Ноябрь 2018 / Кислев 5779

Праздник Шавуот - День Дарования Торы | 12.05.2013

"Отрывок из книги пророка Иешаягу - hафтара главы Итро, где повествуется о даровании Торы" -  аудиоурок р. Хаима Бурштейна из нового цикла лекций по книгам Пророков Израиля.

Шавуот - лекции и статьи | 12.05.2013

Праздник Шавуот приходится на 6-е сивана. Название "Шавуот "— "Недели" берет начало из заповеди Торы отсчитывать семь недель, начиная с праздника Песах и до этой даты.

Такой короткий праздник | 12.05.2013

В этом году праздник Шавуот начнется во вторник вечером и продолжится до выхода звезд в четверг. Согласно закону Торы, Шавуот — это один день. Но вне Израиля, по традиции, из-за того, что возможна задержка информации из Иерусалима о наступлении нового месяца, праздничные дни удваиваются.

Вторых ролей нет! | 12.05.2013

Недельная глава Насо продолжает перепись семей в колене Леви. В предыдущей главе этой процедуре уже подверглись семейства Кеhата — второго сына Леви. Сейчас на очереди Гершон и Мерари — первый и последний из его сыновей.

Недельная глава Торы - раздел Бемидбар | 07.05.2013

Четвертая книга Торы “Бемидбар” (“В пустыне”) рассказывает о сорока годах существования народа...

Осознать изгнание | 05.05.2013

Как сложилась бы моя судьба, если бы римляне не изгнали евреев из Израиля? - задал я себе, тогда еще подростку, вопрос после прочтения «Иудейской войны»..

Никто не застрахован | 05.05.2013

Хочу привести статью из сборника «Ор Яhель», составленного равом Шоломом Швадроном из лекций рава Иеhуды Лейба Хасмана, главы Раввинского Суда в городе Сточин, а в последствии машгиаха Иешивы «Хеврон».

Огонь, вода и так далее... | 05.05.2013

«В трёх вещах дана Тора - в воде, в огне и в пустыне» (Бемидбар Раба 1:7). Всё это видно непосредственно из текста Письменной Торы (в частности, из первого же стиха нашей недельной главы).

Количество, переходящее в качество | 05.05.2013

Недельная глава Бемидбар начинается с пересчета евреев. На самом деле, этот пересчет назван словом пкуда, что по смыслу соответствует «штатному расписанию». Как осуществлялось это мероприятие?

С младых ногтей | 05.05.2013

Книга «Бемидбар», которую мы начинаем читать в субботу, называется также «Хумаш Пкудим», - «Числа». Уже в первой главе этой книги мы читаем о пересчете евреев. Все, кроме левитов, исчисляются с двадцати лет. Левиты — с месяца.

Не попадать в статистику | 05.05.2013

Глава Бемидбар бедна событиями. Ни тебе приключений, ни заповедей - сплошной подсчёт евреев по семьям и...

Недельная глава Торы - разделы Беар—Бехукотай</a> | 04.05.2013

Недельная глава “Беhар” (“На горе”) в основном посвящена законам, связанным с владением землей и...

За что? | 02.05.2013

В основе недельной главы Бехукотай лежат вопросы награды и наказания. Нужно отметить, что так или иначе они...

Сейчас или потом? | 02.05.2013

В недельной главе Бехукотай в очередной раз, но теперь уже подробнейшим образом, оглашена обещанная Вс-вышним награда. Она уготована за соблюдение законов Торы и касается в основном материальных благ этого мира, то есть хорошей и спокойной жизни.

Живые страницы истории | 01.05.2013

Было так. Сначала в книге «Аhават Хаим» я прочитал очень интересный исторический материал о тяготах и победах, сопутствовавших группе переселенцев из Алжира, решившихся на весьма опасное путешествие в Святую Землю в середине 19-го века.

Шабат земли | 01.05.2013

Тора, от имени Творца, говорит: «...будет земля давать свои плоды и будете есть и насыщаться и спокойно сидеть на ней». И далее: «Чтобы не сказали, что будем есть в 7-й год, если не посеем и не соберем плоды, Я буду давать большое благо в шестой год. И этого урожая хватит вам на три года».

Учавствовать в Б-жественном порядке | 01.05.2013

Читая главу «Беhар», я подумал о том, что было бы интересно посмотреть на законы Торы, описанные в этой главе, именно с исторической точки зрения. Посмотрите, как, благодаря Творцу, мудро устроена наша жизнь.

Шмита, броха и наша жизнь | 01.05.2013

Недельная глава «Беhар» рассказывает о шмите— заповеди, которая заключается в запрете на возделывание земли в течение одного года каждые семь лет. Личное поле в этот год должно считаться бесхозным. Любой человек может прийти на чужое поле (или войти в сад) собрать часть плодов урожая этого года.

Быть человеком | 11.04.2013

В недельной главе Тазрия Тора подробнейшим образом объясняет порядок ритуального очищения от цараат (проказы), описывая разные формы ее проявления, цвет и прочее.

Особенный месяц Нисан.. | 11.04.2013

На этой неделе мы читаем четвертую, и последнюю, специальную дополнительную главу из тех, которые читаются следом за недельными главами. Нынешняя дополнительная глава — «hа-Ходеш» — рассказывает о поведении евреев в начале месяца Нисан, первого месяца еврейского года, накануне выхода из Египта.

Спрашивает: Григорий Россия, Moscow   

Уважаемый реб Хаим! У меня два вопроса. Про молитву Шма. В первой части всё говорится в единственном числе, поэтому всё понятно. Но во второй части сказано: вэ лимадтем отам бнейхем ледабер бам, бе шивтеха... увлехтеха... Получается смешение единственного и множественного числа. Как это понять? Научи сыновей своих произносить (эти слова), когда ты сам сидишь, идешь... ? Сыновья должны произносить, когда ты идешь? Или, когда они идут? Или "когда ты сидишь и идешь, то в это время учи сыновей произносить эти слова"? Вряд ли это просто повторение первого стиха, в Торе ведь нет бессмысленных повторов, здесь должен быть иной смысл? Второй вопрос про Книгу Ионы. Ведь Ниневия была языческим городом. И даже когда жители покаялись, они же не стали ни евреями, ни атеистами (а христианства и ислама тогда не существовало), то есть они продолжали быть идолопоклонниками и, следовательно, не выполняли заповеди бней-Ноах. Какое же это покаяние, и за что Б-г их простил? С уважением, Григорий Меламедов

Ответ: 02.11.2018  | Молитва

В принципе, немало комментариев посвящено этому вопросу. Один из них: во множественном числе Творец обращается ко всей Общине Израиля, говоря о принятии заповедей, что дарует Б-жественное благословение всему народу, а в единственном – к каждому еврею, дабы он пришел к счастью. Суть пророчества Йоны, обращенного к жителям Ассирии, сводилась к соблюдению ими 7 заповедей. Именно в этом они и раскаялись.

Спрашивает: Меир Россия: Москва, Москва   

Я соблюдающий еврей. Вопрос, есть ли запрет трубить в шофар вне элула и Рош--а-шана и чуть-чуть Йом-кипура?

Ответ: 01.11.2018  | Толкование писания

Нет запрета трубить в шофар не протяжении всего года, кроме суббот и праздников, в которые мудрецы установили нам запрет играть на музыкальных инструментах из опасения, что они сломаются, и человек станет их чинить. Тора повелевает нам трубить в шофар в Дни Суда – Рош Ашана, ибо это приводит к пробуждению трепета перед Небесами. В другие дни года к богобоязненности следует приходить иным способом – посредством изучения Мусара – мудрости трепета. 

Спрашивает: Сергей Россия: Санкт-Петербург, С-Петербург   

Доброго времени суток. В разговоре один "несоблюдающий" иудей сказал - Проще не соблюдать вообще, чем постоянно нарушать. Как это понять? Ведь "не соблюдать" и "нарушать" имеют одинаковое значение. Спасибо.

Ответ: 25.10.2018  | Мусар

Действительно, высказывание неверное и странное, и в сокровищницу изречений не войдет.

Задать вопрос раввину