Еврейский калейдоскоп

Еврейский калейдоскоп

...Щедрой рукой...”

В один холодный зимний день рав Элияhу Хаим Майзель шел к богатому человеку, чтобы попросить у него денег на дрова для бедняка. Когда человек увидел, что к нему идет рав Майзель, он вышел ему навстречу. Думая, что рав Элияhу войдет в дом сразу, он не накинул пальто. Но рав завел с ним длинную беседу, не обращая внимания на приглашение войти. И лишь, когда хозяин стал дрожать от холода, рав Майзель вошел в дом и сказал: "Я пришел к тебе попросить денег на отапливание дома, в котором живет одна очень бедная семья. Поскольку в твоем доме всегда тепло и у тебя жаркая шуба, ты мог и не понять, что значит страдать от холода, но теперь, когда ты это прочувствовал, ты, наверняка, поможешь им щедрой рукой” (Йехидей сгула).

Когда рав Элимелех из Лиженска и его брат рав Зуся еще не были известны, они странствовали из города в город, обрекая себя на добровольное изгнание. В деревне Людмер они остановились в доме одного бедняка, ребе Аhарона, единственного, кто их пригласил. Через несколько лет, когда братья стали известными людьми, они снова оказались в этой деревне и опять остановились в скромном доме ребе Аhарона. Когда богатый человек из этого местечка пригласил их в свой роскошный дом, рав Элимелех и рав Зуся отослали своих лошадей с каретой в его конюшню, а сами остались в доме ребе Аhарона. Богач спросил, почему они не приняли его приглашения, они ответили: “Мы были здесь несколько лет назад, и тогда нас пригласил только бедный реб АНарон. Мы те же, что и прежде, разница лишь в том, что теперь у нас есть лошади и карета. Поскольку раньше ты нас не приглашал, а теперь приглашаешь, то, наверное, ты заинтересовался нашими лошадьми. Поэтому мы их тебе и посылаем" (Рав Элимелех Милиженск).

О любви к ближнему

Рав Шалом Швадрон часто приводит такой пример, чтобы показать, как ведет себя человек, сопереживая другому.

Маленький мальчик, играя перед домом рава Швадрона в Иерусалиме, упал и сильно порезался. Услышав крики ребенка, рав Швадрон выскочил из дома, зажал рану полотенцем и побежал с мальчиком на руках к дому ближайшего доктора. В это время его увидела пожилая женщина и, подумав, что это один из детей рава, крикнула ему: “Не волнуйтесь так, не волнуйтесь, Б-г поможет ”. Но так случилось, что ребенок оказался внуком этой женщины. И, конечно, как только она узнала, что это ее внук, она перестала говорить “Не волнуйтесь”, а принялась так кричать: "Меирке! Мой Меирке!" что ее пришлось успокаивать всем соседям (Слышал от раби Шалома Швадрона).

В конце второй мировой войны Шимон Визенталь, знаменитый розыском нацистских преступников, совершивших страшные преступления против человечества, находился в концлагере. В это время в лагерь привезли нового заключенного, которому удалось пронести тайком Сидур (еврейский молитвенник), и Визенталь изумился его мужеству: если бы об этом узнали, его могли убить. Но его отношение к смелому заключенному резко изменилось, когда он увидел, что тот дает другим четверть часа пользоваться своим Сидуром в обмен на четверть их скудного дневного рациона. Заключенные были очень истощены, но охотно согласились на этот обмен. Владелец Сидура умер прежде других заключенных, потому что его желудок не выдержал чудовищного количества поглощаемой еды.

После войны рав Элиэзер Сильвер посетил лагеря перемещенных лиц от имени Ваада hацала. Он организовал молитвы и обратился к выжившим со словами ободрения. Заметив, что Визенталь не пошел в синагогу, рае Сильвер решил его навестить. Вот как об этом рассказал Шимон Визенталь:

"В этот вечер рав Сильвер пришел навестить меня. Это был человек маленького роста, одетый в армейскую форму без знаков различия. У него была небольшая белая бородка, глаза светились добротой. Ему, должно быть, было лет 75, но ум его был остр, а голос юн.

Он положил мне руку на плечо: “Итак, говорят, ты сердит на Б-га",— сказал он на идиш и улыбнулся мне.

Не на Б-га,— ответил я,— а на одного из Его слуг”. И рассказал ему о том, что случилось.

Он продолжал улыбаться. “И это все, что ты хочешь мне рассказать ?”“Но, раби, разве этого недостаточно ?”— спросил я. “Ду думмер (ты глупый),сказал он. Ты смотришь только на человека, который взял что-то. Почему ты вместо этого не смотришь на людей, которые что-то дали?” Он снова положил мне руку на плечо и вышел. На следующий день я пошел в синагогу. С тех пор я всегда старался помнить, что у каждой проблемы есть две стороны". (Убийцы среди нас, стр.249-50).

Прочитавший эту книгу вправе думать, что какие-то из приведенных мною здесь историй можно было бы не включать, а другие, наоборот, следовало бы включить. Поэтому я прошу читателя выполнить заповедь “Люби своего ближнего”, судить меня благосклонно и увидеть позитивные аспекты этой работы.

Я считаю, что завершить это предисловие стоит известным советом раби Гилеля. Когда к нему пришел нееврей и сказал, что готов принять еврейство, если его научат Торе, пока он простоит на одной ноге, Гилель произнес: “Не делай другому того, что не хочешь, чтобы делали тебе. В этом вся Тора; остальное — комментарий, иди и учись”.

ИДИ И УЧИСЬ!

Сокращенный перевод книги “ЛЮБИ БЛИЖНЕГО” рава Зелига ПЛИСКИНА с английского Гедальи СПИНАДЕЛЯ.