Ноябрь 2017 / Кислев 5778

Часть 1

Месяц Элул

אלול - בינה

ЭЛУЛ - БИНА

Месяц Элул посвящен подготовке к Дням Трепета. Это различными способами явствует из гематрии слова Элул. Простая гематрия этого слова - 67 (1 + 30 + 6 + 30). То же числовое значение и у слова בינה (разум): 2 + 10 + 50 + 5. Такая связь между 67) אלול) и 67) בינה) указывает на то, что в месяце Элул разуму придается особое значение: размышляя над своими поступками и подводя итоги, человек подготавливает себя ко Дням Трепета. Суть этих размышлений состоит в том, что человек вглядывается в сокровенные глубины своей души; само название месяца означает на арамейском языке ”вглядывание”, как это видно из перевода Торы, сделанного Онкелосом. Переводя выражение из книги Бемидбар (13,2): ”И разглядят землю Ханаан”, - Онкелос использует глагол אללון. ”Элул” - это вглядывание, осуществляющееся в месяце Элул силою разума. Раз-мышления и вглядывания нужны для того, чтобы посе-лить в человеческом сердце страх и трепет перед Святым, благословен Он. В книге Бней Иссахар сказано, что сумма числовых значений названий букв, входящих в слово אלף, למד, ואו, למד) אלול) составляет 272 (111 + 74 + 13 + 74) и совпадает с суммой числовых значений слов ”страх” и ”трепет” (אימה и 272 - 216 + 56 ,יראה). Страх и трепет возникают в человеческом сердце в месяце Элул. Связь слов אימה (страх) и בינה (разум) видна из того, что буквы, составляющие эти слова, близки друг к другу в алфавите (א־ב, מ-נ). Страх возникает благодаря разуму: размышления о делах, происходящих в мире, раздумья о человеческой судьбе, попытки осознать дела Г-сподни - все это порождает в человеке благоговейный страх.

Буквенный состав слова Элул (א־ל־ו־ל) указывает на то, что в этот месяц совершенствуется сердце человека. Буква אלף ,א намекает на Господина (אלוף) миров -Святого, благословен Он. Буква ל, согласно книге Отийот дераби Акива, символизирует сердце, как это видно из самой формы этой буквы. Две буквы ל, входящие в слово Элул, намекают на две обители сердца, состоящего из двух полостей, как это видно из слова לב (сердце), состоящего из буквы ל и буквы ב (численное значение этой буквы - 2). Буква 1, находящаяся в слове אלול между двумя буквами ל, согласно книге Зогар является знаком святости и истины. Месяц Элул призван поселить в двух обителях сердца (ל) веру в א - Господина (אלוף) миров, и возвратить сердцу ו - фундамент святости и истины. Значение букв, составляющих слово Элул (אלול), указывает на важность изучения (למוד - в соответствии со смыслом буквы למד ,ל) и учебы (אולפן -в соответствии со смыслом буквы אלף ,א). В месяце Элул следует более интенсивно заниматься изучением Торы и ее заповедей; эти занятия, исполненные трепета (יראה), даруют жизнь (חיים) человеку (אדם), основа которого דם ־ אלף) א). Такое положение вещей видно из того, что числовое значение слова אלול с прибавлением единицы (колеля) равно 68, то есть гематрии слова חיים (8 + 10 + 10 + 40 - 68). Прибавление единицы намекает на то, что связь между понятиями опосредована неким условием. Значение Элула как месяца, подготавливающего Дни Трепета, становится очевидным из накопленной гематрии слова 31 + 1) אלול + אלו + אל + א :אלול + 37 + 67). Эта гематрия равна 136, то есть числовому значению каждого из трех следующих слов: צום (пост), קול (голос) и ממון (деньги). Эти слова соответствуют трем другим понятиям: צום (пост) - תשובה (раскаяние), קול (голос) - תפילה (молитва), ממון (деньги) - צדקה (милостыня). Раскаяние, молитва и милостыня совершенствуют в месяце Элул все три уровня человеческой души: ממון .נפש, רוח, נשמה исправляет נפש (душу), קול исправляет רוח (дух), а נשמה - צום (высший уровень человеческого духа).

136 - дважды взятое численное значение слова חיים (жизнь): удвоенная (68 х 2) жизнь материи и духа, достигнутая заслугами месяца Элул. Согласно тайному учению, величие месяца Элул иллюстрируется соответствием четырех букв слова א־ל־ו־ל) אלול) четырем буквам Б-жественного Имени (י-ה־ו-ה). Буква א соответствует букве י, поскольку обе эти буквы указывают на один и тот же аспект в мире Сфирот: א - это учение (אולפן), мудрость (חכמה), а י, первая буква Имени, символизирует именно חכמה (мудрость). Кроме того имеется мнение, что буква א складывается из букв י-ו-ד, то есть букв, составляющих название буквы יוד) י). Буква ל заменяется на букву ה в соответствии с алфавитным преобразованием по принципу אח״ס בט״ע הל״ק, согласно которому весь алфавит разбивается на три группы из семи букв. При этом буква ה - пятая в первой группе - соответствует букве ל - пятой букве из второй группы. ו, третья буква в слове אלול, - это та же самая ו, что и в Б-жественном Имени (י-ה-ו-ה).

Кроме того, как известно, буква ה связана с понятием בינה (разум). Разум обитает в сердце, как написано (Ишая 6,10): ”И сердце его уразумеет”. Буква ל - это символ сердца, в котором обитает разум, то есть ה. В месяце Элул человек поселяет в себе святость Б-жественного Имени, означающего цельность мудрости, разума и нравственных качеств, представленных четырьмя буквами Имени. Четыре буквы Имени (י-ה-ו-ה), согласно тайному учению, связаны с четырьмя праздниками.

ראש השגה (Новолетие) - это יום הכפירים;י (День Всепрощения) - סוכות ;ה (Суккот) - שמיני עצרת ;ו (Шмини Ацерет, День радости Торы) - ה. В Элуле человек закладывает фундамент четырех праздничных дней первого месяца нового года - тех дней, которые дают человеку возможность безупречно прожить целый год.

Элул - зодиакальный знак ”Дева”

Значение Элула как месяца, во время которого формируются фундаментальные человеческие качества, может быть проиллюстрировано тем, что у этого месяца зодиакальным созвездием является Дева (בתולה). Созвездие это символизирует материал и базис, предназначенные для построения новой жизни, подобно тому, как בתולה (девица) предназначена для тягот замужней жизни и домохозяйства. Задача, которую надлежит решить в Элуле, может быть осознана на основе того факта, что слово אלול на святом языке складывается из двух слов: לא (нет) и לו (к нему). Это означает, что человеку следует понять свое ничтожество (то есть לא) перед Святым, благословен Он, и благодаря этому пониманию приблизиться к Нему (לו), в соответствии со сказанным в Торе (Дварим 18,13): ”Прямодушен будь с Г-сподом Б-гом твоим”. Прямодушие и самоустранение (ביטול) позволяют приблизиться к Б-гу. Постижение ”нет” (לא), приводящее ”к Нему” (לו), выражено через различие написанного и произносимого в Псалме 100 (стих 3): ”Знайте, что Г-сподь - это Б-г, Он создал нас, и к Нему (написано לא, а следует читать לו) мы и т.д.” Понимание того, что Г-сподь - это Б-г, и понимание того, что мы - ничто (לא), позволяет достичь состояния ”к Нему (לו) мы”. Осознание и постижение этого силою разума (ביגה), открывающегося в Элуле  ,אלול такова задача месяца Элул. Этот разум (הבינה) является раскрытием мудрости (חכמה), как следует из числового значения слова הבינה. Значение это (5 + 2 + 10 + 50 + 5) с добавлением единицы равно числовому значению слова 8) חכמה + 20 + 40 + 5 = 73). Разум и мудрость служат основой знания (הדעת). Мудрость (חכמה), открывающаяся в ме-сяце Элул, символизируется буквой этого месяца. Та-кой буквой, согласно Сефер Йецира (автором которой считается праотец наш Авраам), является י - знак, имеющий отношение к мудрости, как об этом говорит тайное учение. Предназначение месяца Элул становится очевидным благодаря нескольким высказываниям, ело-ва которых своими первыми буквами составляют слово אלול. Высказывание (Песнь песней 6,3): ”אני לדודי ודודי לי (Я - другу моему, а друг мой - мне)”, - намекает на раскаяние - צום (пост). Слова (Эстер 9,22): ”איש לרעהו ומתנות לאביונים (Человек - ближнему своему, и дары нищим)”, - указывают на милостыню - ממון (деньги). Крепость упования и надежды на Святого, благословен Он, олицетворяют слова אנו לי־ה ועינינו לי־ה (мы - Б-гу, и глаза наши - к Б-гу).

Иное предназначение месяца Элул - совершенствование нравственного облика человека, в первую очередь -укрепление единства людей и их любви друг к другу. Это видно из совпадения малого числового значения (см. стр. 9) слова 13 = 3 + 6 + 3 +1) אלול) с простыми гематриями слов אחד (один) и אהבה (любовь). Усиление любви и единства между евреями - важная задача месяца Элул. Сжатое числовое значение слова 4 = 3 + 1) אלול) намекает на фундаментальное понятие четверичности, связанное с символикой четырехбуквенного Имени Б-га, которое является источником четырех первостихий, формирующих материальную структуру мира. В малом числовом значении слова 13) אלול) содержится указание на 13 свойств Б-жественного милосердия и на соответствующее число небесных врат, раскрывающихся в этом месяце. На аспект милости (חסד), проявляющийся в месяце Элул, указывает также сумма порядковых номеров букв, составляющих слово 6+12 + 12 + 1) אלול). Эта сумма равна 31, что соответствует гематрии слова א-ל - Б-жественного Имени, связанного с аспектом милости - источником прощения грехов. Ослабление и сокрушение могущества материи в месяце Элул можно продемонстрировать с помощью толкования, образующего слово אלול от слов אליל ואל (ничтожество и ничто), которые намекают на бессмыслицу и тщету. Наполнения букв, составляющих слово אלף, למד, וו, למד ) אלול), то есть לף, מד, ו, מד, дают в гематрии число 204 (110 + 44 + 6 + 44). Это равно числовому значению слова צדיק (праведник): 90 + 4 + 10 + 100 = 204. Такое совпадение гематрий указывает на то, что в глубине месяца Элул таится сила аспекта צדיק.

О важности букв א и ל, входящих в Б-жественное Имя א-ל и в слово אלול, свидетельствует форма начертания этих букв. Каждая из них складывается из других букв, дающих в сумме 26, то есть гематрию Имени י-ה־ו-ה (10 + 5 + 6 + 5“ 26): буква א состоит из знака ו и двух знаков 10 + 6 + 10) י-ו-י :י), а буква ל складывается из знака Э (20) и знака 6) ו). Согласно указаниям книги Маген Давид, числовое значение слова определяется также и числовыми значениями входящих в него букв. Тогда слово א-ל дает значение 52 (26-ל + 26-א). Это число указывает на Б-жественное Имя, имеющее гематрию 52 - 10 + 12 + 10 + 20) י-י ה-ה ו־ו ה-ה). Это Имя, как объясняет тайное учение, указывает на мир העשיה (действие) - самый нижний в иерархии миров. В этом мире, на который намекает число 52, открывается аспект חסד (милость), связанный с Именем א-ל. То, что мир зиждется милостью, видно из стиха (Псалмы 89,3): ״Мир милостью (חסד) будет построен”. Элул - это время проявления в мире аспекта חסד, что явствует из букв א-ל, входящих в слово אלול, и из суммы порядковых номеров букв, входящих в это слово, как мы упоминали выше, а также из того факта, что гематрия слова אלול с добавлением единицы и числа, равного количеству букв этого слова, составляет 72 (67 + 1 + 4), что является гематрией слова חסד.

На то, что месяц Элул занимает место среди дней, во время которых раскрывается аспект Суда, указывает слово אריה (лев). Это слово складывается из первых букв слов אלול (Элул), ראש השנה (Новолетие), יומ כפור (День Всепрощения) и הושענא רבה (Великая Осанна, последний день праздника Суккот). Намек на это содержится в стихе (Амос 3,8): ”Лев (אריה) зарычит - кто не ужаснется?” Четыре времени, связанные с Судом, соответствуют четырем буквам Б-жественного Имени. Числовое значение слова אלול, определенное согласно очертаниям букв (26-ל ,6-ו,26-ל ,26-א) с добавлением единицы, равно 85. Такое же значение и у слова מילה (обрезание): 40 + 10 + 30 + 5 = 85. Элул - это время обрезания сердца, о чем сообщает стих (Дварим 30,6): ”И обрежет Г-сподь сердце твое и сердце потомства твоего”. В алфавитном порядке א׳ת ב’ש слово אלול записывается бук-вами תכפך, дающими в сумме 520 (400 + 20 + 80 + 20). Это число символизирует полноту Имени, имеющего гематрию 52, о котором сообщалось выше, что оно связано с миром העשיה (действие). Творение мира началось 26 Элула. Согласно Сефер Йецира, свойством, характеризующим Элул, является מעשה (деяние). В месяце Элул надлежит связать аспект תכמה (мудрость), выраженный буквой י - знаком этого месяца, со свойством מעשה (деяние). Соединение חכמה и מעשה - такова задача месяца Элул. В алфавитном порядке איל ב׳ם слово אלול записывается как ל-א-0-א, иначе говоря, буквами אלף־א. Это символизирует то, что месяц Элул связан с буквой א, то есть является корнем и началом. Буква א в своем полном написании (אלף) олицетворяет процесс раскрытия первоначального замысла и постепенное осуществление его посредством речи: א - это מחשבה (мысль), - ל לב (сердце), פה - פ (уста). Числовое значение слова 112 - ל-א-פ-א. Это число, часто упоминаемое в тайном учении, связано с одним из непроизносимых Имен - יבק (10 + 2 + 100 112 ״). Числовое значение этого Имени равно сумме гематрий трех других Имен, указывающих на центральные аспекты мира Сфирот. Имеются в виду Имя 21) אהיה), связанное с аспектом כתר (венец), Имя 26) י־ה-ו-ה), связанное с תפארת (великолепие), Имя אדנ־י (65), олицетворяющее аспект מלכות (царство): 21 + 26 + 65 = 112. Три упомянутые аспекта находятся на центральной линии Древа Сфирот, и символизируют собой Б-жественную лестницу, по которой возносятся к горным высотам.

Элул - начало ведущей ввысь лестницы

Элул - это время, раскрывающееся в аспекте סולם (лестница): 60 + 6 + 30 + 40 - 136. 136, гематрия слова סולם, соответствующая накопленной гематрии слова אלול, указывает на духовный аспект месяца, совершенствующий все 613 духовных органов человека (общность цифр в числах 613 и 136 намекает на одинаковую соотнесенность с высшими Сфирот). Число 112 является также и числовым значением Б-жественных Имен, связанных с категориями Суда и Милосердия: 86) אלה-ים), указывающего на Суд, и 26) י-ה-ו-ה), указывающего на Милосердие (86 + 26 = 112). Суд и Милосердие - самое главное в преддверии Дней Трепета, которым в равной мере присущи обе эти категории.

Согласно книге Бней Иссахар, ссылающейся на Сефер Йецира (глава 5), определение месяца Элул на основе гематрии может быть дано при помощи фразы ”מזל אלול בתולה” (Созвездие Элула - Дева). Числовое значение этой фразы равно 587 (77 + 67 + 443), что соответствует числовому значению высказывания (Псалмы 113,9):”אם הבנים שמחה הללויה (Мать сыновьям радуется, хвалите Б-га)”. Эта гематрия (41 + 107 + 353 + 86 = 587) указывает на то, что месяц Элул предназначен для раскаянья, связанного с деятельностью разума (בינה), который в книге ЗоГар именуется Вышней матерью (אימא עילאה). Слово אם (в значении условного союза) является корнем разума (בינה), как это видно из алфавитной близости букв בן к буквам א-ב, מ-ן) אם). Размышление о том, пригодна ли (אם) та или иная вещь, или непригодна, служит основой размышлений, приводящих к раскаянью, как об этом говорится (Ишая 6,10): ”И сердце его уразумеет, и раскается, и исцелит его”. Раскаяние созидается в Дни Трепета и достигает полноты в праздник Суккот - праздник радости, связанной с искуплением грехов и раскаяньем из любви, превращающим в добрые дела даже намеренные грехи. Радость наиболее полным образом проявляется во время Галеля (הלל), произносимого в дни этого праздника. Выражение ”587) ”מזל אלול בתולה) указывает на таящиеся в месяце Элул силы и возможности, позволяющие душе еврейского народа достигнуть ступени, упомяну-той в стихе ”587) ”אם הבנים שמחה הללויה).

587 - это еще и числовое значение слова שופר (шофар), если к гематрии этого слова прибавить единицу (300 + 6 + 80 + 200 + 1 = 587). Такая связь числовых значений указывает на то, что шофар (שופר), улучшающий (משפר) и исправляющий еврейские души, является реальным воплощением усилий, осуществленных в месяце Элул - 587) מזל אלול בתולה); и именно благодаря шофару евреи удостаиваются радости во время праздника Суккот - 587) אם הבנים שמחה הללויה). Связь с Новолетием (ראש השנה) как с событием, подготавливающим праздник Суккот, прослеживается из стиха (Псалмы 91,4): ”Трубите в месяце шофара (שופר), в ознаменование (כסה) празднества нашего”. Слово כסה своим буквенным составом намекает на понятие סוכה (шалаш): трубление в шофар в день Новолетия подготавливает к празднику סוכות (Суккот). Гематрия слова שפור (совершенствование) равна числовому значению слова תקיעה (трубный глас) плюс единица. Это указывает на то, что 586 = 1 + 5 + 70 + 10 + 100 + 400) תקיעה) приводит к 586) שפור), то есть совершенствованию ев-рейской души. Сила, скрытая в תקיעה, то есть в звуке шофара, столь велика, что мы, дабы пробудить ото сна еврейские души, начинаем трубить в шофар уже в месяце Элул. Согласно тайному учению, на источник этой силы намекает буквенный состав слова תקיעה. Оно состоит из слова עתק (отстраненность) и букв י־ה. В этом содержится намек на три высшие Сфирот: עתק указывает на כתר (венец), то есть высочайший и отдаленнейший (נעתק) аспект; י - первая буква Б-жественного Имени י-ה־ו-ה - указывает на аспект חכמה (мудрость); а буква ה указывает на аспект בינה (разум). Благодаря звуку шофара пробуждается влияние этих трех высших Сфирот. עתק, то есть כתר, является источником аспекта תפארת (великолепие), представляющего собой средоточие потенций нижних Сфирот. Корень слова פאר - תפארת (краса) - состоит из букв, непосредственно следующих в алфавите за буквами, составляющими слово ע-פ) עתק פאר .(,ת-א ,ק־ר пробуждается аспектом עתק. Это значит, что краса (פאר) и блеск еврейских душ пробуждаются благодаря звукам шофара (שופר), корень которого - שפר (красота) и פאר (краса).

פאר еврейских душ черпает свои силы из специфических свойств месяца Элул, как это показывает гематрия слова אלול, образованная буквами этого слова в их полном и наиболее возвышенном написании: אלף, למד

281 .(281 - 74 + 22 + 74 + 111) ויו, למד - это числовое значение слова 281 יי 200 + 1 + 80) פאר). Специфика месяца Элул, представленная во всей полноте, раскрывает פאר (красу) еврейской души, а краса этой души связана с влиянием высшего Венца (תפארת .(כתר (великолепие), корень которого פאר, является свойством Яакова (יעקב), родоначальника народа Исраэля. Общность цифр, составляющих гематрии слов 281) פאר) и 182) יעקב), указывает на укорененность этих понятий в одних и тех же аспектах мира Сфирот. Святость פאר (281) противостоит нечистоте פרא (дикарь). 80) פרא + 200 + 1 - 281) - это сила нечистоты Ишмаэля (ישמעאל), о котором говорит Писание (Берешит 16,12): ”И он был диким (פרא) человеком, рука его на всех, а рука всех -на нем”. Ишмаэль, дикий (פרא) человек, противостоит красе (פאר) человеческой - Исраэлю. Согласно книге Пиркей дераби Элиэзер (глава 32), борьба между Исраэлем и Ишмаэлем знаменуется словом א-ל, содержащимся в обоих этих именах (ישראל и ישמעאל). Об этом, пророчествовал Билам (Бемидбар 24,23): ”Ой, кто уцелеет, если выпадет ему от Б-га (א-ל)”.

587 - числовое значение слов אלול מזל בתולה - является также и числовым значением слов אלה־י ישראל (Б-г Исраэля): 46 + 541 = 587. Такое совпадение гематрий указывает на то, что месяц Элул предназначен именно сыновьям Исраэля, - уподобленным (см. Йермия 18,13;

31,3,20 בתולה (деве), - для принятия на себя законов Царства Б-га Исраэля (אלה-י ישראל). Месяц Элул делает очевидным особое положение сыновей Исраэля, находящихся под специфическим надзором אלה-י ישראל. Слово אלול состоит из אלף) א) и לול .לול указывает на понятия לולאה (петля) и חבור (связь): в месяце Элул אלוף (Господин) мира, то есть Святой, благословен Он, делает явным свой постоянный надзор над сыновьями Исраэля. Слова אלה-י ישראל указывают на свойство Суда (с этим свойством связано Имя אלה-ים). В Дни Трепета мы упоминаем в молитве ה׳ אלה־י ישראל (Г-сподь Б-г Исраэля); числовое значение этих слов равно 613, количеству заповедей Торы. 248 предписывающих заповедей, относящихся к свойству Милосердия, связаны с Именем 26) י־ה־ו־ה), а 365 заповедей-запретов, относящихся к свойству Суда, связаны с именем אלה-ים. Слова 613 ־* 541 + 46 + 26) ה׳ אלה-י ישראל) указывают на то, что Б-г, заповедавший 613 заповедей Торы, является Б-гом Исраэля, и благодаря исполнению этих заповедей сыновья Исраэля удостаиваются особого внимания со стороны Б-га.

587, то есть числовое значение слов אלה-י ישראל, является числовым значением слов ראש (голова) и פה (уста) с прибавлением единицы (501 + 85 + 1 = 587), а также гематрией выражения נחל אלול בתולה. Это учит тому, что святость Исраэля, достижению которой должны посвящать себя сыновья Исраэля, зависит от совершенства мысли и деяния. Видно это и из Сефер Йецира, где месяц Элул соотносится с буквой י (символом мысли) и свойством, именуемым מעשה (деяние). פה (уста) - это олицетворение לב (сердца), поскольку уста служат глашатаем сердца; сердце является источником силы деяния. В Элуле (מ?ל אלול בתולה) раскрывается святость ראש (головы) и פה (уст), святость, которой евреи достигают благодаря своей приверженности 587) אלה־י ישראל).

587 - это, с учетом колеля, еще и числовое значение слова תוקף (мощь) (400 + 6 + 100 + 80 + 1 - 587). תוקף, то есть свойство Суда, открывается благодаря звукам שופר (шофара), гематрия которого с добавочной единицей также 587. Прибавление 1 (א) к 586) תוקף), характеризующее 587) אלול מזל בתולה), можно воспринять как присоединение знака א, который намекает на уравновешивающую (אזון) силу аспекта Строгости (גבורה). То же самое значение у знака א в слове פאר: эта буква придает сбалансированность 280 (פר) Строгости. א, присоединиющаяся к Исраэлю в месяце Элул, смягчает силу Суда, открывающуюся в Новолетие (ראש השנה). Это иллюстрируется тем фактом, что гематрия ראש השנה равна 861 (501 + 360), то есть десятикратной гематрии слова 86) אלה־ים) - Имени, связанного с силой Суда - плюс единица. Десятикратность символизирует полноту силы Суда, смягченную добавочной единицей (א). Новолетие - это время, когда сила Суда приходит в уравновешенное состояние благодаря добрым делам и раскаянию.

На Новолетие (ראש השנה) как на день Суда намекает следующий стих (Дварим 11,12): ”Земля, о которой Г-сподь Б-г твой печется постоянно, глаза Г-спода Б-га твоего на ней от начала года до конца года”. Слово ”начало” (ראשית) написано здесь без буквы רשית :א.

То, что месяц Элул предназначен для совершенствования человеческой души перед Днями Трепета, видно из числового значения слов חודש אלול (месяц Элул). Это значение равно 385 (318 + 67), и соответствует гематрии слова שכינה (Шехина): 300 + 20 + 10 + 50 +

5 = 385. חודש אלול - это время раскаяния, благодаря которому в сердце еврейского народа открывается Шехина. שכינה, соединенная с аспектом דעת (знание), приближает к Новолетию (ראש השנה), как видно из равенства числовых значений слов 861) ראש השנה) и слов בדעת שכינה (познанием Шехины): 476 + 385 = 861. Новолетие - это начало Творения, свершившегося силою דעת. Начало это также включало в себя мудрость (חכמה) и разум (בינה), как видно из сказанного (Мишлей 3,20): ”Г-сподь мудростью основал землю, упрочил небеса разумением, знанием (דעת) Его бездны разверзались..." חכמה (мудрость) - это буква י, знак месяца Элул. בינה (разум) и אלול имеют одинаковую гематрию (67). Оба эти аспекта образуют דעת (знание), благодаря которому человек в свете Шехины приходит к празднику Новолетия.

Согласно книге Бней Иссахар, на силу Суда, заключенную в месяце Элул, намекает следующий факт. Пол-ное написание букв, входящих в слово אלף, למד, וו - אלול למד. Гематрия букв наполнения, то есть לף, מד, ו, מד, с прибавлением 4 - числа букв - равна 208 (110 + 44 + 6 + 44 + 4). Это соответствует числовому значению слова יצחק (Ицхак): 10 + 90 + 8 + 100 = 208. Как известно, Ицхак - опора Суда.

Важное свидетельство, как утверждает книга Бней Иссахар, можно извлечь из количества часов, содержащихся в посвященном раскаянию месяце Элул. Это количество получается при умножении числа дней месяца Элул (29) на 24. Результат умножения (29 х 24 = 696) соответствует гематрии слова רצות (благоволение), имеющего те же буквы, что и слово צמת (беды): 90 + 200 + 6 + 400 = 696. Этими 696 часами месяца Элул, посвященными раскаянью, мы превращаем беды (צרות) в благоволение (רצות) Б-га. Об этом сказано (Мишлей 16,7): ”При благоволении (רצות) Г-спода к путям человека, Он даже врагов его примирит с ним”. ”Благоволение Г-спода к путям человека” в Дни Трепета закладывает основу великой радости в праздник Суккот, радости, связанной с искуплением грехов, как говорится (Псалмы 97,11): "И для праведных сердцем - радость”. Особая радость, возникающая благодаря 696) רצות), выражена удвоением значения слова שמח (радостный): 348 х 2 “ 696. צרה (беда), превращенная посредством раскаянья в רצה (благоволить), открывает צהר (сияние) - источник света для человека.

Страх и скромность - источник раскаяния

Страх является источником стыда, ибо יראה (страх) -а в этом слове те же буквы, как и в слове ראיה (зрение) -приводит к осознанию того, что видит (רואה) взор, и тогда человек начинает стыдиться своих неприглядных поступков. ראיה (зрение) порождает ידאה (страх), и од-новременно שיבה (возврат). Буквы שב слова שיבה следу-ют в алфавите за буквами רא слова ראיה. Зрение и стыд, согласно книге Тикуней ГазоГар, это בראשית (первозданность) человека, поскольку это слово состоит из слов ירא-בשת (боящийся стыда). Духовные силы, приво-дящие человека в состояние ירא-בשת, сокрыты в субботе (שבת), так как ее возвышенная святость внедряет в человека эти силы. Это видно из слова בראשית, которое содержит в себе слова ירא-שבת (боящийся субботы). Посредством святости субботы пробуждается в челове-ке искра Б-жественного огня, обладающая природой Завета. ברית אש (завет огня) - еще одно производное от букв, входящих в состав слова בראשית.

Буква י, знак месяца Элул, служит символом скром-ности, поскольку это самая маленькая буква в алфавите. Кроме того י - знак мудрости (חכמה), поскбльку ее природа связана с כח-מה (силою быть чем-то), то есть со способностью к самоустранению и смирению. Скромность (ענוה) способна устранять грех (העון) посредством полного раскаяния. ענוה, символизируемая знаком י, является фундаментом, на котором возводится новое здание, поскольку буква י является основой любой другой буквы. כח־מה олицетворяет собой потенцию сырого материала (גלם) для здания, как становится очевидным из числового значения слов כח־מה или слова 20 + 8) חכמה + 40 + 5), равного гематрии слова 73) גלם). Мудрость -это материал для формирования человека. Сумма цифр, входящих в число 73, равна 10 (7 3 ־*־), что соответствует числовому значению буквы ־־ י знака месяца Элул.

Существенный элемент раскаяния - это וידוי (приз-нание грехов). Посредством וידוי человек выражает свою печаль и сожаление о содеянном грехе, и это является важнейшим принципом раскаяния. Благодаря ודה (признанию) ־־ а это слово является корнем слова וידוי -удостаивается человек הוד (величия). Посредством דוי (скорби) человек удостаивается יוד (полного написания буквы ־־ (י основы жизни и мудрости. Слова הוד (величие) и דוה (сокрушение) в числовом значении равны 15 (5 + 6 + 4). Точно такое же значение и у двух первых букв Б-жественного Имени: 10) י) и ־־ י .(5) ה знак месяца Элул, а ה - знак разума, то есть свойства, которое, как мы видели выше, связано с месяцем Элул. В месяце Элул мы закладываем фундамент признания грехов.

Свойством, противоречащим принципу раскаяния, является גאוה (гордость), удаляющая от человека Шехйну, как сказано (Мишлей 16,5): ״Мерзость для Б־га высокомерный сердцем”. Совпадение числовых значе-ний слов גאוה (гордость) и דוה (сокрушение) указывает на то, что гордость в человеке является источником горя и печали. 15) גאוה) противостоит святости י-ה. Подобное противостояние проглядывает в числовом значении слова ענוה (скромность), которое равно числовому значению слова סמאל, являющегося именем князя зла. 131 5 + 6 + 50 + 70) ענוה) сокрушает 131 40 + 60) סמאל + 1 + 30). В подобном же смысле можно говорить о противостоянии משיח (Машиаха) злой силе נחש (змея), так как гематрии обоих слов совпадают (358).

Различие между положительным понятием הוד (величие) и отрицательным понятием דוה (сокрушение), а также между דוי (скорбь) и יוד (знак י), выражено порядковым номером буквы ד в алфавите. Буква 4) ד) символизирует четыре стихии материального мира. Когда они преобладают над четырьмя буквами Б-жественного Имени, возникает состояние сокрушения и скорби. А влияние мудрости (י), разума (ה) и благородных нравственных качеств (ו) вызывает к жизни הוד и יוד. В месяце Элул, готовясь к Новолетию, мы (см. Трактат Песахим, 126) за тридцать дней до праздника начинаем изучать и исследовать все вопросы, относящиеся к празднику. На эти тридцать дней падает отблеск праздника, что помогает совершить полное раскаяние. Раскаяние имеет характер исцеления, как об этом говорят наши мудрецы (Трактат Йома, 86а): ”Раби Хама сын раби Ханины сказал, что раскаяние величественно, ибо дарует исцеление миру, как написано (Гошеа 14,5): Исцелю заблуждение их, возлюблю их бескорыстно”. Способность месяца Элул исцелять душу видна из равенства числового значения букв, входящих в слово אלף, למד, ויו, למד) אלול), гематрии слова רפא, являющегося корнем слова רפואה (исцеление): 111 + 74 + 22 + 74 = 200 + 80 + 1 - 281. Совпадение букв в словах רפא (исцелять) и אפר (пепел) указывает на силу самоустранения и смирения, проявляющуюся в месяце Элул. אלול, имеющий отношение к אליל ואל (ничтожество и ничто), сокрушает и смиряет силу материи; благодаря самоустранению, выраженному словом אפר, и скромности человек приобретает способность исцелиться (רפא) и избавиться от насилия качества פרא (дикарь). В Элуле отверзаются 13 небесных врат и открываются тринадцать свойств Б-жественного милосердия, на что намекает малое числовое значение слова 13 .(13 =3 + 6 + 3 + 1) אלול свойств милосердия имеют природу одеяний Святого, благословен Он, закутывающегося в них, словно в молитвенное по-крывало, в минуты благоволения к Исраэлю. Слово לבוש (одеяние) является символом 13 свойств милосердия, поскольку числовое значение этого слова (30 + 2 + 6 + 300 “ 338) равно числу 13 умноженному на гематрию четырехбуквенного Имени (13x26 - 338). לבוש -это те качества, которые помогают человеку следовать Б-жественными стезями, благодаря чему он удостаивается мил осердия Б -жьего.מדות(качества) совершенствуют דמות (облик) человека (в этих словах одни и те же бук-вы). Это явствует также из равенства числового значения слова 450 י 400 + 6 + 4 + 40) מדות) гематрии слова אדם (человек), умноженной на десять (45 х 10 = 450). Десятикратность является символом совершенства.

הבתולה (Дева), зодиакальный знак месяца Элул, символизирует цельность и чистоту душевных качеств (המדות). Это находит свое выражение в числовом значении слова הבתולה с прибавлением числа входящих в слово букв и единицы. Добавочные элементы суммы указывают на скрытые в слове потенции и на действие этих потенций. Упомянутое значение (5 + 2 + 400 + 6 + 30 + 5 + 6+1- 455) равно гематрии слова 5) המדות + 40 + 4 + 6 + 400 - 455). הבתולה - это символ совершенства качеств, исправляющихся в месяце Элул под зодиакальным знаком Девы. Тайное учение сообщает о глубоком смысле числа 455, поскольку оно является суммой числовых значений слов, образованных названия-ми букв Имени אהיה с использованием различного наполнения буквы :ה

  אלף הה עד הה;143 ־ 6 + 20 + 6 + 111 - אלף הא יוד הא - + 20 + 15 + 111 - אלף הי יוד הי;151 - 10 + 20 + 10 + 11115- 161; 143 + 151 + 161 = 455.

Совершенство 455) המדות) наделяет возможностью воспарить к вышним мирам, связанным с Именем אהיה (455). Духовные потенции, выраженные расписанным подробно Именем אהיה, о котором Г-сподь сказал (Ше-мот 3,14):”אהיה אשר אהיה (Я вечный, который вечен)”, -называются משה (Моше, учитель наш), поскольку названия букв этого слова (מם שין הי) имеют числовое значение 455 (80 + 360 + 15). Связь месяца Элул с наполнениями Б-жественных Имен рассматривается в книгах, восходящих к великому каббалисту Гаари Гакадош. Там сказано, что предназначение месяца Элул вы-ражается словом דרך (дорога), о чем имеется намек в стихе (Ишая 43,16): ”Дающий в море дорогу (דרך)”. Это явствует из равенства гематрии слова 200 + 4) דרך + 20 = 224) сумме полных названий букв, входящих в Имена אהיה и י־ה-ו-ה.

Числовое значение Имени אהיה с наполнением הי равно 161 (111 + 15 + 20 + 15). Если к этому прибавить числовое значение Имени י־ה־ו־ה с наполнением הי, то есть 63 “ 15 + 13 + 15 + 20) יוד הי ואו הי), то получится 224 (161 + 63). Имя אהיה с наполнением הי указывает на высочайший мир аспекта כתר (венец). А Имя, числовое значение которого равно 63, намекает на мир Творения (בריאה), связанный с בינה (разумом), то есть аспектом, дающим силу раскаянию. Раскаяние (תשובה), проистекающее из разума (בינה), имеет природу нового творения (בריאה) человека, как об этом говорится в Мидраш Раба (Ваикра, 30) по поводу стиха (Псалмы 102,19): ”И народ сотворенный (נברא) восславит Б-га”. בריאה (творение) обретает свою основу ב־יראה (в страхе) - источнике сил разума и раскаяния. Числовое значение Имени, связанного с миром Творения (בריאה), то есть истоком בינה и תשובה, записывается еврейскими буквами 63) סג). Это указывает на способность уклонения (נסיגה) от зла, то есть на чувство раскаяния, побеждающее 63) גס) - косность (גסות) материи, возникшую из-за греха, - и уничтожающее סיג (шлаки) естества посредством נסיגה (уклонения) от зла и созидания סייג (ограничений) для поступков человека.

Как известно, высшая душа (נשמה) проистекает из мира Творения, дух (תה) - из мира Формирования (יצירה), а душа (נפש) - из мира Действия (עשיה). Соглас-но тайному учению, частью тела, связанной с миром Творения (בריאה) - источником душ, - является חוסם (нос). Числовое значение слова 9 + 6 + 8) 63 - חוטם + 40). Нос это место, через которое исходит душа (נשמה), как сказано (Ишая 30,2): ”...от человека, у которого душа (נשמה) в носу его”. Источник душ находится под Престолом Славы (כסא הכבוד), которого достигает раскаяние, как написано (Дварим 30,2): ”И вернешься (שבת) к Г-споду Б-гу твоему”. Об этом говорят наши мудрецы (Трактат Йома, 86а): ”Величественно раскаяние, ибо достигает Престола Славы, как сказано (Гошеа 14,2): Вернись (שובה), Исраэль, к Г-споду Б-гу твоему, ибо преткнулся ты на грехах своих”. Восхождение раскаяния к Престолу Славы явствует из накопленной гематрии слов כסא הכבוד, которая равна 713, то есть числовому значению слова תשובה (раскаяние): כ ,כס 80 + 20) ,כסא,כסאה,כסאהכ,כסאהכב,כסאהכבו,כסא הכבוד + 81 + 86 + 106 + 108 + 114 + 118 713 ־). Раскаяние (תשובה), достигающее Престола Славы (כסא הכבוד), пробуждает в душе (נשמה) человека желание стать новым существом (בריה).

Другой важный орган, связанный с миром Творения - это ухо (אוזן). Числовое значение слова 7 + 6 + 1) אוזן + 50 64 ־) равно 63) סג) с добавлением единицы. Чувство слуха является первым проводником раскаяния, ибо склонение слуха к словам назидания и поучения раскрывает сердце раскаянию. После того, как высшая душа пробудит человека к раскаянию, он становится восприимчив к словам назидания и изменяет свое поведение к лучшему. Слух (שמעה) является корнем деяния (מעשה), так как у слов שמעה и מעשה одни и те же буквы. Слово אוזן (ухо) происходит от слова אזן (взвешивать), обозначающего способность человека оценивать свои поступки. Фундаментальный принцип раскаяния, אזן, является силой, дающей человеку возможность испытывать (בחון) свои поступки светом истины. Это видно из того факта, что буквы слова בחן (проверять) стоят в алфавите вслед за буквами слова א־ב ,ז־ח ,ן־ן) אזן). Толь-ко объективная проверка (בחינה) состояния дел приводит человека к свободному выбору верных путей. С понятием 63) חוטם) связана душа, с 64) אוזן) - чувство слуха, которое помогает человеку принять на себя бремя Небесного Царства, связанного с числом 65 - числом, непосредственно следующим за только что упомянутыми числами. Числовым значением 65 обладает Имя 10 + 50 + 4 + 1) אדנ־י). Это Имя указывает на аспект מלכות (царство), благодаря которому Б-г открывается как Господин (אדון) мира. Согласно тайному учению, с этим Именем (אדנ-י) связано Новолетие (ראש השנה), День Всепрощения (יום כפור) связан с Именем милосердия, י-ה-ו-ה, а Великая. Осанна (הושענא רבה), во время которой завершается Суд, связана с Именем אהיה. В течение дней Элула и Дней Трепета человек поднимается к высоким уровням мироздания.

Сумма гематрий Имен, связанных с Осенними праздниками (22 - אהיה,26 - י־ה־ז־ה ,65 - אדנ-י) равна 112. Это соответствует числовому значению одного из семидесяти двух Б-жественных Имен - 112 ״ 100 + 2 + 10) יבק). Как мы уже говорили выше, такое же значение и у слова אלול, прочитанного в алфавитном порядке ל׳איפיא :איל ב׳ם (30 + 1 + 80 + 1 - 112). В месяце Элул заложены силы,

предназначенные для открытия высоких миров во время Дней Трепета, дней Суда.

После дня Новолетия и Дня Всепрощения наступает праздник Суккот (סוכות), центральное понятие которого выражено словом סוכה (шалаш). Это слово имеет гематрию 91 (60 + 6 + 20 + 5), соответствующую числовому значению Имен:65) אדנ-י) и 26) י־ה־ו-ה), что указывает на сочетание Суда и Милосердия.

Именем א־היה определяется высший смысл деятельности человека (א־דם) в месяце Элул (א־לול). От этого Имени месяц приобретает букву אלף) א), которая символизирует Б-жественный (אלקות) корень человека (אדם) и земли (ארץ), благодаря которому они существуют. אלף указывает на вышнее פלא (чудо) ־־ один из символов высочайшего аспекта כתר (венец), который является источником всей иерархии Сфирот, воплотившихся в десяти высказываниях, стоявших у истоков сотворения мира. אלף) א) служит знаком прощения и первоначала, как это явствует из числового значения этой буквы (1 + 30 + 80 = 111), своими единицами намекающего на понятие אחד (один). Слово א-חד символизирует прохождение א через 8) ח) небосводов и влияние его на этот мир, образованный 4) ד) стихиями. Фундаментальный принцип אלף созидает человека (אדם), основа которого в сочетании א с דם (кровь). Созидание это происходит в месяце Элул (אלול), название которого, записанное в алфавитном порядке א״ל ב״ם, приобретает вид לאפא, то есть имеет те же буквы, что и אלף, א. Посредством греха (חטא) человек (אדם) повреждает א, то есть Б-жественную искру, составляющую суть человеческого бытия. Этот факт иллюстрируется буквенным составом слова חס־א (грех), указывающим на חיטוט (выщербленность) א из-за уязвления грехом, а также на обволакивающее и замазывающее (טח-א) воздействие нечистых материальных сущностей, на которые намекают буквы ח и ט, символизирующие солому и сечку пшеницы (ПОП). Буква Л является знаком покрывающих и укутывающих оболочек, а буква О (טית) обозначает грязь (טיס) и глину, как об этом сказал раби Акива (Отийот дераби Акива, буква Тет): ”Не читай טית, а читай טיס (грязь)”.