Ноябрь 2017 / Хешван 5778

I. Объяснение понятия “раскаяние”

I. Объяснение понятия “раскаяние”

1. Среди множества благ, оказанных Всевышним творениям Своим, людям, числим мы указанный Им путь из бездны, куда может завести наше поведение, путь обретения выхода из западни, в которую попадаем из-за своих преступлений. Как избежать падения в эту пропасть и отвести от себя гнев Всевышнего? Всевышний научил и наставил людей возвращаться к Нему, если они согрешили пред Ним. Это также проистекает из Его доброты и справедливости, ибо Ему ведомо людское злое начало, как сказано (Теилим 25 ;8): “Добр и справедлив Всевышний, поэтому Он указывает путь преступникам”. И невзирая на то, что они преступили и восстали много раз и коварнейше Ему изменили, не закрыл Всевышний пред ними врат раскаяния, как сказано (Ишая 31;6): “Вернитесь к Тому, пред Которым вы глубоко грешили”, и сказано (Ирмия 3;22): “Вернитесь, сыны-отступники, и Я исцелю необузданность вашу”. О раскаянии нам неоднократно заповедано в Торе. А также разъяснено, что Всевышний желает раскаяния, даже если преступник раскаивается из-за многих бед и несчастий, с ним приключившихся. Тем более, если он раскаивается из страха пред Всевышним и из любви к Нему, как сказано (Дварим 4;30): “При невзгоде твоей, когда постигнут тебя все эти напасти в будущие времена, возвратишься ты ко Всевышнему и будешь слушаться гласа Его”. А также разъяснено в Торе, что Всевышний поможет кающимся даже в том, на что сами они не способны по своему естеству, и обновит в них желание и умонастроение очищения, чтобы достигли ступени любви к Нему, как сказано (там же 30;2): “И обратишься ко Всевышнему и послушаешь гласа Его во всем, как я заповедую тебе сегодня, ты и дети твои, всем сердцем и всею душою”. И там же (30;6): “И Всевышний обрежет сердце твое и сердце потомства твоего, чтобы любили Всевышнего всем сердцем своим и всею душою своею”. И в книгах Пророков, и в Писаниях постоянно обсуждается вопрос раскаяния так подробно, что все принципы его разъяснены в этих книгах. И это будет показано в дальнейшем.

2.    Следует знать, что когда преступник не торопится покаяться, наказание ему увеличивается с каждым днем. Ему известно, что он прогневал Всевышнего и что есть путь спасения в раскаянии, - но он продолжает бунтовать и остается при своем зле. Есть у него возможность избежать бедствия, но он не боится гнева и не страшится ярости, -потому уготовано ему страшное наказание, ибо его преступление велико. В мидраше Коэлет мудрецы приводят такой пример. Вот поймали шайку разбойников и посадили в тюрьму, а они сделали подкоп, пробили стену и вырвались на свободу. Но один не бежал и остался в заключении. Появился начальник тюрьмы и обнаружил подкоп и того, оставшегося. И начальник поколотил его палкой, приговаривая: “Перед тобой, несчастный глупец, подкоп и возможность бежать! Как же ты не постарался спасти свою жизнь?”

3.    И опаздывают с раскаянием лишь невежды, спящие наяву; они не позволяют разумным мыслям проникнуть в глубину своей души. И нет у них разума; и не понимают они, что спасаться нужно как можно скорее. И есть среди них отдалившиеся от Всевышнего и не верящие, что за преступление полагается кара. И мудрецы говорят: “Если ты видел, что ученый совершил ночью нечто недостойное, не думай о нем плохо утром, ибо он уже раскаялся в содеянном”.

4.    Вот еще одно умозаключение о том, насколько велико зло опаздывающего с раскаянием. Если б он не медлил, то теперь бы каялся и горько вздыхал в страхе и беспокойстве и плакал в скорби. И встреться ему злое начало, и случись возможность снова совершить преступление, - он сумел бы злое начало свое подавить, помня об испитой горькой чаше и не желая ее более, как сказано (Теилим 4;5): “Беспокойтесь и избежите преступлений”, что значит, беспокойтесь и сожалейте о содеянном, и этим избежите преступлений. Ибо выше говорится о преступлении (там же 3): “Доколе любить будете тщету, искать лжи?” Это доказывается тем, что написано (Берешит 45;24): “Не беспокойтесь в пути”; (Хаввакук 3; 15): И в сердце своем я беспокоюсь”, что имеет смысл сожаления о прошедшем и о настоящем. И не сказано “бойтесь” или “страшитесь”. Ибо запаздывая с раскаянием, человек вновь попадает в ту же западню, когда появляется возможность согрешить. И это его преступление гораздо тяжелее прежнего, и содеянное зло предстает пред Всевышним. А человек и не думал, что злое начало нападет на него, как разбойник. Но, познав свою слабость и силу злого начала, победившего его, человек должен понять, что он беззащитен, и подумать, как увеличить свой страх пред Всевышним настолько, чтобы страх этот преобладал в душе его, спасая от ловушек злого начала и оберегая от греха. И сказал Шломо (Мишлей 26;И): “Как пес возвращается на блевотину свою, так глупец повторяет глупость свою”, что значит: известно, что собака может пожирать отвратительное, но когда она это исторгает, оно становится еще отвратительнее, да она еще и пожирает исторгнутое. Так же и с глупцом, ибо он совершает нечто гнусное, а когда повторяет гнусность, оно еще гнуснее первой.

5.    Во-вторых, грешащему повторно труднее раскаяться, потому что преступление кажется ему дозволенным. И тем самым преступление утяжеляется, как сказано (Ирмия 3;5):

“Ты говоришь и делаешь зло, и можешь”. “И можешь”, значит, зло становится как бы дозволено, как то, что в твоей воле и возможности. От слов (Дварим 12; 17): “Не можешь ты есть в доме твоем” и так далее. И смысл этого -“не дозволено тебе”. И мудрецы говорят: “В тот момент, когда человек совершает преступление и повторяет его, оно становится в его глазах дозволенным”. И сказали мудрецы: “Тому, кто дважды совершил преступление, в дальнейшем, даже если он лишь решил совершить преступление, но у него не получилось, - его злой замысел считается как действие. И о нем сказано (Ирмия 6; 19): “Вот Я наведу на народ этот бедствие - плод замыслов их”.

6.    Теперь прислушайся и пойми нижеследующее, в нем заключается важнейший принцип. Верно, что иногда некоторые праведники спотыкаются о препятствие преступления, как сказано (Коэлет 7;20): “Ибо нет на земле такого праведника, который творил бы добро и не погрешил бы”. Но праведники подавляют свое злое начало, и если приходится им согрешить один раз, больше не повторяют и сражаются со злым началом, и раскаиваются. Но тот, кто не остерегается преступлений и не старается избегать легких прегрешений, и даже если он остерегается всех других преступлений и соблюдает все запреты Торы, - мудрецы называют такого “вероотступником в одном”, то есть в одной вещи. И он остается преступником, и его преступление непереносимо. Ибо если раб говорит господину: “Все, что ты прикажешь, я выполню, кроме одного”, - это значит, что раб сбросил с себя ярмо повиновения господину и делает что захочет. И об этом сказано (Дварим 27;26): “Проклят, кто не поставит над собой Закон!”, то есть кто не берет на себя обязательство исполнять весь Закон, от начала до конца. И доказательство этому то, что написано “кто не поставит над собой”, а не “кто не исполняет его”.

7.    И еще следует тебе знать, что совершающий одно и то же преступление повторно десять раз, даже если остерегается всех остальных преступлений, совершает несколько преступлений, а не одно. И так сказали мудрецы: “если предупредят назорея “не пей вина!”, а он пьет, повторяют ему: “не пей!”, а он пьет, то его наказывают плетьми за каждый раз в отдельности, как если бы он поел мяса смертельно больного и нечистого животного, и кровь, и жир” (см. Бамидбар 6 и далее).

8.    И мы видим, что этим умножаются преступления нынешнего поколения, ибо многие не берут на себя обязательства остерегаться определенных преступлений и всю свою жизнь не остерегаются, и им кажется, что это дозволено. Но если б они вели себя так только в одном, - это уже было бы для них злой болезнью души, как мы объяснили выше. А они нарушают многие запреты и среди них строжайшие. Клянутся всуе, заклинают ближнего или себя Именем и упоминают Имя всуе или в нечистом месте, или не умыв руки. Не замечают бедного и оговаривают ближнего. И беспричинно ненавидят, гордятся и чванятся, властно обходятся с ближним и нарушают запрет смотреть на женщин. И что хуже всего — отменяют свои занятия Торой. И творят многое, подобное тому.

Мы упомянули лишь некоторое из того, что нашли в нашем поколении, чтобы напомнить и предупредить людей. А также следует тем, кто раскаялся записать в книге, то в чем они провинились. И указать на заповеди, которые недостаточно исполняли. И пусть читают эту памятную книгу каждый день.

9.    Раскаяние содержит в себе много уровней, и, следуя по этим ступеням, человек может приблизиться ко Всевышнему. Мы знаем, что Всевышний прощает при любом раскаянии, но лишь в том случае душа может полностью очиститься до такого состояния, что преступление будет стёрто, как будто его и не было, когда человек очистит свое сердце и приготовит свой дух. Так написано (Теипим 32;2): “Счастлив тот, кому Всевышний не вменяет вину и в чьем духе нет лжи”. Грязную одежду недостаточно слегка постирать, - чтобы свести всю грязь и выбелить одежду, ее нужно стирать тщательно и много раз. И так написано (там же 51 ;4): “Смой с меня совершенно грех мой и от проступка моего очисть меня”. И душа отмывается от преступления, если человек омывает свое сердце, как сказано (Ир-мия 4; 14): “Омой же от зла сердце свое, о Иерушалаим!” И сказали мудрецы: “(Теилим 112;1): “Счастлив муж, боящийся Всевышнего”; “муж” то есть “мужчина”, - значит, лучше раскаяться в молодости, когда человек в расцвете сил может победить свое злое начало. Но и любое раскаяние и в любое время полезно человеку, как сказано (там же 90;3): “Доводишь Ты человека до самого изнеможения и говоришь: “Возвратитесь, люди!” И подчеркнули мудрецы - до самого изнеможения души.

А теперь разъясним принципы раскаяния.

Принцип первый

10. Сожаление о содеянном. Человек должен обдумать и понять, что плохо и скверно то, что он оставил Всевышнего. Пусть же дойдет до его сердца мысль о наказании и расплате за преступление, как сказано (Иов 19;29): “Бойтесь меча, потому что гнев Всевышнего карает преступления мечом”. Пусть человек сожалеет о своих недобрых делах и скажет себе: “Что же я натворил? Как же не побоялся Всевышнего и не устрашился жестокого суда и наказания за преступление? Ведь злодея приговаривают к многократным ударам! А я не пожалел самого себя, не пожалел тело свое, отдав его на разрушение ради сиюминутного наслаждения! И уподобился я грабителю, который нажирается, отняв у другого и зная, что судья выбьет из него наслаждение. Подобно сказанному (Мишлей 20; 17): “Сладок для человека хлеб лжи, но после рот его наполнится щебнем”. Жестоко поступил я с душой своей, она нечиста теперь, мое злое начало ее опоганило! Что все ее достоинства, если не нравится она Господину? Мир вечный променял я на мир призрачный, уподобился скотам и похож на них. Злое начало мое тащит меня за собой, как покорную клячу, и, подобно ослу, я сошел с пути разума. Всевышний дал мне душу жизни, разумную и мудрую, чтобы я познал Его и боялся Его, чтобы управлял телом и его деятельностью. Подобно тому, как человек управляет всеми животными, — а они отличаются от человека тем, что не говорят, - ибо душа важна и ценна в Его глазах. Я сотворен был ради этого, а теперь живу вопреки этой цели, -зачем же мне жизнь? Как сказано (Мишлей 21; 16): “Человек, сбившийся с пути разума, отдохнет в сонме покойников”. Я живу так, что недостоин даже животного, я пал ниже него. Бык знает своего господина, и осел знает кормушку своего хозяина, — а я не знал и не разумел, полагая себя свободным от своего Господина. Наслаждался я медом, забывая о конце существования своего, грабил и разбойничал, угнетал бедняка, не помня о смертном часе, который не оставит перед душой моею ничего, кроме трупа и могилы”. Разъясненное нами и есть то, о чем говорит пророк Ирмия (8;6): “Никто не раскаивается во зле своем, говоря “Что я наделал!”

Принцип второй

11.  Отринуть преступление. Да покинет человек свои дурные пути, решив и постановив, что никогда более не вступит туда, а если совершил преступление, не повторит его, как сказано (Иехезкель 33; 11): “Вернитесь, вернитесь со своих дурных путей”; и сказано (Ишая 55;7): “И оставит нечестивец путь свой”. Бывает, что человек случайно грешит из-за внезапно обуявшего его вожделения, и злое начало пересиливает и побеждает; он не успевает собраться с мыслями, как злое начало нападает на него. И вот он не успел приказать усохнуть морю своего вожделения, а злое начало захватило его в свои сети, и он попался в расставленные ловушки; дух злого начала овладел им, вопреки тому, что он не желает и не ищет преступления, и не хочет повторить его, - такому человеку следует, начав раскаиваться, сожалеть о содеянном и скорбеть о нем. А также он должен изнывать душой и пребывать в сердечной горести. А затем ему следует каждый день увеличивать в себе страх пред Всевышним и постоянно страшиться Его. И в таком состоянии должен он пребывать, пока не преисполнится упованием на Всевышнего и не будет уверен, что оставит дурной путь и не соблазнится, встретившись вновь со своим злым началом и возрастающим вожделением, как сказано (Мишлей 28; 13): “Кто признается и оставляет /преступление/, будет помилован”. Вначале здесь сказано “признается”, значит, сначала должно сожалеть о содеянном и исповедаться. А затем - грешник навсегда “оставляет” преступный путь. Но каков же тот, кто постоянно на дурном пути и каждодневно ступает по нему, повторяет свои неразумные поступки и многократно, вновь и вновь, кружит по этому кругу? И нравится ему поступать дурно, а вожделение и злое начало - причины его преступлений -возвышаются над ним. Его желание и направленность чувств и мыслей состоят в том, чтобы удалить все, что мешает ему исполнить задуманное. Раскаяние такого человека начинается с того, что он оставляет свой прежний путь и свои дурные замыслы. В согласии с собой он обязывается более не грешить и решительно исполняет это. Пусть же далее он сожалеет о своих губительных поступках. И пусть вернется ко Всевышнему, как сказано (Ишая 55;7): “Да оставит злодей путь свой и нечестивый - помыслы свои, и вернется ко Всевышнему, и Он помилует его”. И сказанному пример тот, кто держит в руке гада нечистого и так идет мыться, чтобы очиститься. Понятно же, что он должен сначала оставить нечистое, а потом совершить омовение и очиститься. Пока нечистый гад в его руке, - человек остается нечистым, и омовение ему не поможет. Оставить злой замысел и означает — выбросить нечистого гада. А сожаление о грехе, исповедь пред Всевышним и молитва -как очистительное омовение. А если пришли на нечестивца муки и боль, но все мысли нечестивца по-прежнему и постоянно о том, как продолжать грешить, - то сначала пусть примет эти муки и боль как упрек и раскается в злых помыслах, и пусть покончит со своими недостойными делами. Вот молодой бычок, которого бьют заостренной палкой, чтобы пахал ровно. Таков же тот, кто стоит на недобром пути. Так пусть он сначала примет остроту упрека, чтобы оставить пути смерти и пойти по прямому пути, как сказано (Ирмия 31; 17): “Ясно слышу Я, как горюет Эфраим: Ты упрекал меня, и я мучаюсь, как необученный молодой бычок”. А также сказано (там же 31; 18): “Ибо после того, как я вернулся, - раскаялся”, то есть после того, как “Ты упрекнул меня”, я принял упрек и сошел со своего злого пути, я раскаялся и сожалел о том, что грешил. И вот из этого ясно тебе все, что мы разъяснили.

Принцип третий

12.  Скорбь. Пусть горько скорбит, думая о том, насколько велико зло перечащего Всевышнему, Творцу своему. И пусть увеличит скорбь в сердце своем, да возмутятся мысли его, и пусть с горьким сердцем вздыхает. Ибо возможно, что человек сожалеет о содеянном и не по нраву ему преступление, но он еще не исполнил все, что полагается. Жалко человеку терять, а тем более, если он теряет все свое состояние и остался голым и нищим, и душа его в трауре. Он скорбит, болеет душою, и вздохи его все тяжелее и тяжелее, горько ему. Как же глубоко должен сожалеть и вздыхать восставший против Всевышнего, тот, кто совершил гнусные деяния пред Ним и не помнил Создателя своего, Который создал его из ничего и оказал ему милость, и длань Его постоянно руководит им и ведет его, и ежеминутно сохраняет душу его! Как же он посмел рассердить Его, и как же залеплены были глаза преступника, и сердце его не понимало! Разумный человек, чьи глаза открыты, - эти слова запечатлены будут в его сердце и проникнут в глубину его души.

13.   И ступени раскаяния, и его величие различаются по силе и горечи скорби человека. Это раскаяние проистекает из чистоты души и ясности разума. Ибо душевная скорбь из-за многих преступлений весьма и весьма увеличивается и усиливается пропорционально уровню разума и согласно тому, насколько человек сообразителен. Как сказано (Ишая 57; 16): “Ибо не вечно буду Я спорить и бесконечно гневаться, - иначе изнеможет дух, /данный/ Мною, и души, Мною созданные”. Объяснение этому таково: “изнеможет дух, данный Мною”, - то есть из мира высшего. “И души, которые Я сотворил”, - тогда Я не буду больше гневаться и ссориться, -ибо как же не пожалеть драгоценную душу, происходящую от Меня, не сжалиться над душами, которые Я создал. Поэтому преступление становится меньше в соответствии с тем, насколько усугубляется работа скорби человека, а скорбь происходит от чистоты высшей души. Этим она искупает вину в большей степени, чем многими самоистязаниями и страданиями тела. Вот пример тому: царь скорее пожалеет и помилует своих воспитанников, которые родились в его доме, приближенных к нему, аристократов, чем тех, кто далек от него и незначителен. Почему сказано: “и души, которые Я сотворил”? Ведь и тела, и весь мир сотворены Всевышним. Это значит, что души ближе к высшему, духовному миру. И подобно этому (Шмот 32; 16): “И скрижали есть творение Всевышнего”. И сказали мудрецы: “В создании человека участвуют трое - отец, мать и Всевышний”. Отец и мать не участвуют в сотворении души, - потому-то и сказано “и души, которые Я сотворил”. А сказанное “и души, которые Я сотворил”, объясняет нам, что значит “дух, данный Мною”, так как смысл этого заключается в изложенном выше.

14.    И сказал Давид (Теилим 38; 10): “О Всевышний, мое желание открыто пред Тобою, и стон мой не сокрыт от Тебя!”. Вот как это объясняется: известны Тебе все мои желания, смысл которых лишь в служении Тебе, и Ты знаешь, что вздыхаю я не о делах материальных и вещах эфемерных, а лишь о собственных проступках и о том, что недостаточно служу Тебе. И сказал молящийся в истовой молитве своей: “Вздохи мои из-за страха пред Тобой отдалили от меня все остальные воздыхания, и беспокойство мое из-за того, что я недостаточно служу Тебе, отдалило от меня все другие причины беспокойства”.

Принцип четвертый

15.    Сожаление, которое выражается действием, как сказано (Иоэль 2; 12): “Но и ныне еще, - сказал Всевышний, возвратитесь ко Мне всем сердцем своим, с постом и с плачем, и с причитанием”. И сказали мудрецы (Брахот 1;5): “Сердце и глаза - посредники преступлений”, и так написано (Бамидбар 15;39): “И не будете следовать сердцу вашему и очам вашим”. Вот чем будут искуплены преступления посредников - силой их раскаяния за непослушание, то есть преступление сердца преступников будет искуплено горечью и вздохами и тем, что будут сломлены и разбиты их сердца, как сказано: “Изнеможет дух, /данный/ Мною”, и сказано (Теилим 51; 19): “Сердце сокрушенное и удрученное, Ты, Всевышний, не отринешь”. И это подобно утвари, коснувшейся нечистого, которая может быть очищена тем, что ее сломают, как написано (Ваикра 11 ;35): “Печь и очаг да будут разбиты”. А преступление глаз будет прощено слезами, как сказано (Теилим 119; 136): “Потоки вод исторгают глаза мои за то, что не соблюдали они Закон Твой”; не сказано “из-за того, что я не соблюдал Закон Твой”, а сказано “не соблюдали они”, потому что глаза привели к преступлению и поэтому “исторгают потоки вод”, то есть слез.

Принцип пятый

16.   Беспокойство. Потому что человеку следует беспокоиться и страшиться наказания за свои преступления, ибо есть такие преступления, что раскаяние лишь временно отводит наказание, а полностью их искупают страдания, как сказано (Теилим 38; 19): “Ибо о вине своей рассказываю я и удручен преступлением своим”. Суть скорби - о прошлом, а суть удрученности, беспокойства - о будущем. И еще - человек должен беспокоиться о том, что, возможно, недостаточно исполнил долг раскаяния своим сожалением о проступке, горечью и постом, и плачем. И хотя он очень сожалел и много плакал, - пусть же убоится и устрашится; возможно, его вина слишком велика, и обязанность свою, соответственно всем преступлениям своим, он не исполнил слезами и постом. Кто глубоко рассматривает, насколько огромна обязанность служения Создателю со стороны созданий Его, и видит, что нет предела злу того, кто преступает Его волю, - тот понимает, насколько немного и невелико все, что он прибавляет в служении и частностях путей раскаяния. И сказал Шломо (Мишлей 14; 16): “Мудрый опасается и избегает зла”; то есть, несмотря на то, что мудрец всеми силами удаляется от зла, он все же его опасается и избегает: а вдруг не приложил достаточно усилий и все же не уберегся от зла как нужно. Подобно тому, как (Мишлей 28;6): “Идущий кривыми путями, и богат”; а объяснение этому такое - несмотря на то, что он богат. И так сказали мудрецы (мидраш Танхума): не объясняй “мудрец опасается и удаляется от зла”, а объясняй “мудрец удаляется от зла и опасается”. А окончание этого стиха доказывает (в нашем толковании): а глупец сердится и уверен в себе. Замечает о свойстве глупца - глупец сердится; но тем не менее он уверен, что нет на нем никакого преступления и не будет ему никакого вреда. Но тот, кто гневается, может совершить тягчайшие преступления и не сможет уберечься от вреда, как сказано (Мишлей 29;22):

“Человек гневливый сеет раздор, а у вспыльчивого много преступлений”, и сказано (там же 25;28): “Город разрушенный, без стены - человек, не владеющий собой”.

17.    Раскаявшийся должен также опасаться, чтобы его злое начало /вновь/ не пересилило его; как сказали мудрецы, не верь в самого себя до последнего дня. И тем более тот, чье сердце уже побеждало его. Это значит, что следует остерегаться злого начала, которое ставит силки постоянно, и следует ежедневно увеличивать в себе страх пред Всевышним. Это и оборонит, когда набегут на него волны злого начала.

18.    Когда Шломо касается проблемы раскаяния, он упоминает эту частность. И начинает он с того, что (там же 28; 12): “Когда торжествуют праведники, велика слава, но когда возвышаются нечестивые, лучше спрятаться”. Объяснение такое: праведники уважают и славят людей за любое доброе свойство, а нечестивые злодеи ищут только человеческие недостатки и ошибки, чтобы унизить людей, даже если они удалились от своих проступков и раскаялись. Затем Шломо говорит (там же 28; 13): “Скрывающий свои преступления не преуспеет, а кто сознается и оставит их, будет помилован”. Ибо хотя кающемуся не следует открывать свои преступления людям, что мы понимаем из сказанного выше: лучше спрятаться, когда возвышаются нечестивые , тем не менее он обязан исповедоваться пред Всевышним, как сказано (Теилим 32;5): “О преступлении своем я сообщил Тебе и вины своей не скрыл”, и сказано (Ирмия 2;35): “Я буду судить тебя за то, что ты говоришь: “я не грешила”. И мудрецы определили: есть случаи, когда скрывающий свои преступления не преуспеет, — когда это касается преступлений по отношению к людям. Ведь ему нет прощения, пока не вернет то, что отнял, отобрал и награбил, пока не попросит прощения у того, кого преследовал или заставил прилюдно покраснеть от стыда, или рассказал о нем нечто дурное. Или если дело касается преступлений пред Всевышним, которые уже известны другим людям. Потому что публично совершивший преступления хулит Имя Всевышнего и должен сожалеть и оплакивать свои преступления публично же, дабы освятить Имя Всевышнего. Об этом написано (Ирмия 31; 18): “Ибо после того, как я обратился, я раскаялся, и после того, как я уразумел /преступления свои/, я ударил себя по бедрам”. Раскаяние это сожаление и скорбь, ибо главное в раскаянии - сердечное огорчение, сожаление о содеянном, как мы уже объяснили. А когда люди меня распознали и мои преступления стали известны, “я ударил себя по бедрам” в досаде на себя, я плачу и скорблю, и мой плач и скорбь моя видны людям, как (Иехезкель 21; 17): “Ударяй себя по бедрам”, то есть досадуй на себя. И сказано (Иов 33;27): “Посмотрит на людей и скажет: “Грешил я и прямое искривил”.

19.    “А кто сознается и оставит их, будет помилован”. Объяснение этому таково: из трех принципов раскаяния (сожаление, исповедь, удаление от преступлений) сожаление и исповедь объединяются в понятии “сознается”, потому что кто признаётся - сожалеет. Раскаяние невозможно без соблюдения этих трех принципов, потому что кто сожалеет и признаётся, но не удаляется от преступлений, подобен тому, кто окунается в микву, держа в руке нечистого гада, который оскверняет. Ибо лишь тот, кто признаётся в своих преступлениях и удаляется от них, будет помилован. Потому что он-то и является раскаявшимся, хотя, как мы объяснили, у раскаяния есть множество ступеней и уровней.

20.    После этого он говорит (Мишлей 28; 14): “Счастлив тот, кто оспасается, а безрассудный попадет в беду”, то есть даже если человек признаётся в своих грехах и удаляется от них, ему следует постоянно опасаться: а может быть, он не исполнил всю меру раскаяния, потому что у раскаяния множество ступеней и уровней. Поэтому каждый день вновь и вновь он должен пытаться достичь этих ступеней. А также пусть опасается: а вдруг его злое начало изменит свой вид, — пусть же ежечасно бережется. И постоянно пусть прибавляет себе трепета пред Всевышним. И пусть вечно молит Всевышнего помочь ему в раскаянии и спасти от злого начала. “А безрассудный попадет в беду”, — тот, кто говорит себе “я исполнил меру раскаяния” и постоянно не старается достичь ступеней раскаяния и прибавить себе страха, тот будет наказан за это. Потому что он гордец и не осознаёт собственных недостатков. И если он не осознает размеры своей обязанности улучшать и исправлять свое поведение пред Всевышним, - значит, он не остерегается своего злого начала, которое всегда ставит ему силки и, значит, попадется в них.

Принцип шестой

21.    Стыд. Как сказано (Ирмия 31; 18): “Устыдился я и был посрамлен, ибо нес я позор юности своей”. Тот, кто совершает преступления, стесняется людей и стыдится, если почувствуют и узнают о его преступлениях, — так как же он не стыдится Создателя, благословен Он? А происходит это потому лишь, что Всевышний далек от мыслей преступника, - вот почему преступник стыдится созданий и не стыдится Создателя! И сказали мудрецы, что когда рабби Иоханан бен-Заккай был при смерти, просили его ученики: “Учитель наш, благослови нас!”, а он им сказал: “Да будет на то воля Всевышнего, чтобы страх пред Всевышним был у вас равным страху перед людьми”. И сказали они ему: “Учитель! И не более того?!” Сказал он им: “Хотелось бы мне, чтобы было так! Знайте же, что когда человек совершает преступление втайне, он говорит себе: “Хоть бы меня никто не увидел!”

22.    Вот высшая степень стыда - из-за своих преступлений человек должен чувствовать себя опозоренным пред Всевышним. Что значит, чувствовать себя опозоренным?

Это когда человек испытывает стыд, меняется в лице, подобно тому, как сказано (Теилим 69;8): “Позор покрыл лицо мое”. Ты же видишь, что слово “позор” употребляется всегда после слова “стыд”, - потому что позор есть чувство более сильное, чем стыд. Вот (Иехезкель 36;32): “Стыд и позор” и (Ирмия 31:18): “Стыдно мне и опозорен я”. А также, когда преступник осознает, что Всевышний прощает ему, не наказывает и не карает. И не поступает с ним по преступлениям его, и не воздает ему соответствующую мзду, - следует преступнику еще более устыдиться в душе своей. Ибо если кто-либо нарушает царскую волю и предает царя, а царь прощает ему, - конечно же, преступник стыдится перед царем. А также написано (Иехезкель 16;63): “Дабы вспомнил ты и устыдился позора своего, когда Я прощу тебе все, что ты сделал”. И сказали мудрецы: кто совершает некий проступок, а потом стыдится этого - прощаются ему все его преступления. То же мы находим сказанное о царе Шауле, сказавшем (Шмуэль I 28; 15): “И не отвечает мне ни через пророков, ни через сновидения”, и не упомянул “урим и тумим” /а “урим и тумим” - это часть облачения коэнов/, потому что ему было стыдно их упомянуть, так как он уничтожил Нов, город коэнов. И Шмуэль ответил ему (там же 28; 19): “Завтра же ты и сыновья твои со мною”; “со мною”, то есть равны мне (см. Брахот 126). И человек может достичь ступени стыда тем, что будет думать в уединении о величии Всевышнего. А также - размышляя, насколько велико зло того, кто нарушает волю Его. И тем, что вечно будет помнить, что Всевышний видит его поступки и Ему известно нутро его и Он наблюдает его мысли.

Принцип седьмой

23. Смирение всем сердцем и униженность. Познавший Всевышнего осознает, насколько ничтожен и унижен и утратил свое значение тот, кто преступил Его волю. Подобно сказанному (Теилим 15;4): “Презренный отвратителен самому себе”. И сказано (Иов 15; 16): “Презренный и растленный человек, пьющий несправедливость, как воду”; (Ирмия 7;30): “Серебро отвратительное - зовутся они”. Поэтому да будет смиренным и униженным в своих глазах. И Давид, исповедуясь в своем преступлении, когда к нему пришел пророк Натан, сказал (Теилим 51; 19): “Жертвы Всевышнему - дух сокрушенный; сердце сокрушенное и удрученное, Ты, о Всевышний, презирать не будешь”. “Дух сокрушенный”, значит, дух униженный. Отсюда следует, что смирение есть один из принципов раскаяния. Ибо эта глава из Теилим есть незыблемый фундамент принципов раскаяния. И смирением человек может угодить Всевышнему, как сказано (Ишая 66;2): “На смиренного и сокрушенного духом”. И сказано о раскаянии (там же 57; 14-15): “Ровняйте, ровняйте, освободите дорогу, устраните препятствие с пути народа Моего!”. Ибо так говорит Возвышенный и Превознесенный, Существующий вечно и Святой - Имя Его: в месте высоком и священном обитаю Я, но с тем, кто сокрушен и смирен духом, чтобы оживлять дух смиренных и сердце сокрушенных”. Отсюда следует, что смирение есть один из принципов раскаяния. Да и вся глава трактует о раскаявшихся (там же 57; 16-18): “Ибо не вечно буду Я спорить и не бесконечно гневаться, - иначе изнеможет предо Мною дух и души, Мною сотворенные”. “Ибо не вечно буду я спорить” и т.д., “из-за греха его корыстолюбия Я разгневан” и т.д., “пути его Я вижу и исцелю его и поведу его” и т.д. “Пути его Я вижу”, - значит, он ведет себя смиренно. Как сказано (там же 57; 15): “Я с тем, кто сокрушен и смирен духом”. А также сказано о скорби: “Ибо дух, Мной сотворенный, будет сломлен”. “И Я исцелю его”, - то есть прощу его преступление. Как сказано (Ошеа 14;5): “Исцелю от отступничества их”, а также (Ишая 6; 10): “И обратится он, и исцелится”. “И поведу его”, - то есть помогу удалиться от греха и пересилить свое злое начало.

24.    И знай же, что у смирения много степеней. И высшая степень смирения, которая обязательно происходит от раскаяния, - чтобы человек осознавал насколько велико и огромно служение пред Всевышним и ничего не ставил себе в заслугу. Да будет все малым в его глазах по сравнению с тем, что он обязан в служении Всевышнему. Вот почему станет он смиренным и будет служить Всевышнему со скромностью, вдали от чужих глаз. И не пожелает почестей за свои деяния, достойные уважения. И не станет стремиться к славе за свою достославную деятельность. И насколько возможно скроет свои деяния от друзей.

25.    Это положение о принципе раскаяния разъясняет пророк (Миха 6;6): “С чем встречу Всевышнего, преклонюсь пред Великим?”. “С чем встречу”, - за множество Его милостей. Потому что выше были упомянуты милости Всевышнего. “Преклонюсь”, - из-за множества преступлений моих. И сказано здесь именно о величии Всевышнего, чтобы оповестить и указать, насколько следует преклониться и смириться тому, кто преступил волю Того, Кто превыше всего. Далее этот вопрос разъясняется подробнее: “Встречу ли Его жертвами всесожжения, тельцами однолетними? Угодны ли Всевышнему тысячи овец и десятки тысяч потоков масла?”, - то есть все это я принесу Ему в благодарность за множество Его милостей. “Отдам ли первенца евоего за преступление свое?”, - чтобы показать этим свое смирение, преклониться из-за множества своих преступлений. Потому что я осознаю, что преступление мое настолько огромно, что во искупление следовало бы отдать первенца. “Плод чрева своего за грех души своей?”, - упомянул о преступлении “первенца своего”, а о грехе - “плод чрева своего”, потому что “преступление” /пеша/ и означает “восстание”, как сказали мудрецы (Йома 366), и это серьезнее, чем грех /хет/. И ответом на это было: “Сказано тебе, человек, что добро и что Всевышний требует от тебя: только вершить правосудие и любить милосердие”, - потому что это предпочтительнее жертвоприношений. Лучше этим благодарить Всевышнего за Его милости, чем жертвоприношениями. “И быть скромным пред Всевышним”, - в этом заключается суть твоего преклонения и подчинения: служить Всевышнему скромно, ибо это показывает твое преклонение - значит, ты не ищешь почестей за свои достославные деяния, а тем более за те качества и свойства, которых не желает Творец в Своих творениях; ими не следует гордиться, например, богатством, силой и различными разновидностями мудрости, кроме познания и разумения Всевышнего; как сказано (Ирмия 9;22): “Да не хвалится мудрец мудростью своею, и да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим. Но хвалящийся пусть похваляется тем, что он разумеет и знает Меня”.

26.    Раскаявшийся обязан преклониться пред Всевышним еще и потому, что должен избавиться от склонностей, ведущих к преступлению и порождающих преступления.

27.    А причина многих преступлений - гордыня! Она помогает злому началу пересилить человека. Как сказано (Дварим 8; 14): “Надменным станет сердце твое, и забудешь Всевышнего”. И сказано (Мишлей 21 ;4): “Гордость очей и надутое сердце - нива нечестивых - преступление”, - то есть гордыня есть нива для произрастания преступления, на ней плодятся преступления, как сказано: “ Надменным станет сердце твое, и забудешь Всевышнего”. И сказано (Теилим 10;2): “Надменностью нечестивого преследуется бедняк”; и сказано ( там же 31;19): “Пусть онемеют уста лживые, говорящие против праведника заносчиво, с высокомерием и презрением”; и сказано (Иехезкель 32;27): “Которые наводят ужас в стране живых”. И как люди возделывают поле, чтобы оно дало урожай, который будет собран, - так же злодеи возделывают поле гордыни в своей душе и сеют злые замыслы, чтобы уродились и выросли-преступления, которые и есть урожай их замыслов. А это пример, как сказал пророк (Ошеа 10;4): “И наказание им расцвело, как болиголов на бороздах поля”. Хотя слово “ха-тат” /преступление/ здесь употребляется в единственном числе, тем не менее это значит, что нива злодеев есть нива преступлений и служит причиной множества преступлений. Как (Ирмия 17; 1): “Преступление Иуды”, /в единственном числе, хотя их было много/. Или же объясним это как “и преступление”. Как (Хавакук 3;11): “Солнце, луна”, то есть имеется в виду “солнце и луна”. Что значит, что гордыня не только производит преступления, но и само по себе это качество есть преступление. Как сказано (Мишлей 16; 5): “Мерзость пред Всевышним всякий высокомерный”. И гордец отдан в руки своего злого начала, потому что нет ему помощи Всевышнего, ибо мерзок он пред Всевышним.

28.    Почему раскаявшийся обязан преклониться и обязаться вести себя сообразно тому, что сказали мудрецы (Авот 4;6): “И преклонись перед каждым”? Этим он достигнет того, что не будет сердиться и гневаться на окружающих. А также не обратит внимания на обиду, чтобы не держать зла ни на кого и не мстить. И тем искупятся его преступления, как сказали мудрецы (Рош-а-Шана 17а): “Не держит зла и не мстит, и Всевышний прощает ему”. Ибо так Всевышний поступает с человеком - мера за меру. Это очень важная причина для надежды на лучшее, и сказано (Эйха 3;29-30): “Пусть прахом наполнятся уста его -может быть, есть еще надежда! Пусть подставит он щеку бьющему его - пусть насытится позором!”

Принцип восьмой

29.    Смирение в поведении. Как должен вести себя смиренный человек? Разговаривать мягко, отвечать кротко; как сказано (Мишлей 15;1): “Кроткий ответ отвращает гнев”. Тихим голосом, ибо это признак смиренного, как сказано (Ишая 29;4): “И будешь унижен, из земли говорить будешь, и из праха выйдет речь твоя согбенна”. Это в противоположность тому, что говорится о богаче (Мишлей 18;23): “А богач отвечает нагло”. И пусть не занимает его красота одежды и украшения, как сказано (Шмот 33;5): “А теперь сними с себя украшения свои”. И сказано об Ахаве (Мпахим 121 ;27): “И постился, и лег во власянице, и ходил тихо”. И было слово Всевышнего (там же 21;29): “Видишь, как покорился Мне Ахав”. Он ходил тихо, - а это противоположно царскому поведению, цари шествуют с шумным торжеством. И пусть постоянно опускает глаза долу, как сказано (Иов 22;29): “И потупившего очи Он избавит”. А внешние признаки смирения - мягкий ответ, тихий голос, потупленный взгляд — напомнят человеку о том, что следует быть смиренным и в сердце.

Принцип девятый

30.   Сокрушить в себе вожделение материального. Уяснить себе как следует, что вожделение заставило душу согрешить, оно — как бы канатом — притащило за собой преступление. И пусть сделает то, что оградит путь раскаяния, обережет его. Пусть удалится от наслаждений и да не потянется за вожделением своим, даже в вещах разрешенных, и пусть идет этим путем, путем “пришут”, удаления от наслаждений. Это значит, что следует есть, чтобы в меру насытиться, ради существования своего тела. Как сказано (Мишлей 13;25): “Праведник ест, чтобы в меру насытиться”. И да подойдет к жене лишь для того, чтобы исполнить заповедь “плодитесь и размножайтесь” или ради заповеди о супружеских обязанностях. Ибо пока человек следует за своим вожделением, он тянется к материальному и отдаляется от пути разумной души, - тогда-то злое начало и пересилит его, как сказано (Дварим 32; 15): “И разжирел Ешурун и стал брыкаться”, и сказано (там же 8; 12): “Наешься и насытишься” и т.д. “и надменным станет сердце твое”. И сказано (Мишлей 30; 9): “Дабы я не насытился и не опровергал”. И сказали мудрецы: “У человека есть небольшая часть тела, если ее насытить -она голодна, а если морить голодом - сыта”.

31.   Вожделение человеческого сердца есть корень всех действий человека. Значит, если человек исправит вожделение, тогда вместо того, чтобы все части тела служили вожделению, он поведет их /эти части тела/ за разумом, и они привлекутся к нему и будут служить ему, и тем самым улучшатся все действия человека. Как сказано (Мишлей 21 ;8): “Кто чист, того действия прямы”. И сказано (там же 13; 19): “Вожделение сломано - приятно душе”. “Сломано” - “нун-хей-йуд-хей” - “нихъя” от слова (Даниэль 8;27): “И я был сломан (нихъети)”. Имеется ввиду, что когда человек сломает свое вожделение, даже в дозволенном, не запрещенном, он приносит успех своей душе, и это качество приятно ей, потому что в этом случае разум усиливается и побеждает. А глупцам отвратительно отойти от зла, - глупцы не стараются сломать вожделение и постоянно стремятся к наслаждениям плоти. А когда их вожделение наткнется на преступление и любое негодное /дело/, они не отстранятся от него. Потому и называются глупцами за стремление к наслаждениям, как сказано (Мишлей 21 ;20): “И глупец поглощает их”. И сказано (Ишая 5; 11-12): “Горе тем, кто с раннего утра ищет вина” и т.д., “И на пиршествах их -кинор и арфа, тимпан и свирель, и вино” и т. д., - “а на творения Всевышнего не смотрят”. И сказано (Мишлей 13;25): “А чреву нечестивых всегда мало”. И сказано (Малахи 2;3): “И раскидаю помет на лица ваши, помет праздников ваших”. И объяснили мудрецы, что речь здесь идет о тех, для кого все дни - праздничные. И сказано (Мишлей 18; 1): “Потакающий своему вожделению - /участь его/ разлад; среди мудрецов откроется его позор”. Это значит: кто стремится жить по своему вожделению и поступает по своему желанию, отдаляется от друзей своих, потому что близкие и любящие отдалятся от него, - ведь у разных людей разные качества и желания, один желает того, а второй другого. Если же человек пойдет по пути разума, с ним вместе пойдут его друзья, и многие люди полюбят его. И сказано в “Мусар”: “Многие люди тянутся к тому, кто умеет управлять своими наклонностями”. И стих “Потакающий своему вожделению” можно объяснить так: это тот, кто не в ладу с окружающими и не в ладу с другом и братом, - к вожделению стремится он. А поскольку он намерен потакать своим желаниям, - близкие ему отдалились от него. Как сказано (Мишлей 18; 1): “К вожделению стремится отдаленный, во всей мудрости откроется позор его”. Кто следует своему вожделению, согрешит не в чем-либо одном, а во всем, что упомянуто в Торе, “откроется позор его”, ибо он нарушит все заповеди. От слова (там же 20;3): “А всякий глупец откроется” .

32.    А еще и вот какая польза есть в том, чтобы сломать свое вожделение: сказать себе, если вожделение потребует дурного и преступного — “я и в дозволенном не следую за своим вожделением, и уж, конечно, не позволю себе запрещенное”.

33.    И еще есть великая польза в том, чтобы сломать свое вожделение, — этим человек показывает праведность своей души и сильное свое желание раскаяться. Потому что ему отвратительно его естество, приведшее его к преступлению. И тем станет он желанен и мил Всевышнему. И так написано (Теилим 51; 19): “Жертвы Всевышнему - дух сокрушенный; сердце сокрушенное и удрученное, Ты, о Всевышний, презирать не будешь”. “Сокрушенный дух”— это дух приниженный и смиренный. “Сокрушенное сердце” означает, что человек сокрушил свое вожделение. Потому что вожделение описывается как находящееся в сердце, как сказано (Теилим 21 ;3): “Вожделение сердца Ты дал ему”. И предыдущий стих (Теилим 51) упомянут именно в главе о раскаянии. И когда говорится “Сокрушенное и удрученное сердце презирать Ты не будешь”, мы понимаем, что тот, кто желает раскаяться, становится желанен Всевышнему именно тем, что сокрушит свое вожделение, - и это один из принципов раскаяния. И еще сказано о раскаянии (Ишая 57; 15): “Оживлять дух смиренных и оживлять сердце сокрушенных”.

34.    И сказали мудрецы: “У кого имеются эти три качества, тот из последователей праотца Авраама: доброжелателен, смирен духом и сокрушен душой”. “Сокрушен душой” означает, что он не следует вожделению и в дозволенном. Как мы находим, Авраам сказал своей жене (Берешит 12; 11): “Вот я знаю, что ты прекрасна”, - это означает, что до того дня он не посмотрел на нее, дабы узнать, красива ли она. И написано (Шмуэль II 20;3): “И были они /как бы/ связаны до дня смерти своей и вдовами при жизни /мужа/”, - и объяснили мудрецы: Давид приказывал причесывать их и давать им благовония и притирания для украшения их, - чтобы помешать своему вожделению и победить его тем, что совладает со своим влечением к ним, дабы ему простилась Бат-Шева.

Принцип десятый

35.    Изменить свое поведение в том, что нарушил. Если смотрел на женщин - пусть опускает глаза. Если злословил - пусть изучает Тору. И пусть старается, чтобы в исполнении заповедей участвовали те части тела, которые совершили преступление. И так сказали мудрецы: “Праведники вновь становятся желанным тем же, чем согрешили”. А также сказали: “Если ты совершил множество преступлений, исполни против них множество заповедей”. Ноги, быстро бегущие ко злу, пусть бегут к исполнению заповедей. Язык лживый - пусть же нёбо его произносит правду, и уста раскроются мудростью, и Учение милосердия пусть будет на языке его. Руки пролили кровь - пусть щедро раскроет руку свою для бедных братьев своих. Глаза надменные - да будет смирен и да потупит глаза свои. Сердце предается преступным мыслям - пусть будут в нем слова Торы, и мысли /сердца/ его пусть будут о познании. А кто поссорил братьев своих, пусть стремится к миру.

Принцип одиннадцатый

36.    Изучение своих поступков. Как сказано (Эйха 3 ;40): “Поищем и исследуем пути наши и обратимся ко Всевышнему”. Сделать это следует ради трех вещей. Первое: пусть помнит все, в чем согрешил, и исповедуется во всем, ибо исповедь - одна из важнейших принципов искупления. Второе: чтобы знал, сколько у него грехов и преступлений, и оттого стал бы еще более смиренным. И третье: хотя обязался оставить любое преступление, нужно ему знать, в чем преступил, дабы оградить себя и беречься злого начала. Потому что он склонен к этим проступкам, - однажды преступил, и злое начало овладело им. Таким образом, душа его больна от тех проступков, а больной, когда начинает выздоравливать, должен беречься от многого, что может вернуть болезнь.

Принцип двеннадцатый

37.    Нужно исследовать, узнать и познать серьезность наказания за каждое преступление. За что полагается наказание плетьми, за что - карэт /ранняя смерть без потомства/ и за какое преступление полагается смертная казнь, - дабы знал размеры собственного преступления, когда станет исповедоваться. И станет он с горечью оплакивать тот проступок, которым беспредельно разгневал Всевышнего, чтобы стать еще более смиренным и страшиться своих преступлений. Потому что раскаяние лишь начало искупления тяжких преступлений, а завершают его страдания. И так написано (Ирмия 2;23): “Посмотри на путь свой в долине и познай, что ты натворил”. Этот принцип мы подробнее разъясним в третьем разделе.

Принцип триннадцатый

38.   Незначительное преступление следует считать тяжким. Для этого есть четыре причины. Первая: не нужно думать о незначительности проступка, но следует помыслить о величии Того, Кто о нем заповедал. Вторая: потому что злое начало властвует там, где преступление незначительно. Возможно, что это незначительное станет поводом постоянно так поступать, и тогда эти незначительные проступки станут тяжкими преступлениями, поскольку наказания полагаются за каждый проступок, и вместе собираются в наказание как за тяжкое преступление. Пример тому шелковая нить, слабая и тонкая, - если ее сложить много раз, она превратится в крепкий канат. Третья причина: если человек постоянно повторяет преступление, совершать его становится как бы дозволенным в его глазах, и тем самым человек снимет с себя бремя обязанности и не станет остерегаться этого преступления. И будет он считаться “сбросившим с себя бремя обязанности” (пор-кей оль) и “отрицателем одной” из обязанностей (см. далее). И четвертая причина: если уж злое начало победило человека в малом, то вскоре победит и в великом. Как сказали мудрецы, кто в гневе бьет посуду, да будет в твоих глазах идолопоклонником. И сказано (Берешит 4;7): “Если пойдешь по прямому пути, возвысишься”. Это значит - отчего ты разочарован? Если пойдешь по прямому пути и вернешься ко Мне, то возвысишься, как сказано (Иов 11; 15): “Тогда вознесешь беспорочно лицо свое”. А так же можно объяснить, как “получишь прощение”. “А если не пойдешь по прямому пути - у врат ждет тебя преступление”. Если не раскаешься в том, что совершил, с тобой останется не только прежнее преступление. Ибо злое начало ждет тебя у ворот, чтобы привести к преступлению во всех твоих деяниях. Однажды победив, оно постоянно побеждает тебя и ставит тебе ловушки, - а ты попадаешься в них снова и снова и не возвращаешься с раскаянием ко Всевышнему. “И к тебе страсть его”, - сбить тебя с ног. И оно постоянно поджидает тебя. “А ты властвуешь над ним”, - если захочешь его побороть. Поэтому полагается наказание за преступление, поскольку Всевышний дал тебе возможность совладать со злым началом.

39.    И сказал Шломо (Мишлей 13; 13): “Пренебрегающий словом (Всевышнего) причиняет себе вред, боящемуся же заповеди - воздастся”. Здесь речь идет о тех, кто пренебрегает незначительными проступками, - они причиняют себе вред, как уже было упомянуто. “А боящийся заповеди” - боится не исполнить заповедь, подобно тому, как боится тяжкого преступления, - ему воздастся. Он уготован к полному воздаянию. И сказали мудрецы: “Будь осторожен в легкой заповеди, как и в серьезной”. И еще сказали, что заповедь тянет за собой заповедь, а преступление тянет за собой преступление. Награда за заповедь - это заповедь, а вознаграждение за преступление - преступление.

Принцип четырнадцатый

40.    Исповедь. Как сказано (Ваикра 5;5): “И пусть признается в том, что согрешил”. И следует упомянуть преступления свои и своих отцов, потому что он может быть за них наказан, если следует их образу действия. И так написано (там же 26;40): “Тогда признаются они в виновности своей и в виновности отцов своих”.

Принцип пятнадцатый

41.    Молитва. Моли Всевышнего и проси Его помиловать тебя и искупить все твои преступления. Как сказано (Ошеа 14;3): “Возьмите с собою слова и возвратитесь ко Всевышнему, скажите пред Ним: “Прости все прегрешения и прими доброе; и вместо быков принесем слова уст наших”. “Возьмите с собой слова” - это исповедь. “Ска-жиге пред Ним: прости все прегрешения наши” - это молитва. “Прими доброе” - добрые дела, которые мы совершили. Ибо сказали мудрецы: “Преступление гасит доброе дело”. Но когда человек раскаивается, его прегрешения будут искуплены, - пробудится праведность и заслуга доброго дела, и воссияет свет его, ибо до раскаяния не светил его свет. И так написано (Иов 8;6): “И если бы был ты чисто и прям, то ныне пробудится для тебя и даст благополучие жилищу твоей праведности”. Объясняют мудрецы: здесь не сказано “если ты был чист и прям” прежде, но “если бы ты был чист и прям” сейчас, то есть что если бы ты раскаялся. “Ныне пробудится для тебя”, -сейчас, когда ты раскаялся, пробудятся для тебя все праведные дела, совершенные тобой прежде. И что ты открыл дом свой для всех и он стал очагом гостеприимства, как сказано (там же 31;32): “И двери свои открывал я путнику”. До раскаяния твои добрые дела не защищали тебя. Но после раскаяния, когда исчезло преступление твое, пробудится праведность и заслуги, - и “даст благополучие жилищу твоей праведности”. “И вместо быков принесем слова уст наших”, - наша исповедь будет принята, как будто мы принесли быков в жертву “хатат”, чтобы быть желанными пред Тобою. Здесь сказано “быков”, потому что быков приносят в искупительную жертву “хатат”, в том случае, когда требуется “внутренняя жертва”, то есть кровью ее кропят на завесь (парохет) и на золотой жертвенник, которые находились во внутренней части Храма.

42.   И еще: моли Всевышнего, человек раскаявшийся, чтобы Он стер, как тучу с неба, твои преступления и, как облако с небес, твои прегрешения. И чтобы Он возжелал и благоволил, и внимал тебе, как будто ты не согрешил. Как написано о раскаявшемся после страданий (Иов 33;26): “Всевышний внимает ему, и он желанен пред Ним”. Ибо возможно, что преступление прощено, и он спасен от страданий и от любого наказания, но Всевышний не желает его и не хочет даров от него. А достижение успеха для праведника состоит в том, чтобы стать желанным пред Всевышним, чтобы Он благоволил ему. А благоволение Всевышнего и есть подлинная и вечная жизнь и великий свет, который содержит в себе все лучшее и приятное. Как сказано (Теилим 30;6): “Жизнь - в благоволении Его”. И сказано (там же 80;20): “О Всевышний, возврати нас, воссияй лицом Своим, и будем мы спасены”. И сказали мудрецы: “Нет у нас ничего более, кроме света лица Твоего”, то есть благоволения. Смотри же, как Давид молился, когда раскаивался. Сказав (там же 51;4): “Смой с меня совершенно грех мой и от проступка моего очисти меня”. Еще он молил о благоволении, - чтобы Всевышний благоволил ему, как до преступления, и сказал (там же 13): “И не отринь меня от Себя и дух святой Твой не отнимай от меня”. Затем сказал он в молитве своей: “Возврати мне радость спасения Твоего”, - то есть чтобы чудеса Всевышнего и спасение Его были с ним и чтобы на нем был дух Всевышнего, как прежде. Потом сказал он: “И духом доброты поддержи меня”, - то есть вот стал я незначителен из-за моего преступления и недостоин Твоих чудес, чтобы во мне проявилась мощь Твоей святости. И даже если Ты простил мне мое преступление, я недостоин быть любимцем Твоим желанным, как прежде. Но поддержи меня духом доброты! Потому.что Твоя доброта и милость беспредельны. И слово “дух” здесь в творительном падеже, хотя и пропущена буква “бет”, подобно (Берешит 27;37): “И я поддержал его зерном и вином”. И об этом говорил Ошеа (Ошеа 14;5): “Исцелю их от отступничества, буду любить их из милости”. “Буду любить их из милости” равнозначно сказанному Давидом “и поддержи меня духом доброты”.

43.   И пусть раскаявшийся постоянно молит Всевышнего помочь ему в раскаянии, как сказано (Ирмия 31; 17): “Верни меня, и я вернусь, ибо Ты Б-г мой”.

Принцип шестнадцатый

44.    Исправление испорченного, насколько можно исправить, как сказано (Йона 3; 10): “И увидел Всевышний дела их, что они раскаялись”, и сказано (там же 3;8): “И все раскаялись и вернули награбленное”. Потому что во всем, что касается преступлений по отношению к людям, например, грабеж или кража, преступление не прощается, пока преступник не вернет награбленное и наворованное. А также - если обидел ближнего, настойчиво преследовал его или заставил прилюдно покраснеть, или сказал о нем нечто неприятное, - тому нет искупления пока не попросит прощения у оскорбленного. И сказали мудрецы, что даже если обидчик и возместил деньгами пострадавшему за стыд и за боль удара, - не прощается ему причиненное страдание, пока не попросит прощения у обиженного, как сказано (Берешит 20;7); “Теперь же возврати жену мужу, ибо он пророк, и помолится за тебя, и ты останешься жив”.

45.    И тому, кто раскаялся, следует исполнить это до исповеди, чтобы его исповедь удостоилась благоволения Всевышнего. И Давид, когда раскаялся, сделал так до исповеди, как сказано (Теилим 51 ;6): “Лишь пред Тобой я согрешил” и так далее. То есть считается, что я согрешил лишь пред Тобой, и мне не требуется ничье прощение, но только Твое. И если я согрешил в отношениях с кем-либо, - я уже просил у него прощения и умилостивил его. И подобно этому (Берешит 44; 32): “Я согрешил пред отцом моим на все дни”. То есть из-за этого отец вечно будет считать, что я согрешил, потому что этого он мне не простит. И перевод такой - “И я буду грешником перед отцом”. “Лишь пред Тобой я согрешил” можно объяснить и так: я не согрешил ни перед кем и никого не оговорил, и ни у кого я ничего не отнял, поэтому мне не нужно просить прощения ни у кого и не нужно возвращать что-либо, и искупление мое зависит только от Твоего прощения. “Дабы Ты был милостив в слове Твоем и справедлив в суде Твоем”, - что бы показать народам Твою милость и свидетельствовать насколько велико прощение Твое. В тот день, когда Ты изречешь слово Твое и суд Твой, когда будешь судить меня. А объяснение слова “дабы” /лемаан/, - то есть что значимость преступления есть повод показать величие милости прощения. Поэтому он выразился так, что вся причина преступления заключалась в том, чтобы открылось милосердие Всевышнего и Его праведность, когда Он прощает в день суда. И подобно этому (Ошеа 8;4): “Из серебра своего и из золота сделали себе идолов, чтобы оно пропало”. То есть то, что они сделали идолов и есть причина того, что их серебро и золото пропадет. Но с другой стороны, вся цель как бы в том была, чтобы уничтожить / золото и серебро/. Или можно объяснить так: из-за этого Ты справедлив в наказании и награде, а также - “из-за этого пропадет”.

46. И мудрецы в Мидраш Теилим (51) растолковали согласно первому объяснению: “Врач увидел рану и сказал, что она очень серьезна, а больной сказал: “Ведь то, что я был серьезно ранен, произошло для того, чтобы показать правильность твоего лечения и для того, чтобы показать твое лекарское умение”. Мы еще поговорим об этом принципе в четвертом разделе.

Принцип семнадцатый

47. Гнаться за милосердием и правдой, как сказано (Мишлей 16;6): “Милосердием и правдою очищается преступление, и страхом пред Всевышним отводится зло”. А теперь всмотрись в тайну этого стиха. Если преступник не раскаивается пред Всевышним, не прощается ему преступление актом милосердия, как сказано (Дварим 10; 17): “Который не лицеприятствует и мзды не берет”. И объяснили мудрецы: “Не берет мзды, состоящей из добрых дел”, - чтобы простить и пройти мимо преступлений. И еще сказали: “Тот, кто говорит, что Всевышний уступает, - никчемна жизнь его”. Но Он долготерпелив, и если не будут слушаться, отмерит им за их дела. Сказав, что милосердием и правдой искупается преступление, Шломо говорил о том, кто раскаялся. Потому что бывают и такие преступления, от наказания за которые можно временно защититься раскаянием, и днем Йом Кипур, а страдания завершают искупление, как будет объяснено в четвертом разделе. Таким образом, милосердие защитит преступника и убережет его от страданий, даже спасет его от смерти, как написано (Мишлей 10;2): “Милостыня /цдака/ спасает от смерти”. Но оскорбление Имени Всевышнего есть такое преступление, что от наказания за него временно защищают раскаяние и страдания, но искупление завершается лишь в момент смерти, как сказано (Ишая 22; 14): “Не будет прощено вам преступление это, пока не умрете”. Но вот человек старается поддерживать справедливость и помогает справедливости, и пробуждается от слов ее, и показывает ее народу своему, и помогает людям справедливым, и славит их, а сборища нечестивых унижает, низводит их до праха, - вот они пути прославления Имени Всевышнего, слава и украшение слова Его и служение Ему, и сила, и прославление в Храме Его Закона. Поэтому если человек многажды поступает так, чтобы прославить Имя Всевышнего и пробудить правду, восстановить ее и помочь ей, и раскаивается - простится ему преступление оскорбления Имени, когда поставит он правду против преступления оскорбления Имени. Мера его раскаяния против меры его преступления! Так объясняется стих “Милосердием и правдою очищается преступление”.

Принцип восемнадцатый

48.   Пусть его преступление всегда будет стоять перед глазами. Потому что преступник должен всегда помнить о своих преступлениях и не забывать о них. И пусть память о них не исчезнет из сердца его до того дня, когда он перейдет в мир иной, как сказано (Теилим 51;5); “Ибо преступления свои знаю я, и проступок мой всегда передо мной”. Этот принцип мы разъясним в четвертом разделе.

Принцип девятнадцатый

49. Оставить преступление, как только появится возможность, даже если еще велика сила вожделения. Говорят мудрецы: “О ком можно сказать, что его раскаяние достигает Трона? О том, кто был испытан и устоял перед той же самой женщиной на том же самом месте”. Это значит, что была возможность согрешить и велика была сила вожделения и мощь мускулов живота была сильна, как прежде, когда он согрешил, но человек победил свое злое начало и бежал от преступления из страха пред Всевышним и трепета пред Его величием. А тот, с кем не случилось подобное, пусть каждодневно прибавляет в себе страха пред Всевышним и так пусть поступает всю жизнь. И когда его страх пред Всевышним усилится настолько, что он победит злое начало и овладеет сильнейшим вожделением. Тогда Наблюдающий за сердцами поймет его и Оберегающий его душу знает, что если случится испытание и приключится прежнее, он спасет себя от своего злого начала. И вот он стоит пред Всевышним на высшей ступени раскаяния. Об этом говорил Шломо (Мишлей 16;6): “Милосердием и правдой очищается преступление, и страхом пред Всевышним избегать зла”, - то есть и страхом пред Всевышним можно избежать зла, если случится. И слово “сур” - “избежать” здесь употребляется в форме инфинитива. А доказывает это толкование вот что: не сказано “и избегай”. И то, что сказано (Теилим 34; 15): “Отойди от зла и твори добро”, а также (Иов 1;8): “Страшился Всевышнего и избегал зла”, -объяснение этому такое: избежать зла, встретившись с ним. Потому что невозможно сказать “избегай зла”, если человек с ним не сталкивался. И сказали мудрецы: “Кто был бездеятелен и не совершил преступление, награждается так же, как и тот, кто исполнил заповедь, но лишь в том случае, если устоял перед преступлением” /то есть, оказавшись в таком положении, когда возможно было совершить преступление, человек спасся от него/.

Принцип двадцатый

50.    Насколько возможно влиять на других, чтобы они раскаялись, как сказано (Иехезкель 18;30): “Раскайтесь и приведите других к раскаянию во всех преступлениях ваших”. Отсюда вывод, что это один из принципов раскаяния. И сказано (Ваикра 19; 17): “Увещевай ближнего своего и не получишь за него наказания”. Отсюда вывод: если ты не станешь увещевать его, будешь наказан за его преступления. И Давид сказал (Теилим 51; 15): “Научу преступных путям Твоим, и грешники к тебе вернутся”.

51.    Вот мы закончили объяснение принципов раскаяния. А теперь будь особенно внимателен, чтобы понять вещи, которые препятствуют раскаянию. То есть тот, кто не подчиняется закону и постоянно нарушает что-нибудь из нижеследующего - тому трудно раскаяться. Если ты нарушал одно из них - наберись смелости и сил, чтобы излить свое горе пред Всевышним, многажды умолять Его и просить. Изо всех сил старайся исполнять все принципы раскаяния. Старайся вывести новые, согласно методам, которые будут разъяснены в четвертом разделе. И будешь помилован и отдан милосердию.

52.    Упомяну здесь для тебя нечто из того, что объяснили мудрецы. Сказали мудрецы: “Двадцать четыре вещи препятствуют раскаянию. Вот они: сплетни и злословие, гнев и злые мысли, и тот, кто примыкает к злодеям, и тот, кто привык съедать еду, которой недостаточно хозяину, и тот, кто смотрит на недозволенных женщин, и тот, кто скупает краденое, и тот, кто думает: “ныне согрешу, а потом раскаюсь”, и тот, кто получает почести за счет ближнего, и тот, кто отделяется от общества, позорит своих отцов, позорит своих учителей, проклинает свой народ, мешает обществу исполнять заповеди, ближнего склоняет с доброго пути, пользуется закладом бедняка, берет взятки, чтобы неправедно судить, не возвращает найденное владельцу, сына, отходящего от веры, не останавливает, ест награбленное у бедных, вдов и сирот, отрицает слова мудрецов, подозревает невиновных, ненавидит увещевания, насмехается над заповедями”.