Ноябрь 2017 / Кислев 5778

Государство Израиль

Государство Израиль

Возрождение государства Израиль на его собственной территории — спустя 2000 лет! — весь мир рассматривал как нечто сверхъестественное и неслыханное в истории. У людей разного общественного положения это событие вызвало восторг и надежду, даже пессимисты чувствовали себя приободренными. Неужели предсказания древних пророков Израиля становятся реальностью? Неужели еврейский народ поднимается из пепла и над Израилем встает солнце новой эры? Возможно ли в нынешних условиях возрождение еврейского государства ex nihilo, дабы воплотить в жизнь Законы Моше и выполнить Б-жественную миссию — направить человечество на путь всеобщей справедливости, правды и мира? Ибо таким в глазах всего мира был традиционный образ еврейского народа — народа, преданного Б-гу, наставлениям Его Торы и Его пророков. Именно евреи всегда больше других желали наступления нового века и стремились делами приблизить его начало. И больше других они страдали от постоянных раздоров и войн, которыми был отмечен долгий и извилистый путь человечества на нашей планете.

Ощущение приподнятости и радостного удивления охватило вернувшийся на родину народ, когда в качестве официального государственного символа было принято изображение древней меноры. Пока евреи жили на своей земле (до 70 г. н.э.), в Священном Храме во время службы неизменно зажигалась менора: она символизировала свет Б-жественного Учения и напоминала Израилю о необходимости постоянного нравственного очищения.

Однако не только менора служила связующей нитью между образованием еврейского государства и обновлением древнего еврейского духа. Название Израиль также связывает землю еврейского народа с его великой миссией. Наш праотец Яаков и его потомки назывались Израиль — "борцы за Б-га и человека" (Берешит 32:29), ибо им было предначертано бороться за признание Б-га всеми людьми, добиваясь таким образом спасения человечества.

Тем более удивительно, что за сорок лет существования нового государства секулярное руководство Израиля постоянно пыталось игнорировать еврейскую веру, традиции и заповеди, которые поддерживали евреев в их долгом изгнании. И это вопреки тому, что основы западной цивилизации покоятся именно на библейском учении. Но вместо них фундаментом законодательства и идеалов вновь созданного государства стали различные идеологии, порожденные современным материализмом: капитализм, коммунизм и социализм.

Однако живую искру древнего Израиля погасить не удалось. Сейчас, в момент его величайшего морального упадка, нарастает динамичная реакция на секулярный материализм. Этот процесс — не только результат демографического роста и укрепления общины Торы за десятилетия, последовавшие за духовным распадом европейского еврейского сообщества. Главное в том, что многие разочаровались в бездуховности жизни, лишенной Б-га, и вновь открыли для себя религиозные ценности.

Поэтому именно в Израиле с огромной силой разгорелась борьба — идеологический Kulturkampf — между Б-госознанием и Б-гоотрицанием.

В условиях морального кризиса, эмиграции, экономических переворотов, интифады и непрестанной внешней угрозы быстро испаряется секулярная израильская мечта. Но антирелигиозные силы, не сдавая позиций, ведут отчаянную войну за выживание перед лицом возрождения религии. И каждый должен самостоятельно принять решение — потребовать, наконец, обратно собственное наследие или навсегда отказаться от него.

Все это происходит на фоне важных исторических событий, потрясающих весь цивилизованный мир. Возможно ли, что человечество на самом деле готовится вступить в новую эру Б-госознания? Не есть ли это те самые родовые муки, которые, по предсказанию пророков и мудрецов Израиля, будут испытывать Израиль и все человечество перед окончательным наступлением мессианской эры?

Чтобы лучше почувствовать размах этой борьбы "за Б-га и человека", обратимся к истории Израиля — народа, который стоял на Синае. По ходу этого обзора мы увидим, что внутренняя борьба Израиля — это непрерывное чередование периодов Б-гоотрицания и Б-гопризнания, что свойственно истории человечества в целом. В то же время мы убедимся в неповторимости судьбы еврейского народа и в уникальности его миссии, ради выполнения которой он духовно растет и совершенствуется, чтобы стать истинным светочем для всего мира.