (59а). Следовательно, освящать означает − почитать.

Тора несколько раз повторяет заповедь освящения: «Святыми будьте и освящайте себя, так как свят Я – Ашем, освящающий вас». Речь идет, прежде всего, о самоограничении на запрещенные половые связи (см. Раши на Ваикра 19:2), еду (Ваикра 11:44, 20:26) и идолопоклонство (там же, 19:4). На народе, который Тора столь уважительно именует «Адам»[1], и «Сын Мой, первенец Исраэль» (Шмот 4:22), лежит обязанность не ронять своего достоинства. Не портить свою душу запрещенной едой, развратом и идолопоклонством. Три вышеупомянутых греха сильно понижают духовный уровень человека. Еврей должен руководствоваться только разумом  и быть подобным Творцу, благословенно Имя Его. Он всегда стоит перед Всевышним, чтобы служить Ему и любить Его, как любимый сын перед безгранично любящим отцом. Это имела в виду Тора, повелевая «святыми будьте и освящайте себя».

По поводу позорности похоти и необходимости ее удаления из наших сердец сказано: «Не будьте как конь или мул, без понимания» (Теилим 32:9), как объясняется в святом Зоаре к гл. «Кдошим». Настоящее отдаление от похоти состоит в том, чтобы прекратить воображать сцены, порожденные ею. Когда человек начнет размышлять, как ему отдалиться от этого, и начнет работать над собой, чтобы не быть подобным коню и мулу, и когда ему удастся проникнуться святостью интеллектуальной жизни согласно Торе… .

Рав Айзик в той статье разъяснял определенную тему и поэтому раскрывал конкретный аспект святости. Но мы хотели взять оттуда определение самого понятия – это достойное поведение, которое присуще человеку, обладающему чувством собственного достоинства.

Теперь только осталось добавить, что наши учителя говорят, что в устной торе понятия "мэлех" (царь) и келев "(собака) – это антонимы. Царь – это самая уважаемая и почитаемая личность в государстве, "собака" в устной торе – это синоним позорного, низменного животного. Получается, что вести себя достойно – это и есть та святость, стремиться к которой нас обязала Тора. Это включает в себя достойное одеяние, достойное, интеллектуальное поведение во время еды и других наслаждений, чистая речь, незагрязненная дурными словами. Это включает себя быть честным и соблюдать обещания и заверения. Бережно относиться к своему времени, способностям и имуществу, использовать их рационально, а не убивать время за пустыми, бесплодными занятиями. И еще многое, ведь все не перечислишь. Всеобщая атмосфера сегодня – полная противоположность вышеперечисленному: наглость, беспардонная развязность, тупость, вранье. Так вот прочитав эту статью, читатель может понять, что это и есть "лицо поколения как лицо собаки", когда мы тонем в среде сброда, вышедшем из Египта. Всем этим дурным качествам нет никакой легитимации с точки Торы. Мы должны предпринять все усилия, чтобы вести себя правильно и достойно. Устоять против общего течения падать вниз – это наша задача в этот период.

 

[1] Приводят в книгах от имени Ари заля, что в Торе у человека есть несколько названий, выражающих духовную градацию: адам, иш, гевер, энош.  Слово адам означает человека на уровне близком к идеальному.