Ноябрь 2017 / Хешван 5778

Процесс прошения о гиюре

Процесс прошения о гиюре

Желающий принять еврейство должен предстать перед религиозным судом (бейт дин), который будет заниматься этим делом, и в присутствии всех судей выразить свое искреннее и несомненное желание принять на себя соблюдение заповедей Всевышнего и разделить судьбу еврейского народа. Когда его обращение принимают, он начинает готовиться к гиюру.

Суд, принимающий решение о гиюре

Имеет полномочия выносить решение о гиюре только раввинский суд, состоящий из религиозных людей, наделенных правом принимать галахические (законодательные) решения, которые основаны на авторитете непрерывного наследования от самого Моисея. Таких судов ныне не существует [поскольку цепочка рукоположения — смихи — прервалась], однако современный бейт дин может исполнять в этом вопросе функции прежних судов [состоявших из раввинов, наделенных смихой, то есть раввинов, рукоположенных раввинами со смихой, и так далее, по цепи, идущей от Моше].

Хотя подобный суд в наше время должен состоять из трех человек, не все из них обязаны быть талмидей хахамим (учеными Торы). Однако все они должны понимать законы гиюра, когда им объясняют их даяним [раввины, имеющие специальную подготовку, чтобы быть судьями в бейт-дине] (Игрот Моше, Йоредеа, 1, 159).

Обязанности суда

Действия раввинского суда должны проходить в атмосфере дискретности. При этом необходимо соблюдать строгое равновесие между обязанностью отвергать неискренних кандидатов, которые "тяжелы для Израиля [не выдерживая испытания временем]” (Йевамот, 47б), и долгом принимать искренних, о которых сказано: “Возлюблен [искренний] гер” (Танхума, Лех леха). Много духовных бед претепел еврейский народ от неискренне принявших еврейскую веру и еврейскую жизнь, а бывали и трагические последствия, когда без надобности отвергали искренних геров.

Когда человек обращается к суду с просьбой о гиюре, суд должен рассмотреть его жизнь и причины его прихода, чтобы выяснить его истинные мотивы. Может быть, его побудило к этому желание заключить брак с еврейкой? Или она уже замужем за евреем? Может быть, на него давят, чтобы он сделал гиюр, родственники еврейки, с которой он в близких отношениях, или наоборот? Будет ли его окружение побуждать его соблюдать заповеди после того, как он примет еврейство? И действительно ли он собирается их соблюдать? Принятие на себя ярма соблюдения заповедей обязывает очень ко многому, и суд должен убедиться в том, что кандидат способен искренне и серьезно осуществлять все, что он на себя берет. Он может не осознавать до конца всю меру ответственности за принятое им решение, всю глубину и разнообразие требований, предъявляемых к еврею, всю трудность и реальность их воплощения.

Во время первой встречи с судом стремление кандидата совершить гиюр обычно еще неглубоко. И тогда его ставят в известность о том, что для обращения в еврейство необходимо подлинное принятие еврейской веры. Ему говорят, что нееврей совершенно не обязан становиться евреем, но зато когда он станет евреем, он уже должен неукоснительно исполнять все предписания еврейской традиции, а если не будет этого делать, то неизбежно понесет наказание за всякое нарушение. Ему рассказывают “об унижении и преследовании еврейского народа... и учат определенным правилам, так чтобы, если он в результате передумает, дать ему возможность это сделать” (Йевамот, 476). И тогда он не сможет отказываться от своего гиюра, утверждая, что не подозревал о тяжести соблюдения заповедей.

Когда судьи убеждаются в бескорыстии, искренности и серьезности его намерений, они поощряют его и сообщают ему основные принципы еврейской веры: Б-г один и запрещено поклоняться идолам. Они рассказывают ему о награде и наказании, говорят о вечности Израиля в отличие от временности существования других народов. Они указывают, что еврейский народ страдает на земле, чтобы только не уменьшилась его вечная награда.

Так описывает Рамбам интервью с человеком, который пришел просить о гиюре:

Ему... говорят так: “Да будет тебе известно, что до того как ты принял еврейство, если ты поел хелев [запрещенное нутряное сало], тебя за это не накажут удушением; если ты нарушил субботу — тебя не казнят побиением камнями; но теперь, если ты поешь хелев, тебя казнят удушением”. А после того, как его предупредят о наказаниях за нарушение заповедей, его следует также предупредить и о вознаграждении за их исполнение. Ему рассказывают, что за исполнение мицвот он удостоится Будущего Мира, ибо нет абсолютного праведника, но лишь тот, кто обрел мудрость, исполняет заповеди и приобретает о них совершенное знание.

Тогда судьи говорят ему: “Ты должен знать, что Будущий Мир выделен специально для праведных, а это еврейский народ. А в этом мире евреи страдают, ибо это для них великое благо, потому что они не могут с успехом справиться с изобилием благ, как остальные народы.

Избыток добра может побудить евреев стать упрямыми, отойти от соблюдения и потерять награду в Будущем Мире.1

С другой стороны, Всевышний не наказывает их чрезмерно, чтобы они не угасли... Но в конце концов все языческие народы прекратят свое существование, а еврейский народ останется”.

Однако его не следует ни слишком привлекать, ни слишком отталкивать. А если он принят, его немедленно обрезают (Йевамот, 47б; Рамбам, МишнэТора, Гилхот исурей биа, гл. 14). Поскольку тот, кто просит принять гиюр, может в результате стать евреем, уже во время первой встречи с ним официальные представители еврейского закона должны стараться создать атмосферу кидуш Гашем2 (Хукат гагер, стр. 149). Суд не должен ни призывать к обращению, ни отвергать без причины. Если человек уже на дороге к гиюру, ему следует помогать. Это часть предписания из Торы: “Люби гера”. Степень этой помощи и любви следует разъяснить: мудрецы путешествовали на далекие расстояния ради возможных геров, которые проявляли искренность и приближались к еврейской традиции по собственному побуждению.

1 Из сказанного не следует делать вывод, что праведные неевреи, соблюдающие семь заповедей потомков Ноаха, не удостоятся Будущего Мира. Это абсолютно неверно. Рамбам сам говорит в конце восьмой главы Гилхот млахим, что они удостоятся Будущего Мира. А под словами “Будущий Мир выделен специально для праведников из еврейского народа” подразумевается, что максимумом того блага, которое может предложить будущий мир, будет радоваться именно еврейский народ, и лишь некое подобие этого смогут получить праведные неевреи. Почему? Подумав, эту идею очень просто понять. Еврейский народ, который соблюдает шестьсот тринадцать заповедей, преодолевая для этого очень большие трудности, идя на самопожертвование, испытывая преследования, а иногда и смерть за то, что он их придерживается, естественно получает и большую награду, чем те, кто исполняют только семь основных мицвот, соблюдение которых значительно легче. Дорога нееврейского праведника не обязательно приводит к столкновению со всем миром и не отделяет его радикально от тех культур и людей, среди которых он живет.

2 Кидуш Гашем означает любое действие, которое вызывает уважение к евреям или иудаизму.