Ноябрь 2017 / Хешван 5778

Особые проблемы

Особые проблемы

Гиюр несовершеннолетних

Гер катан — это малолетний гер. Согласно галахе, мальчики, не достигшие тринадцати лет, и девочки до двенадцати лет не могут пройти гиюр. Однако дети геров или усыновленные евреями нееврейские дети могут принять еврейство, если их для этого привели в суд родители, потому что это на пользу и во благо детям, а благо можно оказывать человеку, даже не дожидаясь его выраженного согласия. А когда ребенок станет взрослым, он имеет право опротестовать свой гиюр. Но если ему было дано полное традиционное еврейское образование, очень мало вероятно, что он захочет это сделать.1

Как утверждает один из крупнейших в мире современных ‘галахических авторитетов, рав Йосеф Шалом Элияшув, “малолетним, которых не будут растить в окружении Торы и не будут приучать исполнять заповеди, не следует делать гиюр”. Однако недавно многие несоблюдающие еврейские пары стали брать приемных детей неевреев из Южной Америки и других стран. А поскольку родители не соблюдают заповеди Торы, их дети не могут пройти обращение в еврейство. Постановлением рава Элияшува руководствуются все ведущие раввинские суды Израиля. Ахиэзер (великий мудрец раби Хаим Озер Гродзинский, да будет благословенна его память) предупреждал суды, которые занимаются гиюрами, “нё связываться с такими делами”. К сожалению, некоторые ортодоксальные раввины в разных странах нарушают эти правила и признают, что провели много таких гиюров. Делая так, они наводняют еврейский народ нееврейскими детьми и нарушают его чистоту.

Законы, связанные с приемными детьми, прошедшими гиюр по галахе

1.    Приемный ребенок, перейдя в еврейство, обязан оказывать родителям, которые его усыновили, такое же уважение как раву (раввину), потому что они привели его к еврейской вере. Когда они умирают, он оплакивает их один день, как соблюдает траур ученик по своему рае мувхак (выдающемуся учителю).

2.    Обязанность почитать приемных родителей исходит из обязанности быть благодарными тем, кто сделал нам добро. Это важнейшее нравственное начало называется "гакарат"  готов.

3.    При бар-мицве приемного сына отец не говорит браху: “Благословен Тот, Кто освободил меня от наказания за него”.

Наименование приемного ребенка

(Этот закон относится, в основном, к именованию малолетнего, гер катан)

У евреев принято называть мужчину "плони, бен алмони” - “такой-то, сын такого-то”. Но в случае с приемными детьми, которые проходят гиюр, эти слова могут вызвать ложное представление, что между отцом и сыном существуют родственные отношения (потому что даже дети, рожденные до гиюра их родителей, с галахической точки зрения, не связаны с ними). В случае, если отец (приемного ребенка-нееврея) умирает, его жена может быть по ошибке освобождена от ее обязанности заключить левиратный брак, ибум (то есть выйти замуж за брата умершего мужа, если она не имела от мужа детей). Могут возникнуть также проблемы, связанные с наследством. Поэтому не принято говорить о гере “сын такого-то”, вместо этого говорят: “плони, сын Аврагама авину”.

Когда еврейство принимает беременная женщина

Ребенок, рожденный до гиюра своей матери, не еврей. Он не только сам должен проходить гиюр, но, с точки зрения галахи, он даже не имеет генетической связи со своей матерью. А ребенок, рожденный после гиюра, — полноценный еврей. Но если рождается девочка, она может выйти замуж за когена только в том случае, если ее отец родился евреем. А если оба родители геры, она не может выйти за когена.

Как Тора рассматривает ребенка, “зачатого в нечистоте” (то есть до гиюра матери) и “рожденного в чистоте” (после гиюра)? Законы, относящиеся к его гиюру и генетической идентификации связаны с точкой зрения мудрецов на плод. Одни мудрецы считают плод неотъемлемой частью матери — йерех имо (букв, “один из членов своей матери”), а другие считают его лав йерех имо — независимой сущностью.

Определение идентификации по матери и еврейства

Из наших источников мы учим, что еврейство плода определяет состояние его матери в момент его рождения. Так, в Шулхан арух (Тилхот герим) написано, что дети, рожденные в чистоте, но зачатые в нечистоте, генетически связаны со своими матерями. Основанием для этого служит принцип йерех имо.

Так можем ли мы отсюда заключить, что если мать во время рождения ребенка уже была еврейкой, значит и он еврей? На этот вопрос отвечают слова Талмуда: “Погружение в миквэ влияет на идентификацию плода”. Отсюда следует, что ребенок является гером, а не евреем от рождения.

Если на идентификацию плода влияет твила (погружение), то неважно, как мы рассматриваем плод. Если его рассматривать как йерех имо, как часть ее тела, то он совершает гиюр, становится евреем вместе с ней. А если он не ее часть, тогда он, так сказать, “самостоятельно” погружается в миквэ, когда окунается его мать. Но в любом случае, когда он родится, он будет гером, а не урожденным евреем.

Различие этих взглядов на плод сказывается на статусе мальчика. Согласно лав йерех имо, завершением процесса гиюра для мальчика служит только обрезание. То есть его обрезание должно быть лешем герут (для гиюра). Кроме того, из этого следует обязанность женщины, принимающей еврейство, сообщить суду, что она в положении, до погружения в миквэ. И если ребенок йерех имо, то суду не нужно иметь в виду, совершая гиюр, и его. А если он лав йерех имо, то суд должен знать, что она беременна и иметь в виду, что совершает гиюр и плоду. Поскольку к окончательному мнению по этому вопросу наши законодатели так и не пришли, то крупнейшие авторитеты, среди них и рав Элияшув, постановили, что женщина должна перед погружением в миквэ сообщить о своем положении судьям.

Когда женщина не знает, беременна ли она

Важно точно выяснить, когда был зачат ребенок. Но поскольку зачатие не всегда происходит сразу же после близости, и нет установленного времени этого промежутка, то нельзя с точностью определить этот момент. Если зачатие произошло до погружения матери в миквэ, ребенок — гер. А если после — он урожденный еврей.

Исходя из этого, с момента, когда замужняя женщина погружается в миквэ, супругам полагается три месяца воздерживаться от супружеской близости, чтобы можно было определить, была ли она до этого беременна или нет.

1 Некоторые авторитеты говорят, что продолжительные протесты малолетнего гера, который вырос и стал бунтовать против своего еврейства, эквивалентны устному протесту, высказанному по достижению зрелости. Согласно раву Моше Файнштейну, протест человека, который не сознавал, что прошел гиюр в детстве, но отрекается от своего принятия еврейства, когда узнает о нем, действителен. Это верно, даже когда он взрослый. Но если он не протестовал ни тогда, ни потом, его статус еврея не вызывает сомнений.