Введение

Введение

- из Журнала «Мир Торы», №13, май-июнь, 2006.

Тфилин (ивр. ‏תְּפִלִּין‏‎, ед. число תְּפִלָּה, тфила́, греч. φυλακτήριον, букв. «охранные амулеты»), откуда происходит русское название «филактерии»; аналогично и в других европейских языках) — две маленькие коробочки (батим, букв. 'домики') из выкрашенной чёрной краской кожи кошерных животных, содержащие написанные на пергаменте отрывки (паршийот) из Торы.

«Тфиллин» мы обязаны возлагать каждый день, исключая субботы и праздники, упомянутые в Торе (Рош а-Шана, Йом-Кипур, Песах и Шавуот). В новомесячья (рош-ходеш) также возлагают «тфиллин», но перед дополнительной молитвой «Мусаф», которую читают в эти дни (ее читают также в субботы и праздники), их снимают.

Согласно еврейскому закону возлагать «тфиллин» обязаны все евреи, начиная с тринадцатилетнего возраста. В принципе, заповедь «тфиллин» следует исполнять в течение всего дня, однако необходимым условием для этого является особая святость образа жизни - соответствующий святости «тфиллин». И действительно, есть люди, которые носят «тфиллин» в течение всего дня, однако большинство евреев облачается в них только на время молитвы «Шахарит» - молясь, мы находимся на должном духовном уровне, но переходя к нашим повседневным занятиям, снимаем «тфиллин».

Откуда произошла заповедь о тфиллин?

В книге Шмот (гл. 13) мы читаем: «И да будет это тебе знаком на руке твоей и напоминанием над глазами твоими, дабы была Тора Б-га на устах твоих, ибо сильной рукой вывел тебя Б-г из Египта». И далее: «И да будет это знаком на руке твоей и украшением над глазами твоими: что сильной рукою вывел нас Б-г из Египта».

В книге Дварим о «тфиллин» говорится снова: «И повяжи их как знак на руку твою, и будут они украшением над глазами твоими» (гл. 6); «И повяжите их как знак на руку вашу, и будут они украшением над глазами вашими» (гл. 11).

Внутри коробочек «тфиллин» находятся пергаментные полоски, на которых написаны те четыре отрывка Торы, где упоминается заповедь «тфиллин»:

  1. «Посвяти Мне каждого первенца...» до слов «из года в год» (Шмот, 13);
  2. «И будет — когда приведет тебя Б-г...» до «вывел нас Б-г из Египта» (Шмот, 13);
  3. «Слушай, Израиль» до «и на воротах своих» (Дварим, 6);
  4. «И будет: если будете слушаться.» до «так долго, как долго существуют небеса над землею» (Дварим, 11).

Эти отрывки пишут особым шрифтом — тем самым, каким пишут свиток Торы. Футляры — которые называются «батим» («помещения») — делаются из кожи чистых животных (желательно — из бычьей кожи). Более подробно об этом и многом другом смотрите далее в книге.

Тфиллин и вера

Чрезвычайная важность тех отрывков из Торы, которые заключены в «тфиллин», состоит в том, что в них говорится о самых основах еврейской веры. Принятие на себя бремени верховной власти Всевышнего — это раздел «Слушай, Израиль»; выражение готовности исполнять Его повеления — это раздел «И будет: если будете слушаться»; воспоминание о чуде исхода из Египта — «посвяти Мне»; чудо рождения еврейского народа и выражение веры в неустанное наблюдение Всевышнего за всем, что происходит с народом Израиля, — это раздел «И будет — когда приведет». «Тфиллин», которые символизируют собой эти принципы, определяющие сам характер еврейского мышления, мы ежедневно возлагаем на три важнейших органа нашего организма, от которых зависит и вся наша деятельность, и сама наша индивидуальность: на голову — обитель интеллекта, на руку — главный инструмент нашей деятельности, и на сердце — обитель эмоций. Это означает, что мы стремимся к тому, чтобы и ум наш, и дела, и чувства были подчинены выполнению одной задачи: исполнению воли Всевышнего.

Ту же идею можно выразить несколько иначе. «Тфиллин шель рош» имеет четыре отделения, а «тфиллин шель яд» — только одно. Пять чувств обеспечивают человеку возможность жить на земле, действовать и творить: зрение, слух, обоняние, вкус (местом пребывания органов, «ответственных» за эти чувства, является голова) и осязание (органом, «ответственным» за него, является рука). И вот четыре отделения «тфиллин шель рош» воздействуют на четыре органа чувств, находящихся в голове, а одно отделение «тфиллин шель яд» воздействует на руку, для того, чтобы все пять чувств подчинить тем принципам, о которых говорится в текстах, заключенных в «тфиллин».

Таким образом, мицва (заповедь) о тфиллин - одна из самых важных мицв в Торе.

Структуры (предметы), которые связаны с этой мицвой следующие:

  1. коробки,
  2. отрывки из Торы,
  3. ремешки,
  4. и др.

К сожалению, слишком много людей - недостаточно осведомлены о законы, касающихся различных предметов тфиллин, и, в результате, многие негодные (не кошерные) пары тфиллин продаются и используются людьми.

Поэтому, этот Памфлет помещается здесь в надежде на то, что он рассеет ту дезинформацию, которая затрудняет надлежащее понимание мицвы Тфиллин.