Введение

Введение

Определение сущности мицвот (заповедей)

(Определения других основных понятий Торы даны во введении к тому I)

Книги Берешит и Шмот содержат, главным образом, рассказы о различных событиях. Книга Ваикра, в отличие от них, состоит из большого числа законов.

Хотя в этом томе приводятся различные объяснения мицвот, нужно иметь в виду, что ни одно из них не охватывает значения мицвы полностью. Соблюдение мицвот основано не на их понимании, а на бескомпромиссной вере в то, что Ашем, Который их нам дал, имел для этого веские причины.

Так, Давид провозгласил: "Все Твои мицвот — это вера" ( Теилим 119:86).

Мальбим развивает эту мысль: "Основой для выполнения всех мицвот является вера в Ашема, а не всяческие теории о причинах мицвот или об их справедливости".

Тем не менее наши мудрецы дали нам общие указания, как осмысливать мицвот.

1. Все мицвот несут нам благо.

Почему Всемогущий установил подробные законы о том, как надо резать животных? Не все ли Ему равно, спереди или сзади наносят им удар по шее?

Действительно, это Ему безразлично. Скорее, Он установил эту мицву, как и все прочие, для нашего блага, чтобы сделать нас лучше (Берешитраба 44:1).

Ясно видно, что некоторые мицвот развивают человеческие достоинства и доброе начало в нем. Например, мицвот, касающиеся отношений между человеком и его ближним, обеспечивают мир и лад социальной жизни; многие мицвот, такие как законы об ограничениях в еде и запрещенных связях, учат нас самоограничению; законы о доле бедняков в урожае, субботнем и юбилейном годах напоминают нам, что в этом мире мы только временные гости.

Полезность других мицвот может быть менее очевидной. Тем не менее все они возвышают нас и служат связью между нами и Ашемом. Это подразумевается в словах "...Который освятил нас Своими заповедями..." Выполняя заповеди Ашема, мы достигаем святости.

2. Когда человек выполняет мицву, он не только нравственно возвышается сам, но и духовно совершенствует вселенную.

Представим себе, что мы живем во времена Ювала, сына Лемеха, который изобрел первые музыкальные инструменты (Берешит 4:21).

Вот мы идем мимо его дома и слышим прелестную скрипичную мелодию. Не слыхав никогда прежде ничего подобного, мы входим в дом и спрашиваем: "Каким образом извлекаешь ты эти чудесные звуки?"

Ювал указывает на свою скрипку и отвечает: "Я прикрепил к ящику гладкий кусок дерева, чтобы сделать шейку инструмента, а затем натянул на нее несколько бараньих жил с открытой стороны ящика. Проводя по жилам вот этим смычком, сделанным из конского хвоста, я извлекаю звуки музыки".

Мы смеемся и восклицаем: "Не рассказывай сказок! Какая связь между твоим деревянным сундуком с жилами и мелодией, которую мы только что слышали?" — хотя в действительности вибрации воздуха, производимые инструментами, создают музыкальные звуки, и, играя соответствующим образом, можно создать самые прекрасные мелодии.

Подобно этому, всякий раз, когда мы выполняем мицву, заповеданную Ашемом, мы приводим в действие "Небесный оркестр". Исполняемые нами в этом мире мицвот, образно говоря, восходят к Небу и рождают сладостную музыку. Однако, чтобы извлечь посредством мицвы гармоничные звуки, надо соблюсти несколько условий:

а) мы должны выполнять мицву лешем шамаим — ради Неба;

б) все детали должны быть выполнены с алахической точностью и

в) с радостью.

Если бы только мы были убеждены в огромном значении каждой мицвы, мы выполняли бы ее с воеторгом. Любая мицва, которую мы исполняем, отмечается на Небесах. Элияу и Машиах записывают ее, а Ашем скрепляет своей подписью (Ваикра раба 34:9).

Магид Мишнэ пишет (в конце Законов Лулава):

"Хотя человек действительно обязан выполнить мицву, он должен делать это не просто из чувства долга. Ее надо выполнять с радостью, исполнившись убеждения в том, что это истинно и хорошо. Труд, препятствия (и расходы), сопряженные с мицвой, должны быть для человека источником вдохновения, ибо он создан для служения своему Творцу. Сознание от выполнения своей жизненной цели должно дать человеку все основания ликовать и гордиться.

Радость, приносимая земными удовольствиями, кратковременна. А радость выполнения мицвот и изучения Торы истинна и вечна. Поэтому и говорил Шломо: "Сын мой, если сердце твое станет мудрее, то и мое возликует!" (Мишлей 23:15).