Ноябрь 2017 / Кислев 5778

АГАДА И КАБАЛА

АГАДА И КАБАЛА

Агада

Оба Талмуда, Вавилонский и Иерусалимский, содержат кроме галахического материала большое количество преданий, рассказов, рассуждений на темы морали и т.п., называемых в своей совокупности Агадой. Агадическая часть в Вавилонском Талмуде составляет около четверти всего материала, а в Талмуде Иерусалимском — около трети. Как правило, агадический материал является лишь дополнением к Галахе, поясняя ее, придавая ей большую наглядность, но иногда в Талмуде встречаются обширные агадические отрывки, не связанные впрямую с обсуждаемой галахой. Существуют и отдельные разделы (и даже целый трактат ”Пиркей авот”), посвященные этическим проблемам. Характерная особенность Агады в том, что, в отличие от Галахи, она говорит аллегориями, притчами, содержащими в себе скрытый смысл, — зачастую, более важный, чем тот, который лежит на поверхности.

Агадический материал, не вошедший в Талмуд, собирался в отдельные книги, которые были составлены в V — XIII вв. В более поздние времена появились сборники избранных агадог, уже записанных в прошлом.

Агадическая литература весьма обширна. Перечислим лишь важнейшие из сборников.

Мидраш раба — мидраш1 на Тору н на пять мегилот — Рут, Когелет, Шир гаширим, Эй ха и Эстер. Составлен в Эрец-Исраэль; по одному мнению, его составителем бьл р. Ошая Раба (II в. н.э.), по другому — Рава бар Нахмани (III в. и. з.). Некоторые из книг Торы и мегилот прокомментированы в Мидраш раба целиком (например, книга Брейшит), некоторые — лишь частично (например, книга Вайикра).

Мидраш Танхума — мидраш на Тору. Составитель — р. Танхума, живший в Эрец-Исраэль в IV в. и. з. Книга толкует недельные главы Торы, рассматривая галахические вопросы, содержащиеся в каждой из них.

Пиркей дераби Элизэер — повествование о происходившем со дней сотворения мира и до исхода евреев из Египта, составленное по хронологическому принципу и добавляющее к написанному в Торе множество дополнительных фактов, сохраненных устной традицией. Этот мидраш составлен в XIII в. в одной из мусульманских стран.

Псикта (или Псикта дерав Кагана) - мидраш на те отрывки из книг пророков, которые читаются в синагоге в праздники и в примыкающие к праздникам субботние дни. Составлен в V в. н.э. в Эрец-Исраэль.

Мидраш Тегилйм — толкование большей части книги Тегилим; составлялся на протяжении многих столетий.

Мидраш Мишлей — толкование книги Мишлей; написан в Вавилонии, в эпоху, последовавшую за составлением Талмуда, т.е. позже V в. н.э.

Мидраш Шмуэль — толкование книги Шмуэль; составлен в XIв. в Эрец-Исраэль на основе древних источников.

Мидраш Тегилим, Мидраш Мишлей и Мидраш Шмуэль известны также под общим названием Мидраш шохер тов.

Ялкут Шимони — поздний сборник агадот, составленный около 1250 г. р. Шимоном из Франкфурта на основе полусотни различных древних агадических источников, многие из которых не сохранились.

Эйн Яаков — собрание агадот Вавилонского и Иерусалимского Талмуда с комментариями к ним, составленное р. Яаковом ибн Хавивом (ок. 1445 — 1515), который жил в Испании, Португалии, а затем в г. Салоники в Греции.

1 Мидраш — агадический материал, расположенный в соответствии с последовательностью стихов Танаха и связанный с ними тематически или ассоциативно.

Кабала

Кабала (букв, ”предание”) — мистическое учение, часть Устной Торы, передававшееся на протяжении тысячелетий от мудреца к мудрецу. Кабала говорит о тайнах творения мира Всевышним, о внутреннем смысле заповедей, о том, как посредством их исполнения человек достигает единства с Творцом.

Первые же слова Торы: ”В начале сотворил Г-сподь...” вызывают вопросы: кто Он, Создатель? В чем сущность творения? Ответы на оба этих вопроса — две основные темы Кабалы, называемые соответственно ”маасэ меркава” и ”маасэ брейшит”.

Тора неоднократно говорит о Всевышнем и Его проявлениях в мире, используя для этого антропоморфические образы:”и сказал Б-г”, ”и увидел Б-г”, ”и опечалился Б-г”, ”рука Б-га” и т.д. Ясно, однако, что слова эти нельзя понимать буквально, и сама Тора предупреждает нас об этом: "... ибо не видели вы никакого образа” (Дварим, 4:15). Кабала исходит из того, что каждое из таких слов символизирует особое проявление Б-жественного света.

Символическое использование в Торе привычных человеку образов вызвано тем, что все в этом мире берет свое начало в Превеч-ном и имеет свой прообраз в высших мирах. Поэтому оправдано употребление слов, обозначающих предметы и понятия материального мира, в качестве символов Б-жественных проявлений, являющихся источником этих предметов и понятий.

Особое место занимают в этой символике названия частей человеческого тела и т.д., ибо человек создан Всевышним ”по образу и подобию Его”, и существует соответствие между строением человеческого тела, строением его души и строением высших миров.

Разным людям Всевышний раскрывается по-разному; сказано, например: ”И Б-г говорил с Моше и сказал ему: Я י-ה-ו-ה. Я являлся Аврагаму, Ицхаку и Яакову Б-гом Всемогущим, но в Имени Моем י-ה-ו-ה. Я не был ими познан” (Шмот, 6:2,3). Иногда это различие зависело от того, насколько способен постичь Всевышнего тот, кому Он открывается. Так, например, Моше-рабейну было дано узреть и постичь больше, чем семидесяти старейшинам, а старейшинам — больше, чем всему народу. Тем не менее Моше продолжал просить у Всевышнего еще большего: ”Дай мне увидеть Тебя Самого!” (Шмот, 33:18), стремясь достигнуть в постижении Его того уровня, при котором нет нужды во вспомогательных образах материального мира. 'Но ответил ему Г-сподь: ”... не может живой человек увидеть Меня” (Шмот, 33:23).

Одним из важнейших положений Кабалы является идея о прямой и непосредственной связи между поведением человека и судьбой нашего мира и всего мироздания. Кабала говорит о том, что всему человечеству дана возможность постигать Волю Всевышнего косвенным образом, наблюдая за тем, как Он управляет миром; евреям же эта воля была сообщена непосредственно Г-сподом и записана в Торе. Таким образом, еврей, который живет по законам Торы, не только очищается духовно сам, но и изменяет к лучшему всю вселенную, ибо в результате исполнения им воли Б-га он приближается к Всевышнему, благодаря чему и вся вселенная награждается Б-жьим благословением.

Тайны Кабалы дано понять не всякому; более того, существует опасность, что человек, не способный в достаточной степени к абстрактному мышлению, может понять символику Кабалы буквально. Тем самым он не только не углубит свое понимание Б-жественного, но, напротив, — окажется в плену антропоморфических представлений о Всевышнем. Кроме того, если человек не сумеет правильно понять кабалистическое учение о множественности уровней в проявлении Б-жест-вен но го света, это нанесет ущерб его пониманию единства Б-га. В Талмуде говорится о четырех мудрецах, вошедших в пардес — сад тайной мудрости. Один из них взглянул на сад — и умер, ибо созерцание Б-жественнных тайн вызвало в его душе такое сильное стремление к Всевышнему, что душа покинула тело; второй лишился рассудка, ибо разум его не был способен вместить в себя открывшуюся мудрость; третий стал ломать деревья в пардесе, восстав против единства Г-спода; и лишь четвертый — мудрецом этим был р. Акива — ”вошел с миром и вышел с миром”. Именно по этой причине «не рассказывают о ”маасэ брейшит” двум ученикам одновременно, а о ”маасэ меркава” даже одному ученику рассказывают лишь в том случае, если он мудр и собственным умом может понять то, что сказано намеком » (Талмуд, трактат Хагига, 116).

На протяжении многих веков Кабала была достоянием избранных. Однако в последние столетия, после распространения книги Зогар, после того, как появилось учение р. Ицхака Лурии (Ари, 1534—1572), и в особенности — после возникновения хасидизма, идеи Кабалы обрели популярность в еврейском народе, ибо все евреи с того времени стали ожидать скорого прихода Машиаха — прихода, который связывается в книге Зогар и в других кабалистических трудах с распространением этого учения. Кроме того, устранилась одна из основных причин, препятствовавших этому распространению: хасидизм объясняет кабалистическое учение так, что неправильное понимание его исключается.

Древнейшими из книг, в которых учение Кабалы было более или менее полно записано, хотя и в сжатом виде, были Сефер йецира и Сефер габагйр. Книга Сефер йецира рассматривает вопросы, связанные с ”маасэ брейшит”; она неоднократно упоминается в Талмуде. Книга эта чрезвычайно сложна для понимания, на нее существует множество комментариев самого разнообразного характера. По поводу того, когда именно она была записана, существуют разные мнения. В самом ее тексте упоминается праотец Аврагам как тот, кому были открыты тайны, записанные в Сефер йецира. Книга Сефер габагир составлена мудрецами школы р.Нехунья бен Гакана (I в. н.э.), в ней развивается учение о сфирот, которому уделено лишь несколько фраз в Сефер йецира.

Важнейшим трудом, включающим все основные положения Кабалы, является книга Зогар, составленная в форме комментариев к Торе. Она была записана во II в. н.э. р. Абой со слов его учителя, р. Шимона бар Йохая. Помимо толкования тайного значения текста Торы, в этом труде излагаются все основные положения Кабалы. Рукопись книги Зогар была в свое время утрачена, и отрывочные сведения из нее, сохранившиеся в памяти мудрецов, передавались изустно. Рукопись была обнаружена лишь в XIII в.; впервые книга была издана в Италии в XVI в. В предисловии, предварявшем это издание, крупнейшие раввины того времени привели обоснования своему решению выпустить в свет книгу, содержащую в себе основные тайны Кабалы. С тех пор книга Зогар издавалась десятки раз; существуют сотни комментариев к ней.

Из более поздних кабалистических книг следует отметить Пардес римоним, написанную в Цфате р. Моше Кордоверо (1522 — 1570), в которой подводятся итоги развитию Кабалы с XIII в., когда была обнаружена книга Зогар. Новый этап в раскрытии Кабалы наступил с возникновением учения р. Ицхака Луриа, которому являлся пророк Элиягу и передал множество не известных до тех пор тайн Кабалы. Учение Ари было принято всеми мудрецами Израиля; многие из введенных им обычаев, основанных на Кабале, укоренились во всех общинах еврейского народа. Основные положения хасидизма — одного из ведущих направлений в развитии религиозной мысли нашего народа за последние двести лет — базируются в основном на учении Ари. Р. Хайим Виталь (1542 — 1620) был самым выдающимся из учеников Ари; знания, полученные им от своего учителя, он изложил в книге Эц хайим, ставшей, наряду с книгой Зогар, основополагающим трудом Кабалы.