Ноябрь 2017 / Кислев 5778

Часть 4

ЧАСТЬ 4

Куща Яакова

Поскольку סוכה (куща) символизирует истинное единство полярных противоположностей и способна сочетать и объединять их, то праздник Суккот, согласно книге ЗоГар, соотносится с праотцом Лаковом. Ведь Яаков олицетворяет собой аспект תפארת (великолепие), который представляет собой истинное сочетание ас-пекта חסד (милость), являющегося свойством Авраама и располагающегося справа на Древе Сфирот, и аспекта גבורה (строгость), относящегося к Ицхаку и располагаю-щегося слева. ЗоГар относит Суккот к праотцу Яакову, основываясь на словах Писания (Берешит 33,17): ”И Яаков двинулся к Кущам (סכתה), и построил себе дом, а для стад сделал кущи (סכת), поэтому назвал это место Кущами (סכות)”. Связь Суккот с Яаковом явствует, сог-ласно мнению знатоков тайн, из гематрии имени יעקב (Яаков), которая равна 182 (10 + 70 + 100 + 2), что соответствует удвоенному числовому значению слова סוכה (куща): 91x2182 ־. Двойная куща Яакова напоми-нает о характеристике, которая дана Яакову в Писании (Берешит 25,27): ”А Яаков - человек прямодушный,

сидящий в шатрах”. По мнению знатоков тайн, слово ”шатры” указывает на шатер Торы и шатер молитвы. Шатер Торы ־־ это куща, связанная с совершенством мудрости, обитающей в мозгу, а шатер молитвы - эта куща, имеющая отношение к сердцу, поскольку молитва является службой сердца. Тора и молитва - мозг и сердце - объединяются в двух кущах Яакова.

Связь סוכה (кущи) с יעקב (Лаковом) видна, согласно утверждению знатоков тайн, из числового значения букв, которые предшествуют в алфавите буквам слова סוכה, а также следуют в алфавите непосредственно пос-ле них. Перед буквами слова סוכה в алфавите находятся буквы נ-ה-י-ד. Их числовое значение 10 + 5 + 50) 69 ־־ +

4). Буквы, располагающиеся в алфавите вслед за буква-ми слова סוכה, - это ע-ז-ל-ו. Значение их - ИЗ (70 + 7 + 30 + 6). Общее числовое значение двух этих буквенных групп равно 182 (69 + ИЗ), что соответствует гематрии имени 182) יעקב). Согласно тайному учению, буквы, сопутствующие слову в алфавите, являются крыльями, благодаря которым слово приобретает способность ле-тать. Праотец Яаков в праведности своей совершенной излил (נסך) на еврейские души полноценную святость, которая, открываясь в куще (סוכה), возносит эту душу ввысь.

У букв, находящихся в алфавите впереди и позади букв слова סוכה, имеется еще одна особенность, позво-ляющая делать выводы о значении слова סוכה. Из букв, которые предшествуют буквам סוכה, складывается ело-во הדק (суд), что указывает на связь праздника Суккот с аспектом Суда. Из букв, следующих за буквами סוכה, образуется слово עלה (веселый), указывающее на ра-дость и веселье, охватывающее евреев во время празд-ника Суккот. Радость и веселье, как учат знатоки тайн, связаны со свойством Суда и берут начало из этого свойства, что находит свое выражение в празднике Сук-

кот (см. книгу КеРилат Яаков). Намек на это можно усмотреть в том факте, что слово שמח (радостный) сос-тоит из тех же букв, что и слово חמש (пять), имеющее значение חמוש וגבורה (вооружение и военная сила). В до* бавок, буква 5) ה) из Имени Б-га, намекает, согласно тайному учению, на Суд и Строгость, поскольку эти качества берут начало из аспекта בינה (разум), связанно-го с буквой ה.

Буква ה, числовое значение которой выражается словом חמש (пять), имеющим те же буквы, что и слово שמח (радостный), указывает на аспект בינה (разум), на-зываемый в Зогаре אימא (мать). Согласно Зогару, этот аспект располагается в куще и почиет на тех, кто сидит в ней. Связь буквы בינה) ה) с кущей явствует, согласно тайному учению, из того факта, что куща (סוכה), постро-енная в соответствии с указаниями Торы, имеет две полноценные стенки и еще одну, размером с пядь, - то есть формой своей напоминает очертания буквы ה. Ра-дость праздника Суккот достигала своего апогея во вре-мя так называемой שמחת בית השואבה (радости возлия-ния воды на жертвенник). Согласно указаниям мудре-цов (см. Трактат Сука, Йерушалми), такое название дано этой радости потому, что из нее черпают (שואבין) Дух святости. Во время радости этой удостоился про-рок Йона своего пророческого дара.

Куща - знак ה

Буква ה, последняя в слове סכה, символизирует качество скромности. Это выражается в том, что звук,

обозначаемый буквой Л, нежен и мягок, поскольку представляет собой лишь дыхание уст. Кроме того, гематрия названия буквы Л, если записать его как הא, меньше гематрии названия любой другой буквы, что также символизирует скромность. Форма буквы ה является формой кущи, пригодной для выполнения заповеди. Бук-вой ה Б-г сотворил мир (см. трактат Минхот, 296), и форма этой буквы намекает на то, что Б-г принимает молитвы раскаявшихся. Праздник Суккот - это время раскаяния, совершенного из любви. Название буквы Л, записанное как הי, равно в гематрии 15 (5 + 10). 15 является числом мудрости и разума, любви и страха. 15 ступеней вело от женского отделения Храма до того места, где стояли левиты в праздник Суккот во время возлияния воды на жертвенник. Все сказанное свидетельствует о возвышенных свойствах буквы ה - буквы, дважды повторяющейся в Б-жественном Имени.

Высоки достоинства סכה (кущи), ибо они способствуют тому, что человек принимает на себя бремя заповедей и бремя небесного Царства. Это явствует из того, что буквы слова עול (бремя) следуют в алфавите непосредственно за буквами слова ס-ע, כ-ל, ה-ו :סכה. Малое числовое значение слова סכה равно 13 (6 + 2 + 5), что соответствует гематрии слов אהד (один) и אהבה (любовь): 1 + 8 + 4 - 13; 1 + 5 +. 2 + 5 13 ־. Выполнение заповеди о куще приводит к любви и единству. На это намекают слова мудрецов: ״Всему Исраэлю следовало бы сидеть в одной куще”. Праздник Суккот - это время взаимной любви евреев и любви их к Б-гу, поскольку прощены грехи, разделяющие евреев и отделяющие еврейский народ от Б-га. Сокращенное малое числовое значение (то есть сумма цифр, составляющих малое числовое значение) слова סכה равно 4 (1 + 3). Это число указывает на совершенство четырех первостихий, которые называются אש (огонь), תה (воздух), מים

(вода) и עפר (земля). Первые буквы этих названий складываются в слово ארמע, близкое к слову ארבע (четыре), ибо буквы מ и ב взаимозаменяемы, поскольку обозначают родственные губные звуки. Источник этих четырех стихий связан с четырьмя буквами Б-жественного Имени י־ה־ו־ה, на которые, согласно тайному учению, намекают четыре предмета, заповеданные в праздник Суккот. Использование этих четырех предметов для выполнения заповеди обновляет и просветляет четыре первостихии мира. Заповедь о куще - это заповедь, прославляющая Б-жье Имя, ибо, по словам мудрецов, построивший кущу подобен принесшему праздничное жертвоприношение в Храме. Согласно словам Зогара, на которые ссылается книга Кегилат Яаков, в праздник Суккот раскрывается Имя Б-га. Это явствует из гематрии слова סכת (Суккот), записанного, как в тексте Писания, без буквы ו Гематрия эта равна 480 (60 + 20 + 400). Совместная гематрия двух Имен Б-га -Имени 21) אהיה), указывающего на аспект כתר (венец), и Имени 26) י-ה-ו-ה), указывающего на תפארת (великолепие) ־ равна 47 (21 + 26). Такова же гематрия слова 47 = 40 + 6 + 1) אום), являющегося одним из семидесяти двух Б-жественных Имен. С прибавлением единицы десятикратная гематрия этого Имени, включающего в себя Имена אהיה и י-ה-ו-ה, равна 480 (47 + 1 = 48; 48 х 10 “ 480), что соответствует гематрии слова סכת. Аспекты כתר (венец) и תפארת (великолепие) выстраивают аспект מלכות (царство), с которым связан праздник Суккот. Эта связь, как мы уже сообщали выше, следует из того факта, что слова חג הסכת (праздник Суккот) равны в числовом значении (496) слову מלכות (496).

Сумма номеров букв סכה в алфавите равна 31 (15 +

11 + 5), что соответствует гематрии Имени, связанного с аспектом חסר (милость) - 31 ־ 30 + 1) א-ל). Куща

символизирует собой милость Б-га к Исраэлю во время выхода из Египта, а также облака славы, которые охраняли евреев. В дни Суккот на куще пребывает милость Б-га, окружающая (הקף) и оберегающая евреев. Это явствует, согласно словам Аризаля, из числового значения названий букв אלף, למד ,א-ל, равного 185 (111 + 74), что соответствует гематрии слова הקף (окружать): 5 + 100 + 80 185 ״. В этом заключается тайна הקפות (кружений) -тех хождений вокруг бимы, которые происходят во время праздника Суккот и в День радости Торы. Милость окружает лишь того, кто имеет в душе упование на Б-га, как сказано (Псалмы 32,10): ”А уповающий на Б-га -милость окружит его”. Куща (סכה) вливает (נוסכת) в человека упование, и тогда милость объемлет человека. То, что куща служит источником упования, явствует из числового значения слова ביטחון (упование), которое равно 85 (2 + 10 + 9 + 8 + 6 + 50), что соответствует гематрии слова סכה (куща). Обходя биму с лулавом, этрогом и другими предметами, которые, согласно Мид-рашу, символизируют оружие, разящее врага, укрепляют евреи свое упование, свою уверенность в Б-ге, и удостаиваются того, что милость Б-га объемлет их. Слово ביטחון (упование), имеющее гематрию 85, намекает на טוב (добро) и חיים (жизнь), поскольку гематрия этих слов равна 85 (17 + 68). Всякий, кто обладает упованием, удостаивается радости, добра и жизни.

Милость, окружающая и оберегающая человека, имеет, согласно тайному учению, природу света. Связь между милостью и светом явствует из совпадения цифр, составляющих гематрии слова אור (свет) и слова חסד (милость). Гематрия слова 200 + 6 + 1) 207 - אור), а гематрия слова 4 + 60 + 8) 72 - חסד). Те же самые цифры, что образуют гематрии слов 207) אור) и חסד (72), образуют и гематрию слова שבת (суббота): 300 + 2 + 400 702 ־.

Упование, которое человек испытывает в куще, возникает под влиянием высшей святости, являющейся источником этого чувства. Это видно из слова בטח, коренного для ביטחון (упование). Названия букв этого слова, בית, טית, חית, заканчиваются на ית. Числовое значение букв 400 + 10) 410 -ית), что соответствует гематрии слова קדוש (святой): 100 + 4 + 6 + 300 * 410. Согласно книге Иш Бен Хай, это указывает на три святости, являющиеся сутью упования, которые воплощены в трех стенках кущи, построенной по правилам традиции. Если гематрию слова דופן (стенка), равную 140 (4 + 6 + 80 + 50), умножить на три, то получится числовое значение слова הקדושה (святость): 140 х 3 в 5 + 100 + 4 + 6 + 300 + 5 - 420.

В книгах говорится, что святость кущи равноценна святости всей Торы. Это явствует из названий букв слова סוכה (куща): סמך, ויו, כף, הא. Гематрия этих названий равна 248 (120 + 22 + 100 + 6), что соответствует числу положительных заповедей Торы, благодаря которым святость поселяется в 248 органах человеческого тела, в материальности (חמר) человека (гематрия слова 248 ־־ חמר). Человек, находящийся в куще, преисполняется святости. 248 - это еще и числовое значение имени אברהם (Авраам): 1 + 2 + 200 + 5 + 40. Авраам достиг совершенства в выполнении заповедей Торы и обладал совершенной святостью 248 органов тела. Его заслугами евреи удостоились заповеди о куще. Об этом говорит Ялкут Шимони, объясняя слова Авраама, обращенные к ангелам (Берешит 18,4): ”Возьмите-ка немного воды и располагайтесь под деревом״. Благодаря этим словам евреи удостоились облаков славы в пустыне, а в земле Исраэль - заповеди о куще. Слово סוכה (куща) гематрией названий своих букв (248) намекает на заслуги Авраама, воплощенные в куще.

Куща - Аарон

Заповедь о куще связана еще и с заслугами первосвященника Аарона, благодаря которому, по словам мудрецов, евреи удостоились облаков славы в пустыне (см. трактат Таанит, 9а). Куща - это напоминание об облаках славы, которые окружали евреев в пустыне, как сказано в Гемаре (трактат Сука, 116). Однако, согласно Аризалю, в пустыне было семь облаков славы, по числу пастырей еврейского народа, אושפיזין (посетителей) кущи, одним из которых является и Аарон. Противоречие разъясняет книга Мидбар Кадеш, сообщающая, что каждый из пастырей привлекал к евреям характерную для него святость и чистоту, воплощавшуюся в одном из облаков славы, но заслуга того, что все облака окружили евреев одновременно, принадлежит Аарону, чья праведность, любовь и настойчивое стремление к миру привлекли к евреям сразу все семь облаков славы. Заслуга Аарона, облако которого влечет за собой все остальные облака, явствует, согласно книге Мидбар Кадеш, из числового значения букв имени אהרן (Аарон): אלף, הי, רש, נון Это значение, с прибавление четырех, то есть количества букв, равно 736 (111 + 15 + 500 + 106 + 4), что соответствует восьмикратной увеличенной на единицу гематрии слова סוכה (куща): (91 + 1) х 8 736 ־.

Умножение на восемь символизирует надприродную, сверхъестественную суть явления. Так следует понимать тот факт, что число 248 - гематрия букв סוכה (куща) и слова אברהם (Авраам) - является произведением числового значения Имени Б־га 31) א־ל) на во-семь: 31x8248 ־. Заповедь о куще связана как с Аароном, так и с Авраамом, поскольку, как объяснили комментаторы, куща символизирует собой разные аспекты и качества, дающие возможность отнести эту заповедь как к Аарону, так и к Аврааму. Главным качеством

Авраама была скромность, на что указывает имя אברהם, которое при перестановке букв превращается в слова אבר-מה (воплотивший нечто). Слово מה (нечто) намекает на самоустранение и смирение, то есть свойства, которые у Авраама воплощались прежде всего в его поразительном гостеприимстве, а также в беспримерном уповании на Б-га, которое нашло свое выражение в войне Авраама с царями. Война эта намекает, согласно Мидрашу, на грядущую войну Гога и Магога, которая произойдет в конце времен. Праотец Авраам постиг Творца мира, вглядываясь в чудеса творения, наблюдая небеса и звезды, - те самые звезды, которые видны сквозь покров кущи. Совершенная милость Б-га, которой удостоился Авраам, воплощена в куще, и проявляется в скромности, уповании, вере и других свойствах, характерных для Авраама.

Возвышенные особенности кущи (סוכה), благодаря которой прозревают (סוכים) Духом святости и удостаиваются высшего раскрытия сияния Шехины, даны заслугой Аарона (אהרן), чье имя состоит из тех же букв, что и слово נראה (быть увиденным, явиться). Это слово намекает, согласно книге Шем Мишмуэль, на открытие славы Б-га, которая явилась (נראה) евреям в облаке, как сказано (Бемидбар 14,14): ”Которым лицом к лицу явился Ты, Г-сподь”. Открытие славы Б-га в облаках, на которые намекает куща, произошло благодаря заслугам Аарона. Заслуги Аарона, воплощенные в куще, символизируются гематрией букв слова סמך, ויו, כף, הי — סוכה -которая равна 257 (120 + 22 + 100 + 15). Такова же, с добавлением единицы, гематрия слова אהרן (Аарон): 1 +

5 + 200 + 50 + 1 257 ־. Аарон служит посредником (на что намекает добавочная единица), способствующим раскрытию самых возвышенных свойств и особенное־ тей кущи. Это видно из того, что число 257 является самым большим из возможных гематрий полностью расписанного слова סוכה, поскольку в названиях букв ה и ו присутствует буква הי) י и ויו). Буква י из Б-жественного Имени указывает на мир אצילות (эманация), откуда струится (נאצלת) Дух святости. Источник этого Духа -высший аспект כתר (венец). Это явствует из числового значения слов רוח קודש (Дух святости), которое равно 624 (214 + 410). Такое же числовое значение, если прибавить количество букв и единицу, у слова 20 :כתר + 400 + 200 + 3 + 1 = 624. Добавочные числа в гематрии свидетельствуют о том, что Венец - это источник и посредник Духа святости.

Аарон символизирует внутреннюю суть еврейских душ. Это явствует из состава имени א־הרן (Аарон). Буквы הרן из этого имени являются центральными буквами алфавита: буква ה - центральная среди букв, обозначающих единицы,ן - среди тех, которые обозначают десятки, а ר - среди букв, обозначающих сотни. Связанная с ними буква אלף) א) указывает на Господина (אלוף) мира, Святого, благословен Он. Внутренняя суть еврейских душ, которую воплотил в себе Аарон, открывается в куще.

Праздник Суккот и его гости

Интересный намек на семь אושפיזין (гостей), день за днем навещающих кущу, дан, согласно книге Зогар, в словах (Ваикра 23,42):בסכת תשבו שבעת ימים״ (В кущах живите семь дней)”. Гематрия этих слов равна числовому значению имен אברהם (Авраам), יצחק (Ицхак), יעקוב (Яаков, это имя с полной огласовкой 5 раз приведено в Торе при упоминании Избавления), משה (Моше), אהרן (Аарон), יוסף (Йосеф), דויד (Давид, в таком виде это имя приведено в Диврей Гайамим) с прибавлением семи־ кратной гематрии слова סוכה (куща). Слова בסכת תשבו שבעת ימים в числовом значении равны 2062 (482 + 708 + 772 + 100). Гематрия перечисленных выше имен равна 1425 (248 + 208 + 188 + 345 + 256 + 156 + 24). Семикратная гематрия слова 91) סוכה) равна 637 (91 х 7). Сложение чисел 1425 и 637 дает искомое число 2062. Согласно книге Зогар, этими словами из Писания призвал Святой, благословен Он, великих гостей посещать кущи сыновей Исраэля в течении семи дней праздника Суккот.

Праотец Авраам является гостем первого дня празд-ника Суккот — самого важного дня, влияние которого распространяется, согласно книге Зогар, на все остальные дни праздника. Намек на Авраама содержится, по словам книги Исмах Моше, в выражении (Ваикра 23,42): ”Всякий исконный житель (אזרח) Исраэля пусть живет в кущах”. Слово אזרח является прозвищем Авраама, который называется в Гемаре (см. трактат Бава Бат-ра, 15а) איתן האזרחי (гражданская твердыня). Сам состав слова א-זרח намекает на Авраама, благодаря которому  א - Господин (אלוף) мира - просиял (זרח) в мире, поскольку именно Авраам осиял мир светом вёдения Б-га.

Свет этот, свет веры, со всей силой открылся в Ицхаке, сыне Авраама. Это также явствует из слова אזר-ח, намекающем и на Ицхака, который укрепил (אזר) себя против силы греха, символизируемого буквой חית) ח). Гематрия слова אזר (укрепить, препоясать) равна 208 (1 + 7 + 200), что соответствует числовому значению имени יצחק (Ицхак): 10 + 90 + 8 + 100 = 208. 208 - это восьмикратная гематрия Имени 26 :(26) י-ה־ו-ה х 8 - 208. Слово סו3ה (куща), как мы видели выше, полными названиями своих букв намекает на имя אברהם (Авраам). Намекает оно и на имя יצחק (Ицхак). Согласно книге Зэра Кодеш, буквы слова סוכה (куща), преобразованные по принципу א׳ת ב׳ש (а принцип этот указывает на свет, возвращающийся наверх и связанный с силою Суда), превращаются в буквы ח־פ-ל-צ, которые в написании חפ-צל (крытый тенью) вновь намекают на кущу. Числовое значение этих букв равно 208 (8 + 80 + 30 + 90), что соответствует гематрии имени יצחק (Ицхак).

Гематрия слова יעקב (Яаков), являющегося именем гостя третьего дня Суккот, равна, как мы видели выше, двойной гематрии слова סוכה (куща): 91 х 2 = 182. Это намекает на двойную кущу Яакова, символизирующую аспект דעת (знание), который сочетает в себе аспекты חסד (милость) и גבורה (строгость).

Связь с Моше, гостем четвертого дня Суккот, раскрывается при помощи числового значения слова סוכה (куща). Простое числовое значение этого слова равно 91. Если к этому числу прибавить гематрию Названий букв 252 - 10 + 100 + 22 + 120) סמן, חו, כף, הה - סוכה) -и две единицы, по одной на каждую гематрию, то получится 345 (91 + 252 + 2). Это соответствует числовому значению имени משה (Моше): 40 + 300 + 5 = 345. Моше, подобно Яакову, связан с двойной кущей. Сходство Моше и Яакова объясняется тем, что и тот, и другой, согласно тайному учению, имеют отношение к דעת (знанию), то есть аспекту, который уравновешивает и объединяет аспекты חכמה (мудрость) и בינה (разум). Яаков - это внешняя сторона аспекта דעת, а Моше - его внутренняя часть.

Святость Моше, связанная с кущей, обнаруживает себя в числовом значении имени משה (Моше). Это чис-ловое значение, равное 345, соответствует гематрии Б-жественных Имен 31) א־ל) и 345 - 314 + 31 :(314) שד-י. Имя א־ל олицетворяет собой милость Б-га, связанную, как мы видели выше, с заповедью о куще. А Имя שד־י относится, согласно книге КеГилат Яаков, к аспекту דעת, который тоже, как мы видели, связан с праздником Суккот. Иная связь имени Моше с праздником Суккот явствует из букв слова משה, преобразованных по принципу א׳ל ב׳ם. Получившиеся буквы ב־י־ע с прибавлением числа три (количества этих букв) имеют гематрию 85 (2 + 10 + 70 + 3), что соответствует числовому значению слова 85) סכה) - коренного для слова סוכה (куща).

Согласно книге Мидбар Кадеш, связь Моше с праздником Суккот видна из суммы числовых значений букв מם, שין, הי - משה - равной 455 (80 + 360 + 15). Такое же числовое значение у пятикратной гематрии слова סוכה (куща): 91 х5 = 455. То же число получится, если ело-жить гематрии разных наполнений Имени אהיה, связанного с аспектом כתר (венец): אלף, הא, יוד, הא; אלף, הה, יוד, הה111 +10 + 20 + 10 + 111 +6 + 20 + 6 + 111)אלף, הי, יוד, הי + 15 + 20 + 15 = 455). Святость Имени אהיה открывалась в учителе нашем Моше, поскольку гематрии наполнений этого Б-жественного Имени и имени Моше совпадают.

Как мы видели выше, намек на семь אושפיזין (гостей), которые появляются в куще, содержится в числовом значении высказывания: ”בסכת תשבו שבעת ימים (В кущах живите семь дней)”, - подсчитанном с прибавлением семи гематрий слова סוכה (куща). Это указывает на семь аспектов мира Сфирот, символизируемых также площадью кущи - семь на семь пядей. Выше этих семи аспектов находится восьмой аспект, олицетворением которого является סכך (покров) кущи. Аспектом этим, по словам Зогара, является בינה (разум). Символом этого аспекта, согласно тайному учению, служит число 100 (1000 - это символ аспекта חכמה, Мудрости), что выражено в числовом значении слова 20 + 60) סכך + 20 = 100). Итак, с учетом кущи аспекта בינה, имеется восемь кущей. Численное значение восьми гематрий слова סוכה (куща) равно 728 (91 х8), что соответствует восьмикратной гематрии Б-жественных Имен י־ה-ו-ה (26) и 65) אדנ-י). То же значение у названий букв слова יצחק (Ицхак): 418 + 104 + 20) יוד, צדי, חית, קוף + 186 728 ־־). Имя יצחק, простая гематрия которого (208) равна восьмикратному числовому значению четырехбуквенного Имени Б-га (26 х 8 = 208), намекает на בינה (разум), восьмой аспект в иерархии Сфирот, являющийся источником аспекта גבורה (строгость), то есть свойства, связанного с Ицхаком. Помимо того, Разум является корнем всех остальных Сфирот, начиная от חסד (милости).

Если считать по порядку, начиная от בינה и ниже, то аспект נצח (победа), с которым связан Моше, окажется пятым в иерархии Сфирот (נצח,תפארת,חסד,גבורה ,בינה). Поэтому гематрия букв слова משה (Моше), מם, שק, הי, равна пятикратной гематрии слова סוכה (куща): 91 х5 = 455. Следовательно, учитель наш Моше воплотил в себе святость пяти кущей. Число 728, символизирующее полноту праздника Суккот и связанное с праотцом Ицхаком, то есть с аспектом גבורה (строгость), превращается после прибавления единицы в число 729. Это числовое значение слов קרע שטן (разорвал Сатана), являющихся первыми буквами одной из строк известной кабалистической молитвы:”קבל רינת עמך שנבנו טהרנו נורא (Прими песнь народа Твоего, вознося нас и очищая, о Могучий)”. Святость кущи, стен ее и покрова, выраженная числом 728, указывающим на восемь кущей, служит посредницей (поэтому требуется прибавить единицу к числу 728) для проявления силы 370) קרע שטן + 359 = 729), то есть силы, которая противостоит злу Амалека и защищает от Сатана.

Аспект תפארת (великолепие), связанный с Лаковом, является четвертым в иерархии Сфирот, если считать от аспекта בינה (разум). С ним связана святость четырех кущ, поскольку 364, четырехкратное числовое значение слова סוכה (куща), равно двукратному числовому значения слова יעקב (Яаков). Число 364 является гематрией слова השטן (Сатан): 5 + 300 + 9 + 50. Это указывает на святость Яакова, способную противостоять Сатану.

Сила святости, противостоящая силам зла, символизируется именами יעקב (Яаков) и ישראל (Исраэль). Торжество Яакова над Сатаном выражено тем фактом, что гематрия слова ישראל (а это имя Яаков получил после победы над Сатаном), равная 541 (10 + 300 + 200 + 1 + 30), соответствует гематрии слов יעקב שטן (Яаков-Сатан): 182 + 359 541־. Это означает, что после того, как Яаков восторжествовал (שרר) над ангелом (אל) зла, сила зла присоединилась к силе добра. Об этом же говорят слова Писания (Дварим 6,5): ”בכל לבבך (Всем сердцем твоим)”. Объяснили мудрецы (см. трактат Брахот, 54а), что служение Б־гу должно происходить ”всем сердцем твоим”, то есть всеми побуждениями твоими, как добрыми, так и злыми. Злое побуждение должно подчи-ниться доброму, что явствует из победы Яакова над Сатаном, благодаря которой Яаков получил имя Исраэль.

Об Аароне, госте пятого дня Суккот, свидетельствует гематрия букв слова סוכה (куща):סמך, ויו, כף, הי, - кото-рая равна 257 (120 + 22 + 100 + 15). Такова же, если прибавить единицу, гематрия слова אהרן (Аарон): 1 + 5 + 200 + 50 + 1 = 257. Связь с кущей гостя шестого дня праздника, Йосефа - его аспектом является יסוד (осно-ва), - прослеживается различными способами. Напол-нения букв слова סוכה (куща):מך, ו, ף, י - סמך, וו, כף, הי, -в гематрии равны 156 (60 + 6 + 80 + 10), что соответствует числовому значению слова יוסף (Йосеф):10 + 6 + 60 + 80 = 156. Число 156, гематрия слова יוסף, является шестикратной гематрией Имени 26) י-ה-ו-ה), что указы-вает на совершенство יסוד (основы) - шестого аспекта в иерархии нижних Сфирот (26 х 6 = 156). Названия букв слова סמך, וו, כף, הי:סוכה, - равны в гематрии 247 (120 + 12 + 100+ 15), что соответствует гематрии полных букв имени 247 - 85 + 120 + 22 + 20) יוד, ויו, סמך, פה :יוסף). Если к гематрии полностью расписанного слова סוכה (247) прибавить гематрию полного имени 247) יוסף) и две единицы, по числу слов, то получится 496 (247 +

247 + 2). 496 - это числовое значения слова מלכות (царство), указывающего на аспект, который служит основой праздника Суккот. Слова הג הסכת (праздник Суккот) тоже имеют гематрию 496. Йосеф, скрепляющий небо с землей, - а именно таковы свойства аспекта יסוד (основа), о котором сказано (Диврей Гайамим I, 29,11): ”Все в небесах и на земле”, - открывает свои возвышенные качества во время праздника Суккот.

Качества Йосефа, собирающего (מאסף) и соединяющего в единое целое различные части еврейского народа, связаны с лулавом и сопутствующими ему предметами, которые символизируют различные части еврейского народа, того народа, которому заповедано поднимать лулав в куще. Эта связь прослеживается через гематрию букв выражения יוסף הצדיק (Йосеф праведник): ,יוד, ויו סמך, פי, הי, צדי, דלית, יוד, קוף, - которая с прибавлением единицы и количества слов в выражении равна 1024 (20 + 22 + 120 + 90 + 15 + 104 + 444 + 20 + 186 + 1 + 2). Такова же гематрия слов, обозначающих четыре предмета - לולב (лулав), הדס (мирт), אתרוג (этрог), ערבה (ива): 68 + 69 + 610 + 277 - 1024. Способность Йосефа противостоять силам зла, которые питаются от нарушений 365 запретов Торы и находятся под главенством השטן (Сатана), гематрия имени которого с прибавлением единицы равна 365, явствует из числового значения слов יוסף הצדיק (Йосеф праведник), равного 365 (156 + 209).

Куща - Цион и святыня

Число 156, являющееся, как мы видели выше, гематрией наполнений букв סוכה, представляет собой числовое значение слова ציון (Цион): 90 + 10 + 6 + 50 = 156. Цион в Йерушалаиме - это центр и корень святости, связанный с аспектом יסוד (основа). 156 - это также и числовое значение слов אהל מועד (скиния Завета): 36 + 120=156 . Куща олицетворяет собой скинию Завета, то есть место, где обитала святая Шехина.

Связь кущи с Храмом явствует, согласно книге Хесед Леавраам, из слов Писания (Шемот 25,8): ”И сделайте Мне Храм, и буду обитать среди вас”. Слова לי מקדש (Мне Храм) в числовом значении равны 484 (40 + 444). Такое же числовое значение и у слова סכת (Суккот), если прибавить единицу и количество букв в слове (60 + 20 + 400 + 1 + 3=484 ). В кущах открывается святость Храма, построенного לי (Мне) - Святому, благословен Он. Слово סכת (кущи) имеет гематрию 480, что соответствует числовому значению слов מקדש הא-ל (Храм Б-га): 444 + 36 - 480. Это указывает на открывающуюся в куще святость Храма, выраженную в милости, связанной с Именем יוסף .א־ל (Йосеф) - это одно из названий всего еврейского народа, подобно имени Яаков, как сказано (Берешит 37,2): ”Вот порождения Яакова - Йосеф” (см. книгу Торат Эмет). Поэтому шестой день праздника Суккот, олицетворяющий шесть кущ, имеет особое значение. Это явствует из шестикратной гематрии слова סוכה (куща), которая равна 546 (91 х 6), что соответствует гематрии слова ישראל (Исраэль), если прибавить количество букв, входящих в это слово (541 + 5 = 546). 546 является также произведением гематрии Имени 21) אהיה), связанного с аспектом כתר (венец), на гематрию Имени 26) י־ה־ו-ה), связанного с аспектом תפארת (великолепие): 21 х26= 546 . Как мы видели выше, оба этих аспекта имеют отношение к святости праздника Суккот, и их сугубое влияние символизируется шестым днем праздника Суккот, когда куща посещается Йосефом, чье имя является одним из названий всего народа Исраэль.

Йосеф - сын Рахели, а Рахель, с точки зрения тайны, сама имеет отношение к упомянутым духовным силам. Духовная связь Йосефа с Рахель прослеживается в гематрии букв имени יוסף (Йосеф): יוד, ואו, סמך, פה, -которая равна 238 (20 + 13 + 120 + 85). Такова же гематрия имени רחל (Рахель): 200 + 8 + 30 - 238. Высо-кие качества, на которые намекает это совпадение ге-матрий, воплощены в куще, поскольку числовое значе-ние подробно расписанного слова סוכה (куща): סמך, וו כף, הא, - равно 238 (120 + 12 + 100 + 6).

Наполнения букв слова מך, ו, ף, ה - סמך, וו, כף, הה:סוכה, - равны в гематрии 151 (60 + 6 + 80 + 5). Это соответствует гематрии слова מקוה (микве, очистительный бас-сейн): 40 + 100 + 6 + 5 151 ־. Воздух внутри кущи так же очистителен и свят для человеческой души, как воды микве для человеческого тела. 151 - это еще и числовое значение подробно расписанного Имени אהיה, связанного с Венцом: 10 + 20 + 10 + 111) אלף, הה, יוד, הה). Источ-ник чистоты обитает в вышнем Венце и открывается в куще. Благодаря этому человек из Исраэля выпрямляется в полный рост (קומה), а в течение праздника Сук-кот достигает совершенства рост всего народа (קומת ישראל). Как мы уже отмечали выше, слово קומה (рост) равно в гематрии 151, а слова קומת и ישראל (Исраэль) имеют числовое значение 546, соответствующее шее-тикратной гематрии слова סוכה (куща). На это указывают слова Писания, обращенные к концу времен (Псалмы 102,14): ”Ты поднимешься (תקום), смилостивишься над Ционом”. Слово תקום равно в гематрии 546, то есть символизирует шесть кущ, которые связаны с Йосефом и Ционом.

Последний гость кущи, навещающий ее в седьмой день праздника, - это Давид, царь Исраэля. На это указывает гематрия слов דוד מלך ישראל (Давид, царь Исраэля), которая равна 645 (14 + 90 + 541), что соот-ветствует семикратной гематрии слова סוכה (куща) плюс единица и число семь, равное количеству гематрий в произведении (91x7 + 1 + 7 = 645). По словам книги Мидбар Кадеш, семь числовых значений слова 91) סוכה х 7 - 637) соответствуют числовому значению слов הושענא רבא, являющихся названием седьмого дня Суккот. Если к этому значению (432 + 203 =635) прибавить две единицы, по числу слов, входящих в выражение, то получится 637 (635 + 2). Гошана Раба - это день Давида, царя Исраэля. Гематрия слов דוד מלך ישראל (645) равна числовому значению слова התמר (финик): 5 + 400 + 40 + 200 = 645. Финик, один из семи плодов, которыми славится земля Исраэля, символизирует аспект מלכות (царство), связанный с седьмым днем праздника Суккот. Число 637, являющееся семикратной гематрией слова סוכה, превращается после добавления единицы в число 638, что соответствует числовому значению слов אברהם,יצחק,יעקב (Авраам, Ицхак, Яаков): 248 + 208 + 182 - 638. Это, согласно книге Мидбар Кадеш, указывает на то, что праотцы Авраам, Ицхак и Яаков являются родоначальниками всех праведников, воплотивших в себе аспекты, связанные с семью днями праздника Суккот.

Четыре предмета и части тела

Четыре предмета, по словам мудрецов, символизируют важные органы человеческого тела. Лулав соответствует позвоночнику, этрог - сердцу, мирт - глазам, а ива - устам. Четыре эти части тела определяют духовный облик человека, противостоящий материальности. Это явствует из числового значения слов מח, לב, עין, ופה (мозг, сердце, глаз и рот), которое равно 301 (48 + 32 + 130 + 91), что соответствует гематрии слова צורה (форма): 90+ 6 +200+ 5= 301.

Лулав символизирует позвоночный столб, начало и корень которого - мозг. Ступень, которой может достичь сердце, руководимое совершенным разумом - вот что олицетворяет собой лулав. החיים (жизнь), которую символизирует הלולב (лулав), зависит от חכמה (мудрости), обитающей в мозге. Слова חכמה ,הלולב ,החיים имеют одинаковую гематрию - 73. Когда лулав, связанный с источником חיים (жизни) - а буквы слова חיים складываются в выражение מח-יי (мозг Б-га), - соединяется с этрогом-сердцем, тогда жизнь приобретает полноту и совершенство. Это явствует из числового значения слов לולב (лулав) и אתרוג (этрог), которое, если прибавить количество этих слов, становится равным 680 (68 + 610 + 2), что указывает на совершенство жизни, поскольку соответствует десятикратной гематрии слова חיים (жизнь): 68 х 10 - 680. Йосеф-праведник, сын чело-века живого, назван своим отцом (Берешит 49,22): ”בן פרת יוסף (Сын плодовитый, йосеф)”. Слово פרת (плодовитый) в гематрии - 680 (80 + 200 + 400). Йосеф, сын плодовитый, разгадывал (פתר, те же буквы, что и в слове פרת) сны. Совершенством мозга и сердца, заключивших союз друг с другом, зиждется в душе человеческой святость Б-га. Это явствует из числового значения слов מח ולב (мозг и сердце), которое равно 86 (48 + 38), что соответствует гематрии Имени Б-га 5 + 30 + 1) אלה-ים + 10 + 40 = 86). Б-г (־ (אלה־ים источник жизни (חיים). Это явствует из равенства цифр, которые входят в числовые значения слов 86) אלה-ים) и 68) חיים). Совпадение цифр указывает на укорененность понятий в одних тех же Сфирот вышнего мира.

Влияние лулава на сердце иллюстрируется порядковыми номерами букв לולב в алфавите. Сумма этих номеров равна 32 (12 + 6 + 12 + 2), что соответствует гематрии слова לב (сердце). Святостью лулава созидается святость сердца. Лулав символизирует полноту аспекта יסוד (основа), шестого в иерархии Сфирот. Это видно из гематрии букв ל-ו-ל в слове לולב (лулав), равной 36, что указывает на совершенство ו, то есть шестого аспекта иерархии (6x6* 36). В слове לב символом аспекта יסוד служит буква ל (таково значение этого знака в тайном учении). Буква ב в слове לב, как и в слове לולב, указывает на בית (дом), то есть на человеческое тело, являющееся домом для души.

Лулав - это мозг, непосредственно влияющий на глаза, символом которых является мирт, чьи листья своей формой напоминают глаза. Этрог - сердце, оказывающее влияние на речь, в соответствии с поговоркой: ״Уста - глашатай сердца”. Этрог следует держать слева от лулава. Ивовые ветви, символизирующие уста, тоже должны находится на лулаве слева. А миртовые веточки - справа.

Близость мирта, означающего глаза, к лулаву, означающему мозг, явствует из сходства гематрии слова הדס (мирт), равной 69, и гематрии слова לולב (лулав), которая равна 68. Важность заповеди о четырех предметах (подобно важности заповеди о куще) заключается в том, что заповедь эта равноценна всей Торе. Это видно, согласно указаниям Магарива, из гематрии слова אתרוג (этрог), указывающего на сердце - царя других органов. Гематрия эта равна 610 (1 + 400 + 200 + 6 + 3), а с прибавкой количества остальных предметов заповеди становится равной 613, то есть числу всех заповедей Торы.

Важность этрога выражается в том, что он символизирует аспект מלכות (царство) и царя Давида, воплотившие в себе скромность - качество, на котором зиждется вся Тора. Значение скромности продемонстрировал наш учитель Моше, который был скромнейшим из людей, и удостоился того, что Тору восприняли из его уст. На этрог, согласно комментаторам, намекают слова (Псалмы 36,12): ”אל תבואני רגל גאוה (Не отдавай меня на попрание гордости)". Первые буквы слов этого высказывания составляют слово אתרג (этрог). То, что скромность дает силы для выполнение заповедей, видно из гематрии букв слова ענו (скромный):עין, נון, וו, - которая равна 248 (130 + 106 + 12), что соответствует 248 положительным заповедям Торы. Слово אתרוג (этрог) с числовым значением 610, являясь символом скромности, указывает на Тору, так как числовое значение слова תורה (Тора) - 611.

Этрог, символизирующий скромность, влияет на все остальные связанные с ним предметы, которые вместе с ним склоняются перед небесами. Именно благодаря своей скромности удостаиваются евреи того, что над ними открывается Святой, благословен Он, как написано (Ишая 57, 15): ”Ибо так сказал высокий и превознесенный, живущий вечно и святой Именем: В высоте и святости обитать буду, и с тем, кто сокрушен и унижен духом...” Сокрушенный - это скромный, который удостаивается Шехины. Еврей, выполняющий заповедь о лулаве, как бы олицетворяет собой сокрушенного духом. Это следует, согласно комментаторам, из слова דכא (сокрушенный), состоящего из букв דכ и буквы א. Буква א - это אלף, тысяча, а 24 - דכ, что составляет вместе 1024. 1024, как мы видели выше, - это гематрия слов לולב (лулав), הדס (мирт),אתרוג (этрог), ערבה (ива). Благодаря этим четырем предметам (ד-כא) удостаиваются Шехины Б-га. Ведь и Имя Б-га י־ה-ו-ה своими четырьмя буквами указывает на четыре предмета, как объясняет книга Бейт Йосеф от имени раби Менахема Гареканти. Мирт - это י, ива - первая ה, лулав - ו, намекающий на יסוד (основу), этрог - последняя מלכות ,ה (царство), ибо последняя ה в Б-жественном Имени намекает на аспект מלכות.

Число 1024 (гематрия слов, обозначающих четыре предмета) - соответствует площади жертвенника, раз-меры которого - 32 на 32 локтя (32 х 32 1024 ־). В этом содержится намек на слова мудрецов (трактат Сука, 256): ”Поднимающий лулав, собранный в пучок, и густой мирт, уподоблен Писанием тому, кто построил жертвенник и принес на нем жертву”. Баал Гатурим отмечает, что числовое значение слов (Ваикра 23,40): ”פלי עץ הדר (плод красивого дерева)”, - равное с прибавлением единицы 660 (290 + 160 + 209 + 1), соответствует числовому значению слова אתרוגים (этроги): 1 + 400 + 200 + 6 + 3 + 10 + 40 660 .660 ־ является также гематрией слова סתר (тайник): 60 + 400 + 200 - 660. Согласно тайному учению (см. Кегилат Яаков), слово סתר связано с аспектом כתר (венец) и символизирует свет, формирующий аспект מלכות (царство), на который намекает этрог. סתר (тайник), исходящий из Венца, вбирает в себя все. На это указывают слова סוף (конец), תוך (сере-дина) и ראש (начало), первые буквы которых составляют слово סתר. Аспект מלכות, буквы названия которого складываются в выражение כל־תום (все целиком), воплощает в себе потенции סתר, воспринимая их סד аспекта יסוד (основа), шестого в иерархии Сфирот. Число 660 символизирует совершенство этого аспекта в высших мирах, на которые указывают десятки (60) и сотни (600).

הדס (мирт) - это глаз, который воплощает потенции мозга и реализует их. Соединение мирта с лулавом символизирует единство мозга и глаз во время выполнения заповедей Торы. Такое единство ведет к преизбытку жизни, как явствует из того факта, что гематрия слов לולב (лулав) и הדס (мирт) равна 137 (68 + 67), что соответствует гематрии выражения חיים סוביס (благая жизнь), если прибавить число два, соответствующее количеству слов в этом выражении (68 + 67 + 2 = 137).

Заповедь о лулаве выполняют, держа лулав в правой руке. Согласно МаГарилю, намек на это содержится в словах (Когелет 10,2): ”לב חכם לימינו (У мудреца сердце справа)”. Первые буквы этих слов - ל-ח-ל. Их гематрия (68) соответствует гематрии слова לולב (лулав). В лулаве (הלולב, числовое значение 73), взятом в правую руку, содержится мудрость (חכמה, числовое значение 73). Мирт и ива, символизирующие глаза и рот, являются сосудами, передающими влияние от лулава-мозга и этрога-сердца. Это следует из числового значения слов הדס (мирт) и ערבה (ива), которое равно 346 (69 + 277), что соответствует гематрии слова צנור (канал): 90 + 50 + 6 + 200 ” 346. Слово צנור, согласно тайному учению, обозначает один из сосудов, проводящих влияние от аспектов חכמה (мудрость) и בינה (разум) к остальным

Сфирот. Гематрия слов הדס (мирт) и ערבה (ива), если прибавить число два (количество слов), становится равной 348 (346 + 2). Это соответствует гематрии слова שמח (радостный): 300 + 40 + 8 - 348. Точно такая же гематрия у слов עין ודבור (глаз и речь): 130 + 218 = 348. Радость, вызванная четырьмя предметами в праздник Суккот, приводит к совершенству глаз и уст, то есть к чистоте взгляда и безупречности речи. Слово שמח (ра-достный) указывает своими буквами на сочетание раз-личных сил. Буква ש - огонь (אש) и буква מ - вода (מים) сочетаются с ח — жизнью (חיים).

Слова הדס (мирт) и ערבה (ива) имеют гематрию 346, такую же, как и Имена Б-га א-ל שד-י, если прибавить единицу (31 + 314 + 1 = 346). א-ל - это Имя, связанное с аспектом חסד (милость), как и הדס (мирт), который символизирует праотцов. ערבה (ива) связана с аспектом יסוד (основа), что явствует из равенства гематрий слова ערבה (ива) и слова זרע (семя), намекающего на 70 :יסוד + 200 + 2 + 5 = 7 + 70 + 200 277 ־. Согласно тайному учению, Имя שדי имеет отношение именно к аспекту יסוד (основа). Сила упомянутых Имен проявлялась в учителе нашем Моше, поскольку гематрия слова משה (Моше) равна 345, как и гематрия Имен 345) א-ל שד-י).

Слова לולב (лулав) и ערבה (ива) имеют гематрию 345 (68 + 277), поскольку и они намекают на гармонию мысли, порожденной мозгом, и слова, порожденного сердцем и воплощенного на устах. Значение мирта, соответствующего י - первой букве Имени Б-га, явствует из названий букв הי, דלת, סמך :הדס. Гематрия этих названий с добавлением единицы равна 570 (15 + 434 + 120 + 1), что соответствует гематрии слова עתק (отстраненность), являющегося одним из названий аспекта כתר (венец). Именно на этот аспект намекает верхний кончик буквы י Число 570 ־ является также десятикратной гематрией Имен 31) א-ל) и 26) י־ח־ו־ה). Первое из Имен указывает на милость (הסד), а второе - на милосердие (רחמים). Удесятерение их гематрий (57 х 10 - 570) символизирует совершенство милости в вышних мирах. Слово עשר (десять), указывающее на такое совершенство, тоже имеет гематрию 570 (70 + 300 + 200). Мирт -это символ совершенства качеств, имеющих своим исто-ком высшее милосердие.

То, что мирт связан с милостью, видно из сходства букв в словах הדס (мирт) и חסד (милость). Буквы ה и ח взаимозаменяемы, поскольку обозначают сходные гор-тайные звуки. Близки и гематрии этих слов: слово הדס с добавлением 3 по числу своих букв дает точно такую же гематрию, что и слово 72 “60 + 4 + 8 -3 + 60 + 4 + 5 :חסד. Мирт, запах которого приятен, символизирует мудрость. Это явствует из алфавитной близости букв слова הדס (мирт) и слова דגן (злак): ד־ה, ג-ד, נ-ס. Согласно тайному учению, слово דגן намекает на мудрость и милость. Важность этого слова следует из его гематрии, которая равна 57 (4 + 3 + 50), что соответствует, как мы уже видели выше, гематрии Имен Б-га 31) א־ל) и 26) י־ה־ו־ה).

Тройная гематрия слова הדס (мирт), указывающая на три ветки мирта, символизирующие трех праотцов, равна 207 (69 х 3). 207 - это числовое значение слова אור (свет): 1 + 6 + 200 = 207. Три миртовые веточки привлекают вышний свет трех праотцов, исполненный милости и мудрости. Трех праотцов тремя рядами листьев символизирует каждая веточка мирта (см. Керилат Яаков). Это видно из гематрии слова הדס, равной 69, то есть три раза по 23. 23 * гематрия слова חיה (живая): 8 + 10 + 5. Слово חיה является названием одного из самых высоких уровней человеческой души, и в иерархии этих уровней занимает место, соответствующее аспекту חכמה (мудрость). Аспект этот символизируется буквой י четырехбуквенного Имени Б-га, той самой буквой, с которой связан הדס (мирт).

Мирт и лулав образуют лестницу, ведущую на небо. Это явствует, согласно книге Зэра Кодеш, из числового значения слова סולם (лестница), которое с прибавлением единицы равно 137 (60 + 6 + 30 + 40 + 1). Та же гематрия у слов לולב (лулав) и הדס (мирт): 69 + 68 - 137. Соединением лулава (мозг) с этрогом (сердце) и миртом (глаза) порождается радость. Это видно, согласно Зера Кодеш, из совместной гематрии слов לולב (лулав), הדס (мирт), אתרוג (этрог), которая с прибавлением единицы равна 748 (68 + 69 + 610 + 1). Таким же числовым значением обладает слово שמחת (радость): 300 + 40 + 8 + 400 — 748. 748 - это также гематрия названий букв יעקב (Яаков): 748 * 412 + 186 + 130 + 20) יוד, עין, קוף, בית). Уста наполняются пением и весельем - радостью, источником которой, как мы видели выше, служит Яаков.

Лулав, согласно книге Рокеах и Магарилю, символизирует все книги Писания. Это запечатлено в буквах, составляющих слово לולב (лулав). Пятикнижие начинается с буквы ב, а заканчивается буквой - ו.ל это первая буква в книгах пророков, а буквой ל заканчиваются последние книги Писания. Выполнением заповеди о лулаве как бы осуществляются все книги Торы.

Иное объяснение букв לו из слова לולב (лулав) приводит книга Танья Рабти. Эти буквы, имеющие числовое значение 36, символизируют 36 праведников, на которых стоит мир. Праведник уподоблен пальме, как сказано (Псалмы 92,13): ”Праведник, словно пальма расцветет”. Лулав - это ветвь пальмы. 36 ־ число трактатов устной Торы, связанной, как объясняет тайное учение, с аспектом מלכות (царство). На этот же аспект указывает слово תמר (пальма). Связь слова תמר с Царством явствует из гематрии этого слова, равной 640 (400 + 40 + 200). Это десятикратная гематрия слова דין (суд): 64 х 10 = 640. Вся полнота суда и наказания принадлежит аспекту מלכות (царство).

Четыре предмета - четыре стихии

Четыре предмета связаны с четырьмя стихиями - огнем, водой, воздухом и землей, созидающими мир. На эти первостихии намекают, согласно тайному учению, четыре буквы Б-жественного Имени י-ה-ו-ה. Тайна такой связи содержится в гематрии слов אש (огонь), מים (вода), רוח (воздух), עפר (земля). С прибавлением числового значения слова סוד (тайна) эта гематрия равна 1025 (301 + 90 + 214 + 350 + 70), что соответствует увеличенной на единицу гематрии названий четырех предметов לולב - (лулав), הדס (мирт), אתרוג (этрог), ערבה (ива): 68 + 69 + 610 + 277 + 1 - 1025. Эти предметы воплощают в себе тайну четырех стихий. Этрог, плод הדר (красивый), связан со стихией воды, согласно высназыванию мудрецов (трактат Сука, 35а): ”הדר - это вода по-гречески”. Лулав, ветвь пальмы, связан со стихией огня, поскольку слово תמר (пальма) и слово שמש (солнце) имеют одинаковое числовое значение (640); солнце — это стихия огня, на что намекает буква ש в слове שמש, которая, согласно Сефер Йецира, является знаком огня. Помимо этого, лулав направлен вверх, словно огонь, который стремится к небу. Мирт, обладающий душистым запахом (ריח), связан со стихией воздуха (רוח). Ива, не имеющая ни вкуса, ни запаха, в отличие от других предметов, связана со стихией земли, простым прахом (עפר), который не имеет ни вкуса, ни запаха.

Раби Хаим Виталь, ученик великого Аризаля, объяснил, что четыре стихии связаны с различными человеческими свойствами. Стихия огня является источником гордыни, стихия воды - источником страсти, стихия воздуха - источником речи, а стихия земли - лени и печали. Прослеживается связь этих стихий с четырьмя царствами, власть которых распространялась на евреев: Вавилоном, Мидией, Грецией и Эдомом. Вавилон, исполненный гордыни, связан со стихией огня. Мидия и Персия, преисполненные страсти и похоти, воплотили стихию воды. Греция, знаменитая своей литературой, связана со стихией воздуха. А Эдом, последнее царство - соответствует стихии земли, символизирующей грубую материальность помыслов. Книга Шем Мишмуэль сообщает, что и четыре предмета соответствуют четырем упомянутым царствам, а выполнение заповеди о четырех предметах спасает от зла этих четырех царств. Этрог, связанный со стихией воды, противостоит персидским качествам страсти и похоти, воплотившимся, например, в известном пире Ахашвероша. Лулав, растущий на пальме под знойным солнцем, побеждает вавилонское огненное свойство гордости. Мирт, связанный со стихией воздуха, торжествует над ложными соблазнами греческой мудрости, так как запах его символизирует Тору и святость. Ива, связанная с землей (אדמה), противостоит Эдому (אדום), преодолевая косность материи. Беря в руки лулав и сопутствующие ему предметы, еврей подчиняет четыре первостихии и вооружается против враждебного ему мира.

Четыре предмета праздника Суккот соответствуют четырем бокалам пасхального Седера, ибо бокалы эти тоже противостоят четырем царствам. Песах - это выход из Египта, в котором воплощалась мощь четырех царств и их порабощающая сила. Суккот происходит в то же число месяца, что и Песах, и является напоминанием о выходе из Египта. Подобно Пэсаху, Суккот является временем восхождения и подъема. Об этом свидетельствуют первые буквы слов אתרוג, ערבה, לולב, הדס (этрог, ива, лулав, мирт), которые складываются в слово אעלה (подниму), состоящее из тех же букв, что и выражение עלה־א (взошел к א). Это означает, что с поднятием четырех предметов первостихии поднимаются к אלף — своему источнику, Господину (אלוף) миров. Число четыре указывает на корень четырех первостихий, которые воплощаются семью способами, что выражено семью ответвлениями семисвечника, символизирующими, согласно разным толкованиям, семь явлений, в которых проявляются первостихии: например, семь планет или семь дней недели и т.п. Связь семи и четырех видна из внешней схожести цифр 4 и 7, а также из подобия букв ד и Г, символизирующих эти числа. То, что семь берет свое начало из четырех, проявляется в корне слова ארבע (четыре) - רבע, буквы которого близки в алфавите бук-вам שבע (семь): буква ר стоит непосредственно перед буквой ש.

Четыре и семь сочетаются в четырех предметах, которые состоят из семи: лулава, этрога, трех веточек мирта, двух ветвей ивы. Четыре - это также число праздничных дат месяца Тишри: Новолетия, Дня Всепрощения, Суккот, Ш мини Ацерет. Согласно тайному учению, эти даты соответствуют четырем буквам Б-жественного Имени, как мы уже упоминали выше. Четыре даты, связанные с буквами י־ה־ו-ה, то есть с источником первостихий, предназначены для исправления первоначал мира и человека. На это, согласно тайному учению, намекают буквы слова אדם (человек): א-ר-ם. Буквы 4) ד) и 40) ם) намекают на четыре первостихии, восходящие (4 - 40) к своему источнику (א).

Четыре стихии поднимаются на более высокую ступень благодаря тем четырем дням, которые отделяют День Всепрощения от Суккот. Эти дни посвящены подготовке лулава и строительству кущи.

Помимо заповеди о четырех предметах, имеются еще заповеди, относящиеся к празднику Суккот: куща, праздничная жертва, радость, - итого четыре заповеди, являющиеся семью (каждый предмет из четырех - это самостоятельная заповедь). Мудрецы видели намек на это в словах (Псалмы 16,11): ״Укажи мне дорогу жизни, дай насытиться радостью лица Твоего, наслаждениями десницы Твоей - навек”. ”Читай, - говорят мудрецы, -не שובע (насытиться), а שבע (семь).” Это намекает на праздники, например, на Суккот, когда четыре предмета сочетаются с тремя другими заповедями. Или на праздник Песах, четыре бокала которого сочетаются с тремя кусками мацы.

Семь гостей кущи, семь заповедей праздника Суккот, семь предметов заповеди о лулаве - вот три семерки, которые наполняют души евреев святостью и поднимают их на высочайшую ступень - к аспекту כתר (венец), связанному с праздничным днем Шмини Ацерет. С ас-пектом כתר соотносится Имя אהיה, чье числовое значение равно 21. На эту высшую ступень намекает, по словам знатоков тайны, высказывание Торы, относящееся к Шмини Ацерет (Дварим 16,15): ”И будь тоже (אך) радостен”. Слово אך (тоже) в числовом значении равно 21 (20 + 1), что соответствует гематрии Имени אהיה (21). В Шмини Ацерет высшие корни еврейских душ - Венец, Мудрость и Разум - объединяются с вышней святостью. Это следует из гематрии слов שמיני עצרת (Шмини Ацерет), которая равна 1170 (410 + 760), что соответствует числовому значению слов כתר (венец), חכמה (мудрость), בינה (разум) и קודש (святой): 620 + 73 + 67 + 410- 1170.

Шмини Ацерет - полнота царства

Значение Шмини Ацерет (שמיני עצרת), согласно книге Зэра Кодеш, запечатлено в первых буквах слов שמיני עצרת. (Начальные буквы указывают на высшие смыслы слов, в соответствии с общим правилом, что первая буква трехбуквенного корня соответствует высшей душе, вторая - духу, а третья - низшей душе слова). Эти первые буквы - ש и ע - имеют числовое значение 370, что намекает на 370 высших светов, о которых говорит тайное учение (см. книгу Кегилат Яаков). Буква ש своими тремя ветвями намекает на три высших аспекта иерархии Сфирот, о них же говорит численное значение этой буквы (300). Буква ע указывает на разветвления (ענפי) влияния (שפע). Число 370 является десятикратной гематрией слов הלב (сердце), להב (пламя) и הבל (дыхание), символизирующих живую основу бытия. Числовое значение каждого из этих слов - 37, а умножение на десять, превращающее это числовое значение в 370, является символом совершенства и полноты. Число 37 олицетворяет совершенство семерки, укорененной внутри десятки (3 + 7 = 10). Это явствует также из схожести слов עשר (десять) и שבע (семь). Две буквы в этих словах совпадают, а числовое значение буквы ר (200) равно стократному значению буквы 2) ב).

Полнота десяти откроется в грядущем во время окончательного Избавления. Согласно древним книгам, количество праздничных дней возрастет тогда до десяти, поскольку с окончательным Избавлением прибавится новый праздник. Изгнание должно породить три праздничных дня, которые соответствуют праздникам Песах, Шавуот и Суккот, известным из Торы. Два этих добавочных праздника уже установлены мудрецами - Ханука и Пурим. Ханука - это продолжение праздника Суккот. Ханука, как и Суккот, длится восемь дней. Имеются и другие черты, роднящие эти праздники. Пурим соответствует Шавуот, поскольку является временем принятия Торы из любви, согласно словам мудрецов (трактат Шабат, 88а): «Сказал Рава: Даже так - вновь приняли ее в дни Ахашвероша, как сказано (Эстер 9, 27): ”Осуществили и приняли”, - осуществили то, что уже приняли на Синае». Много веков спустя после того, как евреи на Синае приняли Тору под принуждением, когда нависла над ними гора, они вновь приняли ее во время смертельной опасности, осознав величие Торы и полюбив ее. Третий праздник - праздник грядущего Избавления, будет соответствовать Песах - празднику освобождения из Египта.

Семь праздничных дней из Торы: Песах, седьмой день Песах, Шавуот, Новолетие, День Всепрощения, первый день Суккот, Шмини Ацерет. Три дополнительных праздника: Ханука, Пурим, день грядущего Избавления, который доведет число праздничных дней до десяти. Совершенное число праздников в грядущем -это символ совершенства всех десяти Сфирот. По cловам знатоков тайны, будущее совершенство десяти аспектов выразится в том, что евреи овладеют наделами десяти народов. Во времена ЙеГошуа евреям досталась земля семи народов: кнаани, хити, эмори, фризи, хиви, йевуси и гиргаши. В будущем к земле этих народов прибавятся наделы еще трех народов: кейни, книзи и кадмони. Согласно книге Шем Мишмуэль, эти три народа символизируют три высших аспекта иерархии Сфирот, связанные с мозгом: כתר (венец), חכמה (мудрость) и בינה (разум). Аврааму была обещана земля десяти народов, как сказано (Берешит 15, 18-20): ״...а потомству твоему Я отдал землю эту, от реки египетской до великой реки Евфрат - землю кени, книзи, кадмони, хити, призи, рфаим, эмори, кнаани, гиргаши и йевуси”. Причиной того, что евреи овладели землей лишь семи народов, явился грех מרגלים (разведчиков). Из-за этого греха евреи утратили совершенство и цельность, поскольку положились на здравый смысл и человеческий разум, а не на веру в слова Б-га. Это нанесло ущерб аспекту דעת (знание), в котором воплощаются три высших аспекта иерархии Сфирот, и поэтому евреи утратили право на землю трех народов, символизирующих эти аспекты. В грядущем, когда евреи достигнут совершенства веры и познания путей Б-га, как сказано

(Ишая 11,9): ”И наполнится земля познанием Б-га, словно водой, покрывающей море”, - тогда право это будет вновь возвращено.

По мнению мудрецов, грядущая полнота десяти воплотится в музыкальном инструменте, символизирующем разные эпохи: этот мир, времена Машиаха, мир грядущий. Ныне инструмент этот имеет семь струн, на что намекает Писание (Псалмы 16,11): ”Укажи мне дорогу жизни, дай насытиться радостью лица Твоего, наслаждениями десницы Твоей - навек”. ”Читай, - говорят мудрецы, - не שובע (насытиться), а שבע (семь).” В дни Машиаха (משיח), который возвеселит (ישמח - те же буквы, что и в слове משיח) каждое сердце, у музыкального инструмента будет восемь струн, как сказано (Псалмы 12,1): ״Победителю - на восьмиструнном”. Эти слова относятся ко дням Машиаха. В грядущем мире, после воскрешения мертвых, инструмент станет десятиструнным, как сказано (Там же 92,4): ”На асоре (עשור) и на невеле”. עשור - это намек на Венец, десятый (עשירי), наивысший аспект иерархии Сфирот. Невель -намек на Мудрость, девятый аспект. Десять струн - это десять тонов музыкального ряда.

Как мы уже отмечали выше, числа 7 и 10 символизируют сходные идеи, что выразилось в близости слов שבע (семь) и עשר (десять). Буквы ב и ר соответствуют друг другу в алфавитном преобразовании אי׳ק בכ׳ר, вдобавок у слов שבע (семь) и עשר (десять) одинаковое малое числовое значение (7 + 2 + 3=12). Сходство этих чисел обозначает, что совершенство десяти Сфирот зависит от совершенства семи нижних аспектов, начиная от аспекта Милость и ниже, которые называются מידות (меры). Значение числа десять как символа совершенства явствует из гематрии названий букв עשר. Эта гемат-рия равна 570, что соответствует десятикратному числовому значению Б-жественных Имен: Имени 31) א־ל),

связанного с Милостью, и Имени 26) י־ה-ו-ה), связанного с Милосердием (31 + 26 = 57).

Семь праздничных дней, известных из Торы, привлекают в мир свет высших Сфирот - подобно семи предметам, связанным с четырьмя предметами заповеди о лулаве, которые соответствуют четырем первостихиям. Семь праздников тоже соответствуют четырем стихиям, поскольку на самом деле это четыре праздника, ведь Шмини Ацерет входит в состав праздника Суккот, а седьмой день Песах и даже Шавуот (называемый иногда Ацерет) - являются продолжением праздника Песах, который соответствует трем веточкам мирта и связан, как и мирт, с милостью. Новолетие соответствует лулаву, который символизирует мозг - обитель мудрости. День Всепрощения - это время служения сердца; праздник этот соответствует этрогу, символизирующему сердце. А Суккот, включивший в себя Шмини Ацерет, соответствует двум веткам ивы, которые символизируют уста. Последнее соответствие намекает на то, что праздник Суккот изобилует молитвами.

Мудрецы говорят, что в будущем первые дни месяцев превратятся в праздничные дни, и в году появится еще двенадцать праздников. Сочетание четырех с семью, десятью и двенадцатью иллюстрируется небесным влиянием на земную жизнь: влияние четырех стихий воплощается в семи планетах (как считали в прошлом) или в десяти планетах (как полагают ныне), а также в двенадцати созвездиях Зодиака. Связь четырех, семи и десяти с двенадцатью явствует из малых числовых значений слов ארבע (четыре), שבע (семь) и עשר (десять). Значения эти равны 12:1 + 2 + 2 + 7; 3 + 2 + 7;

7 + 3 + 2. Сходство четырех и семи видно из близости букв в словах ארבע (четыре) и שבע (семь). Буквы בע в обоих словах одинаковы, а ש имеет такое же малое числовое значение (3), как и буквы 3 - 2 + 1) אר). Числа четыре, семь и десять составляют в сумме число 21, что соответствует гематрии Имени 21 = 5 + 5+10 + 1) אהיה), которое указывает на источник бытия и является корнем всей иерархии מידות (мер). Число 21 связано с числом 12, на что указывает тождественность цифр, составляющих эти числа. Такая тождественность является намеком на то, что у понятий, связанных с этими числа-ми, общий корень в высших мирах.

Генетическая связь четырех и двенадцати видна из истории о четырех женах Яакова, которые произвели на свет двенадцать сыновей - двенадцать колен Исраэля. Связь чисел ארבע (четыре), שבע (семь) и עשר (десять) с источником вышнего влияния виден из того факта, что каждое из слов, обозначающих эти числа, содержит в себе буквы שע, которые, помимо того, что являются начальными буквами слов שמיני עצרת (Шмини Ацерет), намекают также на 370) ש׳ע) вышних светов (о светах этих говорится во многих книгах кабалы). Удвоение этих букв (שעשע) указывает на духовный корень алфавита и Торы, на которых зиждется мироздание. Словом שעשועים (развлечение) называет Тору Писание (Мишлей 8.30): "Буду (אהיה) развлечением (שעשועים) день за днем”. Тройное 370) שע), воплощенное в словах ארבע (четыре), שבע (семь) и עשר (десять), символизирует собой три высшие ступени развития. Гематрия этих трех שע равна 1110 (370x3), что намекает на единство трех ступеней миросозидания: 1000 символизирует мир אצילות (эманация), связанный с тысячами; 100 символизирует мир בריאה (творение), связанный с сотнями; а 10 - это мир יצירה (формирование), который, согласно тайному учению, связан с десятками. Три группы светов, состоящие из трех שע, запечатленных в словах ,ארבע שבע и עשר, созидают четвертый мир, עשיה (действие), который символизируется единицами, - и завершают построение единого мира.