В этом труде автор - известный каббалист, знаток глубочайших тайн Торы и учитель мусара, открывается читателю в новом свете. Это книга о методах изучения Талмуда, в ней Рамхаль систематизировал основные прнципы логики и риторики, снабдив их конкретными примерами из Талмуда. Поскольку речь в этой книге идет об изучении важнейшего раздела Устной Торы - редакция посчитала необходимым предварить "Дерех Твуна" переводами отрывков из других книг Рамхаля, объясняющих важность изучения Торы вообще и Устной Торы в частности.
Грех и наказание за него рождаются одновременно. Никакой грех не проходит безнаказанно; будь то земной или небесный суд — кара неизбежна. Вера в возмездие и наказание — фундамент иудаизма. «Человек, который говорит, что Священный, да будет Он благословен, оставляет грех безнаказанным, да лишится внутренностей своих, ибо сказано: "Он — Скала и Его творение совершенно, ибо все Его пути — пути правосудия"
Проблема изучения основ религии и понимания ее принципов, с одной стороны, очень проста, но очень трудна - с другой. Простота ее состоит в том, что все люди на свете, о которых мы знаем, - религиозны, и невозможно представить себе человека, исповедующего какую-то религию, но ничего не знающего о ней и не знакомого с ее основами.
По своей природе человек отличается от других существ тем, что он всегда что-то ищет, вечно находится в поиске, будто ему чего-то недостает. Все прочие живые существа, стоит им удовлетворить свои жизненные потребности, сразу же прекращают свой поиск, пока их что-то вновь не потревожит.
Истинный характер иудаизма невозможно оценить без близкого знакомства с Устным Законом. Уникальность нашей веры заключается в устной традиции. Именно она служит подлинным ключом к пониманию тех письменных текстов, которые мы называем Торой.
Как родилась эта книга? Вначале автор дал цикл лекций по классическому трактату Пиркей Авот. Через несколько лет повторил его на более глубоком уровне. Пожелание слушателей получить лекции в письменном виде подтолкнуло к созданию книги, которая явилась третьим существенно отличающимся вариантом.
Этот трактат состоит из восьми глав. Семь из них излагают последовательность служения первосвященника в Храме в Йом-Кипур,а последняя, восьмая глава трактата рассматривает законы о посте в Йом-Кипур, а также темы тшувы и искупления. Трактат называется «Йома», что по-арамейски значит «Этот День», а в других источниках этот трактат Мишны так и называется: «Йом-гаКипурим».
Седьмой год семилетнего цикла, то есть год шмита, в Мишне называется сокращенно: швиит, «седьмой». Отсюда - название этого трактата Мишны. С годом швиит связаны три заповеди: запрет обрабатывать землю, заповедь о святости плодов седьмого года, отмена денежных долгов.
Это издание трактата "Брахот", первого из трактатов Мишны, с комментариями р. П. Кегати в переводе на русский язык. Тора — как вода: одна капля, другая капля — и возникает река, две галахи сегодня, две галахи завтра — и вот уже знания бьют неиссякаемым ключом.
Главная тема трактата Мишны «Моэд катан» - законы о праздничных буднях, называющихся хол-гамоэд. Поскольку весь этот раздел Мишны также называется «Моэд», для того, чтобы внести различие, последний назвали «Моэд катан» («Малый моэд»). Трактат «Хагига» в своей первой части обсуждает заповеди, связанные с предписанием «показываться» в Храме и с принесением вышеупомянутых жертв. Далее, во второй части, он занимается законами о ритуальной нечистоте и ритуальной чистоте.
Эта мишна посвящена процессу судопроизводства. С комментариями раби Пинхаса Кегати. Каждый трактат мишны снабжен словарем терминов, указателем названий книг и имен, причем текст каждой мишны приводится также и на иврите. Ценное учебное пособие для тех, кто серьезно изучает Мишну, особенно для занимающихся самостоятельно.
В этом трактате изложены законы, связанных с принесением бикурим. Глава первая говорит о трех видах людей: о тех, которые приносят первые плоды в Храм и читают Тору, которые приносят бикурим, но не читают, которые не приносят бикурим вообще. В главе второй перечисляется общее для трумы, бикурим и маасера, и их отличия. Глава третья описывает отделения бикурим, принесение их в Храм. Во второй своей половине эта глава сообщает дополнительные подробности законов о чтении видуя, и о приносимых в Храм бикурим.
Этот трактат называется «Бейца» («Яйцо») по первому слову мишны, которой он начинается, но иногда ему дают иное название «Праздник» - так как в нем подробно изложены законы относящиеся ко всем праздникам времен Храма, а так же к видам разрешенных и запрещенных работ и пищи.
Во времена гаонов этот трактат разделили на два. Первый из этих трактатов называли "Песах ришон", то есть "Первый [трактат о] Песахе", а второй - "Песах шейни", "Второй [трактат о] Песахе". Когда же их вновь объединили вместе, то весь трактат в целом стали называть "Псахим", во множественном числе.
Этот трактат Мишны излагает законы о постах, причем большая часть его посвящена тем постам, которые бейт-дин обязывает соблюдать общество в случае засухи. Этим объясняется то, что трактат начинается с законов, связанных с упоминаниями о дожде в молитве "Шмонэ-эсрэ".
Этот трактат мишны посвящен всем видам "даров беднякам", и называется он "Пеа" — ибо именно об этом "даре беднякам" говорится в его первых четырех главах. С конца четвертой главы и в пятой главе излагаются законы о лекете; с конца главы пятой до начала седьмой — законы исполнения заповеди шихха; в главах седьмой и восьмой излагаются законы исполнения заповедей перет и олелот, после этого следуют законы о маасере бедняков и о заповеди цдака.
Трактат "Сука" состоит из пяти глав. В двух первых говорится о законах, связанных с постройкой суки и пребыванием в ней. Третья глава посвящена заповеди арбаа миним. Четвертая глава рассматривает законы о нетилат-лулав и заповеди праздника Сукот, исполнявшиеся в Храме - обрамление жертвенника ветвями аравы и возлияние на него воды. Пятая глава описывает веселье, сопровождавшее возлияние воды на храмовый жертвенник, а также сообщает о некоторых деталях храмового служения.
Шимшон - вместо привычного Самсон. Это больше, чем просто семантика. В имени Шимшон заключено еврейское понимание Б-жественного атрибута “крепости и защиты” (Шемеш умаген). Филистимляне, вполне возможно, видели в нем того Самсона, расхожее представление о котором бытует среди большинства европейцев, но его тайна заключалась в том, что в действительности он был Шимшоном.
Вокруг сюжетов Библии еще в древности сложилась целая литература: всевозможные легенды, притчи, нравоучительные истории — все то, что называется аггадой. Воспользовавшись популярным сравнением, можно сказать, что аггада украшает библейский рассказ подобно тому, как зеленеющая крона украшает дерево.
Сборник традиционных комментариев и высказываний хасидских цаддиков о недельных главах Торы.
Книга составлена как единое повествование состоящее из мидрашей – древних философских притч и этических наставлений, объясняющих самые "непонятные" места Торы. В форме преданий, загадок и таинственных изречений еврейские мудрецы зафиксировали глубочайшие тайны бытия. Часть пятая – мидраши по главам книги Дварим.
В конце дней, во время Суда, когда Ашем будет решать судьбы всех людей, в долине Иеошафат, Он спросит каждого изучавшего Тору, все ли разделы тот превзошел. Человек, признавшийся, что он не учил книгу Ваикра, услышит слова упрека: "Сын мой, почему же ты не изучал книгу Ваикра, содержащую законы о нечистоте, причиняемой пресмыкающимися, о ритуально нечистых, о прокаженном, о проказе на стенах домов, о служении, совершаемом в Йом-Кипур, о других важнейших делах?"
Пребывание нашего народа в рабстве на заре его истории наделило его способностью испытывать сочувствие и сострадание к чужим мучениям. Многие стихи Торы заканчиваются словами "ты будешь помнить, что был рабом в Египте". Тора требует сочувствия и понимания униженных и угнетаемых, напоминая нам, что когда-то мы были в таком же положении.
Книга составлена как единое повествование состоящее из мидрашей – древних философских притч и этических наставлений, объясняющих самые "непонятные" места Торы. В форме преданий, загадок и таинственных изречений еврейские мудрецы зафиксировали глубочайшие тайны бытия.
Сборник посвящен трем еврейским праздникам - Шалош Регалим. В книге сделан акцент на глубинносущностной стороне этих праздников, что позволяет увидеть причинно-следственные связи и духовные реалии, которые выводятся из Письменной Торы только в результате глубокого изучения Торы Устной.
В этой книге собраны некоторые из материалов рубрики «Недельный раздел Торы», которая публикуется в «Еврейском камертоне», приложении к израильской русскоязычной газете «Новости недели» Помимо классических еврейских источников, включающих Раши, Рамбама, Рамбана, Виленского Гаона, Хафеца Хаима и других, в очерках использованы материалы из современных изданий на темы недельных разделов Пятикнижия.
Книга задумана как путешествие по некоторым страницам Письменной Торы, вместе с праотцами и праматерями еврейского народа, и их потомками, вышедшими из Египта и получившими Тору на горе Синай.
В книге, написанной великим еврейским мудрецом Рамбаном, объясняются: Суд в Рош ашана, день Великого Суда, пути награды и наказания, страдания, бедствия праведников и благоденствие нечестивцев, сущность Геинома, награда в Ган Эдене, дни Машиаха и Грядущий Мир. Книга содержит комментарий к Книге Йова, сейчас имеющий статус классического.
Из Устной Традиции нам известно только число заповедей - 613: 248 предписывающих заповедей «Делай» и 365 запрещающих заповедей «Не делай». Знание же заповедей чрезвычайно существенно для еврея, ибо они представляют собой конструкционные элементы величественного здания нашего служения Б-гу. Книга Заповедей представляет собой перечень этих заповедей, выполненный Рабби Моше бен Маймоном.
С момента возникновения иудаизм волнует одна из самых глубоких загадок — причина страданий в мире. Еще глава пророков, великий Моше-рабейну умолял Всевышнего открыть ему эту тайну: "...дай мне познать пути Твои... покажи мне славу Твою" (Шмот, 33:13,18). Почему человек испытывает мучения? Почему страдает праведник и преуспевает злодей? В сборник вошли публикации рабби Йосефа Б. Соловейчика, рабби М.З. Тверски, рабби Йосеф Дов а-Леви Соловейчика, Нормана Лэма