Порядок наложения тфиллин

Процедура наложения тфиллин

Поскольку в Торе упоминание о ручном тфиллин (тфиллин шель яд) предшествует упоминанию о головном тфиллин (тфиллин шель рош) - «И повяжи их как знак на руку твою, и да будут они украшением над глазами твоими», - мы должны возлагать тфиллин в том же порядке: сначала на руку, а потом на голову. Поэтому первым помещается ручной тфиллин на левую руку (для правшей) или на правую руку (для левши) на бицепс руки (biceps muscle) - то есть на выпуклости мускула между локтем и плечом, причем тфиллин должен быть повернут по направлению на область сердца.

По поводу возложения на правую или левую руку? В тексте Торы содержится намек на то, что эта рука должна быть более слабой, той которой человек выполняет меньше работ. Значит, левша должен возлагать «тфиллин» на ту руку, которая у него слабее, — то есть на правую руку. Если человек действует обеими руками с одинаковой легкостью, он возлагает «тфиллин» на левую руку, как все люди. Если же он работает обычно правой рукой, но пишет левой — он возлагает «тфиллин» на ту руку, которой он не пользуется для письма. (Поэтому в случае, если он работает левой рукой, а пишет правой, «тфиллин» он возлагает на левую руку.)

После того, как «тфиллин» прикладывают к бицепсу руки, то прежде, чем закрепить его ремнем, произносят благословение: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам возлагать «тфиллин». Сразу после этого ремень «тфиллин» обматывают семь раз вокруг предплечья по направлению к кисти руки. Затем вынимают из мешочка, где хранятся «тфиллин», «тфиллин шель рош», который там лежит всегда с правой стороны. Его помещают на голове так, чтобы он находился надо лбом в том месте, где начинается волосяной покров. «Тфиллин» следует расположить точно в центре головы, напротив переносицы.

Прежде чем опоясать голову кольцом ремня «тфиллин шель рош», произносят еще одно благословение: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и давший нам заповедь о «тфиллин»!» Сразу после этого закрепляют «тфиллин» ремнем — так, чтобы узел его приходился на углубление чуть повыше основания черепа, как раз посредине затылка. Немедленно после этого говорят: «Благословенно имя славного царства Его во веки веков!» Эту фразу произносят потому, что нет полной ясности в вопросе о том, действительно ли следует произносить отдельное благословение, возлагая «тфиллин шель рош». Многие галахические авторитеты придерживаются точки зрения, что оба «тфиллин» — «тфиллин шель рош» и «тфиллин шель яд» — это одна заповедь, и при ее исполнении следует произносить только одно благословение: «...повелевший нам возлагать «тфиллин». Однако другие авторитеты считают, что «тфиллин шель рош» и «тфиллин шель яд» — это две отдельные заповеди, и каждая из них требует отдельного благословения. Лучше всего следовать второму мнению и произносить два благословения. Но чтобы избавиться от сомнений в том, что второе из благословений произнесено напрасно (а это очень серьезный грех), принято добавлять: «Благословенно имя славного царства Его во веки веков» — фразу, которую надлежит говорить тогда, когда по ошибке имя Всевышнего упомянуто напрасно.

После того, как «тфиллин шель рош» окончательно закреплен на голове, заканчивают возложение «тфиллин шель яд». Берут свободный конец ремня, оставшийся после семи витков вокруг предплечья, и трижды оборачивают им средний палец, причем два витка должны быть вокруг нижней фаланги пальца, а один — вокруг средней фаланги. Эти витки имеют символическое значение обручальных колец — свидетельство обручения Всевышнего с народом Израиля, свидетельство того, что Творец Вселенной избрал еврейский народ из всех народов земли, чтобы мы были Его народом. Во время надевания этих обручальных колец произносят слова Всевышнего, переданные Им через пророка Гошеа: «И обручусь Я с тобою навеки, и обручусь Я с тобою по правде и по справедливости, в любви и милосердии, и обручусь Я с тобою верой — и познаешь ты Г-спода!».

Чрезвычайно важное условие возложения «тфиллин» — чистота тела. Между возложением «тфиллин шель яд» и возложением «тфиллин шель рош» нельзя ничего говорить. Все время, пока еврей увенчан «тфиллин», он обязан самым тщательным образом следить за своей речью и за своим поведением — гораздо больше, чем в другое время.

Возлагать и снимать «тфиллин» надлежит только стоя (правда, у сефардских евреев есть обычай возлагать и снимать «тфиллин шель яд» сидя).

После окончания утренней молитвы «тфиллин» снимают с себя в обратном порядке — по принципу «кто первым вошел, выходит последним». Сначала распускают три витка вокруг среднего пальца руки, затем левой рукой (чтобы подчеркнуть, что мы с нежеланием расстаемся с «тфиллин») снимают «тфиллин шель рош», надевают на него футляр, обматывают вокруг него его ремень и помещают в мешочек для «тфиллин» с правой стороны. Только тогда начинают снимать «тфиллин шель яд», надевают на него футляр и помещают в мешочек с левой стороны. Специальные футляры принято надевать на «тфиллин» для того, чтобы надежней сохранить их. На этих футлярах снаружи обычно написано, для которого из «тфиллин» они предназначаются — для «тфиллин шель яд» или для «тфиллин шель рош», — чтобы исключить возможность ошибки, когда их вынимают из мешочка.

Нужно очень внимательно следить за тем, чтобы «тфиллин» не упали на землю. Если все же это произошло, виновник обязан поститься в тот день или же выкупить свой пост тем, что даст цдаку — пожертвование на добрые дела или бедным евреям.

Весьма желательно, чтобы во время молитвы «тфиллин шель яд» был прикрыт рукавом рубашки, потому что в Торе сказано о нем: «И да будет это тебе знаком на руке твоей» — тебе, но не другим. В противоположность этому «тфиллин шель рош» непременно должен быть открыт взорам других

  • в исполнение того, что сказал Моше-рабейну еврейскому народу (Дварим, 28:10): «И увидят все народы земли, что имя Б-га запечатлено на тебе, и будут бояться тебя». «Имя Б-га запечатлено на тебе» — это «тфиллин шель рош», на обеих сторонах которого изображена буква «шин», первая буква имени «Ш-а-д-а-й».

Являются ли «тфиллин шель рош» и «тфиллин шель яд» одной заповедью или двумя отдельными заповедями? - этот вопрос приобрел очень острое значение во время разных войн, особенно во время Войны Судного дня 1973 года. У солдат, получивших ранение в голову, она была забинтована целиком. У других рука, на которую они возлагали «тфиллин», находилась в гипсе. Возник вопрос: неужели тот, кто ранен в голову, не должен возлагать «тфиллин» и на руку? А тот, у кого рука помещена в гипс, должен отказаться также и от возложения «тфиллин» на голову? На этот вопрос Галаха отвечает так: отсутствие одного из «тфиллин» не мешает возложению второго, и если человек не может возложить «тфиллин шель яд»

  • пусть возложит «тфиллин шель рош», а тот, кто не может возложить «тфиллин шель рош», должен возлагать «тфиллин шель яд». Другими словами, «тфиллин шель рош» и «тфиллин шель яд» — две совершенно самостоятельные заповеди.
 
 

 

Способы оборачивания ремня вокруг ладони

ПОЧЕМУ НЕ ВОЗЛАГАЮТ «ТФИЛЛИН» В СУББОТЫ И ПРАЗДНИКИ?

Два знака свидетельствуют о вере человека в единого Творца Вселенной и о его принадлежности к еврейскому народу.

  1. Обрезание — знак союза, заключенного Всевышним с народом Израиля, знак, запечатленный на теле еврея, как сказано в Торе (Брейшит, 17): «И да будет это знаком союза меж Мною и вами».
  2. Тфиллин — как сказано в Торе: «И да будет это тебе знаком на руке твоей и напоминанием над глазами твоими».

Оба эти знака необходимы нам в течение шести будничных дней, но не в субботу. Суббота сама является знаком. Исполняя заповедь о субботе, еврейский народ демонстрирует тем самым свою веру в Творца Вселенной, Который прекратил работу в седьмой день Творения — в субботу. Сказано в Торе (Шмот, 31): «Суббота — вечный знак союза между Мною и сынами Израиля, напоминание о том, что шесть дней творил Б-г небеса и землю, а в седьмой день — прекратил работу и отдыхал».

Вот в этом-то и заключается причина того, что «тфиллин» не возлагают в субботу и праздники (которые в этом отношении равны субботе — в эти дни запрещено работать).

Тфиллин не возлагают также ночью. Это следует из слов Торы о заповеди «тфиллин»: «И соблюдай этот закон в его срок все дни — дни, но не ночи».

Чего следует остерегаться:

  1. При выборе себе тфиллин, выбирайте пару, который имеет баттим среднего размера. Избегайте любых тфиллин более чем 3 дюйма (примерно 7,5 см) в длину или ширину.
  2. Когда вы надеваете тфиллин, то перед затягиванием ремней (как ручного, так и головного тфиллин) не забудьте произнестьти благословение.
  3. Когда надеваете тфиллин, всегда будьте сосредоточены. Удерживайте свои мысли и действия от всего нечистого. Нельзя есть или спать в тфиллин.
  4. Убедитесь, что ваш ручной и головной тфиллин занимают правильные положения на теле. Никогда не размещайте тфиллин на коже лба, так как нужно располагать всегда выше линии волос, как указано выше.
  5. Ручной тфиллин должен прилегать непосредственно на кожу вашей руки. Будьте осторожны, чтобы ремень не скользил между тфиллин и вашей кожей.
  6. Используйте ваш тфиллин только для его прямой цели. Но ни для чего другого. На нем, ни в нем ничего не должно лежать, в том числе и молитвенник.
  7. Как минимум дважды в 7 лет, тфиллин нужно открыть и полностью проверить у компетентного софера (писца), так как главные части тфиллин подлежат износу и разрывам и поэтому в зависимости от их состояния, должны быть восстановлены или заменены.

Держите эти вещи в уме, и помните, что надевание тфиллин - одна из заповедей Всевышнего. Авторы данной работы надеются, что, закончив изучение этой книги, Вы еще больше оцените заповедь о тфиллин.